Конспект урока русского языка в 8 классе по теме: «Обособленные члены предложения. Обособленные определения».
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Курилова Ирина Юрьевна

Разработка урока русского языка в 8 классе по теме: "Обособленные члены предложения. Обособленные определения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в  8 классе на тему: «Обособленные члены предложения.

Обособленные определения».

Цель: способствовать усвоению понятия об обособленных определениях; способствовать формированию умения находить условия обособления определений.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- дать понятие обособления, роли обособленных членов в предложении;

- систематизировать имеющиеся знания и способствовать усвоению новых о постановке знаков препинания при обособленных определениях.

  1. Развивающие:

-содействовать развитию умения работать с новой теоретической научной информацией, применяя её на практике.

  1. Воспитательные:

-создать условия для усвоения для усвоения духовно-нравственных категорий: любовь к родной природе;

- формировать эстетический вкус учащихся, приобщая их к чтению образцов художественной литературы.

Планируемые результаты:

Личностные:

-умение работать в парах;

- умение анализировать и отбирать информацию;

- осознавать роль обособленных определений  в устной и письменной речи;

Метапредметные:

-Умение организовать свою деятельность, определять её цели, умение вести самостоятельный поиск;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;

- повышение грамотности и культуры речи

Предметные:

-интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами;

-различать основные признаки обособленных членов предложения;

-распознавание обособленных определений  в тексте;

- определение условий обособления определений ;

- построение речевых высказываний с употреблением обособленных определений и приложений в разных условиях.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, учебные тексты.

Тип урока: комбинированный.

Изучение нового материала.

День выдался замечательный, вокруг простиралась завораживающая даль, укрытая снегом. С неба спускались солнечные потоки, одаривая землю недолгим теплом. Лес спал крепким сном и видел красочные сны о весне. Природа отдыхала, укутанная снежным одеялом. Околдованный зимним пейзажем, я захотел запечатлеть этот день на бумаге. Едва сдерживая эмоции, стараясь сохранить в памяти пейзаж, я принялся за работу.

-Существуют и другие случаи обособления согласованных определений, которые мы рассмотрим. Как звучит тема нашего урока?

План урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.ОНУ

П Здравствуйте, ребята, садитесь. Закройте глаза, представьте что-нибудь хорошее. Улыбнитесь. Откройте глаза .

Давайте с таким настроением проведём весь урок. Я уверена, что оно поможет вам . Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

II. Мотивация к учебной деятельности, к желанию изучать русский язык

Проверка д.з.

- как справились с домашним заданием, были трудности? Хорошо

Прежде чем записать  тему урока, внимательно посмотрите на доску

Установка на интерпретацию темы урока, установка на образовательную деятельность

III. Актуализа-ция знаний. Лингвистическая разминка на интерактив-ной доске

Целепола-гание

-  Вы видите предложение: Коля, прочитай его вслух

На окне,  серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
………………………………..

Всходит солнце,  бодрое от холода,
Золотится отблеском окно.
Утро тихо, радостно и молодо.
Белым снегом всё запушено.

-Что же выделено в стихотворении?

- как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, какой будет тема нашего урока?

-какие цели и задачи на урок мы себе поставим?

-запишите тему урока в тетрадь  «Обособление определений»

(Актуализация проблемы)

На сегодняшнем уроке в центре нашего внимания будут обособленные определения, выраженные причастиями и причастными оборотами и другими частями речи. Этот урок особенный: вы сегодня не просто ученики – вы исследователи, которым предстоит внимательно всмотреться в определения, понаблюдать за их «жизнью» в предложении , в тексте, а также определить, какие способы обособления определений существуют.

Все исследования будем записывать в кластер, центром которого будет являться наша тема «Обособление определений»

Еще раз посмотрите на предложение на доске и скажите, в каком случае обособлено определение, выраженное причастным оборотом?

Первое, что мы запишем в кластер – это [ СУЩ.,|ПРИЧ.ОБОРОТ|, ]
- Существуют и другие случаи обособления согласованных определений, которые мы рассмотрим. Для того чтобы определиться  со всеми случаями обособления согласованных определений, нам нужно провести небольшое исследование

Ответы обучающихся:

1) разобрать все случаи обособления согласованных определений;

2) научиться правильно расставлять знаки препинания при согласованных определениях;

3) закрепить полученные знания на практике.

