ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ГРАМОТЕИ» (внеклассное мероприятие по русскому языку) 6-й класс
классный час по русскому языку (6 класс)

Сорокина Юлия Юрьевна

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ГРАМОТЕИ»

(внеклассное мероприятие по русскому языку) 6-й класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra_gramotei.docx13.57 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ГРАМОТЕИ»

(внеклассное мероприятие по русскому языку) 6-й класс

Цели: развивать познавательный интерес к русскому языку; расширять общий кругозор учащихся; обогащать речь, привить навыки связного высказывания, умения логично, грамотно, образно и убедительно говорить; воспитывать способность к работе в команде, терпимость к разным точкам зрения.

ХОД ИГРЫ

Вступительное слово учителя.

Представление команд, жюри.

Ведущий. Добрый день, уважаемые преподаватели, гости. Сегодня любители и знатоки русского языка собрались здесь, чтобы проверить глубину своих знаний и сравнить себя с соперниками. В нашей игре обязательно выиграет тот, кто лучше и быстрее сможет воспользоваться знаниями, полученными на уроках русского языка и литературы. Наша игра поможет вам найти на каждой станции много чудесного и таинственного, что прячется за словом «русский язык».

СГАНЦИЯ 1 «ФОЛЬКЛОРНАЯ».

Объясните значения архаизмов в пословицах и поговорках.

Вопросы 1-й команде:

1. Ни кола ни двора, а вереи точёные, (верея — столб).

2. Прямое слово рожном точит, (рожно — заострённый кол, пика, копьё, вилы).

3. Не то обидно, что вино дорого, а то обидно, что целовальник богатеет, (целовальник — трактирщик, кабатчик).

Вопросы 2-й команде:

1. Дураков не орют, не сеют, сами родятся, (орать — пахать).

2. Бог дал живот, даст и здоровье, (живот — жизнь).

3. Он на все горшки уполовник (уполовник — большая разливательная ложка, здесь: сплетник).

СТАНЦИЯ 2 «СИНТАКСИЧЕСКАЯ».

Вы, наверное, помните крылатую фразу «Казнить нельзя помиловать» и понимаете, какую роль в ней играет запятая. От того, где поставят этот маленький крючочек, зависит жизнь человека.

Ваша задача будет не столь сложна и ответственна. Вам надо расставить знаки препинания и одном, но очень длинном предложении.

Ведущий раздаст карточки командам. На карточке написано следующее предложение, но без знаков препинания: «Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей» (М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»).

СТАНЦИЯ 3 «УДАРЕНИЕ — УДАЛЕНИЕ».

Еще в IV веке известный филолог Диомед назвал ударение «душой речи». Правильная постановка ударения признак культурной, грамотной речи. Есть немало слов, произношение которых служит показателем уровня речевой культуры.

Ведущий раздает карточки с заданием командам, в которых надо расставить ударения.

Августовский, вероисповедание, документ, донельзя, дремота, завидно, заговор, зубчатый, каталог, колледж, квартал, крапива, красивее, кухонный, маркетинг, менеджмент, хода-тайствовать.

СТАНЦИЯ 4 «ПОЛИГЛОТ».

Ведущий. Как будет по-испански «бой быков»? — Правильно, коррида. Переведите данные слова, выбрав ответы из предложенных на выбор:

1. «Крестословица» по-английски

2. «Мальчик» по-французски

3. «Запад» по-немецки

4. «Созвучие» по-итальянски

5. Ледяная гора» по-шведски

6. «Книга» по-гречески.

7. «Чтение» по-арабски

8. «Испытание» по-латыни

9. «Кот» по-украински

10. «Источник» по-исландски

Ответы на выбор: (1 г; 2 д; Зе; 4к; 5 а; 6 б; 7 и; 8 в; 9 ж; 10 з )

а) айсберг;

б) библия;

в) экзамен;

г) кроссворд;

д) гарсон;

е) вест;

ж) кит;

з) гейзер;

и) коран;

к) аккорд.

СТАНЦИЯ 5 «СЛОВА В ЗЕРКАЛЕ».

Если вы читали сказку о королевстве кривых зеркал, то, наверное, помните, как Оля в зеркале превратилась в Яло, Анидаг в Гадину, а Нуш-рок в Коршуна.

Есть такие слова, которые не теряют смысла и при чтении их справа налево. Например, сев и вес. Вам надо придумать и записать, как можно больше пар таких «зеркальных» слов.

СТАНЦИЯ 6 «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ».

Для того, чтобы справиться с заданием, необходимо знать названия нот, составляющих всем известную гамму. Ничему не удивляться, стараться быстро думать. Победит тот, кто наберет большее количество очков.

