Презентации к урокам русского языка в 5 классе (раздел "Синтаксис")
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Томина Юлия Валерьевна

Предалагаю разработанные мною презентации к урокам русского языка (раздел "Синтаксис") в 5 классе по следующим темам: "Подлежащее", "Сказуемое", "Тире между подлежащим и сказуемым".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Главные и второстепенные. «Повторим» Какие члены предложения Вы знаете? Как называются предложения, состоящие из одной грамматической основы? Нераспространённые. Распространённые. Как называются предложения, в которых кроме главных членов есть ещё и второстепенные?

Слайд 2

Задание: закончите фразу Слова в предложении должны быть связаны между собой … ПО СМЫСЛУ Предложения по цели высказывания бывают … ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ, ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ, ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ Предложения по интонации бывают … ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ И НЕВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ Грамматическая основа – это … ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ

Слайд 4

Письменно ответьте на вопросы: 1. Какое время года изображено на картинке (рисунке)? 2. Кого художник изобразил на картинке? 3. Что делают дети?

Слайд 5

О чем говорится в предложениях, которые Вы составили по картинке? На рисунке изображена (что?) зима . (кто?) Художник на картине изобразил детей. (кто?) Дети (ребята) играют в снежки, катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков.

Слайд 6

Словарная работа (словарик снежных слов) сн е говик сугро б к о н ь ки лы жи сне ж ки м о ро з

Слайд 7

Тема урока: « Подлежащее ».

Слайд 8

Задачи урока: 1. Расширить представление о подлежащем как главном члене предложения. 2. Научиться разграничивать грамматическую основу предложения и второстепенные члены. 3. Научиться находить в грамматической основе подлежащее и определять способ его выражения (существительным, местоимением, сочетанием слов).

Слайд 9

Термины «подлежащее» и «сказуемое» по отношению главным членам предложения были введены М.В. Ломоносовым (1711-1765) .

Слайд 10

Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения». Оно отвечает на общий вопрос : о чём? (о ком?) говорится в предложении и обозначает предмет речи . Например: Снежинки кружатся в воздухе и медленно опускаются на землю. О чем говорится в предложении? О снежинках. Снежинки – это подлежащее, обозначает предмет речи. Подлежащее всегда отвечает на вопросы именительного падежа (кто? что?)

Слайд 11

Способы выражения подлежащего различны. Чаще всего подлежащее бывает выражено существительным в именительном падеже : Мороз украсил окна кружевными узорами. А также местоимением в именительном падеже : Никто не знал о наступлении холодов. Место подлежащего может занять любая часть речи (прилагательное, числительное ...) . Иногда подлежащее может быть выражено сочетанием слов. Подчёркивается подлежащее одной чертой .

Слайд 12

Работа с учебником. Прочитайте правило. Приведите из упражнения примеры п одлежащих , выраженных 1) именами существительными, 2) местоимениями.

Слайд 13

Задание: спишите, вставляя пропущенные буквы, подчеркните в каждом предложении подлежащее, обозначьте способ его выражения (часть речи). Пушистый сне.. переливает.. ся на со.. нце . Д.. ревья надели белые шу… ки . Оз.. ро замёрзло и покрылось л..дом . З..мой во дв ..ре каждый р.. бенок наход ..т себе занятие по душе. Малыш.. леп ..т сн .. говика . Мальчишки спускают.. ся с г.. рк .. на лыжах. Подру .. ки Катя и Маша играют в сне… ки . Вова и Саша катают.. ся на кон.. ках .

Слайд 14

Физразминка . Мы зимой в снежки играем. По сугробам мы шагаем. И на лыжах мы бежим, На коньках по льду скользим. Дует ветер ледяной, Но не мерзнем мы зимой. Зайцы прячутся в кустах. Солнце светит в небесах.

Слайд 15

1 группа. Задание: составьте 3-5 предложений о том, какие зимние забавы нравятся вам; в составленных Вами предложениях подчеркните подлежащие и укажите части речи, которыми они выражены . ( Во что вы любите играть зимой, чем любите заниматься?)

