КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.Квест «Игра на гранях слова»
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7 класс)

Аннотация: Применение обучающих квестов на уроке русского языка и внеурочной деятельности формирует интерес к предмету, способствует эффективному развитию лингвистических компетенций и реализует развивающие, обучающие и воспитательные цели.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

М.Г. Васильева, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №6» г. Чебоксары

Аннотация: Применение обучающих квестов на уроке русского языка и внеурочной деятельности формирует интерес к предмету, способствует эффективному развитию лингвистических компетенций и реализует развивающие, обучающие и воспитательные цели.

Ключевые слова: методика преподавания русского языка, лингвистические компетенции, лингвистическое мышление, образовательный квест.

Квест «Игра на гранях слова»

Участники: ученики 5-7 класса. Продолжительность: 1ч-1ч.30 мин. Место проведения: учебный(ые) кабинет(ы)

Цель: создание условий для развития у детей лингвистического мышления посредством вовлечения в игру.

Задачи: повышать познавательный интерес к русскому языку; способствовать развитию творческих способностей и языковой культуры обучающихся.

Подготовительная работа и оборудование: подготовка игрового поля, формирование команд; подготовка «Знатоков слова», подбор вопросов и заданий для игры, изготовление конвертов с вопросами, призов.

Правила игры.

Мероприятие можно провести как для одного класса, так и для параллели. В игре может участвовать одновременно 3-5 команд. У каждой команды свое игровое пространство.

Участники игры попадают в «Тайный мир слов». Перед участниками игры игровое поле, по типу настольной игры «Ходилки». В комплекте фишки и игральный кубик. К игровому полю подходят по одному участнику от команды. Цель одна – довести свою фишку до конца маршрута. Команда, первая достигшая финиша, познает Великую тайну Слова. Маршрут представляет собой цепочку лингвистических заданий. Первым бросает кубик тот участник, который раньше всех ответит на лингвистический вопрос. Количество шагов вперед определяется при броске кубика. Игрок получает то задание, на котором остановилась его фишка. Задание передается игроку в запечатанном конверте. Этот конверт участник передает Знатоку языка, который его распечатывает и контролирует выполнение задания. Если команда правильно справилась с заданием, она получает медаль от Знатока слова, предъявив которую команда получает право снова бросить игральный кубик и передвинуться по игровому полю дальше, получив новое задание.

Шаг 1. «В мире звуков и букв». Зачеркните все непарные по твердости и мягкости согласные и прочитайте пословицу.

ЖШЯЦЧЗЙЫШК ЖИЦГЛЙЫ ЧЩЙОСЖЦТШРЦЕЕ. Ответ: Язык голову кормит

Шаг 2. «В гостях у слова»

… слова беспредельна. Удачного слова часто достаточно было, чтоб остановить обратившееся в бегство войско, превратить поражение в победу и спасти страну. (Э. Жирарден, 1806-1881г., фр. писатель, литератор)

Дополните цитату, вставив пропущенное слово.

Звуки этого слова вы узнаете, взяв 6 звук от слова мудрость, ударный гласный от слова позвонит, 6 звук от слова правило, первый звук от слова азбука. Ответ: Сила.

Шаг 3. Ребусы. Для создания ребусов воспользуйтесь сайтом rebus1.com

Шаг 4. Орфоэпия. Расставьте ударение в словах: газопровод, докрасна, кухонный, грушевый, звонишь, красивее, по средам (по дням недели), обеспечение, торты.

Ответ: газопровОд, докраснА, кУхонный, грУшевый, звонИшь, красИвее, по средАм (по дням недели), обеспЕчение, тОрты.

Шаг 5. Транскрипция

Расшифруй запись: [дурной'эсловакаксмалапр'истан'итн'иатл'эп'иш]

Ответ: Дурное слово как смола: пристанет – не отлепишь

Шаг 6 . «Великий и могучий».

Восстановите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Я уверен что для полного овл..дения русским языком для того чтобы (не)потерять чу..ство языка нужно не только постоя..ое общение с простыми русскими людьми но общение с пажитями и лесами водами старыми ивами с п..р..свистом птиц и с каждым цв..тком что кивает г..л..вой (из)под куста лещины. (по К.Г.Паустовскому)

Шаг 7. Рекламная пауза.

Составьте яркий слоган о русском языке, нарисуйте рекламу.

Шаг 8. Литературная беседка

Придумайте рассказ, каждое слово в котором начинается на букву «Л»

Шаг 9. Рифмоплет. Придумайте стихотворение на заданные рифмы: ученик – дневник; слово – сурово; язык – привык.

Шаг 10. Метаграммы в стихах.

Примеры на https://moyamamma.ru/zagadki-metagrammy-v-stihah

Шаг 11. Корректор. Найди лишнее слово.