IV.  Открытие нового знания

Постановка проблемного вопроса

Вы работаете тремя группами, используя материалы, которые я вам сейчас раздам. Ваша задача, сформулировать три случая, при которых обособляются определения, используя примеры. Вы можете пользоваться табличкой.

1 группа  Катя, Коля П.)– Ветер, холодный, пронизывающий, засвистал на корме. 

2 группа (Коля Т., Миша)– Рассвет сопровождается дождем; мелкий, холодный, он иголками колет лицо. 

3 группа (Денис)- Измученные долгой дорогой, мальчики мгновенно уснули.

Х

[|ПРИЧ.ОБОРОТ|, ЛИЧНОЕ МЕСТ.]

х 

[ЛИЧНОЕ МЕСТ., |ПРИЛ.|]

x

[ СУЩ.,|ПРИЧ.ОБОРОТ|, ]

х

[ СУЩ. , |ПРИЛ. и ПРИЛ.|, ]

х

[ СУЩ. , |ПРИЛ. и ПРИЛ.|,

Лидеры каждой групп объясняют постановку знаков препинания в предложениях, делают вывод, составляют кластер. 

1 группа изучает случаи обособления одиночных определений;

2 группа изучает случаи обособления определений, зависящих от личного местоимения.

3группа изучает случаи  обособления определений с добавочным значением.

Обучающиеся настраиваются на исследовательскую работу, знакомятся с заданием.

Анализируют первое предложение и демонстрируют его схему:

x

[ СУЩ.,|ПРИЧ.ОБОРОТ|, ]

х

[ СУЩ. , |ПРИЛ. и ПРИЛ.|, ]

х

[ СУЩ. , |ПРИЛ. и ПРИЛ.|, Чертят в тетради схему первого случая обособления.

Один обучающийся формулирует правило: определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, если оно стоит после определяемого слова-существительного.

х

[ СУЩ. , |ПРИЛ. и ПРИЛ.|, ]

Чертят схему в тетрадях и формулируют правило: несколько согласованных нераспространённых определений обособляются, если стоят после определяемого слова, выраженного существительным.

Х

[|ПРИЧ.ОБОРОТ|, ЛИЧНОЕ МЕСТ.]

х 

[ЛИЧНОЕ МЕСТ., |ПРИЛ.|]

Правило: любое определение (одиночное или распространённое) обособляется, если относится к определяемому слово, выраженному личным местоимением, независимо от его месторасположения по отношению к определению.

х

[ |ПРИЧ.ОБ.| , СУЩ. ]

(почему? или Несмотря на что?)

Правило: согласованные определения обособляются, если имеют добавочный обстоятельственный оттенок причины или уступки.

х

[|ПРИЧ.ОБ.|, …....СУЩ.]

Правило: определения, отделённые от определяемого слова другими членами предложения, обособляются.

V.Постановка проблемного вопроса

-Найдите в тексте обособленные определения и определите способы обособления. 4. Если отделены от

определяемого слова

другими членами предложения:

Несколько раз, таинственная и одинокая, появлялась в небе луна.

День выдался замечательный, вокруг простиралась завораживающая даль, укрытая снегом. Природа отдыхала, укутанная снежным одеялом. Околдованный зимним пейзажем, я захотел запечатлеть этот день на бумаге.

VII. Физкульт-минутка

Давайте на минуту отвлечёмся перед тем, как приступить к выполнению заданий на закрепление нового материала. В.А.Сухомлинский, педагог-новатор, когда-то сказал, что «ум ребёнка находится на кончиках пальцев». Давайте, для того чтобы заставить работать наш мозг в полную силу, выполним упражнение с кончиками пальцев. Сделаем небольшую гимнастику для глаз.

Обучающиеся производят смену деятельности: выполняют физические упражнения с кончиками пальцев, разминку для глаз.

.  VIII. Пер-вичное закрепление изученного материала Работа с правилом в учебнике

-Прочитайте правило в учебнике на странице …. Сравните его с нашим.

- Все ли условия, перечисленные в правиле, были названы  вами?

Учитель на интерактивной доске демонстрирует задание для распознавания обособленных согласованных определений и объясняет, что обучающимся необходимо расставить знаки препинания в предложениях и найти среди них лишнее.

  1. Дубы  покрытые молодой листвой потрясли меня
  2. Усталый  я лег отдохнуть под большим кедром.
  3. Эти звуки  тихие  грустные  потрясли меня.
  4. Плыли над хутором белые  тронутые изморозной белизною облака.
  5. И я  исполненный мучительного счастья  любящий, чую взор в тревожном полусне.

