Урок по теме "Однородные и неоднородные определения", 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Намсараева Виктория Валерьевна

       В ходе урока на этапе актуализации знаний  применяется прием технологии развития критического мышления - составление кластера.  В ходе урока учащимся предлагаются проблемные задачи поискового характера, выводы по теме оформляются в виде сравнительной таблицы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Однородные и неоднородные определения

Класс: 8

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Технология:  развитие критического мышления через чтение и письмо

Методы и приемы обучения: проблемный метод, прием «кластер», работа в парах.

Оборудование: учебник « Русский язык. Практика» 8 класс  (под ред. Ю.С. Пичугова) Дрофа, 2014,  презентация, раздаточный материал (тест)

Цель  урока: создать условия для усвоения знаний об однородных и неоднородных определениях

Задачи:

Образовательная: формировать умение различать однородные и неоднородные определения и пунктуационно правильно оформлять их;

Развивающая: обеспечить развитие  навыков анализа объектов с целью выделения признаков; коммуникативных компетенций, умения, самостоятельно организовывать свою деятельность через планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию;

Воспитательная: создать условия для воспитания чувства ответственности за свою деятельность.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Мобилизующий этап

1 мин.

Приветствует учащихся. Создает психологический настрой.

Эпиграф: В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А.П. Чехов)

-  Кому принадлежат эти слова? Согласны ли в с этим высказыванием?

 Приветствие учителя, размышление над эпиграфом

Регулятивные УУД: оценивают свою готовность к уроку

Личностные УУД:

самоорганизация

II. Актуализация имеющихся знаний.

2 мин.

- Дайте синтаксическую характеристику данному предложению, составьте схему: «В человеке  все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

(А. П. Чехов)

- Перечислите признаки однородных членов предложения и составьте кластер

Выполняют синтаксический разбор предложения в тетрадях, 1 ученик работает у доски

Отвечают на вопросы, составляют кластер (см. приложение)

Однородные  члены предложения

- отвечают на вопрос одной и той же части речи;

- являются одним членом предложения;

- относятся к одному и тому же члену предложения;

- соединятся при помощи интонации и

сочинительных союзов;

- однородными могут быть любые члены предложения.

Личностные УУД:

самоопределение

РегулятивныеУУД:контроль, коррекция, оценка

III.Стадия «Вызов»

5 мин.

Предлагает решить проблему:

1.Лунный, ясный  вечер был наполнен ароматом луговых трав.

2.Ясный августовский вечер был наполнен ароматом луговых трав.

1.Я набрал в корзину  зеленых, желтых, красных яблок.

2.Я набрал в корзину  сладких красных яблок.

-Чем похожи и чем отличаются эти предложения?

-Почему в предложениях №2 между словами нет запятой?

-А каким членом предложения являются эти слова?

- Однородные ли это определения?

Сформулируйте тему урока. Запишите ее в тетрадь.

-Что каждый из вас должен узнать на уроке? Чему научиться?

Решают учебную проблему.

Сравнивают предложения, делают вывод

Выдвигают предположение.

Формулируют тему урока, ставят перед собой цель.

- научиться отличать однородные определения от неоднородных;

- научиться расставлять знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями.

Личностные УУД:

Смыслообразование,самоопред еление

Регулятивные УУД:

волевая саморегуляция в ситуации затруднения, целеполагание

Познавательные УУД:

анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные УУД:

 владение монологической и диалогической речью

IV.Стадия осмысления.

15 мин.

1 мин.

- Давайте попробуем найти общий принцип  разграничения однородных и неоднородных определений и оформим выводы в форме сравнительной таблицы.

Запишем примеры для анализа:

На прилавке лежали шерстяные, шелковые, ситцевые платки.

На спинке стула висела белая шерстяная кофта.

  1.  В каком предложении однородные определения?Как неоднородные определения характеризуют предмет?
  2. Попробуйте поставить между определениями союз «и» в обоих предложениях.
  3. С какой интонацией произносятся однородные определения? А неоднородные определения?
  4. Можно ли сказать, что однородные определения  равноправны? Поясняют ли они друг друга?  Нарисуем схемы
  5. Определите разряды прилагательных.

Работают в тетрадях: анализируют предложения, заполняют сравнительную таблицу, используя сведения из §189 стр. 235

Однородные определения

Неоднородные определения

1.Характеризуют предмет с одной стороны.

1.Характеризуют предмет с разных сторон

2. Между ними можно поставить союз «и».

2. Между ними нельзя  поставить союз «и».

3. Произносятся с перечислительной интонацией. Выделяются на письме запятой.

3. Произносятся без перечислительной интонации. Не разделяются на письме запятой.

4.Относятся к одному и тому же определяемому существительному, не зависят друг от друга.

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2019/06/13/s_5d01c01a336c7/s1172367_3_1.jpeg

4.Непосредственно к существительному относится только ближайщее определение, а другое относится ко всему словосочетанию.

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2019/06/13/s_5d01c01a336c7/s1172367_3_2.jpeg

5. Выражаются качественными прилагательными.

5. Выражаются качественными

и относительными прилагательными.

Физминутка

Личностные УУД:

выдвижение гипотез, их доказательство

Познавательные УУД:

- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

- поиск и выделение информации,

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

V. Первичное закрепление

7 мин

Работа с текстом упр 286

1. Определите тему и основную мысль текста

2. К какому типу речи относится данный текст?

3. Докажите, что  определения в том тексте однородны.

Применяют полученные знания, используя составленную таблицу в качестве опорного материала.

Личностные УУД:

оценивание усваиваемого содержания

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные УУД:

доказательство

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

10 мин

  1. Выполняют упражнение  288 в парах: Выпишите номера предложений:

1 вариант - однородными определениями (Ключ: 1, 3, 5, 7)

2 вариант  - с неоднородными определениями (Ключ: 2,4,6)

  1. Самостоятельная работа в форме теста  

Выполняют упражнение и осуществляют взаимопроверку

                                   Тест

1. Данный признак не является характерным для однородных определений:

1) характеризуют предмет с одной стороны; 
2) характеризуют предмет с разных сторон.
2. Укажите однородные определения (знаки препинания не расставлены):

1) старый дубовый пол; 
2) белые голубые шары; 
3. Укажите неоднородные определения (знаки препинания не расставлены):

1) Старый господский дом;  
2) Красные синие флаги

4.Неоднородные определения есть в предложении:

1) Рука была морщинистая, бледная, худая. 
2) Вдали просека перерезалась высокой железнодорожной насыпью. 

5. Какое слово надо подобрать к словосочетанию фарфоровая посуда, чтобы определения стали однородными?

1) фаянсовая;
2) старая.

Ключ:1-2, 2-2, 3-1,4-2, 5-1. (22121)

УУД:

Познавательные:

самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка

Личностные УУД:

смыслообразование

Регулятивные УУД:

Контроль,коррекция, самооценка




VII Рефлексия

Подведение итогов

5 мин

- Чему был посвящен урок?

-Где чаще всего мы используем однородные и неоднородные определения?

-Какие затруднения вы испытали?

- Что помогло вам их преодолеть?

- оцените свою работу на уроке

Домашнее задание общее: §189, упр 287 (устно)

дифференцированное:

1.упр 295 (найти в тексте однородные и неоднородные определения)

2.выписать из рассказа Л.Н.Толстого «После бала» 5 предложений с однородными и неоднородными определениями

Отвечают на вопросы учителя, комментируют свою оценку

РегулятивныеУУД:  оценка своей деятельности

Коммуникативные УУД:

Взаимодействие  обучающихся со сверстниками



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 8 классе по теме "Однородные и неоднородные определения"

Тема урока: "Однородные и неоднородные определения",Технология: проблемное обучение....

Конспект урока по теме "Однородные и неоднородные определения" 8 класс

Урок объяснение нового материала с использованием тестов.Урок построен на исследовательской деятельности учащихся....

Урок русского языка в 8 классе по теме "Однородные и неоднородные определения"

Урок изучения нового материала построен по ТРКМЧП....

"Однородные и неоднородные определения", 8 класс

Данная презентация знакомит учащихся с понятием однородные и неоднородные определения....

Методическая разработка урока русского языка на тему "Однородные и неоднородные определения"(8 класс)

Цели урока: 1) углубить представление учеников об однородных членах;2) закрепить навыки узнавания их в тексте, навыки их графического изображения;3) научить различать однородные и неоднородные определ...

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Однородные и неоднородные определения"

Данный урок является логическим продолжением темы "Однородные члены предложения" в 8 классе и необходим учащимся для развития пунктуационного навыка на основе усвоения структурно-семантических признак...