Методическая разработка. Конспект урока на тему "Фразеологизмы"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Бубенчикова Анастасия Алексеевна

Методическая разработка. Конспект урока на тему "Фразеологизмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_uroka_bubenchikova.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс – 5

Тема

Фразеологизмы

Цель

Формирование у учащихся способности распознавать фразеологизмы в речи.

Задачи

Образовательные: знать особенности фразеологизмов;  уметь толковать

значения фразеологических оборотов; учиться употреблять фразеологизмы в устной и письменной речи; подбирать синонимы и антонимы  к данным устойчивым словосочетаниям;

Развивающие: способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма.

Воспитательные: Воспитывать уважение друг другу при работе в группе, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать: определение «Фразеологизмы».

Уметь: находить фразеологизмы в тексте и толковать их значение, уметь отличать фразеологизмы  от свободных словосочетаний.

Личностные УУД: проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

 Коммуникативные УУД: уметь участвовать в речевом общении, учиться работать в группе, представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Регулятивные УУД: искать пути решения учебной задачи; определять степень успешности работы.

Познавательные УУД: владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Личностные УУД: проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Осознание значимости данного умения для грамотного употребления словосочетаний в речи. Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности. Формирование желания  приобретать новые знания и умения. Участвовать в творческом процессе, уметь проводить самооценку и взаимооценку деятельности.

Методы обучения

Проблемно – поисковое обучение, технология оценивания образовательных результатов.

Приемы: анализ, самоанализ.

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний.

Этапы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые УУД

Организационный

-Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со стихотворения:

-Когда мы улыбаемся,

мы реже ошибаемся.

И чаще награждаемся

Подарками судьбы.

Пусть этими подарками для вас станут хорошие оценки на уроке. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой.

Записывают число и классная работа

Личностные: стремление к получению новых знаний, познавательный интерес.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками

Этап мотивации.

- Сегодня у нас с вами необычный урок.  Я  хочу вас пригласить на прогулку в  волшебный  лес.  Во время нашей прогулки нас ждет встреча с новыми знаниями!  
Кто желает отправиться со мной в увлекательное путешествие, поднимите руку.

-Тогда вперёд, навстречу новым открытиям.

 

Вовлекает учащихся в учебный процесс, настраивает на благоприятную рабочую атмосферу.

Поднимают руки.

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Актуализация знаний

-Но… но не надо вешать нос и лить крокодиловы слезы, если у вас в кармане гуляет ветер. Не надо ловить гав и бить баклуши, если вам хочется интересно провести время. Не надо лететь со всех ног во время путешествия, а засучив рукава и разинув рот, зарубить себе на носу, что наше путешествие будет очень увлекательным и познавательным.

-Догадались, о чем сегодня пойдет речь?

- Правильно.

- Запишите тему урока в тетрадь.

 -Исходя из темы урока, сформулируйте его цель.

Что нам нужно узнать?

 Чему должны будем научиться?

-Что же такое фразеологизмы?

-Правильно. Слова сливаются тесно друг с другом в неделимые сочетания и употребляются  только вместе.  В составе фразеологизма  смысл имеют не отдельные  слова, а всё выражение в целом.  Поэтому фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов.

Приводит пример фразеологизмов в разговорной речи, тем самым ставит перед учащимися проблемный подход: определить, что такое фразеологизмы и почему их называют «устойчивыми словосочетаниями»?

Пробуют отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний.

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач

Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что  уже известно и неизвестно

Коммуникативные: определение способов взаимодействия, сотрудничество в сборе и обработке.

Целеполагание.

- О чем же пойдет речь сегодня на уроке? Какова наша цель?

-Научиться отличать фразеологизмы от других словосочетаний. Давайте сформулируем  тему урока. Запишите ее в тетрадь. Что мы должны знать, чтобы найти фразеологизмы в тексте?  Сформулируйте цель нашего урока. Общую цель мы сформулировали. А теперь в тетради запишите свою цель. (спросить 2-3 учеников)

Задает вопросы,

Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока.

Ученики отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока, ставят перед собой личную цель.

Регулятивные: формулировать тему и цель урока.

Этап первичного закрепления.

- Продолжим нашу прогулку по волшебному лесу. И вот перед нами речка. Чтобы перебраться на другой берег, нам нужен мостик. Мы его построим, выполнив следующее задание.

-Соедините стрелками фразеологизмы и их значения:  глаза на мокром месте; душа в душу, с глазу на глаз,  ломать голову,  рукой подать,  повесить нос  –  жить дружно, в согласии, думать, загрустить, близко, часто, плачет.

-Давайте посмотрим, что у вас получилось?

- Ребята,  а трудно вам было  определять значения данных фразеологизмов?

-А если вы затрудняетесь определить значения фразеологизмов, где вы можете их посмотреть? 

Помощь в выполнении заданий.

Анализируют материал.

Сравнивают свои выводы с правилом учебника, дополняют информацией из учебника.

Составляют алгоритм.

Познаватель-

ные: поиск необходимой информации

с использованием учебной литературы; структурирование знаний; выдвижение гипотез и их обоснование; создание способа решения проблемы поискового характера

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений

Физкультминутка

Я вижу, что вы немного устали.

Нам пора передохнуть,

 потянуться и вздохнуть(глубокий вдох и выдох)

Для начала мы с тобой крутим только головой(вращение головой)

Покрутили головой и усталость вся долой;

Прочь прогоним лень и скуку, разомнем сначала руки (выполняются волнообразные движения кистями рук);

Встали дружно. Наклонились

Раз - вперед, а два – назад.

Потянулись. Распрямились.

Приседаем быстро, ловко

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать

Надо много приседать.

Мы на месте снова ходим

Но от парты не уходим

(ходьба на месте).

По местам пора садиться

И опять пора учиться

(дети садятся за парты).

Проводит физкультминутку

Закрепление

Задания для работы в группах: 1) подберите к данным фразеологизмам синонимы, используя слова для справок;  2)замените фразеологизмы   одним словом, запишите, устно объясните их смысл; 3)подберите к данным фразеологизмам антонимы; 4)подготовьте рассказ – анализ словарной статьи из словаря фразеологизмов

 по плану(тексты заданий напечатаны на карточках).

Самостоятель

ная работа в группах.

Выполняют упражнение в соответствии с заданием.

Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению; аргументация своего мнения; учёт разных мнений. Позна-вательные: выдвижение гипотез и их обоснование

Личностные: оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, самооценка

Итог урока/рефлексия

- Вот и подходит к концу наша прогулка. После путешествия, пусть даже самого маленького, надолго в памяти остаются впечатления и эмоции.  Так и  в учебе. Ваше желание получить новые знания  открывает для вас новые горизонты. А теперь настало  время оценить свою работу на уроке: выберите звездочку и напишите на ней, чему вы научились на уроке, что понравилось или нет.

Учитель выбирает несколько звездочек  и просит

ребят зачитать их.

– Вы сегодня работали не покладая рук, и я очень рада, что урок вам понравился. На уроке не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или работал спустя рукава. Молодцы! Спасибо за

работу!

Анализ рефлексии.

Анализируют работу на уроке через самооценку, выбирают звездочки соответствующего цвета.

На оборотной стороне каждого написано: Голубые (Мне захотелось…)
Желтые (Я узнал, что…

Красные  (Теперь я могу…)

Записывают домашнее задание. 

Регулятивные: контроль, оценка своих достижений, осознание трудностей.

Личностные: учебно – познавательный мотив изучения русского языка. Ориентация на понимание причин успеха в учёбе, проявление интереса к новому учебному материалу, развитие способности к самооценке.

Домашнее задание

Запишите, пожалуйста, домашнее задание: упр. 259. Определения, пройденные на уроке- выучить.  

Комментирует выполнение домашнего задания, отвечает на вопросы учащихся

Задают вопросы

Регулятивные: умение оценивать свои возможности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта урока по информатике и ИКТ по теме: «Алгоритмизация и программирование»

 Школьная информатика в России начиналась с алгоритмизации и программирования, как с основной темы курса. Изучение раздела «Алгоритмизация и программирование», бесспорно, начинается ...

Методическая разработка - конспект урока географии в 9 классе по теме "Население"

Данный урок был посвящен 75-летию Челябинской области. Тема - Население Челябинской области. 9 класс. На уроке использован краеведческий материал. Форма работы - групповая....

Методическая разработка. Конспект урока по теме: Раздел: Баскетбол. Тема урока: Бросок в кольцо с 2-х шагов.

Тема урока.  Баскетбол. Бросок в кольцо с 2-х шагов.Тип урока: урок изучения нового материала, урок  обучающе – развивающий.Оборудование урока: спортивный зал ПК «Энергия», детские баскетбол...

Методическая разработка: конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока «Вязание крючком»

Вязание крючком для начинающих. Инструменты и материалы. Охрана труда при работе с крючком....

Методическая разработка. Конспект урока по "Основам безопасности жизнедеятельности"_тема урока "Первая помощь пострадавшим и ее значение"_8 класс

Тема урока: Первая помощь пострадавшим и ее значение.Цель урока.Познакомить учащихся с правилами оказания первой помощи и средствами, которые могут быть использованы при этом. Сформировать у них убежд...

Методическая разработка. Конспект урока по курсу истории «Средние века» ( 6 класс) Тема урока: «Культура Византии»

Цели урока: знакомство с культурой ВизантииЗадачи– сформирование у учащихся представление о Византии, как наследнице античной культуры, развитии образования, научных знаниях, архитектуре.Результ...

Методическая разработка конспектов уроков литературы предназначена для проведения уроков по следующим темам: «Упрек или защита революции слышится в поэме Блока «Двенадцать», «Приняла ли русская интеллигенция революцию?».

Методическая разработка конспектов уроков литературы предназначена для проведения уроков по следующим темам:«Упрек или защита революции слышится в поэме Блока «Двенадцать», «Пр...