Программа кружка по русскому языку "Лингвистическая кладовая" . 5 класс.
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Шевченко Наталья Петровна

Программа факультатива направлена на повышение орфографической грамотности,.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok._5._shevchenko.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский

Рабочая программа

рассмотрена на заседании кафедры

Протокол № _______от

 «__»________   201   г.

«Согласовано»

_________________________

(подпись курирующего заместителя директора)

«__»____________201   г.

«Утверждено»

приказом

директора гимназии от

«__»__________201    г.   №___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка

«Лингвистическая кладовая»

                                                  по русскому языку

5б, 5г классы

(среднее общее образование)

Количество часов: 35

         Составитель: Шевченко Н.П..,
учитель русского языка и литературы                          

МБОУ гимназии г. Советский

                                                2018-2019 г.г.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа кружка «Лингвистическая кладовая» ориентирована  на языковое развитие учащихся 5 классов. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они   расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку. Эти знания, умения, навыки, вызывая познавательный интерес, позволят учащимся в дальнейшем успешно пройти  вступительные испытания перед поступлением в гимназию.

Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового материала. 

Программой также предусмотрено совершенствование и развитие следующих общеучебных умений:

                     коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения)

                    интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация)

                 информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом)

                    организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее)

Структура кружка сформирована с учетом закономерностей усвоения русского языка. 5-е классы рассматривается как этап основного обучения, имеющий  морфолого-орфографическую направленность и включающий в содержание  вводный курс синтаксиса и пунктуации.

Структура занятий выстроена в соответствии с УМК под редакцией А.Д. Шмелёва. Это объясняется стремлением создать более благоприятные условия для дальнейшего успешного продвижения учащихся в освоении тематического материала.

2. Планируемые результаты.

Цель: повышение качества знаний учащихся по русскому языку; поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и изучению русского языка.

Задачи: 

1.    Способствовать дальнейшему осмыслению учащимися фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

2.     Содействовать формированию навыка орфографической и пунктуационной грамотности;

3.     Обеспечивать развития умения работать с информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной основе).

Программа  кружка рассчитана на 35 учебных часа (1 час в неделю) и предназначена для учащихся 5-х классов.

Основные формы организации занятий.

      Курс «Лингвистическая кладовая» имеет познавательно-практическую направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают  самостоятельный, поисково-исследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную активность, творческую деятельность.

На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся.

Программой предусмотрены практические  занятия.

                                                                   Методы  обучения.

1.     Объяснительно-иллюстративный;

2.     Частично-поисковый, исследовательский;

3.     Словесно-наглядный, практический;

4.     Самостоятельная работа учащихся с информацией.

Формы контроля:

практическая работа

самостоятельная работа

тестирование

анализ текста

творческая работа

Планируемые результаты изучения курса:

Предметные результаты:

иметь представление об основных разделах лингвистики, об уровнях системы  современного русского языка, об основных единицах каждого уровня.

Метапредметные:

1. овладеть приёмами работы с учебной книгой и словарями;

2. слушать и понимать других;

3. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

4. строить речевые высказывания в соответствии с учебными задачами.

Личностные:

осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.

                           

Основные требования к уровню подготовки учащихся.                                                

     

 Учащиеся, изучившие курс, должны

знать:

правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

  правила постановки знака препинания или его отсутствия;

     условия, от которых зависит написание;

     норму, действующую при данных условиях;

   последовательность обнаружения изучаемой орфограммы.

уметь:

работать с разными видами словарей;

производить фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический и орфографический разбор слова; составлять алгоритм при определении правильного написания слова;

использовать приобретенные знания и умения  в последующей учебной  деятельности.

3.Содержание  занятий кружка по русскому языку «Лингвистическая кладовая».

Раздел

Содержание раздела

часы

Формы учебных занятий

Виды учебной деятельности

Язык.(2 ч)

Роль языка в жизни человека.

1

Лекция+презентация

Конспектирование лекции.

Язык – создатель и организатор   речи.

1

практикум

Составление текста  по теме.

Фонетика и орфография.

(11 ч)

Тайна фонемы. Её величество Транскрипция.

1

презентация

Работа с карточками по фонетике.

Ударение над гласной может сделать букву ясной.

2

практикум

Составление словарного диктанта.

Коварные словарные слова.

2

практикум

Составление страницы для орфографического словаря. Работа с орфографическим словарём.

Орфографический словарь - наш главный помощник.

1

самостоятельная работа

Творческие работы учащихся.

Практическое занятие. Работа с текстом. Тест.

1

практикум

Работа с текстами.

Опасные согласные.

1

практикум

Работа с фрагментами художественных произведений.

Звонкие и глухие «двойняшки».

1

 Презентация +практикум

Составление алгоритма при определении правильного написания слова.

Разделительные Ь и Ъ.

1

семинар

Работа с текстами

Большие и маленькие (правописание имен собственных).

1

Презентация+лекция

Работа с текстами.

Приставки. (2ч)

Приставки – труженицы.

2

семинар

Составление презентации.