Слайд 16

2 группа. Составьте и запишите памятку о правилах поведения во время игры в снежный бой. или Продолжите короткий рассказ «Однажды зимой у нас во дворе …» (из 5 предложений) и запишите его.

Слайд 17

«Поиграем в снежки» Задание: Мой помощник будет бросать кому-то из Вас снежок. Тот, у кого окажется снежок, должен назвать подлежащее, которое есть в предложении.

Слайд 18

Предложения для игры. Наступили каникулы. Вчера выпал пушистый снег. После школы дети играют в снежки. Папы строят снежную горку. Девочка хорошо катается на коньках. Зимний день позвал детей во двор. Никто не спешит домой. Коньки скользят по льду. Мальчишки устроили снежную битву. Мы слепили много снежков. Санки оставляют следы на снегу. Ребята скатываются с горы с веселыми криками. Я построил снежную крепость. Максим на санках радостно мчится с горки. Коля уверенно прокладывает лыжню. Ярко светит солнце.

Слайд 19

Будьте осторожны! Подлежащим может быть выражено имя существительное (местоимение) , стоящее в форме именительного падежа (кто? что?) . Если же имя существительное (местоимение) употреблено в форме винительного падежа (кого? что?), то оно является второстепенным членом предложения.

Слайд 20

Карточка 1. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните в предложениях подлежащие. З.. ма - волшебное и сказочное время года. Кр ..сив зимний лес. М..розы сковали землю. Особенно х.. роша зимой ярко-зеленая пушистая ель. Метели и вьюги заметают д.. роги . Ночь прошла под большой чистой луной, и утром лёг первый снег. Короток, хмур д.. кабрьский д.. нёк . Серёжа и Женя играют в сне.. ки . М..роз покрыва ..т льдом реки и озера, рису..т на окнах забавные узоры, куса..т нос и щеки. Ужасен вид возмущения зимней северной пр..роды . Мы см..трели , как мя ..кие сн ..жинки плавно круж ... лись в воздухе. На фоне темных елей переплета.. тся тонкое кружево осиновых в.. твей . В темном высоком небе рассыпались яркие звёзды. Перед новогодним праз ..ником ребята наряжают елку игрушками.

Слайд 21

Карточка 2. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните в предложениях подлежащие. Самая лучшая защита от м..розов - снежное покрывало. Колюч м..роз . Д.. ревья погрузились в глубокий сон. Везде л..жит белый пуш .. стый снег. Воздух чист и свеж. По свежему снегу быстро б..гут лыжи. Лиза и Зоя леп ..т снежную бабу. Причудлив морозный узор на витрине магазина. Всё в природе находит.. ся под властью м.. лодого снега. Ч..десен осиновый лес и зимою . Люди одевают теплые вещи. Дети катают.. ся на санках и коньках, леп ..т снежную бабу и игра..т в сне.. ки . В новогодний праз ..ник приход..т к нам Снегурочка и Дед Мороз. Ветер и метель - вечные спутники зимы. Со.. нце стоит ни..ко над землей и слабо гре ..т.

Слайд 22

Индивидуальное з адание (по желанию): составьте с инквейн по теме урока «Подлежащее». Схема синквейна : 1) Ключевое слово (существительное) – тема стихотворения. 2) Два прилагательны х, характеризующих тему. 3) Три глагола , (не больше четырех слов) – отношение автора к теме. показывающих действие темы. 4) Короткое предложение 5) Синоним к ключевому слову , повторяющий суть темы на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне.

Слайд 23

Домашнее задание Выполнить индивидуальные задания на карточках

Слайд 24

До новых встреч! Хорошего дня!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое грамматическая основа предложения? Что Вам известно о подлежащем? На какие вопросы чаще всего отвечает подлежащее? Что оно обозначает? Какими частями речи может быть выражено? Как в предложении подчёркивается подлежащее? «Повторим»

Слайд 2

Г рамматическая основа – это основная часть предложения , которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. Подлежащее – это главный член предложения , который обозначает предмет речи . Чаще всего подлежащее отвечает на вопросы «кто?», «что?».