. Предлагает всему классу демонстрировать цветные карточки-схемы всех случаев обособления определений, включая в работу таким образом всех учеников.

Сравнивают  новое знание, открытое в процессе совместной работы,  с правилом в учебнике.

Работа с учебником с.    упр. (и у доски)

Закрепление новой темы.

Учитель на интерактивной доске демонстрирует задание для распознавания постановки знаков препинания

Самостоятельно

День выдался замечательный, вокруг простиралась завораживающая даль, укрытая снегом. Природа отдыхала, укутанная снежным одеялом. Околдованный зимним пейзажем, я захотел запечатлеть этот день на бумаге.

- Для каких стилей речи характерны обособленные определения?

Примените свои знания, выполнив следующее задание (цель: применяя знания, проверим себя, как усвоили тему). Дополните предложения, попробуйте использовать выразительные средства:

  1. причастным оборотом: На берегу растут ивы…(грустно склонившие свои ветви на водой)
  2. одиночными определениями, стоящими после определяемого слова: Высоко в небе зажглись звёзды…(холодные, неподвижные, безмолвные)
  3. определением с обстоятельственным оттенком причины или уступки: Изнемогающий от жары…(я пытался добраться до дома как можно скорее)  Закрепление новой темы.

Обучающиеся устно по очереди объясняют постановку знаков препинания в предложениях и демонстрируют с помощью цветных карточек-схем каждый случай обособления согласованных определений.

Обучающиеся сталкиваются с проблемной ситуацией в третьем предложении и делают вывод о том, что в нём нет обособленного определения, а есть обособленное обстоятельство.

Обучающиеся по очереди читают предложения из текста для индивидуальной работы, проговаривая все знаки препинания и объясняя их постановку. Схемы случаев обособления определений показывают все обучающиеся с помощью цветных карточек.

Обучающиеся предлагают свой вариант предложения. Один ученик выходит к доске и делает пунктуационный разбор переделанного предложения, характеризуя его и рисуя его схему.Остальные обучающиеся работают в тетрадях.

IX. Проверка целеполага-ния

- Мы проделали важную работу, посвящённую теме «Обособленные согласованные определения». Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.

Учитель демонстрирует цели на интерактивной доске.

- Сумели ли мы добиться того, что планировали?

Обучающиеся называют цели, которые сами поставили в начале урока, и анализируют проделанную ими работу, сопоставляя её с тем, чему планировали научиться.

X. Текущий контроль

VII. Примените свои знания, выполнив следующее задание (цель: применяя знания, проверим себя, как усвоили тему). Дополните предложения, попробуйте использовать выразительные средства:

  1. причастным оборотом: На берегу растут ивы…(грустно склонившие свои ветви на водой)
  2. одиночными определениями, стоящими после определяемого слова: Высоко в небе зажглись звёзды…(холодные, неподвижные, безмолвные)
  3. определением с обстоятельственным оттенком причины или уступки: Изнемогающий от жары…(я пытался добраться до дома как можно скорее)  Закрепление новой темы.

ОГЭ

3.В каком варианте ответа правильно указаны все

цифры, на месте которых должны стоять знаки препинания?

А. Снежок(1) выпавший ночью (2)и тающий у нас на глазах (3) делает  холм ещё более скользким.

  1. 1,2,3    2)2,3    3)2,4    4)1,3

Б. Измученные дальней дорогой (1) мы увидели небольшую тропинку (2) протоптанную (3) какими-то животными (4) и углубились в чащу леса.

1)1,3   2)2,4     3) 1,2,3    4) 1,2,4

В. На закате солнца облака (1)вытянувшиеся длинными полосами(2)летели от востока к западу и там загорались, как будто ураган кидал их в жерло (3) кем-то раскалённой (4) печи.

1)1,2,3,4   2)1,3    3) 1,2    4) 2,3,4

 ( Объяснительный диктант)

  1. Дубы, покрытые молодой листвой, потрясли меня
  2. Усталый, я лег отдохнуть под большим кедром.
  3. Эти звуки, тихие, грустные, потрясли меня.
  4. Юный лес, в зеленый дым одетый, теплых гроз нетерпеливо ждет.
  5. Плыли над хутором белые, тронутые изморозной белизною облака.
  6. И я, исполненный мучительного счастья, любящий, чую взор в тревожном полусне.
  7. Поля, и лес, еще не одетый листвой, и весенний разлив, заполнивший низину, - все было залито ярким солнечным светом.

