Совершенствование навыков чтения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в рамках реализации ФГОС
статья по русскому языку (5 класс)

Чуранов Илья Юрьевич

В статье раскрывается методика обучения чтению обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Чуранов Илья Юрьевич, учитель-русовед ГКОУ школа №22 г. Армавира

Чтение - важнейшее условие формирования мыслительных способностей. Полноценный навык чтения характеризуется правильностью, беглостью, выразительностью и осознанностью. Процесс формирования каждого качества у детей с интеллектуальными нарушениями достаточно своеобразен. Это своеобразие проявляется уже в период обучения грамоте: нарушена произносительная сторона речи, дети медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графемы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой, длительное время не могут перейти с побуквенного чтения на слоговое, искажают звуковой состав слов, испытывают большие трудности в соотнесении прочитанного слова с предметом, действием, признаком [1].

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:

  • создание условий для индивидуального развития всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями;

развитие личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями в соответствии с требованиями современного общества [2].

Для реализации данных целей в школьной практике применяется дифференцированный подход к обучению. Этот подход подразумевает вариативность классных упражнений и домашнего задания. Задачи для учащихся должны различаться как сложностью (от простого к сложному), так и вариативностью (1, 2, 3 вариант и так далее). Это позволяет максимально эффективно занять детей на уроке и в доступной форме подать учебный материал.

На уроках чтения дифференцированный подход может применяться следующим образом: для сильных детей предлагается выучить стихотворение наизусть целиком, для средней группы одну строфу, для слабой группы обучающихся – выразительное чтение небольшого отрывка либо рисунок по теме. При анализе текста так же идёт дифференциация задания: сильным даётся текст целиком, средним один или несколько абзацев, слабым или вовсе не читающим предлагается записать имена главных героев из текста.

Особое место при обучении чтению уделяется нечитающим детям. Как с ними заниматься? Данная проблема решается каждым отдельным учителем по-своему. Существуют следующие виды работы: карточки с иллюстрациями,  всевозможные раскраски по теме урока, устный опрос по прочитанному учителем тексту, проговаривание скороговорок. Очень важно, чтобы такие обучающиеся были включены в работу на ровне со всеми. В таком случае они не будут чувствовать себя обделёнными и мотивация к обучению у них не пропадёт.

К методам совершенствования чтения относятся следующие приёмы:

«1) упражнения, направленные на развитие четкости произношения;

а) Упражнения в четком проговаривании скороговорок, чистоговорок.

Задание: Прочитайте скороговорку три раза медленно, быстрее, совсем быстро, но без ошибок, четко выговаривая все звуки. Коля колья колет, Поля поле полет. Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

б) Упражнение на четкое произношение гласных, гласных и согласных, различное сочетание гласных.

ао ои уа ау ыа

уы ыу оу уо оы

аэ оэ аи уэ эу

Прочитайте на одном выдохе

а-о-у-э-ы

о-у-ы-а-э

2) упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;

а) Выработка внимания к окончанию слова. (Чтение слов с общим корнем)

белый, белье, белить, белизна

родина, родной

б) Выработка внимания к корню слова. (Чтение слов с общим окончанием).

булка, белка

машина, малина

шишки, шашки

3) упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

а) «Финиш». Учитель называет текст (по учебнику) или раздает карточки с текстом для чтения молча и указывает слово, до которого дети должны как можно быстрее дочитать текст. Дочитав до заданного слова, дети поднимают руку. Чтобы предупредить скольжение по тексту и стимулировать внимательность чтения, нужно обязательно подготовить и задать контрольные вопросы по содержанию прочитанного.

б) «Игра в прятки». Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

в) «Мнимое слово»: учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.

г) «Чтение за диктором». Это задание подойдёт слабо читающим ученикам. Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения» [1].

Для наглядности подобных методик приведу собственный урок по чтению в 5 классе.

Конспект урока по чтению в 5 классе

Обобщение по теме «Басни И.А. Крылова»

02.12.2020

Урок обобщение

Цель урока - создание условий для формирования навыков осознанного чтения, для закрепления знаний о баснях И.А. Крылова.

Задачи урока:

  1. формировать навыки и умения выразительного чтения басни;  учить детей умению анализировать басню, составлять  характеристики героев»;
  2. расширять словарный запас учащихся, развивать мышление, память;
  3. коррекция и развитие связной устной речи;
  4. воспитать нравственные качества.

Формируемые БУДы:

  1. адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др;
  2. слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
  3. обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
  4. использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Оборудование: доска, портрет И.А. Крылова, презентация, книги.

Методы обучения: объяснение, рассказ, беседа.

Ход урока

  1. ОНУ

- Здравствуйте, ребята. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Скажите, какой сегодня день недели, а завтра какой будет?

Проверка д/з (учащиеся выразительно читают басню «Квартет»

Речевая разминка:

Ша – ша – ша – мама моет малыша.

Шу – шу – шу – я письмо пишу.

Аш – аш – аш – у Марины карандаш.

  1. Актуализация знаний

- Последние три урока мы с вами читали басни И.А. Крылова. Назовите эти басни.

Ответ учащихся: «Ворона и лисица», «Щука и кот», «Квартет».

- Верно. Каждая из этих басен учит чему-либо. Какова мораль басни «Ворона и лисица»?

Ответ учащихся: нельзя верить льстецам, слушать незаслуженную похвалу.

- Хорошо, а что общего у всех трёх басен?