1.Петя ушиб колено ноги. 2.Робинзоны ослабли от недоедания пищи. 3.Собрание будет в декабре месяце. 4.Многие города были превращены в руины и развалины. 5.Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

Шаг. 12. Кот в мешке. Участнику предлагается на выбор два конверта. В одном написано «Два шага вперед», в другом «Два шага назад».

Шаг 13. Зоркий глаз

Прочитайте три раза ряд из 8 слов, попытайтесь их запомнить, ответьте на вопросы в конце задания. Завод, парус, еж, мел, пирог, столб, арбуз, флаг.

1. Запишите второе слово с начала. 2. Сколько слов начинается с гласной. 3.Все ли слова оканчиваются парной согласной. 4.Сколько слов заканчиваются на г. 5.Какое слово было самым коротким. 6.Правда ли, что, третьим с конца было слово столб.

Шаг 14. Анаграммы.

Главная задача – составить из букв каждого слова в цепи другое слово. Кура/кипа/ушат/Осло/рога/Иван/. Ответ: рука/пила/туша/соло/гора/ вина/

Шаг 15. Метаграммы.

Необходимо в исходном слове менять одну букву с расчетом получить новые слова и с их помощью пройти от исходного к заданному слову.

МИГ – ЧАС. Ответ: МИГ – маг – май – чай – ЧАС

Шаг 16. Омонимы. Назовите омоним.

Лесной хищник и способ лошадиного бега. Пушной зверек и нежное прикосновение. Место обитания и день недели. Хороший хозяин и форма кисти. Часть концерта и помещение в отеле.

Ответы: рысь, ласка, среда, кулак, номер

Шаг 17. Общее слово.

Найдите термин, который характерен для обоих понятий.

Солнце и чернила. Экзамен и театр. Рыба и дверь. Шляпа и тетрадь. Клубника и гусар. Ответ: Пятно, билет, косяк, поля, усы

Шаг 18. Перевертыши.

Расшифруйте перевернутую фразу. Там толсто, где не срастается. Многословие – брат бездарности. Болезнь да продашь. В гостях потолки мешают. Южное затмение. Редкий гусь чужое озеро ругает. Снимать блины с носа. Ответы: Где тонко, там и рвется. Краткость-сестра таланта. Здоровье не купишь. Дома и стены помогают. Северное сияние. Всякий кулик свое болото хвалит. Вешать лапшу на уши.

Шаг 19. Мастер слова.

Необходимо составить определённое количество слов из данного в задании слова. Составьте 7 слов из слова «ХУДОЖНИК»

Ответы: ход - ходун -  нож - джин - дух - духи - кино - ужин - ухо - уход - дно - док - - жук - - ион - кон - код - кун.

Шаг 20. Шар-ады/Куб-рая

Загаданное слово разбивается на части, после чего каждое слово заменяется на антонимы, ассоциации. ШАХ + ОРЕЛ = ИГРУШКА (матрешка); ПЕС + ЗИМЫ = ЕДА (котлета); МАНДАРИН + РАЙ = НАПИТОК (лимонад); РЕ + САХАР = ОВОЩ (фасоль)

Финиш: Язык дан человеку, чтобы излагать свои мысли. (Мольер).


Литература

1. Баландин Б.Б Новейшая книга интеллектуальных игр и занимательных вопросов для умников и умниц/Б.Б. Баландин. - Москва: РИПОЛ классик, 2008.

2. Нянковский М.А.1000 вопросов для умников и умниц. - Ярославль: Академия развития, 2007.

3.Соколова В.В. Культура речи и культура общения.-М.:Просвещение,1995.

4. Шанский Н.М. Занимательный русский язык. - М. : Дрофа, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья" УМК под редакцией С.И.Львовой как средство формирования лингвистических компетенций школьника"

В статье  рассказала, как можно формировать лингвистическую компетенцию ученика , используя материал учебника.Для этого проанализировала учебники 5-9 классов. На отдельных примерах показала , что...

Доклад "Веб-квест как средство формирования информационной компетентности"

Доклад был представлен мной на городских педагогических чтениях "Новые смыслы метапредметности в образовании", заработал 2 место....

МЕТОД ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Г.А. КИТАЙГОРОДСКОЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ

     Метод интенсивного обучения иностранным языкам строится на большом количестве различных грамматических, лексических, фонетических упражнений, которые выполняются обучаю...

«Использование квестов как средства формировании иноязычных лексических навыков в средней школе»

В данной статье  квесты рассматриваются как многофункциональное средство, которое способно эффективно формировать иноязычные лексические навыки и помимо этого формировать межпредметные умения в у...

ВЕБ - КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В статье рассматривается актуальная проблема формирования СКК...