ЕГЭ по русскому языку. Задание 8. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.
презентация к уроку по русскому языку (10, 11 класс)

Сендирева Валентина Николаевна

В презентации представлен теоретический и практический материал по самому "дорогому" заданию в тестовой части.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_8_ege.pptx1.95 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание 8 ЕГЭ – 2022 Синтаксические нормы Нормы согласования Нормы управления Презентацию подготовила Сендирева Валентина Николаевна , учитель русского языка и литературы МБОУ Одинцовской сош №3

Слайд 2

ВИДЫ ОШИБОК Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Слайд 3

ТЕОРИЯ Название, заключенное в кавычки, данное с родовым словом ( повесть, роман, картина, опера, отель) является несогласованным приложением и должно стоять в именительном падеже . Если родового слова нет, то название в кавычках начинает изменяться .

Слайд 4

ПРАКТИКА Уголок старой Москвы воссоздан В.Д. Поленовым в пейзаже « Московский дворик». Уголок старой Москвы воссоздан В.Д. Поленовым в « Московском дворике».

Слайд 5

ПРАКТИКА Уголок старой Москвы воссоздан В.Д. Поленовым в пейзаже « Московск ОМ дворик Е ». ОШИБКА !

Слайд 6

ПРАКТИКА Впер­вые « Хо­ван­щи­ну » я слу­шал вме­сте с ро­ди­те­ля­ми . Немало критических статей посвящено «Горю от ума»

Слайд 7

ПРАКТИКА В апрельском номере журнала « Юност И » были опубликованы стихи молодого талантливого поэта. ОШИБКА !

Слайд 8

ПРАКТИКА Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи « Делов ОЙ Москв Ы ». ОШИБКА !

Слайд 9

ВИДЫ ОШИБОК Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Слайд 10

ТЕОРИЯ Благодаря Согласно Вопреки Подобно Наперекор Наперерез ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Слайд 11

ПРАКТИКА В стихотворении Лермонтова «Ангел» контрастное противопоставление мира небесного всему земному усиливается благодаря (ЧЕМУ?) обратному порядку слов . ( Дат.п .)

Слайд 12

ПРАКТИКА В стихотворении Лермонтова «Ангел» контрастное противопоставление мира небесного всему земному усиливается благодаря обратн ОГО порядк А слов . ОШИБКА!

Слайд 13

ТЕОРИЯ Ввиду Вследствие В случае При условии При помощи РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Слайд 14

ПРАКТИКА Мы задержались в пути вследствие непредвиденных обстоятельств. Мы задержались в пути вследствие непредвиденн ЫМ обстоятельств АМ . ОШИБКА!

Слайд 15

ТЕОРИЯ Сочетания с предлогом ПО (в значении «после чего-либо»), требуют вопросов ПРЕДЛОЖНОГО ПАДЕЖА!

Слайд 16

ПРАКТИКА По приездЕ , по прилётЕ По окончаниИ , П о истечениИ По завершениИ , По прибытиИ По возвращениИ , По истечениИ

Слайд 17

ПРАКТИКА По приезд У , по прилёт У По окончани Ю , П о истечени Ю По завершени Ю , По прибыти Ю По возвращени Ю , По истечени Ю ОШИБКА!

Слайд 18

ПРАКТИКА По прибытиИ домой она позвонила бабушке - правильно По прибыти Ю домой она позвонила бабушке – неправильно!

Слайд 19

ПРАКТИКА Бла­го­да­ря по­вы­ше­ни Я уров­ня сер­ви­са в фир­мен­ных ма­га­зи­нах стало боль­ше по­ку­па­те­лей. Зим­няя сес­сия сту­ден­тов про­хо­ди­ла со­глас­но рас­пи­са­ни Я . ОШИБКА!

Слайд 20

ПРАКТИКА Бла­го­да­ря по­вы­ше­ни Ю уров­ня сер­ви­са в фир­мен­ных ма­га­зи­нах стало боль­ше по­ку­па­те­лей. Зим­няя сес­сия сту­ден­тов про­хо­ди­ла со­глас­но рас­пи­са­ни Ю . ПРАВИЛЬНО!

Слайд 21

ПРАКТИКА По приезд У в город Чичиков познакомился с городскими чиновниками. Билеты будут продаваться по прибыти Ю поезда. ОШИБКА!

Слайд 22

ПРАКТИКА По приезд Е в город Чичиков познакомился с городскими чиновниками. Билеты будут продаваться по прибыти И поезда. ПРАВИЛЬНО!

Слайд 23

ВИДЫ ОШИБОК Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Слайд 24

ТЕОРИЯ Деепричастие обозначает добавочное действие при основном, его можно заменить глаголом. А это значит, что относится к одному подлежащему , что и сказуемое .

Слайд 25

ТЕОРИЯ Гуляя в парке, я потерял перчатки . Я гулял, я потерял.

Слайд 26

ТЕОРИЯ Допускается использование в безличном предложении при инфинитиве: Возвращаясь домой , нужно зайти в булочную .

Слайд 27

ПРАКТИКА Приводя примеры истинной любви, многие учащиеся обращались к «Гранатовому браслету ».

Слайд 28

ПРАКТИКА Взяв в 1552 году столицу Казанского ханства , Иван Грозный старался привлечь на свою сторону новых подданных.

Слайд 29

ПРАКТИКА Используя примеры, мной овладели сомнения. ОШИБКА !

Слайд 30

ПРАКТИКА Используя языковые средства выразительности, текст выглядит более убедительным. ОШИБКА !

Слайд 31

ВИДЫ ОШИБОК Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Слайд 32

ТЕОРИЯ Сказуемые должны быть одного вида и одного времени

Слайд 33

ПРАКТИКА Петр Иванович ПРИЕХАЛ на работу и ЗАШЁЛ в кабинет. ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ, СОВЕРШЕННЫЙ ВИД

Слайд 34

ПРАКТИКА Когда наступает лето, мы поедем отдыхать на юг . НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ, НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД 2 . БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ, СОВЕРШЕННЫЙ ВИД ОШИБКА!

Слайд 35

ПРАКТИКА Спортсмены, приехавшие на чемпионат, надеялись на победу и верят в неё. ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ, НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД 2 . НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ, НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД ОШИБКА!

Слайд 36

ВИДЫ ОШИБОК Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Слайд 37

ТЕОРИЯ Н ельзя включать определяемое слово внутрь причастного оборота : « туристы, приехавшие в город», « приехавшие в город туристы», « приехавшие туристы в город ». ОШИБКА!

Слайд 38

ТЕОРИЯ П ричастие должно быть согласовано с определяемым словом в роде, падеже и числе: «комнаты, ( как ИЕ ?) обставленн ЫЕ мебелью ». «комнаты, обставленн ЫМИ мебелью» ОШИБКА!

Слайд 39

ПРАКТИКА На столе стояли предназначенные для гостей столовые приборы .

Слайд 40

ПРАКТИКА Созданный роман молодым автором вызывал оживленные споры . ОШИБКА !

Слайд 41

ПРАКТИКА Созданный молодым автором роман вызывал оживленные споры . Роман, созданный молодым автором, вызывал оживленные споры.

Слайд 42

ПРАКТИКА ОШИБКА ! Проскользнувший человек мимо меня быстро скрылся за углом .

Слайд 43

ПРАКТИКА Человек , проскользнувший мимо меня, быстро скрылся за углом. П роскользнувший мимо меня человек быстро скрылся за углом.

Слайд 44

ПРАКТИКА В «Василии Тёркине » автор восхищается подвигом русского солдата( какОГО ?) сохраняющ ИМ верность долгу и отчизне. ОШИБКА!

Слайд 45

ПРАКТИКА В «Василии Тёркине » автор восхищается подвигом русского солдата( какОГО ?) сохраняющ ЕГО верность долгу и отчизне.

Слайд 46

ТЕОРИЯ Обратите внимание! «одно ( какОЕ ?) из писем, написаннОЕ мной » НО! «прочитав ряд писем( какИХ ?), написаннЫХ ею»

Слайд 47

ПРАКТИКА Один из фактов биографии А.П. Чехова, ставш ИЕ недавно известными, - строительство им на свои средства пяти сельских школ . ОШИБКА!

Слайд 48

ПРАКТИКА Один из фактов( какОЙ ?) биографии А.П. Чехова, ставш ИЙ недавно известным, - строительство им на свои средства пяти сельских школ.

Слайд 49

ВИДЫ ОШИБОК Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Слайд 50

ТЕОРИЯ Нужно запомнить, что при подлежащем «ТЕ» нужно употреблять глагол-сказуемое во множественном числе , а при подлежащем «КТО» - в единственном.

Слайд 51

ТЕОРИЯ Употребление несклоняемых существительных (нарушение рода) названия животных – М.Р. географические названия : Баку , Сочи (город) – М.Р., Миссисипи, Миссури (река) – Ж.Р.

Слайд 52

ТЕОРИЯ Употребление аббревиатур (нарушение рода) МГИМО сообщил о результатах. МГИМО - Московский государственный институт международных отношений ( м.р .) ГИБДД сообщила о статистике аварий на дорогах. ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения ( ж.р .)

Слайд 53

ТЕОРИЯ Сочетания числительного и существительного. К нам подошлИ сорок один человек. ВыступилО на концерте двадцать три актера . Уже прошлИ сто лет со дня рождения поэта.

Слайд 54

ПРАКТИКА Те из учеников, кто невнимательно выполнил домашнее задание, вряд ли справ И тся с контрольной работой . ОШИБКА!

Слайд 55

ПРАКТИКА Те из учеников, кто невнимательно выполнил домашнее задание, вряд ли справ Я тся с контрольной работой .

Слайд 56

ВИДЫ ОШИБОК Нарушение в построении предложения с однородными членами

Слайд 57

ТЕОРИЯ Нельзя нарушать парность двойных союзов НЕ ТОЛЬКО …, НО И … КАК …, ТАК И …

Слайд 58

ТЕОРИЯ Мы побывали не только в Австрии, а и в Германии . ОШИБКА! Мы побывали не только в Австрии, НО и в Германии.

Слайд 59

ТЕОРИЯ Нельзя нарушать местоположение союза и однородных членов.

Слайд 60

ТЕОРИЯ Мы не только побывали в Австрии, но и в Германии . ОШИБКА! Мы побывали не только в Австрии, но и в Германии.

Слайд 61

ТЕОРИЯ Нельзя ставить общее дополнение при однородных сказуемых, требующих разного управления

Слайд 62

ПРАКТИКА Болельщики «Зенита» любили (что?) и гордились (чем?) своей командой, не один раз выигрывавшей сложнейшие матчи . ОШИБКА!

Слайд 63

ПРАКТИКА Болельщики «Зенита» любили сво Ю команд У , не один раз выигрывавшую сложнейшие матчи, и гордились ЕЮ .

Слайд 64

ТЕОРИЯ Нельзя связывать в качестве однородных членов слова, выраженные разными частями речи

Слайд 65

ПРАКТИКА Я люблю рисовать (ГЛАГОЛ) и живопись(СУЩ.). Катя стройн А и очень красив АЯ . ОШИБКА!

Слайд 66

ПРАКТИКА Я люблю рисоваНИЕ и живопись. Катя стройнА и очень красивА .

Слайд 67

ТЕОРИЯ Однородными не могут быть разные члены предложения, то есть определение или дополнение и придаточная часть сложного предложения

Слайд 68

ПРАКТИКА Малыш, гулявший в парке и который упал, плачет. Нам сообщили о росте цен на нефть и что скоро товары подорожают . ОШИБКА!

Слайд 69

ПРАКТИКА Малыш, который гулял в парке и который упал, плачет . Нам сообщили о росте цен на нефть и о скором подорожании товаров.

Слайд 70

ТЕОРИЯ Однородными ДОЛЖНЫ быть слова из одной логической группы

Слайд 71

ПРАКТИКА Провожающие шли с сумками и печальными лицами . ОШИБКА!

Слайд 72

ПРАКТИКА Провожающие с печальными лицами шли, держа в руках сумки.

Слайд 73

ТЕОРИЯ Однородные при обобщающем слове должны быть такого же падежа , что и оно

Слайд 74

ПРАКТИКА Мама нарвала разных цветов: лютик И , ромашк И , васильк И . ОШИБКА!

Слайд 75

ПРАКТИКА Мама нарвала разных цветов: лютикОВ , ромашЕК , василькОВ .

Слайд 76

ВИДЫ ОШИБОК Неправильное построение предложения с косвенной речью

Слайд 77

ТЕОРИЯ Косвенная речь – это переделанная прямая речь в сложноподчиненное предложение без кавычек. В косвенной речи 1, 2 лица заменяются на 3 лицо.

Слайд 78

ПРАКТИКА Петр сказал, что Я задержусь дома . ОШИБКА! Петр сказал, что ОН задержится дома.

Слайд 79

ТЕОРИЯ Если в прямой речи была вопросительная реплика, то в предложении используется союз ЛИ

Слайд 80

ПРАКТИКА Клара спросила, что нельзя ли молока у вас купить? ОШИБКА ! Клара спросила, нельзя ли молока у вас купить?

Слайд 81

ПРАКТИКА Я не заметил, что находится ли он в комнате. ОШИБКА ! Я не заметил, находится ли он в комнате.

Слайд 82

ВИДЫ ОШИБОК Ошибка в построении сложного предложения

Слайд 83

ТЕОРИЯ В предложении нельзя употреблять одновременно сочинительные и подчинительные союзы

Слайд 84

ПРАКТИКА Как только начался урок, но мы все сразу встали . ОШИБКА! Как только начался урок, мы все сразу встали.

Слайд 85

ТЕОРИЯ Нельзя повторять близкие по значению союзы (что насколько ; однако тем не менее; что будто; что … ли)

Слайд 86

ПРАКТИКА Мы не услышали, что вернулся ли он или нет . ОШИБКА ! Мы не услышали, вернулся ли он или нет.

Слайд 87

ПРАКТИКА Мы знаем, что насколько Пьер волнуется при виде Наташи. ОШИБКА ! Мы знаем , насколько Пьер волнуется при виде Наташи .

Слайд 88

ТЕОРИЯ Неправильное употребление указательных слов ( то, что; то , чтобы; тем , чтобы ):

Слайд 89

ПРАКТИКА Отец узнал то, что рейс задержится. ОШИБКА ! Отец узнал , что рейс задержится.

Слайд 90

ПРАКТИКА Мы беспокоились за то, чтобы никто не пострадал. ОШИБКА ! Мы беспокоились , чтобы никто не пострадал.

Слайд 91

ТЕОРИЯ Неверная конструкция с придаточным определительным с союзным словом КОТОРЫЙ

Слайд 92

ПРАКТИКА Я долго нес учебник библиотекарю, с которым не расставался весь год . ОШИБКА ! Я долго нес учебник, с которым не расставался весь год, библиотекарю.

Слайд 93

ВИДЫ ОШИБОК Ошибка в употреблении имени числительного

Слайд 94

ТЕОРИЯ Употребление числительных полтора, полторы, полтораста. Во всех падежах, кроме И., В. – полутора, полутораста.

Слайд 95

ПРАКТИКА В полутора Х километрах от нас находилась деревня . ОШИБКА! В полутор А километрах от нас находилась деревня.

Слайд 96

ТЕОРИЯ Числительные ОБА (М. и СР.Р), ОБЕ(Ж.Р.)

Слайд 97

ПРАКТИКА С об О ими подругами мы зашли в кафе. ОШИБКА! С об Е ими подругами мы зашли в кафе.

Слайд 98

ТЕОРИЯ Собирательные числительные

Слайд 99

ПРАКТИКА Трое книг лежало на полке . ОШИБКА ! Тр И книг И лежал И на полке .

Слайд 100

ПРАКТИКА 1. Он проталкивался к двери и кашляет от морозного воздуха.

Слайд 101

ПРАКТИКА 2. Многие критические замечания были внесены в энциклопедию, подготовленной к переизданию.

Слайд 102

ПРАКТИКА 3. Те , кто не знали слова песни, молча от­крывали рот.

Слайд 103

ПРАКТИКА 4. В шкафу стоят книги, на полках лежат не только газеты, но также и стеклянная посуда

Слайд 104

ПРАКТИКА 5. Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.

Слайд 105

ПРАКТИКА 6. Нам было поручено подготовить презентацию к первому апрелю.

Слайд 106

ПРАКТИКА 7. Он надеялся опубликовать и познакомить читателей со своей повестью до начала следующего года.

Слайд 107

ПРАКТИКА 8. Есть люди, которые всегда считают то, что виноваты не они, а другие.

Слайд 108

ПРАКТИКА 9. Заглянув на урок, директору представилась интересная картина.

Слайд 109

ПРАКТИКА 10. Вопреки прогнозов аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объём перевозок.

Слайд 110

ПРАКТИКА 11. Журнал « Природу» мы выписываем не­сколько лет.

Слайд 111

Источники: http://gimnazija.ucoz.ru/EGE/EGE/ege.jpg http://www.freepptbackgrounds.net/wp-content/uploads/2014/02/Clean-Business-Template-for-Powerpoint.jpg http://school29.centerstart.ru/sites/default/files/u18/ege_4.png егэ4 http://shkla-13.ucoz.ru/js/7fc56837a7f15d34af55fb4a721681b3.jpg https://cloud.maxni.ru/tn3_0_51846400_1515587497.jpg Автор шаблона презентации: Иванова Нина Николаевна, учитель математики МОУ «СОШ» с. Большелуг Корткеросский район Республика Коми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЕГЭ по русскому языку Задание 7 Синтаксические нормы

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Урок по русскому языку «Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)» (11 класс)

Урок по русскому языку «Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)»  – систематизация и обобщение знаний учащихся о русском ударении.Урок по авторской образовательной программе факульта...

Тест "Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления"

Тест для подготовки к ЕГЭ по русскому языку  "Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления" ....

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (задания 7,8 - грамматические нормы).

Найти нарушение грамматической нормы и дать справа на листе верный вариант....

В рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание 4 - определение орфоэпической нормы, задание 5 - найти и исправить ошибки в употреблении паронимов)

quot;Заговори, чтоб я тебя увидел", - говорил мудрый Сократ. И сегодня, в 21-м веке, хочется не только слышать грамотную речь, правильное произнесение слов в соответствии с орфоэпическими нормам...

В рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание 4 - определение орфоэпической нормы - и "ключи" к заданиям).

В 2023 году впервые за 20 лет в блоке ЕГЭ № 4 требуется дать не один ответ, а номера нескольких слов с правильным (нормативным) ударением. Задание отнюдь не простое, поскольку в русском языке под...