Опорные схемы, таблицы по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Аюшеева Галина Доржеевна

Опорные схемы, таблицы по русскому языку для учащихся 5-8 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opornye_shemy_tablitsy.docx39.79 КБ

Предварительный просмотр:

Созданные опорные конспекты, схемы, таблицы

5 класс.

   1.Тема: «Буквы о-е после шипящих».

                                 

                                      Определить части речи.

        

        

        

     существительное, прилагательное,      глагол, причастие, отглагольное

                    наречие на о-е                           существительное,  отглагольное

                прилагательное

        

            определить части слова.                Е, Ё

                

         или                                                                     

                         

           е, ё

(кроме слов-исключений             определить наличие

 и заимствованных.)                              ударения

         

        

                                                     под ударением              без ударения

                

        о        е

Слова – исключения: шорох, шов, крыжовник, шок, шорты, шомпол, капюшон, обжора, трущоба, чопорный.

2. Тема: «Корни с чередующимися гласными».

1. От ударения

              

   гор – гар,  зор - зар,  твор – твар, клон – клан.

Слова – исключения: зоревать, утварь, изгарь, пригарь, выгарки.

2. От согласной в корне.

                    

Раст – ращ – рос,         скак – скоч,           лаг - лож

Слова – исключения: отрасль, росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, скачок, скачу.

                                       

             

                 

  3. От    а

                   

  мер - мира               стел – стила

                       

 бер - бира                блест – блиста

                  

  тер – тира                жег – жига

              

  пер – пира               чет – чита

                 

  дер – дира                 кос - каса

 Слова – исключения: сочетать, сочетание.

4. От значения

                                           

            мак – мок  (моч)                        равн - ровн

                     

        "погружать        "впитывать                         "равный,        "ровный, прямой

      в жидкость"        жидкость"                             одинаковый"        гладкий".

Слова – исключения: равнина, ровесник, равнение, поровну, уровень.

3. Тема: «ь для обозначения грамматической формы».

                           (после шипящих).

       Пишется                                             

Не пишется

1) в глаголах (2 лица ед. числа, повелит. накл., неопред. форма).                                                          

1) в кратких прилаг. (каков?)-горяч, дремуч…

2) в наречиях- сплошь, навзничь…

исключения: уж, замуж, невтерпёж

2) у сущ. в форме Р.п. мн.ч.- туч, задач…

3) у существительных III склонения, ж.р.- ночь, речь, мышь…

3) у сущ. 2 скл., м.р.- мяч, гараж, шалаш…

4) в частицах-лишь, ишь…

 

   

4. Тема: «Части речи».

  I  Самостоятельные (9):

   1.Имя существительное (кто? что?)                                        

   2. Имя прилагательное (какой? чей?)                   

   3.Имя числительное  (какой? сколько?)

   4.Глагол (что делать? что сделать?)

    5. Наречие (где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как?)

   6. Местоимение.

   7. Причастие (что делающий? что сделавший?)

   8. Деепричастие (что делая? что сделав?)

   9. Категория состояния.

II Служебные (3):

   1.Союз

   2.Предлог

   3.Частица

III Особая – междометие.

5. Тема: «Правописание личных окончаний             

              глаголов I  и II спряжения».

          Определить, находится ли окончание глагола под          

        ударением

        

        да               нет

                

                 написать тот гласный,                    образовать неопределённую форму

                 который слышится        

                                   проверить, оканчивается ли на -ить

        

           да                                   нет

        

        написать        написать

                                       - и, -ат , -ят.                                                            –е, -ут, -ют.

                                       исключения:                                                       исключения:

                                      брить, стелить                                      слышать, гнать,  дышать,      

                                                                                                    держать,         смотреть, видеть,

                                                                                                    ненавидеть, обидеть, вертеть,

        зависеть, терпеть.

6. Тема: «Правописание букв е-и  в окончаниях 

        имён существительных».

I  склонение

II склонение

III склонение

е

Д.п., П.п. кроме

существительных

   на    -ия

   П.п. кроме существительных

на – ий, -ие

 

и

1. Р.п.

2. Р.п., Д.п., П.п.

существит. на -ия

        П.п.

существит.

 на –ий, -ие.

Р.п., Д.п., П.п.

7. Тема: «Правописание приставок».

I Запомнить:

о: о-, об-, обо-, от-, ото-, до-, по-, под-, подо-, про-.

а: за-, на-, над-, надо-, наи-.

е: пере-, пред-, предо-

с – з                      запомнить: здесь, здоровье, здание, зги.

II  Приставки на з-с.

перед звонкой согласной –з

перед глухой согласной  - с

             

 Бесправный,  разбег.

Обозначение мягкости согласных

Ь

Е, Ё, Ю, Я 2 звука

[йэ], [йо], [йу], [йа]

Чк, чн, нч, нщ, рщ

1) конец слова: богатырь.