Ответ учащихся: во всех этих баснях в главных ролях выступают животные

  1. Постановка цели урока

На доске записана анаграмма СНИБА ЛОВАКРЫ

- Давайте их расшифруем. Для этого в каждом слове переставьте слоги местами.

Ответ учащихся: Басни Крылова.

- Правильно. Это и будет тема нашего урока.

  1. Закрепление материала

Задание №1. Ответьте на вопросы

— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»?  (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?   (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»?   (Слона)
— Какого цвета было для стрекозы лето?   (Красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
— Что пленило лисицу?   (Сырный дух)   
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)

Задание №2. Продолжите крылатые слова. (Слайды 8-13)

Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши)

А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь)

Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку)

Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)

Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки)

Задание 3 «Картинная галерея» (Слайды 18-33)

Задача: угадать, к какой басне относится иллюстрация. На экране демонстрируются слайды с иллюстрациями к басне.

Задание 4. «Угадай басню» (Слайды 34-40)

Задача: узнать, из какой басни взяты строчки.

Цитаты:

  • «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («Квартет»)
  • «А Ларчик просто открывался…» («Ларчик»)
  • Да только воз и ныне там»  («Лебедь, Щука и Рак»)
  • «У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок»)
  • «А Васька слушает да ест…» («Кот и Повар»)
  •  «И в сердце льстец всегда отыщет уголок…» («Ворона и Лисица»)
  • «Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
  1. Физкультминутка

Вспоминаем устное народное творчество.  Называются  фольклорные герои. Если в большинстве сказок этот персонаж отрицательный, дети вытягивают прямые руки вперед перед собой (отталкиваем героя), если положительный – руки скрещиваются на груди (обнимаем героя).

Кощей Бессмертный, Иван – царевич, Василиса Премудрая, Баба Яга, Змей Горыныч, Иван – крестьянский сын, Кикимора, Марья – искусница, , Лихо одноглазое, Василиса Прекрасная, Чудо Юдо.

Акр

Сали

Орнаво

Снол

Ведьмед

Ковл

Маркатыш

Сретзаок

Равейум

Задание 5. Загадочные животные (на столах лежат карточки со словами). Составьте и запишите     
         
Задание для слабой группы: переписать 4 готовых слова, поставить в них ударения.

Задание для сильной группы: придумать предложение с любыми тремя словами из списка.

Задание 6. «Игра в прятки». 

- Сейчас я буду читать басню Крылова «Стрекоза и Муравей», но не сначала. Ваша задача найти место, откуда я читаю. Кто первым находит, поднимает руку.

Задание 7. «Мнимое слово»

- Следующее задание на внимательность. Я читаю басни. Кто заметит ошибку в каком-либо слове, поднимает руку и называет правильный вариант.

  1. Подведение итогов, оценивание

- Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока? Достигли мы поставленной цели? Так в чем же секрет басен И.А. Крылова?

- Ребята, но ведь басни были написаны более 160 лет назад. Зачем же нам, детям XXI века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество И. А. Крылова, его басни?

- А разве не бывает людей без недостатков?

Действительно, и в современном мире мы часто сталкиваемся с крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, горе-музыканты Осёл, Козёл да косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки есть даже в нас самих, ведь людей без недостатков не бывает. Сегодня, как и раньше, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Знать басни И. А. Крылова – значит знать русскую литературу и историю. Пользоваться «крылатыми выражениями» - значит показать себя образованным и начитанным человеком.

Я надеюсь, что нравоучения И. А. Крылова помогут вам оценить себя и поступать правильно. А закончить наш урок я хотел бы строками замечательного стихотворения М. Исаковского «Кто не слыхал его живого слова?» (Чтение стихотворения учителем.)

  1. Домашнее задание

Выразительное чтение полюбившейся басни.

Задание для сильной группы: выучить отрывок из любой басни И.А. Крылова.

Задание для слабой группы: нарисовать иллюстрацию к любой басне.

  1. Рефлексия

- Ребята, как вы оцениваете сегодняшний урок? Кто доволен собой?

- Мы достигли цели урока?

- Кто полностью понял тему урока?

(Учащиеся поднимают кружки «светофор», зелёный - отлично, желтый -средне, красный - плохо).

В ходе данного урока задействуются все учащиеся, активизируется их внимание и интерес к предмету. Активность обучающихся обеспечивается сменой упражнений и вариативностью заданий.

Список литературы

  1. «Совершенствование навыков чтения у обучающихся с умственной недостаточностью (интеллектуальными нарушениями) на уроках чтения и развития речи» [https://infourok.ru/sovershenstvovanie-navikov-chteniya-u-obuchayuschihsya-s-umstvennoy-nedostatochnostyu-intellektualnimi-narusheniyami-na-urokah-c-2801398.html, дата обращения: 15.01.2022]
  2. ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [https://fgos.ru/, дата обращения: 15.01.2022]

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности образовательной деятельности обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации СИПР.

Методики и методические  приемы,используемые в обучении детей с особыми образовательными потребностями....

ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС С ОВЗ

В работе затронута практическая направленность изучения математике обучающихся с умственной отсталостью в рамках внедрения ФГОС ОВЗ...

Доклад на семинаре по дефектологии «Формирование основ экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации ФГОС ОВЗ»

  Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная. Человек часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует ...

Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС. (логопедическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС)

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, ...

Формирование навыков письменной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями в рамках реализации ФГОС

В статье даётся конспект урока по русскому языку в 5 классе согласное ФГОС по теме "Корень и однокоренные слова"...

Использование межпредметных связей, как средство повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС

Представлена методическая разработка на тему "Использование межпредметных связей, как средство повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГО...