Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 5 класса «Секреты орфографии».
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс)

Давыдова Светлана Адильевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты орфографии» рассчитана на расширение представлений учащихся о русском языке. Занятия позволяют учащемуся наблюдать над лексической стороной слова, что дает возможность увидеть, как живет слово в тексте. Практические занятия направлены на обогащение словаря и развитие речи учащихся. Все занятия строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности учащихся в получении новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_5_klass.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

                                                                                                       «Согласовано»

                                                                                                       Зам. директора по УР

                                                                                                        __________________

                                                                                                       «____» _________2020 г.

                                                                                                         ___________________

                                                                                                                (ФИО)

Рабочая программа внеурочной деятельности

по русскому языку

для учащихся 5 класса

 «Секреты орфографии».

                                                              Составила Давыдова С.А.,

                                                                учитель русского языка и

                                                               литературы

Сасово 2020

 

Пояснительная записка.

Пояснительная записка.

Рабочая  программа  курса внеурочной деятельности «Секреты орфографии» для 5 класса разработана

  • на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897) к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программы, включенных в структуру основной образовательной программы;
  • рассчитана на один год. Полноценная реализация программы возможна только при добросовестном отношении учащихся к заданиям учителя, стремлении овладеть навыками и умениями лингвистического анализа художественного текста.

Количество часов в неделю – 1, в год – 34.

Русский язык отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает огромными возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательно о русском языке» рассчитана на расширение представлений учащихся о русском языке. Занятия позволяют учащемуся наблюдать над лексической стороной слова, что дает возможность увидеть, как живет слово в тексте. Практические занятия направлены на обогащение словаря и развитие речи учащихся. Все занятия строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности учащихся в получении новых знаний.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты орфографии» содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области лексики и фразеологии, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка.

Содержание рабочей программы курса внеурочной деятельности обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

В рабочей программе курса внеурочной деятельности «Занимательно о русском языке»  реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Деятельностный подход осуществляется через такие формы работы, как конкурсы, КВН, игры, викторины. Место проведения занятий — учебный кабинет, библиотека.

Личностные и метапредметные  результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Планируемые результаты

Личностные:

  • понимание русского языка как основной национально-культурной ценности русского народа;
  • уважительное отношение к русскому языку;
  • стремление к речевому самосовершенствованию
  • достаточный объем словарного запаса для выражения мыслей и          

чувств в процессе речевого общения.

Метапредметные:

  • адекватное восприятие и понимание информации;
  • способность извлекать информацию из различных источников;

  • свободно пользоваться словарями различных типов;
  • умение воспроизводить прочитанный и прослушанный текст;
  • способность правильно излагать свои мысли;
  • соблюдение в речи норм современного русского литературного языка;
  • способность участвовать в речевом общении;

 

Основные цели:

  1. расширение и углубление знаний по русскому языку;
  2. изучение трудных вопросов орфографии;
  3. развитие языкового чутья;
  4. воспитание интереса к русскому языку.

На занятиях  предполагается в доступной форме рассказать о трудностях орфографии русского языка, представить языковые явления так, чтобы стали ясны причины, по которым появились те или иные правила и нормы. В содержание занятий  включены сведения из истории слов и выражений, лингвистические сказки, шарады загадки, тестовые задания. Игры и игровые занятия способствуют закреплению пройденного, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, языкового чутья.

Задачи:

  1. Углублять полученные на уроках знания по русскому языку.
  2. Способствовать повышению познавательной активности учащихся
  3.  Воспитывать любовь к родному языку.
  4. Развивать ассоциативное мышление, письменную и устную речь.
  5. Формировать умение решать нестандартные задачи по русскому языку, задачи олимпиадного характера.
  6. Подготовить учащихся к участию в конкурсах по русскому языку.

Ожидаемые педагогические результаты:

  1. более совершенная письменная и устная речь учащихся;
  2. подготовка к олимпиадам по русскому языку;
  3. углубленные знания по темам курса «Фонетика», «Лексика», «Орфография», «Морфемика», «Культура речи»;
  4. умение пользоваться различными видами словарей;
  5. точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.

Календарно-тематическое планирование.

Дата

Тема занятия

Содержание занятия

1.

Дорога к письменности.

Как люди в древности обходились без письма. Древние письмена.

2.

Как возникла наша письменность?

Буквы. Алфавит.

3.

Меня зовут фонема. Для всех ли фонем есть буквы?

Звуки речи. Решение олимпиадных заданий по фонетике.

4.

«Ошибкоопасные» места.