- Для каких стилей речи характерны обособленные определения?

Обучающиеся работают в тетрадях — отвечают на воппросы

X. Подведение итогов урока

--Вернемся к началу урока. Вспомним цели, задачи урока. Сделайте вывод.

Давайте подведём итоги урока. Что нового мы сегодня узнали?

- Чему научились?

- Всё ли было понятно?

- Какая работа вызвала у вас затруднения?

-заполните свои листочки, поставьте + или – в таблице, знаю, могу, не понял

- Оцените свою работу.

Учитель комментирует работу учеников и выставляет оценки.

- На следующем уроке мы продолжим знакомство с другими обособленными членами. – Особую смысловую емкость и выразительность придают тексту обособленные причастные обороты. А.М. Пешковский говорил, что они «дают нам возможность нагружать наши выражения, не перегружая их, усложнять мысль, не усложняя в такой же степени ее выражения». Обособленные определения придают тексту особую смысловую емкость и выразительность.

– Обособляются определения после определяемого слова, состоящие из двух нераспространенных однородных прилагательных или причастий.

– С помощью обособленных определений вносятся дополнительные сведения в предложения. Обособленные определения придают речи особую выразительность, с особой экспрессией выделяют важные детали.

– Обособленные определения характерны для всех стилей, кроме разговорного. Обособленные определения в научной и деловой речи – прием сжатого, компактного выражения мысли и как средство разнообразия речи.

Ученики анализируют материал, с которым они познакомились на уроке, делают выводы о том, насколько успешно они усвоили случаи обособления согласованных определений и т.д.

XI. Рефлексия

Учитель предлагает обучающимся провести самоанализ своей работы на уроке. - В каком случае обособляются определения?

– Что нового вы сегодня узнали?

Что удалось / не удалось на уроке?

- Для каких стилей речи характерны обособленные определения?

В «рефлексивную шкатулку» кладут листки с информацией о том, чего достигли на уроке.

Приложения

Таблица «Обособленные члены» (создают ученики!)

Вид обособления

Примеры

Деепричастный оборот (обстоятельство)

Заполонив собой полгоризонта, кипящей сталью вылился восход.

Причастный оборот (определение)

Пусть сердце, жизнью утомлённое, забьётся…

Определение, выраженное прилагательным с относящимися к нему словами

Облака,подобные дыму, быстро неслись со стороны моря.

Определение, выраженное прилагательным или причастным оборотом, относящимся к  личному местоимению

А он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой…

Уточняющие члены предложения

У забора, у самой калитки, в ноябре расцвели маргаритки.

Конструкции с предлогами

В новом городе нет названий улиц, кроме двух главных, одни кварталы.

Одиночными прилагательными, связанные или не связанные союзами

А лес, молчаливый и тёмный, тянулся на много вёрст вокруг.

Приложения

Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы

Цифровой диктант (распечатки для учеников)

Используя материалы учебника, повтори изученный материал. Ответь на вопросы своему соседу по парте, а также выслушай его или ее. Для опроса вы можете воспользоваться предложенными ниже вопросами.
Как называются члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно?
-Какие обособленные члены предложения вы знаете?
-Назовите случаи, когда обособляются определения. Приведите примеры.
- Как отличить согласованные определения от несогласованных?
-Когда определения не обособляются?
-Продолжите высказывание:
Определение обособляется, если определяемое слово стоит
Если определение имеет добавочное обстоятельственное значение, то
Если определяемое слово выражено личным местоимением, то определение
Ты можешь использовать при опросе свои вопросы.

С каждым днем ясней и выше становилось февральское небо и солнце все пристальней и дольше ра..глядывало тайгу, словно прим..ряясь, откуда принят?ся за дело. После буйных в..тров и метелей деревья стояли пасмурные и голые, с ветвями покрытыми коркой льда. В самый тихий безоблачный (пол)день до каждого дерева д..тронулось с доброй улыбкой солнце и оттаяли ра..прямились ветви обрадованно пот..нулись навстречу его лучам. По всем солнцепекам запахло смолистой горечью ви(н, нн)ым духом багульника и по..талым снежком.