Слайд 3

Задание: прочитайте текст, в ставьте недостающие подлежащие в предложения. Зимние о лимпийские _____________ – это большой спортивный праздник. В церемониях открытия и закрытия каждой Олимпиады используется олимпийский ______________. Кольца символизируют пять частей света . Олимпийский талисман - это самая популярная фигурка всех Олимпийских игр. С имволом Олимпийских игр является олимпи́йский ______________. Его зажигают в городе проведения Игр во время их открытия. _______ символизирует мир и дружбу.

Слайд 4

Тема урока: «Сказуемое» Задачи урока: 1. Углубить представление о грамматической основе предложения, способах выражения сказуемого. 2.Научиться находить в грамматической основе предложения сказуемое, выраженное глаголом, существительным, прилагательным). Для чего нам нужно изучать эту тему, пригодится ли она? Научиться выбирать способ выражения сказуемого в зависимости от речевой ситуации.

Слайд 5

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то , что говорится о предмете речи . Чаще всего сказуемое отвечает на вопросы «что делает предмет?» , «каков предмет?», «что это такое?», «кто он такой?». Сказуемое может быть выражено глаголом, существительным в И.п ., кратким и полным прилагательным. Как Вы думаете, ч то может рассказать сказуемое о предмете речи?

Слайд 6

Сказуемое – главный член предложения, обозначает то, что сообщается о подлежащем , отвечает на вопрос что делает предмет? , кто такой? что такое? или каков предмет? выражается глаголом , существительным или прилагательным, при синтаксическом разборе предложения подчёркивается двумя сплошными чертами . Подлежащее связано со сказуемым по смыслу и грамматически. Сказуемое согласуется с подлежащим (подчиняется подлежащему).

Слайд 7

Работа с учебником Прочитайте правило. Приведите из упражнения примеры сказуемых , выраженных : - существительным в именительном падеже (что такое? или кто такой?); - г лаголом (что делает?); - кратким прилагательным (каков?).

Слайд 8

Лыжный спорт Лыжный спорт включает в себя гонки на лыжах на различные дистанции, прыжки на лыжах с трамплина, лыжное двоеборье, горнолыжный спорт. Лыжный спорт повышает выносливость. Ходьба на лыжах укрепляет все группы мышц. В гонках соревнуются лыжники. Фристайл – это спуск на горных лыжах по бугристому склону с обязательным исполнением двух прыжков. В ходе соревнований по лыжной акробатике предусматривается исполнение спортсменами на лыжах максимально сложных акробатических прыжков. Биатлонисты соревнуются в гонке и стрельбе из винтовки. Всем людям полезны прогулки на лыжах в зимнем лесу или городском парке.

Слайд 9

Сноубординг Сноубординг нормализует работу дыхательной и сердечно-сосудистой системы, укрепляет вестибулярный аппарат, насыщает кислородом кровь. Он дарит сноубордистам острые ощущения. Сноубордисты спускаются с заснеженного склона на специальной доске. Этот спортсмен очень скромен. В соревнованиях по сноубордингу участвуют сноубордисты.

Слайд 10

Хоккей Хоккей - агрессивный вид спорта. Александр Овечкин – российский хоккеист. Хоккей благотворно влияет на опорно-двигательный и вестибулярный аппарат, повышает иммунитет. Хоккеисты сражаются за шайбу на ледовой арене. Задача хоккеиста – забить гол в ворота соперника. Благодаря хоккею у спортсмена развиваются ловкость, выносливость, упорство и реакция. Трус не играет в хоккей.

Слайд 11

русский настольный женский детский мировой отечественный профессиональный любительский советский позиционный популярный быстрый Развитие речи. Задание: подберите прилагательные к слову хоккей , запишите два словосочетания.