Орфограммы. Отработка навыка нахождения орфограмм в словах.

5.

Опасные согласные.

Орфограммы-согласные. Решение олимпиадных заданий.

6.

На сцене гласные.

Орфограммы-гласные. Решение олимпиадных заданий.

7.

Практическое занятие.

Подготовка к конкурсу «Родное слово»

8.

«Фонемные» и «нефонемные» правила. Когда Ь пишется?

Правописание Ь в словах. Решение олимпиадных заданий.

9.

Правило о непроизносимых согласных – «фонемное».

Непроизносимые согласные. Решение олимпиадных заданий.

10.

«Нефонемное» правило.

Правописание гласных после Ц. Решение олимпиадных заданий.

11.

Как «оседлать» правило? Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам.

Составление алгоритма применения правил.

12.

Память и грамотность.

Отработка навыков орфографической зоркости.

13.

Практическое занятие.

  Решение занимательных заданий.

14.

Из чего строятся слова? Строительная работа морфем.

Знакомство с морфемами. Решение олимпиадных заданий.

15.

Где хранятся слова?

Словари, их разновидности.

16.

Приставки-труженицы.

Знакомство с приставками, их значениями. Решение олимпиадных заданий.

17.

Приставки, которые пишутся всегда одинаково (приставки первой группы).

Отработка алгоритма правописания приставок, которые следует запомнить.

18.

Нарушители «главного» правила (приставки второй группы).

Отработка алгоритма правописания приставок на З-С.

19.

Практическое занятие

Игры и упражнения с приставками.

20.

Самые трудные приставки! (приставки третьей группы).

Знакомство с приставками ПРИ- и ПРЕ-.

Решение олимпиадных заданий.

21-22.

Что может обозначать приставка ПРИ?

Знакомство со значениями приставки ПРИ-.

23.

Что может означать приставка ПРЕ-?

Знакомство со значениями приставки ПРЕ-.

24.

Практическое занятие.

Отработка навыка отличия приставок ПРИ- и ПРЕ-.

25.

Практическое занятие.

Подготовка к конкурсу «Русский медвежонок». Решение заданий уровня на 5 баллов.

26.

Слова-«родственники».

Корень слова. Однокоренные слова. Решение олимпиадных заданий.

27.

 Кто «командует» корнями? Полногласные и неполногласные сочетания.

Чередование гласных. Полногласие и неполногласие.

28.

Орфограммы с «девчачьим» именем.

Чередование гласных в корне, зависящее от суффикса –А-.

29.

Командует ударение.

Чередование гласных в корне, зависящее от ударения.

30.

Командуют согласные.

Чередование гласных в корне, зависящее от последующих согласных.

31.

Командует смысл.

Чередование гласных в корне, зависящее от значения слова.

32.

Практическое занятие.

Отработка навыка правописания чередующихся гласных в корнях слов.

33.

«Пересаженные» корни.

Заимствованные слова. Решение олимпиадных заданий.

34.

Итоговое занятие.

Обобщение изученного. Подведение итогов.

Литература:

1. Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. Секреты орфографии.М.Просвещение.1991.

2.  Б.Т.Панов. Внеклассная работа по русскому языку. М. Просвещение. 1980.

3. Н.М.Шанский. В мире слов. М. Просвещение.1985.

4. Интернет-ресурсы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Русская лапта» (спортивно-оздоровительное направление)

Русская лапта – такая игра, которая может удовлетворить большинство требований к воспитывающей игре. Как командная игра, она требует проявления товарищества, солидарности и ответственности друг за дру...

рабочая программа внеурочной деятельности "русская лапта"

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. Социальная среда и реальная практика свидетельствуют об ухудшении здоровья населения нашей страны. Озабочен...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Русские традиции"

Изучение программы курса "Русские традиции"дает возможность приоткрыть завесу времени и рассказать об истории происхождения славян, их характере, культуре, обычаях, традициях. Пантеон богов славян, сл...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Русская лапта"

Приводится  программа  внеурочной  деятельности для 5-11  классов  "Русская  лапта"...

Рабочая программа, внеурочной деятельности «Русские народные игры» по спортивно-оздоровительному направлению на 2015-2016учебный год

Рабочая программа,внеурочной деятельности «Русские народные игры» по спортивно-оздоровительному направлениюна 2015-2016учебный год...

рабочая программа внеурочной деятельности "Русская словесность"

Рабочая программа   внеурочной деятельности "Русская словесность", разработана на основе  программы Альбетковой  с учетом требований ФГОС ООО...