1) в начале слова: еле, ёлка, юг, яма.

Нянчить, мощность

2) середина после Л, Н перед Ш: кольчуга, уменьшить.

2) после гласной: боец, прием, каюта, стоят.

3) середина перед К, М, Б, Г: серьги, письмо, коньки.

3) после Ь иЪ: отъезд, съемка.

[э], [о], [у], [а]

После согласной – мера, полет.

 

Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах

Неопределенная форма глагола

3 лицо единственного числа

(Что делать?

Что сделать?)

-ТЬСЯ

(Что делает?

Что сделает?)

-ТСЯ

6 класс.

Тема: « Правописание приставок пре – при».

приставки

значение

Вспомог. слово

примеры

при

близость

около

прибрежный

при

присоединение

к чему-то

приклеить

при

приближение

куда-то

приехать

при

неполнота действия

чуть-чуть

присесть

пре

Близко по значению к слову «очень»

прехороший

пре

Близко по значению к слову «пере»

преградить

2. «Правописание не с разными частями речи 

                                     (кроме причастий)».

I . Не с существительными, прилагательными и наречиями на –о,е

   Слитно:

1.Слово не употребляется без не

   невежда, небрежный

2 если можно заменить синонимом без не

   неприятель, негромко

   Раздельно:

1. есть противопоставление с союзом а

    не далеко, а близко

    но река неглубокая, но холодная

2.если относятся слова далеко, отнюдь, вовсе, ничуть + отрицательные местоимения и  наречия.

    ничуть не интересный

Запомнить: слова очень, крайне, абсолютно , почти, совершенно и т.п. не дают раздельного написания

    очень некрасивый поступок.

3. в вопросительных предложениях и в риторических вопросах

    Не правда ли, здесь очень красиво?

4. с относительными и притяжательными прилагательными

    не железная дверь, не мамин платок.

5. с качественными прилагательными, обозначающими цвет, вкус, осязание

    не зелёный, не кислый, не мокрый.

6. с краткими прилагательными, которые в полной форме не употребляются или значение которых в полной форме меняется

 не рад, не должен, не готов, не обязан и т.п.

II. НЕ и НИ с отрицательными и неопределёнными местоимениями.

1. под ударением пишется не, без ударения ни

                                    ∕           ∕

                    никто, некто

2.не, ни пишутся слитно, если  нет предлога, раздельно, если предлог есть

      ничего, не с кем

3. Запомнить:

 не кто иной (другой), как

 не что иное (другое), как

III Не с глаголами

 Всегда раздельно, кроме слов, которые без не не употребляются

     не  был, невзлюбить

IV не всегда пишется раздельно с

 числительными, наречиями не на о-е, местоимениями (кроме отрицательных и неопределительных).

      не первый, не очень, не наш

3. Тема: Правописание н-нн в прилагательных».

               Н: ин, ан, ян

                                              

 лебединый, кожаный, глиняный

Исключения: стеклянный, деревянный, оловянный

                                           

Запомнить:  пьяный, румяный, зелёный, юный, свиной.

       

 НН:1.онн,  енн

              

авиационный, жизненный

Исключение: ветреный

                             

          2.          н + н

                            

                              (туманный, диванный)

                 туманный

В кратких прилагательных пишется столько же н, сколько и в полных, от которых они образованы.

    вещь ценна.

Степени сравнения

Сравнительная

Простая

Превосходная

Красивее (-ей)

Легче

Плохой - хуже

Не изм. по Р.Ч.П.

Красивейший

Легчайший

Изм. по Р.Ч.П.

Более, менее} красивый

Изм. по Р.Ч.П.

Самый,

Наиболее, наименее} красивый

Изм. по Р.Ч.П.

4.Тема: «Правописание гласных в суффиксах 

        глаголов».

      Глаголы

       Суффиксы

Примеры

советовать (советую)

горевать (горюю)

рассматривать (рассматриваю)

рассказывать (рассказываю)

нырнуть

бросить

бросать

давать

висеть

телеграфировать

сигнализировать

          -ова-

          -ева-

          -ива-

         -ыва-

          -ну-

           -и-

           -а-

          -ва-

           -е-

       -ирова-

     -изирова-

Правописание суффиксов существительных ЧИК и -ЩИК

-ЧИК

-ЩИК

После д-т, з-с, ж

После остальных букв

Разряды имен прилагательных

Качественное

Относительное

Притяжательное

Сравнительная степень

Краткая форма

Очень, чрезвычайно

Слишком

Сложное прилагательное

не¬

антонимы, синонимы

уменьшительно-ласкательное ^

-

-

-

-

-

-

-

Обозначают материал, время, место, действие

Чей? Чья? Чьё?

(ов, ев, ин, ын, ий, ье)

Общая принадлежность к человеку, животному

В ^ и существительных и прилагательных после шипящих и Ц

Ó

É

врачом

снежок

ежовый

Товарищем

хорошего

вещевой

7 класс.

