Урок «Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов»
методическая разработка по русскому языку

Модин Алексей Сергеевич

Цель урока:  научить применять лингвистические знания при работе с языковым материалом.

Задачи урока:

- научить определять лексическое значение слова, фразеологизма;

- развить умение употреблять слова в соответствии с их значением;

- сформировать умение подбирать подходящую группу слов к исходной языковой единице;

- научить характеризовать изученные языковые единицы и особенности их употребления в речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_proishozhdenie_leksiki.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.  Употребление устаревшей лексики и неологизмов»

Цель урока:  научить применять лингвистические знания при работе с языковым материалом.

Задачи урока:

- научить определять лексическое значение слова, фразеологизма;

- развить умение употреблять слова в соответствии с их значением;

- сформировать умение подбирать подходящую группу слов к исходной языковой единице;

- научить характеризовать изученные языковые единицы и особенности их употребления в речи.

1.  Объяснение нового материала. 

- На сегодняшнем уроке мы сосредоточим   внимание на лексике русского языка с точки зрения  происхождения и сфер   употребления.

- Считается, что словарный состав русского языка сформировался на основе трех больших пластов: старославянского, исконно русского и заимствованного. Изучив периоды истории русского языка, мы можем определить особенности русской лексики.  

(Русский язык, наряду с украинским и белорусским, является детищем древнерусского языка, который, в свою очередь, является «сыном» общеславянского. Таким образом, русская лексика сохранила в себе черты этих этапов развития языка)

- Определим характерные черты слов различного происхождения.

(Работа со слайдами, демонстрирующими блоки-схемы изучаемого материала, записи в опорные конспекты.)

-Тренинг: распределите слова на три столбика в зависимости от их происхождения.

( Работа самостоятельно в тетрадях).

- Взаимопроверка с объяснением на интерактивной доске. Оценочная ведомость.

- Групповая работа: анализ стихотворения Д. Ревякина «Сибирский марш» (Приложение), выявление слов старославянского происхождения. Оценочная ведомость.

 

2. Лексика русского языка с точки зрения сфер ее употребления.

- Основу лексики литературного языка составляют общеупотребительные слова. На их базе происходит дальнейшее совершенствование и обогащение лексики национального русского языка.

- Но   встречаются слова, которые понятны только жителям той или иной местности. Такие слова называют диалектизмами. В национальном русском языке имеются два основных наречия (диалекта) – северное и южное, в состав которых входят самостоятельные говоры. Особую группу составляют среднерусские говоры, имеющие черты и севернорусского и южнорусского наречий.

(Работа со слайдом блок-схем, запись в опорные конспекты).

- Кроме того, в каждой профессии помимо общеупотребительных, используются слова специальные – профессионализмы.

- Ограниченными по употреблению являются также слова, используемые в речи отдельных социальных групп, например, школьников, студентов. Такие слова являются арготизмами (или жаргонизмами) и, в отличие от диалектизмов и профессионализмов, имеют ярко выраженный эмоционально-экспрессивный характер.

- Таким образом, национальный русский язык включает в себя общенародные, общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления (диалектные слова, профессиональные слова, просторечные  и жаргонизмы).

- Иногда слова ограниченного употребления  можно встретить в произведениях художественной литературы. Как вы думаете, какова цель их использования.

( Для создания речевого колорита, речевой  индивидуальности героев).

- Давайте еще раз обратимся к видеоматериалу для наблюдения за речью героев относительно использования таких слов (диалектизмов, просторечных, жаргонизмов).

Задание: запишите слова, употребленные в стихотворении Д. Ревякина «Вернулся», относящиеся к лексике ограниченной сферы употребления.

 (Просмотр видеофрагмента. Обсуждение. Оценочная ведомость).

3. Словарь языка имеет в своем составе активную лексику, то есть слова, которыми пользуются в данный период времени все говорящие, и пассивную лексику, то есть слова, которыми люди либо перестают, либо только начинают пользоваться.

- Пассивная лексика делится на две группы: устаревшие слова и новые слова.

-Деление языка на активную и пассивную лексику оправдано в строго определенное историческое время: каждой эпохе свойственна своя активная и пассивная лексика.

(Работа со слайдами блок-схем, запись в опорные конспекты).

4. Закрепление: заполнить таблицы   примерами.  

Лексика по происхождению

Старославянская

Исконно русская

Заимствованная

 

 

 

 

 

Лексика ограниченного употребления

Диалектизмы

Профессионализмы

Просторечия и жаргонизмы

 

 

 

 

 

 

Пассивная лексика

Историзмы

Архаизмы

Неологизмы

 

 

 

 

Итак, мы убедились, что потенциал использования материала исследования большой. Профессиональное использование материала в рамках школьного курса русского языка, а также спецкурсах, связанных с лингвистикой, принесет большие результаты, поможет выработать необходимые умения и навыки у учащихся.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сибирский марш

Шпоры впились в бока,
Слышны крики: «В галоп!»
Закусив удила,
Под бичи ставим лоб.


Горб растет с каждым днем,
На лице след ярма.
Разглядел бы надежду в глазах
Легендарный Ермак.


За стеною — стена,
За бедою — беда.
А сдыхать не дают –
Вот твоя лебеда.


Роль довеска калечит
Хуже всяких цепей.
Ересь треплет мозги от Оби
До Аргунских степей.


Говорят — когда плачешь,
То легче терпеть.
Ну, а коли нет слез,
Путь один — надо петь.


Связки стянуты в узел,
От бессилия пьем.
Но сомнения — стоит ли жить? –
Не колеблясь, убьем.


Наша матерь  – Сибирь,
А Урал нам отец.
Здесь зубами скрипят,
Когда медом льет льстец.


Десна кровоточат,
В пыль истерлись клыки.
Гнев лишает сна
Затхлых берлог, –
Мы точим штыки.
Нам пресытило тлеть,
Затрещали горбы.
Мы готовы гореть.
Скулы сводит: «В дыбы!»
В ваших силах
Умелой рукой пламя сбить.
Но когда умрут наши костры,
Вас станет знобить.


Породнил нас январь,
Ритуал был не нов.
Слышишь, брат, мы простились,
Чтоб свидеться вновь.
Мы пытаемся встать,
Не мешайте нам встать.
Вы сосали из нас
Столько лет,
Пришло время — отдать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Происхождение лексики современного русского языка"

Происхождение лексики современного русского языка....

Конспект урока по русскому языку для 10 класса "Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления"

Данный конспект урока разработан для урока русского языка для учеников 10 класса (для обучающихся 1-го курса). Часть материала подобрана именно для обучающихся по профессии "Электромонтажник элек...

Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

Урок русского языка в 10 кл. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Помощь в подготовке к ЕГЭ....

Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка

Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...

09.04.2020 МЖКХ1 русский язык Лексика общеупотребительная

Мзучить лекционный материал, ответить на вопросы...

Плановый урок Родного русского языка на тему "Устаревшая лексика" в 7 классе.

Данный материал заинтересует учащихся и разовьёт интерес к словам, которые давно ушли из обихода. Поможет понять исторические особенности родного языка. В презентации содержится учебный материал, а та...