КАРТОЧКА №1

Используя материалы учебника, повтори изученный материал. Ответь на вопросы своему соседу по парте, а также выслушай его или ее. Для опроса вы можете воспользоваться предложенными ниже вопросами.

Как называются члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно?

-Какие обособленные члены предложения вы знаете?

-Назовите случаи, когда обособляются определения. Приведите примеры.

- Как отличить согласованные определения от несогласованных?

-Когда определения не обособляются?

-Продолжите высказывание:

Определение обособляется, если определяемое слово стоит…

Если определение имеет добавочное обстоятельственное значение, то…

Если определяемое слово выражено личным местоимением, то определение …

Ты можешь использовать при опросе свои вопросы.

Приложение 2

КАРТОЧКА №2

Упражнение 1.

1)Среди предложений 9–13 найдите предложение с обособленным согласованным определением.

(9)Изредка ребята приходили ко мне домой. (10)Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.

(11)И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей. (12)Точнее говоря, это были не совсем голуби. (13)Я научился делать из бумаги птичек, похожих на летающие блюдца.

2) Среди предложений 1–7 найдите предложение с обособленным согласованным определением.

(1)Сейчас я понимаю, что это был пёс-чудак. (2)Странный, необычный и, можно сказать, выдающийся. (3)Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей». (4)Но тогда, в детстве, его несуразные выходки, наивная ребячливость, несовместимая с грозным званием сторожевого пса, сентиментальность меня порою доводили до бешенства.

(5)Во-первых, кличка. (6)Звали его Борожай. (7)Найдите на земле ещё одну собаку, которая имеет такое нелепое имя!

3) Среди предложений 10–14 найдите предложение с обособленным согласованным определением.

(10)Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей 
и пороков, не оставляла Сеньку в покое...

(11)Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. (12)В ту пору Ваня ещё очень ему сочувствовал. (13)Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал. (14)А после урока, на котором Голубкин получал очередную двойку, этот верзила теснил невысокого Ваню: тот, оказывается, подсказывал недостаточно чётко и ясно.

Упражнение 2.

Запишите предложения, обозначая графически и выделяя запятыми обособленные определения.

1.Природа раскинулась кругом, точно великий храм приготовленный к празднику. 2.В усадьбе пруд тоже замёрз, но речка у мельницы отяжелевшая и тёмная всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах. 3.Заинтересованный песней он знакомился с её героями, с их судьбой, с судьбой своей родины. 4.Таким образом, Пётр ставший уже юношей вырос, как тепличный цветок ограждённый от резких сторонних влияний далёкой жизни.

Прочитайте примеры: (примеры «записаны»  на интерактивной доске)

Назовите, из каких произведений эти примеры?

  1. Размышления мои были прерваны Савельичем, вошедшим ко мне с чашкою чая.
  2. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами.
  3. Я опустил циновку, закутался в шубу, убаюканный пением бури и качкой тихой езды.
  4. Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви.
  5. В эту минуту вошел урядник, молодой и статный казак.
  6. Урядник привел меня в избу, стоявшую на высоком берегу реки, на самом краю крепости.
  7. Иван Кузьмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой.
  8. Маленькая статуя Мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами, печально выглядывала из его ветвей.
  9. Передо мной белоголовые мальчишки карабкались по бокам лодки, вытащенной на берег и опрокинутой насмоленным брюхом кверху.
  10. У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами.
  11. Мы вошли в ворота и очутились на небольшом дворике, до половины заросшем дикими яблонями и крапивой.
  12. Мне пришло в голову, что Гагин в течение разговора намекнул мне на какие-то затруднения, препятствующие его возвращению в Россию.

         Что общего  в этих примерах?

         Найдем определения. Чем они выражены?

         Чем выражены определяемые слова?

         Нарисуем схемы. ( Выводятся на доску)

Вопросы для первой группы.

  1. К какому типу речи относится данный фрагмент?
  2. Что описывает автор?
  3. В каком стиле написан текст?

Отвечая  на вопросы, приводите примеры из текста.

 

«Данный фрагмент является описанием природы. Типовым значением для него служит предмет и его признаки. Стиль текста – художественный. В тексте много причастий, благодаря которым мы ощущаем дыхание сада, его стремление к солнцу. Здесь много олицетворений: хмель, глушивший внизу кусты бузины; бежавшая узкая дорожка)

Карточка № 2.

Вопросы для второй группы.

