Методическая разработка урока по русскому языку для 7 класса «Буквы О и Е после шипящих на конце наречий»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Методическая разработка урока по русскому языку для 7 класса поможет учащимся познакомиться с условиями выбора написания букв о и е после шипящих на конце наречий; разноуровневые задания, направленные на формирование метапредметных умений, помогут правильно и грамотно писать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №546

с углублённым изучением предметов

художественно-эстетического цикла

Красносельского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока

по русскому языку

для 7 класса

«Буквы О и Е после шипящих на конце наречий»

                                                                                    Цыганкова Наталья Петровна,

                                                                                    Учитель русского языка и литературы

г. Санкт-Петербург                                      

2022

Тема урока: Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

Урок закрепления нового материала

Используемые технологии:

групповые технологии, ИКТ

Форма урока: практическая с элементами беседы  

Оборудование:    1.Магнитная доска;

                2.Интерактивная доска;

                              3.Учебный материал (текст на доске, учебник);

4.Презентацияк уроку.

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с условиями выбора написания букв о и е после шипящих на конце наречий.
  2. Способствовать формированию навыка написания о и е после шипящих в разных частях слова.

Ход урока:

I.Оргмомент.

Пожелания друг другу и учителю:  

- Здравствуйте, садитесь. Есть ли у вас какие-нибудь пожелания на урок друг другу и учителю?

Ученики желают друг другу получить «5» и «4», не молчать на уроке, писать красивым, разборчивым почерком, узнать новый материал, не делать ошибок. Учителю желают все успеть.

- Спасибо, ребята, ваши пожелания прозвучали по-доброму и очень оптимистично. Пусть они сбудутся.

II. Постановка учебной задачи. Мотивация познавательной деятельности.

- Цель нашего урока –  познакомиться с условиями выбора написания букв о и е после шипящих на конце наречий.

 Правильно, грамотно писать. Кроме того, мы будем учиться отличать эту орфограмму – буква о и е после шипящих на конце наречий от похожих орфограмм о и ё после шипящих в корне, суффиксе и в окончании других частей речи.

III. Обсуждение формы проведения урока.

  Итак, цель урока поставлена. Но чтобы успеть все выполнить,  надо действовать быстро и слаженно. Дорога  наша должна быть интересной. И мы отправимся с вами в небольшое путешествие по нашему району. В Красносельском районе есть уникальный памятник, одна из достопримечательностей Петербурга – Петергофская дорога. Я выбрала эту дорогу, чтобы наш сегодняшний учебный маршрут был занимательным и увлекательным.

IV. Актуализация спорных знаний.(Корзинка/чемодан вопросов).

Чтобы отправиться в путь, нам нужно собрать с собой чемодан. В нашем случае это будет чемодан с нашими знаниями. Напишите вопрос о наречии для своих одноклассников и положите в чемодан. Теперь мы с вами разделимся на пары и посмотрим, какая пара готова к путешествию лучше всего. Поочередно каждая пара будет тянуть вопрос из чемодана иотвечать на него.

Вопросы:

  1. Чем отличается наречие от других частей речи?

  1. В каких наречиях пишется одна буква н, а в каких – две?
  2. В каких наречиях пишется приставка не, а в каких – ни?
  3. Как пишется не с наречиями на –о и –е?

- Молодцы, ребята, отлично справились с разминкой. Итак, мы начинаем наше путешествие по Петергофскому шоссе. Открываем тетради, записываем число. Заполняем «шапку» маршрутного листа: записываем свою фамилию.

Итак, какой дорога была, и какой стала в 20 веке, давайте обратимся к историко-географической справке.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Историко-географическая справка по Петергофской дороге»

V. Объяснение нового материала.  Мы с вами посмотрели какой стала дорога. Внимание, текст. Прослушайте задание

Чтение вслух текста.

1.Раннее утро. 2.Солнце светило горячо. 3.На улице было свежо и хорошо. 4.Весь день я решила провести, гуляя по достопримечательностям дороги в Петергоф. 5.Фотографируя, я представляла, как здесь было 200 лет назад. 6.По дороге торжествующе проезжали богатые процессии, неуклюже перекатывались груженые повозки. 7.Часто ездили и ходили миллионы людей. 8.Царь ПетрIлюбил проехать на лошади от Петербурга до Петергофа. Он делал это блестяще.

Проведение работы по тексту.

1. Ребята, давайте подумаем, почему в выделенных наречиях на конце пишется о-е?

2.Сформулируйте, пожалуйста, тему урока «Буквы о и е после шипящих на конце наречий». Запишите тему урока в тетрадь».

3. Прочитаем правило на стр.109

     4.Спишите текст, обозначая выделенную орфограмму

       (запишите результат в маршрутный лист)

     6.Объясните устно, как вы понимаете значение слова торжествующе

     6.Запишите номера предложенийв маршрутный лист, в которых есть:

      а) деепричастн(-ый, -ые) оборот(-ы) 4,5

      б) предложен(-ия, -ие) с однородными членами предложения.

          (3,7)

VI.Обратимся к учебнику и выполним упражнение 265.  Прочитаем слова вслух и объясним их написание. В тетрадь запишем 8 слов; записываем результат в маршрутный лист.

VII. Физкультминутка. Активизация внимания учащихся.

Треть дистанции по дороге мы уже прошли. Давайте немного разомнемся. Я буду называть слова разных частей речи: если услышите наречие – руки вверх, деепричастие – дотроньтесь указательным пальцем до кончика носа, если глагол – вытяните руки перед собой.

Начали: смеясь, веселее, думая, пишут, не смея, свысока, радостно, сели.

VII. Разбор похожих орфограмм.

На прошлых уроках мы с вами знакомились с написанием о и е,ё после шипящих, суффиксе и окончаниях других частей речи. Обратимся к маршрутному листу. Заполним таблицу. Слова для справок см. на слайде и в маршрутном листе.Проверить, слайд-эталон. Записать результат в маршрутный лист.

VIII. Творческое задание.

Написать небольшой текст (4-5 предложений) с использованием наречий на о-е после шипящих и наш маршрут Петергофская дорога.

IX. Подведение итогов урока.

Итоговые вопросы.С какой орфограммой мы сегодня с вами познакомились? Как правильно надо писать данные слова. Подводим итог.Наш маршрутный лист. Поставили себе общую оценку.

X. Домашнее задание.

Упражнение 267; или составить текст (5-6 предложений) на свободную тему с использование  слов на о-е, ё разных частей речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе "Буквы –О- и –Е- после шипящих на конце наречий"

В увлекательной форме построено повторение по правописанию О и Е после щипящих в различных морфемах, новый материал дан в игровой форме....

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

урок по русскому языку на тему:"Буквы О и Е после шипящих на конце наречий"

Данный урок познакомит учеников с условиями выбора и написания букв О и Е после шипящих на конце наречий. Подобраны разные виды диктантов....

Методическая разработка урока по русскому языку 5 класс «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "Ti...

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"

Конспект открытого урока  по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...