Итак, начали.

— животное, растение, птица, в названиях которых есть нота «до» (бульдог, подорожник, удод);

— пресмыкающееся, птица и зерновая культура, в названиях которых есть нота «ре» (черепаха, тетерев, гречиха);

— птица, рыба, плодовое дерево, в названиях которых есть нота «ми» (фламинго, минога, миндаль);

— растение, в названии которого есть нота «соль» и нота «фа» (фасоль);

— млекопитающее, растение, рыба, в названиях которых есть «ля» (косуля, конопля, стерлядь);

— птица, плодовое дерево и сорняк, в названиях которых есть нота «си» (синица, персик, василек).

Ведущий: Пока наши команды работают, несколько вопросов для зрителей.

1. В названиях каких литературных произведений встречается имя числительное?

(А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», А. Чехов «Три сестры»);

2. Какие прилагательные женского рода жалуются на свой рост? (длинная, высокая, низкая)

3. Как написать мышеловка пятью буквами? (кошка)

4. В каком глаголе сто отрицаний? (стонет)

5. Какая змея бывает наречием? (уж)

6. На какой вопрос нельзя ответить: «Да». (Ты спишь?)

7. Какое слово имеет пять «о»? (опять)

8. В названии какого европейского государства есть три «я»? (Авс — три — я)

СТАНЦИЯ 7 «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ...»

Команды по очереди отвечают на вопросы.

Если не знают ответа на поставленный вопрос, говорят: «Дальше...»

Вопросы 1-й команде:

1. Как в литературоведении называется преувеличение? (гипербола)

2. К какой части речи относится слово «оба»? (числительное).

3. Как называется в литературоведении повторение слов в начале стихотворных строк или строф? (анафора).

4. Форма глагола, обозначающая добавочное действие? (деепричастие)

5. К какому разряду относится местоимение «их» в словосочетании «их знания»? (притяжательное).

6. Сколько слов в словосочетании «сногсшибательная новость»? (2)

7. К какой языковой единице принадлежит выражение «язык до Киева доведёт»? (фразеологизм)

Вопросы 2-й команде:

1.Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически? (текст)

2.Какой частью речи является слово «любимым» в словосочетании «с любимыми не расставайтесь»? (существительное)

3.К какому пласту лексики относятся слова «перст», «очи», «уста»? (архаизмы) 4.Словосочетание «друг другу» пишется с дефисом или без? (без дефиса)

5. Сколько звуков в слове «дочь»? (3)

6.Пятая буква русского алфавита? (д)

7.Как называется разговор двух или более лиц? (диалог)

СТАНЦИЯ 8 «СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ».

Замените словосочетания одним словом с приставкой.

Задание 1-й команде:

1. Лишённый смысла, (бессмысленный).

2. Находящийся за пределами школы, (внешкольный).

3. Никогда нс умирающий, (бессмертный).

4. Расположенный у берега, вдоль берега, (прибрежный)

Задание 2-й команде:

1. Относящийся ко времени перед восходом солнца, (предрассветный)

2. Не имеющий определённой формы, (бесформенный)

3. Очень некрасивый, уродливый. (безобразный)

4. Не дающий результата, напрасный. (безрезультатный)

Подведение итогов жюри.

Ведущий: Поздравляем победителей игры. Благодарим команды за интересную игру, а болельщиков за помощь командам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6 классов "Грамотеи"

Игра "Грамотеи" для обучающихся 6-х классов направлена на повышение интереса к изучению русского языка. Помогает обобщить пройденный материал....

Лингвистические Олимпийские игры Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе

Лингвистические Олимпийские игры (см. Приложение 2) (слайд 1)(внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе)Учитель (слайд 2)Вы, олимпийцы, прибыли на Олимпийские игры из различных греческих го...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН. Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку, литературе и английскому языку в 5-м классе

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОНСценарий внеклассного мероприятия по русскому языку, литературе и английскому языку в 5-м классеЦели игры:1.     Развитие у школьников интереса к русскому я...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе. «Играй и учись!»

Мероприятие носит познавательный характер, в то же время проводится в игровой форме. Такое сочетание позволяет ребятам учиться играя.Каждый класс из параллели представляет команду и болельщиков. Коман...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе. «Играй и учись!» (познавательная игра для учащихся 7 классов по русскому языку).

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе.«Играй и учись!»(познавательная игра для учащихся 7 классовпо русскому языку).Цель: в игровой форме привить учащимся интерес к изучению...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе Урок – игра «Турнир знатоков русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе                       Урок &nda...