  1. Представлены ли в тексте  обособленные определения , выраженные причастными оборотами?
  2. Какой ритм они создают?
  3. Попробуйте расположить предложения с причастными оборотами как стихотворный текст. это поможет вам почувствовать ритмическую организацию прозаического отрывка. к какому выводу вы пришли?
  4. * Замените несколько предложений с причастными оборотами синонимичными конструкциями. Сравните.

( « В этом тексте много причастных оборотов: сад, тянущийся позади дома; ствол березы, лишенный верхушки; хмель, глушивший внизу кусты бузины, и др.

Причастные обороты придают тексту мелодичность и особый ритм, создают ощущение плавной мелодии

Приложение 3.

КАРТОЧКА №3

Вариант 1

  • Вставьте в предложения обособленные определения. ( Расскажите о пунктуации в этих предложениях).

1)Осенний ветер с воем и свистом налетал из степи, взметал листья (сырой и противный).

2) Кусты голубики виднеются на небольшой поляне (усеянные лиловыми ягодами).
3) Из окна виднелось ровное ржаное поле (окутанное серой дождевой дымкой).
4) Пыль неслась по земле (розовая от блеска молний).

5) Ветер шевелил зеленые листочки (яркие и душистые).

6) Юный лес теплых гроз нетерпеливо ждет (в зеленый дым одетый).

  • Распространённые определения, стоящие после определяемого слова, поставьте перед ним. Проследите как меняется пунктуация.

Образец: Книга, лежащая на письменном столе, уже прочитана. — Лежащая на письменном столе книга уже прочитана.

1. С самолета был виден город, окутанный cepым дымом. 2. Быстрый рост населения городов, наблюдающийся в последние годы, требует расширить жилищное строительство. 3.Артисты, приехавшие к нам на гастроли, выступили с интересной программой.

Вариант 2

  • Измените предложения так, чтобы в них были обособленные определения. Расставьте знаки препинания.

1.От изумления он не сразу нашел подходящий ответ.

2.От восхищения он не мог вымолвить ни слова.

3.На выставке, которая открылась на днях в городе Луховицы, немало картин, которые свидетельствуют о творческом росте молодых художников.

4.Во время поездки в Рязань, которую организовали наши родители, мы посетили Есенинские места.

  • Составьте из двух простых предложений одно с обособленными определениями. (Расскажите о знаках препинания в этих предложениях).

1)Нас привезли прямо к гостинице. Она стояла на перекрестке.
2)По пыльной дороге тянулись скрипучие телеги. Дорога вела к яблоневым садам.

3)В это время раздался стук. Он был настойчивый, но негромкий.

4)Кругом простиралась степь. Она была покрыта сухой выжженной травой.

Задания для 1 группы

  1. Листья кленов, похожие на лапы, резко выделялись на желтом песке аллей. (А. Чехов)
  2. Боец, парнишка белокурый, тихонько трогает гармонь. (А. Твардовский)
  3. Я рвал отчаянной рукой терновник, спутанный плющом. (М. Лермонтов)

(Определения и приложение распространенные и стоят после определяемого слова).

Задания для 2 группы

  1. Истощенный усилиями и лишениями, старик слег в постель. (А. Герцен).
  2. В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады. (М. Шолохов).
  3. Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой. (А. Твардовский).

(Обстоятельственное значение причастного оборота)

Задания для 3 группы

  1. Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам… (И. Крылов)
  2. А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой. (М. Лермонтов)
  3. Вам, молодым, учиться у нас надо, как жизнь проводить. (М. Шолохов)

(Определение и приложение относится к личному местоимению)

Задания для 4 группы

  1. Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю. (А. Чехов)
  2. Ветер, сырой, холодный, пронизывающий, стучит в окно. (А. Чехов)
  3. Молодому человеку, влюбленному, счастливому, невозможно не проболтаться (И. Тургенев)

(Два или несколько нераспространенных определений стоят после определяемого слова)

Задание для 5 группы

  1. Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. (А.С.Пушкин)  
  2. Назаров, этот энергичный, кипучий генерал, сидел, опершись на руку, закрыв ладонью лоб. (М. Шолохов)
  3. Чемодан внесли Селифан, низенький человек в тулупчике, и лакей Петрушка, малый лет тридцати в подержанном сюртуке. (Н. Гоголь)

Слайд 6.

  1. О подвигах Ильи Муромца, любимого народного богатыря, сохранилось много легенд.
  2. Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой.
  3. Уставший от волнения, я крепко уснул.
  4. Октябрьский дождь, яростный и резкий,  нам залепил глаза.