1. «Правописание суффиксов причастий».

        Тип

Время

       Действительные

Страдательные

настоящее

время

      

ущ, ющ – от гл. I спряжения

    

ащ. ящ – от гл. II спряжения

     

ом, ем – от гл. I спряжения

им – от гл. II спряжения

прошедшее

время

     

 вш, ш

енн - от  гл. на  -ить, -еть

нн - от гл. на –ать, ять

т – от остальных глаголов

2.Тема: «Правописание не с причастиями».

Пишутся слитно:

1.если без не не употребляются

      негодующий взгляд

2. нет зависимых слов и противопоставлений с союзом а

      непрочитанное письмо

 Пишутся раздельно:

1.есть зависимое слово

      не отправленное вовремя письмо

2. есть противопоставление с союзом а

     не заштопанный, а зашитый

3. с краткими причастиями

     дверь не закрыта

     

3. «Тема: Правописание н и нн в причастиях и 

                       отглагольных прилагательных».

1. Определить, полная или краткая форма

                   

        

          полная                                              краткая

                               (см. ниже)

   определить вид глагола,

от которого образовано слово

                

несовершенный                      совершенный

        вид                                            вид

есть   есть        есть приставка        причастие

ова, зависимое        (кроме не)        нн

ева   слово        нн

 нн     нн

Если ничего нет, значит это отглагольное прилагательное   н

Исключения:

         н                                                                       нн

названый        деланный

смышлёный        невиданный

посажёный (отец)        неслыханный

приданое        негаданный

кованый        нежданный

жёваный        нечаянный

раненый                                                              медленный

                                                                             желанный

        священный

Краткая форма:

1.В кратких причастиях –н

   комната убрана (комната, которую убрали)

2.В кратких прилагательное. образованных от глагола:

   в м.р. – н

   в ж.р., ср.р., мн.ч. –нн

   ученики воспитанны (вежливы, культурны, и т.п.)

Ср. дети воспитаны родителями

   (дети, которых воспитали родители)

4. Тема: «Слитное, раздельное и дефисное 

        написание наречий».

Пишутся слитно:

1.  наречия на –ую

         зачастую

Исключения: на боковую, на попятную, на мировую

2. наречия, образованные соединением предлогов с наречиями

   навсегда, доныне

Исключения: до завтра, на авось, на нет, на ура, на бис

3. наречия, образованные соединением предлогов в, на  с собирательными числительными

     вдвое, натрое

4. наречия, образованные соединением предлога и существительного, если нет пояснительных слов

     вначале,     но  в начале книги

5. наречия, образованные от местоимений и предлогов.

   почему, зачем

Пишутся раздельно:

1.наречия на –ах, обозначающие состояние, место или время

   в сердцах, на радостях

Исключения: впотьмах, впопыхах

2. если предлог оканчивается на согласную, а слово начинается на гласную

   в охапку, без оглядки

3. наречные выражения, состоящие из двух существительных с предлогом между ними

        с глазу на глаз

Пишутся через дефис:

                        

1. наречия с по + ому, -ему, -и

                     

                    в,   во + -их, -ых

    по–моему, по-соседски

                     

2. наречия с кое-, -то, -либо, -нибудь и частицей -таки

    

      кое - как, где - то

3. сложные наречия

     еле-еле, точь-в-точь

5.Тема: « Правописание предлогов».

Слитно                              Раздельно                                Через дефис

ввиду                                   в виде                                          из-за

вместе                                 в течение                                     из-под

вроде                                  в продолжение

вследствие                           в заключение

наподобие                            в связи (с)

сверх                                     в силу

вслед                                     по мере

несмотря на

невзирая на


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности через использование ИКТ и опорных схем на уроках русского языка.

Обобщение  и представление  накопленного опыта в области использования ИКТ и применения опорных схем на уроках русского языка....

Учебные таблицы, опорные схемы по курсу "Русский язык"

        Учебные таблицы, опорные схемы, раздаточный материал  по русскому языку....

Методический семинар "Опорные схемы на уроках русского языка"

Методический семинар "Опорные схемы на уроках русского языка"...

Опорные схемы к урокам русского языка

Опорные схемы можно использовать на уроках русского языка в качестве обобщения и систематизации материала...

Схемы-таблицы по русскому языку

Служат для запоминания правил по русскому языку,  можно использовать для подготовки ОГЭ, ЕГЭ....

Схемы-таблицы по русскому языку

Данные презентации содержат схемы-таблицы по русскому языку и предназначены как для преподавателей, так и для оучающихся....

Буклет "Опорные схемы на уроках русского языка и литературы"

Буклет для консультации (для учителей русского языка и литературы) на тему "Опорные схемы на уроках русского языка и литературы"...