Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Урок русского языка в 8 классе по теме "Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи" является началом изучения темы "Способы передачи чужой речи" по программе Л. М. Рыбченковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russ._8_kl.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 8 классе

Тема: Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.

Цель: дать представление о типе предложений с прямой речью.

Задачи:

1. Обобщить сведения о предложениях с прямой речью, полученные в 5-7 классах.

2. Познакомить с понятием чужая речь и способами её передачи.

3. Развивать умение находить прямую речь и слова автора в предложении и формировать навыки постановки знаков препинания при них.

4. Совершенствовать умение самостоятельной работы по изучению новой темы, а также орфографические и пунктуационные навыки.

5. Способствовать воспитанию внимания, наблюдательности, личности, убедительно и грамотно выражающей свои мысли.

Планируемые результаты: учащиеся находят слова автора и прямую речь, предложения с косвенной речью; строят предложения с прямой речью, предложения с косвенной речью, вводящие прямую речь; заменяют прямую речь косвенной и используют в качестве синонимов предложения с чужой речью, переданной различными способами.

Оборудование: учебник, презентация, схемы, раздаточный материал

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний

Методы и формы обучения: наблюдение за языком, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Словарный диктант.

Объяснить орфограммы.

Северо-западный ветер, прекрасная баллада, преступление против

человечности, невостребованная въездная виза, предобеденные приготовления, вьючное животное, никем не замеченный субъект, колышущийся в тумане силуэт, не рассчитывая на пренебрежение, чёткое распоряжение директора.

III. Мотивация учебной деятельности.

В старину однажды царь дал приказ посыльным

Передать в народ закон быстро, как на крыльях,

И гонцы, не записав царское посланье,

Поскакали исполнять это приказанье.

По дороге тот закон позабыв частично,

Каждый говорил лишь то, что запомнил лично.

И не понял их народ, высказал укор,

Но не смог узнать закон точно до сих пор.

 - Что значит “укор”? (Упрек, порицание.)

Объявление темы урока. Целеполагание. Нам и в повседневной нашей жизни часто бывает нужно передать чьи-нибудь слова. Ребята, как мы это будем делать?

IV. Объяснение нового материала.

- Тема урока: Прямая речь

- Наша цель и задача: (ответы учащихся) уточнить, какими способами можно передавать чужую речь, как в этом может помочь прямая речь, какие знаки препинания для этого нужны.

- Прямая речь всегда заключается в... (кавычки).

- Если прямая речь стоит до слов автора, то после нее должно стоять ...(тире).

- Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней должно стоять ... (двоеточие).

- Напоминаю: какой знак поставить в конце прямой речи, зависит от самого предложения. Например, если его интонация восклицательная, то в конце нужен “!”

Выведение первых шести схем постановки знаков препинания при прямой речи, разрываемой словами автора, проводится путем анализа записанных на доске предложений.

 Объяснения учителя по слайдам. Запись учениками примеров вместе с новыми схемами.

1.  Анализ предложений со словами автора, находящимися в середине прямой речи. Составление схем.

 «Я говорил вам, - воскликнул Максим Максимович, - что нынче будет погода» (М. Лермонтов). «П, - а, - п».

2.  «Суда на пристани есть, - подумал я. - Завтра отправлюсь в Геленджик» (М. Лермонтов). «П, - а. - П».

- Чем отличаются схемы этих предложений?

- Почему во втором предложении после слов автора стоит точка, а не запятая, и прямая речь пишется с большой буквы? (Место разрыва - граница предложений.)

-  На месте разрыва может быть вопросительный или восклицательный знак, тогда знаки ставятся так:

3.     «Ой, не воротиться ли? - говорил я. - К чему упрямиться?» «П? - а. - П?»

4.     «Славная у тебя лошадь! - говорил Азамат. - Если бы я был хозяин в доме и имел табун в триста кобыл, то отдал бы половину за твоего скакуна, Казбич!» (М. Лермонтов). «П! - а. - П!»

Таким образом, учащиеся записывают все возможные схемы:

1)      «П, - а, - п».                                               4) «П! - а. - П».

2)  «П, - а. - П».                                               5) «П... - а, - п». 3)«П?-а.-П».                                     6)«П...-а.-П».

2. Сложные случаи постановки знаков препинания при прямой речи, разрываемой словами автора, даются в объяснении учителя.

Учащиеся записывают выделенные предложения и схемы (эти предложения могут быть записаны на слайдах, учитель обращается к ним, иллюстрируя свое объяснение).