Слайд 12

Ассоциации к слову «хоккей» шайба лёд телевизор Россия команда спорт счёт игра победа площадка ворота кубок состав чемпионат олимпиада каток профессионал хоккеист коньки клюшка шлем тренировки медали болельщики вратарь клуб

Слайд 13

Фигурное катание Фигурное катание – целое искусство. Фигурист – спортсмен, выражающий в танце на льду всю гамму чувств. Фигуристы выполняют упражнения под музыку. Во время занятий фигурным катанием у спортсмена формируется правильная осанка. В парном фигурном катании спортсмены демонстрируют мастерство исполнения элементов, создают впечатление единства каждого движения.

Слайд 14

Словарная работа. сп о ртсмен ма тч х о кк ей х о кк ейный с о р е вн о вание Составьте предложения с двумя словами (по выбору), подчеркните грамматические основы.

Слайд 15

«Давайте поиграем» Игра «Предложения из лукошка». Д етям выдаются карточки с предложениями. Задание: прочитайте предложения, спишите их в подчеркните грамматические основы.

Слайд 16

Вариант 1. Задание: прочитайте предложения, спишите их, соблюдая правила правописания, подчеркните грамматические основы. Биатлон заключается в сочетании двух видов испытаний: лыжной гонки и стрельбы из оружия. Для занятий сноубордингом спортсмену выдаются шлем, защита для спины, рук и ног. Слалом, скоростной спуск и супергигант объединяет между собой скатывание с длинного и высокого склона на горных лыжах или сноуборде. Высокая сложность выполнения каждого элемента фигуристами приковывает взгляды миллионов людей.

Слайд 17

Вариант 2. Задание: прочитайте предложения, спишите их, соблюдая правила правописания, подчеркните грамматические основы. Лидирующее место по популярности среди лыжных соревнований занимает биатлон. Бобслей, скелетон и санный спорт объединяет высокоскоростной спуск по ледяной поверхности. Биатлонист должен попасть в мишени. На склонах горнолыжных курортов строятся акробатические стадионы. Наименьшее время прохождения трассы – главное условие победы для горнолыжника. Самый популярный командный вид зимнего спорта – хоккей.

Слайд 18

Сказуемое может быть выражено фразеологизмом (неделимым словосочетанием). В этом случае его можно заменить одним словом . Спортсмен … точил лясы (болтал), клевал носом (спал), бил баклуши (бездельничал), витал в облаках (мечтал), зарубил на носу (запомнил), дал слово (пообещал), держал в голове (помнил).

Слайд 19

Что нового узнали на уроке? Г рамматическая основа – это основная часть предложения , которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. Сказуемое – это второй главный член предложения , который обозначает то, что говорится о предмете речи . Сказуемое обозначает: действие подлежащего, качество подлежащего, его признак или состояние. Чаще всего сказуемое отвечает на вопросы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что это такое?», «кто он такой?».

Слайд 20

Дифференцированные задания. 1) Выпишите из предложений грамматические основы. 2) Тест.

Слайд 21

1) составьте памятку «Полезные советы на тему «Здоров будешь – все добудешь» , или 2) составьте рассказ об одном из зимних видов спорта (по выбору). Домашнее задание

Слайд 22

Спасибо всем за урок. Хорошего дня!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое грамматическая основа предложения? Какие главные члены предложения Вы знаете? Что обозначает сказуемое? На какие вопросы оно отвечает? Какими частями речи может быть выражено сказуемое? Что обозначает подлежащее? На какие вопросы оно отвечает? Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

Слайд 2

Дополни предложения. _______________ обычно выражено именем существительным или местоимением в именительном падеже. 2. _______________ подчёркивается двойной линией. 3. Чаще всего _____________ выражено глаголом. Оно также может быть выражено именем существительным, прилагательным.