Приложение  1.

КАРТОЧКА №1

Упражнение 1.

1)Среди предложений 9–13 найдите предложение с обособленным согласованным определением.

(9)Изредка ребята приходили ко мне домой. (10)Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.

(11)И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей. (12)Точнее говоря, это были не совсем голуби. (13)Я научился делать из бумаги птичек, похожих на летающие блюдца.

2) Среди предложений 1–7 найдите предложение с обособленным согласованным определением.

(1)Сейчас я понимаю, что это был пёс-чудак. (2)Странный, необычный и, можно сказать, выдающийся. (3)Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей». (4)Но тогда, в детстве, его несуразные выходки, наивная ребячливость, несовместимая с грозным званием сторожевого пса, сентиментальность меня порою доводили до бешенства.

(5)Во-первых, кличка. (6)Звали его Борожай. (7)Найдите на земле ещё одну собаку, которая имеет такое нелепое имя!

3) Среди предложений 10–14 найдите предложение с обособленным согласованным определением.

(10)Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей 
и пороков, не оставляла Сеньку в покое...

(11)Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. (12)В ту пору Ваня ещё очень ему сочувствовал. (13)Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал. (14)А после урока, на котором Голубкин получал очередную двойку, этот верзила теснил невысокого Ваню: тот, оказывается, подсказывал недостаточно чётко и ясно.

Упражнение 2.

Запишите предложения, обозначая графически и выделяя запятыми обособленные определения.

1.Природа раскинулась кругом, точно великий храм приготовленный к празднику. 2.В усадьбе пруд тоже замёрз, но речка у мельницы отяжелевшая и тёмная всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах. 3.Заинтересованный песней он знакомился с её героями, с их судьбой, с судьбой своей родины. 4.Таким образом, Пётр ставший уже юношей вырос, как тепличный цветок ограждённый от резких сторонних влияний далёкой жизни.

Приложение  2.

КАРТОЧКА №2

Вариант 1

  • Вставьте  в предложения обособленные определения. ( Расскажите о пунктуации в этих предложениях).

1)Осенний ветер с воем и свистом налетал из степи, взметал листья (сырой и противный).

2) Кусты голубики виднеются на небольшой поляне (усеянные лиловыми ягодами).
3) Из окна виднелось ровное ржаное поле (окутанное серой дождевой дымкой).
4) Пыль неслась по земле (розовая от блеска молний).

5) Ветер шевелил зеленые листочки (яркие и душистые).

6) Юный лес теплых гроз нетерпеливо ждет (в зеленый дым одетый).

  • Распространённые определения, стоящие после определяемого слова, поставьте перед ним. Проследите, как меняется пунктуация.

     Образец: Книга, лежащая на письменном столе, уже прочитана. — Лежащая на письменном столе  книга  уже  прочитана.

Приложение  2.

КАРТОЧКА №2

Вариант 2

  • Измените предложения так, чтобы в них были обособленные определения. Расставьте знаки препинания.

1.От изумления он не сразу нашел подходящий ответ.

2.От восхищения он не мог вымолвить ни слова.

3.На выставке, которая открылась на днях в городе Луховицы, немало картин, которые свидетельствуют о творческом росте молодых художников.

4.Во время поездки в Рязань, которую организовали наши родители, мы посетили Есенинские места.

  • Составьте из двух простых предложений одно с обособленными определениями. (Расскажите о знаках препинания в этих предложениях).

1)Нас привезли прямо к гостинице. Она стояла на перекрестке.
2)По пыльной дороге тянулись скрипучие телеги. Дорога вела к яблоневым садам.

3)В это время раздался стук. Он был настойчивый, но негромкий.

4)Кругом простиралась степь. Она была покрыта сухой выжженной травой. 

Приложение  2.

КАРТОЧКА №2

Вариант 1

  • Вставьте  в предложения обособленные определения. ( Расскажите о пунктуации в этих предложениях).

1)Осенний ветер с воем и свистом налетал из степи, взметал листья (сырой и противный).

2) Кусты голубики виднеются на небольшой поляне (усеянные лиловыми ягодами).
3) Из окна виднелось ровное ржаное поле (окутанное серой дождевой дымкой).
4) Пыль неслась по земле (розовая от блеска молний).

5) Ветер шевелил зеленые листочки (яркие и душистые).

6) Юный лес теплых гроз нетерпеливо ждет (в зеленый дым одетый).

  • Распространённые определения, стоящие после определяемого слова, поставьте перед ним. Проследите, как меняется пунктуация.

     Образец: Книга, лежащая на письменном столе, уже прочитана. — Лежащая на письменном столе  книга  уже  прочитана.

КАРТОЧКА №2

Вариант 2

  • Измените предложения так, чтобы в них были обособленные определения. Расставьте знаки препинания.

1.От изумления он не сразу нашел подходящий ответ.

2.От восхищения он не мог вымолвить ни слова.

3.На выставке, которая открылась на днях в городе Луховицы, немало картин, которые свидетельствуют о творческом росте молодых художников.

4.Во время поездки в Рязань, которую организовали наши родители, мы посетили Есенинские места.

  • Составьте из двух простых предложений одно с обособленными определениями. (Расскажите о знаках препинания в этих предложениях).

1)Нас привезли прямо к гостинице. Она стояла на перекрестке.
2)По пыльной дороге тянулись скрипучие телеги. Дорога вела к яблоневым садам.

3)В это время раздался стук. Он был настойчивый, но негромкий.

4)Кругом простиралась степь. Она была покрыта сухой выжженной травой. 

КАРТОЧКА №1

Упражнение 1.

1)Среди предложений 9–13 найдите предложение с обособленным согласованным определением.

(9)Изредка ребята приходили ко мне домой. (10)Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.

(11)И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей. (12)Точнее говоря, это были не совсем голуби. (13)Я научился делать из бумаги птичек, похожих на летающие блюдца.

2) Среди предложений 1–7 найдите предложение с обособленным согласованным определением.

(1)Сейчас я понимаю, что это был пёс-чудак. (2)Странный, необычный и, можно сказать, выдающийся. (3)Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей». (4)Но тогда, в детстве, его несуразные выходки, наивная ребячливость, несовместимая с грозным званием сторожевого пса, сентиментальность меня порою доводили до бешенства.

(5)Во-первых, кличка. (6)Звали его Борожай. (7)Найдите на земле ещё одну собаку, которая имеет такое нелепое имя!

3) Среди предложений 10–14 найдите предложение с обособленным согласованным определением. (10) Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей 
и пороков, не оставляла Сеньку в покое... (11) Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. (12)В ту пору Ваня ещё очень ему сочувствовал. (13)Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал. (14)А после урока, на котором Голубкин получал очередную двойку, этот верзила теснил невысокого Ваню: тот, оказывается, подсказывал недостаточно чётко и ясно.

Упражнение 2.

Запишите предложения, обозначая графически и выделяя запятыми обособленные определения.

1.Природа раскинулась кругом, точно великий храм приготовленный к празднику.         2.В усадьбе пруд тоже замёрз, но речка у мельницы отяжелевшая и тёмная всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах. 3.Заинтересованный песней он знакомился с её героями, с их судьбой, с судьбой своей родины. 4.Таким образом, Пётр ставший уже юношей вырос, как тепличный цветок ограждённый от резких сторонних влияний далёкой жизни.

Сравните тексты, определите стиль и сделайте вывод о том, для каких стилей характерно употребление обособленных определений.

1) Жаворонок – певчая птица отряда воробьиных, обитающая преимущественно в полях и лугах. Длина 11-23 см. Песня у многих видов звонкая и мелодичная.

2) – Здорово, дед.

– Будь здоров, мил человек.

– Ты, дед, здешний абориген?

– Кто такой, говоришь?

– Ну… из этой деревни?

– Другой тут, вроде бы, и нету-ка.

3) Кедр! Суровый властелин северных лесов!

На первый взгляд кедры-подростки походили на сосну, но стоило приглядеться внимательнее, как всякое сходство пропадало. У сосенок ветви задорно и радостно тянутся вверх, к солнцу, сосенки всегда кажутся веселыми, жизнерадостными. Приятно пройтись по сосняку: там весело, сухо, почти не умолкают птичьи голоса.

Кедрач встречает пришельца глухим безмолвием, предостерегающим шумом ветра в вершинах. Мрачным полусумраком.

4) 1 марта в 11 часов на центральной городской площади будет объявлено об образовании ХМАО-Югры. Праздничные торжества будут длиться весь день.

Торжественные мероприятия, посвященные юбилею округа, пройдут и в районах округа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста

Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:·        обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...