К этим известным схемам необходимо добавить следующие случаи:

1) «Идём, холодно, - сказал Макаров и угрюмо спросил: - Что молчишь?»

(А. М. Горький).

В этом предложении первая часть слов автора относится к первой части прямой речи, а вторая - ко второй, стоящей после разрыва. В этом случае после слов автора ставится двоеточие и тире: «П, - а: - П?»

2)  Если прямая речь включается внутрь авторского повествования (т. е. она следует за вводящими ее словами автора, а за ней авторское высказывание продолжается), то перед прямой речью, заключенной в кавычки, ставится двоеточие, а после нее - перед последующей частью авторского высказывания - запятая или тире.

Например: Постояв, помолчав, проговорив многозначительно: «Да-с, так-то вот оно все», Кондратий побрел обратно к саду. А: «П», а.

Запятая употребляется, когда требуется выделить обособленный оборот, отделить придаточное предложение, разделить однородные члены в авторском повествовании.

Тире обязательно, если прямая речь имеет на конце восклицательный, вопросительный знаки или многоточие.

Например: «Я только тогда выпрямился и подумал: «Зачем это отец ходит по саду?» - когда всё стихло вокруг.Тире необходимо, если после прямой речи стоит союз и, присоединяющий однородный член в авторском повествовании.

Например: Наконец Соня говорила: «Ну, спать!» - и, простясь с ними, я шёл к себе.

Таким образом, к известным шести схемам добавляем следующие:

7)А:«П», а.                                                   9)А:«П!»-а.

8)А:«П?»-а.                                                   10) А: «П...»-а.

11)«П,-а:-П».

V. Закрепление изученного.

1. Записывая предложения со слайда, поменяйте местами слова автора и прямую речь. Подтвердите правильность расстановки знаков препинания схемами.

“Скажите, пожалуйста, который час?” - обратился ко мне прохожий. “Восемь часов”, - ответил я. Старик обрадовался: “Ох, спасибо, значит, я не опоздал”. Я улыбнулся: “Не за что!”

На слайде появляется версия записи ответа, учитель спрашивает, верна ли она. Нарочно допущенную ошибку со знаком препинания точка в предложении №2 учитель исправляет по слайду. В этом месте ученики часто допускают ошибки.

2. Расставьте знаки препинания в предложениях (затем самопроверка по слайду).

“Как странно все сегодня! - Алиса продолжала разговаривать сама с собой.- А вот вчера все было обычно”. “Что это за книжка, - подумала Алиса, - если в ней нет картинок?” “Как же я опаздываю! – бормотал себе под нос Кролик. - Я заставляю долго ждать герцогиню”. “Едят ли кошки, - размышляла Алиса, - летучих мышей?” (По Л. Кэрроллу, “Алиса в стране чудес”)

3. Запишите предложения так, чтобы слова автора разрывали прямую речь. Для слов автора используйте слова для справок.

Здравствуйте. Попросите, пожалуйста, к телефону Любу.

Извините за беспокойство. Не могли бы вы сказать, как проехать к Белорусскому вокзалу?

Добрый вечер! Давайте знакомиться. Меня зовут Иван Фёдорович.

Слова для справок: 1. Произнёс незнакомый голос. 2. Обратился ко мне прохожий. 3. Сказал, улыбаясь, мой сосед по купе

 4. Дополните предложения, включив в них прямую речь и расставив недостающие знаки препинания.

1) ... ! — прорывались сквозь аплодисменты крики зрителей, покорённых игрой актрисы. — ... !

2) ... , — убеждённо говорил капитан нашей команды. — ....

3) ... ? — вежливо спросил прохожий. — ... ?

5.Составьте схемы предложений c прямой речью.

1) Все чаще вспоминались слова: «И может быть — на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной» (П.). 2) «Идите за мной», — сказала она, взяв меня за руку (Л.). 3) «Позвольте... — прошептал Эмиль трепетным голосом, — позвольте мне ехать с вами». 4) «Кондуктор! — крикнул сердитый голос. — Почему не даете билетов?» (Пауст.). 5) «Ну уж это положительно интересно, — трясясь от хохота, проговорил профессор, — что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» (Булг.). 6) Он сказал: «Я это уже слышал!» — и попросил больше не повторяться.

VI. Рефлексия.

VII. Задание на дом. 1) выучить параграф 45, упр.312, 2) составить небольшой текст о весне, употребляя предложения с прямой речью.