Слайд 3

Дополни предложение. 1. Тихи зимние ночи. Подлежащее: _______________ выражено: ________________ Сказуемое: ________________ выражено: _________________ 2. За поворотом дороги показался сугроб. Подлежащее: _______________ выражено: ________________ Сказуемое: ________________ выражено: _________________ 3. Белый пушистый снег – шубка для деревьев от будущих холодов. Подлежащее: _______________ выражено: ________________ Сказуемое: ________________ выражено: _________________

Слайд 4

Дополни предложения. 1. Прогулки на свежем воздухе — очень полезное занятие. Подлежащее: _______________ отвечает на вопрос: _____________? Сказуемое: _________________ отвечает на вопрос: _____________? 2. Ёлка чудесна. Подлежащее: _______________ отвечает на вопрос: _____________? Сказуемое: _________________ отвечает на вопрос: _____________? 3. Мы долго ждали наступления зимы. Подлежащее: _______________ отвечает на вопрос: _____________? Сказуемое: _________________ отвечает на вопрос: _____________?

Слайд 5

Тире между подлежащим и сказуемым .

Слайд 6

Схема этого предложения выглядит так: сущ. в Им. п. — сущ. в Им. п. « Декабрь (сущ., Им. п.) — самый снежный месяц года (сущ., Им. п.)». Если в таком предложении есть слова это , вот , то тире ставится перед ними. Ханты-Мансийск – это новогодняя столица России.

Слайд 7

Если подлежащее и сказуемое выражены неопределённой формой глагола (инфинитивом), то между ними ставится тире . Жить – Родине служить . Что? Жить. Это подлежащее. Жить есть что? Служить - это сказуемое. Охранять природу — любить родину. Что? Охранять. Это подлежащее. Охранять есть что? Любить - это сказуемое.

Слайд 8

В роли подлежащего и сказуемого могут выступать числительные (отвечают на вопрос сколько?). Между ними ставится тире . Дважды два – четыре. Что? Дважды два. Это подлежащее. Дважды два есть что? Четыре. Это сказуемое. В этом случае оба главных члена должны находиться в форме именительного падежа .

Слайд 9

Спишите предложения, подчеркните в них подлежащие и сказуемые. Декабрь для меня – настоящая пора волшебства. Зима – удивительное время года. Снег - белое одеяло полей, лесов, городов и сёл. Лепка снеговика – это неповторимая возможность для реализации творческих задумок.

Слайд 10

Спишите предложения, подчеркните в них подлежащие и сказуемые, вставьте, где необходимо, тире. Зима божественная сказка. Зима пора забот о будущем урожае. Новый год самый долгожданный праздник детворы. Зима это любимое время года. Катание на коньках одно из самых популярных занятий зимнего отдыха. Моя мечта покататься с горки на лыжах или санках.

Слайд 11

Индивидуальные задания Выполните задание (карточка): спишите предложения, подчеркните главные члены предложения, поставьте, где необходимо, знаки препинания.

Слайд 12

Составьте предложения, используя слова, данные в скобках, измените, если нужно, их форму. Поставьте знаки препинания. Клюква (последний, ягода, сентябрь). Сентябрь (время, боровики, грузди, рыжики). Туман, заморозки (обычные, явления, октябрь). Метель (сильный, ветер, со, снег). Серебряный иней (мелкий, кристаллы, лёд). Север (свет, сторона). Кра́йний Се́вер (часть, те рр итория, Земля). Те рр итория Крайнего Севера (арктическая, зона, тундра, районы северный, тайга).

Слайд 13

Хорошего дня!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

Презентация к уроку русского языка 7 класс "Выборочное изложение" по упр.130

Урок проводится в системе изучения описания внешности человека по программе Ладыженской. Это работа с отрывком из рассказа Шолохова "Судьба человека". В презентации подобраны фотографии кадров из филь...

Презентация к уроку русского языка (5 класс)

Тема "Буквы о-ё после шипящих в корне"...

Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"

Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок  проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....

Презентация к уроку русского языка (5 класс) по теме "Текст"

Презентация для вводного урока по теме "Текст". http://prezi.com/0_nkgewag13n/edit/?auth_key=2o7akoh&follow=jlwont8p2de...

Презентация к уроку русского языка (1 класс). Тема: "Большая буква в начале предложения"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Презентация к уроку русского языка (1 класс). Смягчительный и разделительный мягкий знак

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...