Суффиксы. (2ч)

Суффиксы – большие молодцы.

2

практикум

Творческая работа. Работа со словообразовательным словарем.

Корни. (1ч) Орфография. (4ч)

Как «справиться со сложными словами»?

1

 лекция

Составление алгоритма при определении правильного написания сложного слова.

Решение орфографических задач.

1

самостоятельная работа

Работа с карточками.

Итоговый тест за 1 полугодие.

1

тест

Работа с тестом.

Орфографические головоломки.

2

практикум

Разгадывание и составление ребусов.

Имя существительное.

(3ч)

Имя существительное Трудности в написании окончаний.

3

практикум

Игра «Корректор».

Имя прилагательное.

(2ч)

Имя прилагательное. Трудности правописания.

2

 практикум

Работа с деформированным текстом.

Глагол. (4ч)

Не жалею, не зову, не плачу…(не с глаголами).

1

самостоятельная работа

Творческие работы учащихся.

Е или И? (Правописание окончаний глаголов). Глаголы-исключения. Разноспрягаемые глаголы.

3

практикум

Составление алгоритма при определении правильного написания слова.

Повторение. (4ч)

Проверь себя. Тест.

1

тест

Работа с тестом.

Волшебный клубок орфограмм.

1

практикум

Игра «Знатоки русского языка». Работа с орфографическим словарём.

Путешествие в страну Русского Языка.

2

практикум

Составление маршрута путешествия в  страну Русского Языка. Выполнение заданий по фонетике, лексике, орфографии.

4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:

П/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Роль языка в жизни человека.

1

1неделя

2

Язык – создатель и организатор   речи.

1

2 неделя

3

Тайна фонемы. Её величество Транскрипция.

1

3 неделя

4

Ударение над гласной может сделать букву ясной.

1

4 неделя

5

Ударение над гласной может сделать букву ясной.

1

5 неделя

6

Коварные словарные слова.

1

6 неделя

7

Коварные словарные слова.

1

7 неделя

8

Орфографический словарь - наш главный помощник.

1

8 неделя

9

Практическое занятие. Работа с текстом. Тест.

1

9 неделя

10

Опасные согласные.

1

10 неделя

11

Звонкие и глухие «двойняшки».

1

11 неделя

12

Разделительные Ь и Ъ.

1

12 неделя

13

Большие и маленькие (правописание имен собственных).

1

13 неделя

14

Приставки – труженицы.

1

14 неделя

15

Приставки – труженицы.

1

15неделя

16

Суффиксы – большие молодцы.

1

16неделя

17

Суффиксы – большие молодцы.

1

17неделя

18

Как «справиться со сложными словами»?

1

18неделя

19

Решение орфографических задач.

1

19неделя

20

Итоговый тест за 1 полугодие.

1

20неделя

21

Орфографические головоломки.

1

21неделя

22

Орфографические головоломки.

1

22неделя

23

Имя существительное.

1

23неделя

24

Трудности в написании имён существительных.

1

24неделя

25

Трудности в написании имён существительных

1

25неделя

26

Трудности в написании окончаний имён прилагательных.

1

26неделя

27

Трудности в написании окончаний имён прилагательных.

1

27неделя

28

Не жалею, не зову, не плачу…(не с глаголами).

1

28неделя

29

Е или И? (Правописание окончаний глаголов).

1

29неделя

30

Е или И? (Правописание окончаний глаголов).

1

30 неделя

31

Глаголы-исключения. Разноспрягаемые глаголы.

1

31 неделя

32

Проверь себя. Тест.

1

32 неделя

33

Волшебный клубок орфограмм.

1

33 неделя

34

Путешествие в страну Русского Языка.

1

34 неделя

35

Путешествие в страну Русского Языка.

1

35 неделя

5. Использованная  литература:

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000г.
  2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас.работы по рус.яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
  3. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.:

Просвещение.1990г.

  1. Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.
  2. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.
  3. Успенский Л.В. По закону буквы. – М., 1981г.
  4. Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.
  5. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.; Л., 1968г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по русскому языку для 5-6 классов.

Программа разработана с учетом программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений и  реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для V-VI клас...

Открытое занятие кружка по русскому языку "Кладовая" слов русского языка"

Данное занятие проводилось на районном семинаре и было посвящено рассмотрению вопроса, поиогают ли пословицы формировать нравственные ценности человека....

Рабочая программа кружка по русскому языку для 5 класса "Мой верный друг - русский язык!"

Рабочая пронрамма для 5 класса. Кружок по русскому языку "Мой верный друг - русский язык!"...

Рабочая программа кружка по русскому языку 8 класс "Трудные вопросы по русскому языку"

Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной  аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по п...

Рабочая программа кружка по русскому языку «Русское слово» на 2015-2016 учебный год Класс: 9

Рабочая программа кружка по русскому языку  «Русское слово»на 2015-2016 учебный годКласс: 9...

Рабочая программа кружка "Тайны русского языка" 8 класс

Рабочая программа кружка "Тайны русского языка" для обучающихся 8 класса включает в себя материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку....