План-конспект открытого урока в 5 классе по теме "Глагол как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Базаева Донара Акакиевна

Методическая разработка открытого урока в 5 классе на тему "Глагол как часть речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7._glagol._plan_uroka.docx38.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Глагол как часть речи».

Класс: 5
Учитель: 
Базаева Донара Акакиевна
Цельурока:
углубить знания учащихся о глаголе (особенности функционирования глаголов в речи); совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки.

Тип урока: комбинированный

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; уметь  рассказать  о глаголе в форме научного описания; доказать принадлежность слова к глаголу в форме рассуждения; определять морфологические признаки глагола.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретённая компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: Наблюдение над языком; эвристический метод; приём «инсерт»;  прием «фишбоун»;  индивидуальная, групповая, фронтальная.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока,  маршрутный лист с заданиями, лист самооценки.

Учебник Т.А.  Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 5 класс».

Структура и содержание урока:

I.Организационный (мотивационный)

Доброе утро, ребята, гости!

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы! Тогда за работу!

Удачи желаю я вам.

II. Эмоциональный настрой.

Звучит запись «Апрель» П.И. Чайковского из  цикла «Времена года».

  - Ребята, вы слышите? Что это? Какие поэтические картины возникают в вашем воображении под воздействием слушания музыки? («Капель. Шум ручья», «Пение птиц»)

- Это наступает весна.

 Известный русский поэт И.С. Никитин  написал такие строчки:

Полюбуйся: весна наступает.
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.

- Какая весна у И.С. Никитина? (Природа просыпается, оживает, ведь весна – это жизнь, движение, действие).

- А какая часть речи передаёт в этом стихотворении действие? (глагол)
Назовите их (полюбуйся, наступает, летят, утопает, шумят.)

- Как вы думаете чему, какой теме будет посвящен наш сегодняшний урок? Сформулируйте тему  урока.  

 (отрывок из стихотворения Н. Некрасова: упр 603)

- Что происходит весной?

                           Шумит тростинка малая,

                           Шумит высокий клён…

                           Шумят они по-новому,

                           По-новому, весеннему…

                           Идёт-гудёт Зелёный шум,

                          Зелёный шум, весенний шум!

- Так показывает свою любовь к весне поэт.

- В чём сходство и различие между словами  «шум» и  «шумит»?

- Что сближает эти слова? Докажите.

- А что отличает  эти слова? Объясните.

– Объясните, по какому признаку выбирали глаголы? (Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета).

– Вы назвали первые признаки глагола, теперь мы можем начать заполнять паспорт.  

   

III.  Целеполагание.

- КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧЕМ МЫ СЕГОДНЯ БУДЕМ ЗАНИМАТЬСЯ НА УРОКЕ?

- Каковы цели нашего урока?

  (мы будем учиться выделять глагол среди других частей речи морфологическим признакам и его значению)

IV. Выявление места и причины затруднения. Приёмы «Фишбоун», «Инсерт».

 - Сегодня на уроке мы продолжим добывать новые знания, изучая  «самую живую часть речи, обладающую огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий.

- Что вызнаете о глаголе? По каким отличительным признакам определите, что перед вами глагол?

- Ребята, предлагаю вам в маршрутных листах урока заполнить схему «Фишбоун» «Я знаю»

Запишите туда все, что вы знаете о глаголе (символами, знаками, схемами, ключевыми словами)

- Ребята, как вы думаете, всё ли мы знаем о глаголе?

Чтобы в этом убедиться, рассмотрим блок-схему на ваших маршрутных листах. Поработайте самостоятельно.

- Читая её, поставьте +  ( материал вам знаком), - ( это новое), ! ( интересное), и ? ( непонятное).  (1 мин.)

Учитель опрашивает учеников:

- Кто поставил – и ?, на какие понятия?

                                                                             

- Кто поставил ! и ?

- Итак, ребята, есть над чем работать. С некоторыми терминами мы познакомимся в следующем году (вид, переходность, наклонение), а с некоторыми признаками  уже сегодня.

V. Построение проекта выхода из затруднения. Освоение нового.

1. Работа с текстом.

Найдите в маршрутных листах задание №1 

Прочитайте текст.  Определите, в каком предложении выражена основная мысль высказывания. Выпишите глаголы, которыми автор передаёт музыку весны. Подумайте, какие еще слова могут передавать звуки весны.  Чем они отличаются от записанных вами слов.

Весна голосов… Громко кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной проталиной трепещет, заливается жаворонок. В светлых березняках теньканье, посвисты, невнятное щебетанье. Под снегом в лощине течёт, булькает вода. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь её приходу.

  • Найдите слова, которыми автор передаёт музыку, звуки весны. (Глаголы: кричат, заливается, булькает; существительные: теньканье, посвисты, щебетанье, свист, шорох).
  • Запишите эти слова в два столбика: существительные, глаголы .
  • Что общего в их значениях и в чём разница? (Обозначают действия, но существительные как предмет).
  • Докажите, что это слова различных частей речи.
  • Как вы находили глаголы в данных предложениях (по окончанию, по вопросу, по значению)?
  • В выписанных глаголах определите время глагола.
  • Выпишите из текста глаголы, обозначающие динамику движения пробуждающейся природы, состояния человека. Выделите в словах этого столбика окончания, укажите спряжения глаголов.

- Ребята, только ли действие могут обозначать глаголы? Вот, например, синеет, зеленеет, свистит, булькает или радуется, страдает.   (упр 604; 606)

- Сформулируйте вывод о роли глагола в речи(Обозначает действие, движение, динамику предмета, трудовые процессы, может передавать звуковые, зрительные восприятия, состояние человека и т.д.)

- Какими членами предложения будут являться глаголы?

- Представьте, что было бы с текстом, если бы мы изъяли все глаголы. Какова роль глаголов в речи?

Да, весна - прекрасное время года.

- Какие действия характерны для весны? ТАЯТЬ, ЖУРЧАТЬ, СВЕТИТЬ, ЗЕЛЕНЕТЬ, ЦВЕСТИ… Животные и птицы выполняют действия

                                                                         2. Игра «Знаю ли я окружающий мир»:  Кто или что производит эти действия?

- журчит, звенит, струится, сверкает  (ручей)

- свистит, воет, стонет, веет, гонит, освежает (ветер)

- моросит, капает, льёт, поит (дождь)

Учитель слушает ответы учеников и обращает их внимание на высказывание писателя Алексея Югова о глаголе на доске:

«Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи.  В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие

- Ребята, не забудьте оценить работу в группе в вашем листе достижений.        

«Глагол - самая живая часть речи» 

3. Задание  «Творческая опушка».  Упражнение «Оживите картину».

 

Весна, весенний лес  волнует  сердца многих русских художников. Перед нами картина Василия Николаевича Бакшеева «Голубая весна» (1930). 

- Всмотритесь в неё, почувствуйте весну.

- Что вы видите на переднем плане? - Стволы берёз, белый снег, вода.

- Что почувствовали, глядя на картину? – Радость

- В картине художник прекрасно передал свежесть природы, чистоту весны.

Перед вами текст с описанием весны. Задания:

1. Вставить пропущенные буквы.

2. Подобрать подходящие по смыслу глаголы.

Весна. Радос..но ... (светит) солнце. Маленькие ручейки ... (бегут) по дорог.., и

птицы ... (пьют) воду из луж... На пригорк        (прорастает) первая травка и

... (радуется) теплу.


- Почему именно глаголы оживили картину?

4. Минутка для любознательных №1.

Учитель предлагает учащимся прочитать интересный факт о глаголе из специальной коробочки, подготовленной заранее.

- Каково происхождение слова «глагол»?  (Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь» и в этом значении встречается в поэзии, например, А.С. Пушкина «…Глаголом жги сердца людей»)

VI. Физминутка.

Вы чувствуете, какой сегодня хороший день?! За окном – весна:

Закройте на мгновение глаза и… представьте: вы в лесу. Вы идете по лесной дороге,  слышите, как оживленно щебечут птицы, шелест листьев деревьев. Вы чувствуете, как
                                                                                   

нежно пахнет зелень.  Вдохните весенний аромат. В лесу тихо и спокойно  Дышится легко,
ровно, глубоко.
Солнышко ласково поглаживает ваши щечки.   Потянулись к солнышку, всему миру улыбнулись!

 Руки подняли и покачали -

 Это деревья в лесу.

 Руки согнули, кисти встряхнули -

 Ветер сбивает росу.

 В стороны руки, плавно помашем-

 Это к нам птицы летят.

 Как они тихо садятся, покажем-

 Крылья сложили назад.

- Пропал самый важный глагол! Давайте его отыщем.

В нём корень, как в слове улыбка.

В нём суффикс, как в слове крикнуть.

В нём окончание, как в слове сверкать.

В нём после окончания стоит особый суффикс глагола, как в слове смеяться.

- Какое слово пропало из секрета?   (улыбнуться)

- Пока мы искали пропавший глагол, сумели повторить морфемное строение глагола.

VII. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

1.Задание № 2.

- Ребята, мы снова обращаемся к маршрутному листу. Найдите задание №2.     

- Вы можете выбрать уровень задания:

1. Раскройте скобки, согласовывая глаголы с подлежащим, подчеркните глаголы как члены предложения.

2. Раскройте скобки, согласовывая глаголы с подлежащим, подчеркните глаголы как члены предложения, определите время, лицо и число глаголов.

(1) Он (ездить) каждую весну на дачу.

2) Я (победить) в себе страх и отправился в лес один.

3) (Класть), пожалуйста, книги на полку.

4) Почему ты (махать) руками?

На выполнение упражнения – 2 минуты.   Не забудьте оценить себя в листе достижений.

2. Минутка для любознательных №2

(Глаголы по частоте употребления занимают 2-е место (после существительных). Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребительными, глаголов около 2500. /Самые частотные из них – мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить/)

                                                                                 .

- А как называется форма глагола, которая дана была в скобках? (начальная форма)

- Предлагаю вам карточку «Информатор».  

3. Задание №3. Просмотрите её и составьте схему (работаете в группе). (1-2 мин.)

 

- Ребята, закончите равенство:

Начальная форма глагола= неопределенная форма глагола =  

Проверяем по слайду.

– Как по другому называют неопределенную форму глагола? (Инфинитив).

– Чем отличается инфинитив или неопределенная форма глагола от других глаголов? (У инфинитива нет лица, числа, времени).

– Скажите, каким правилом мы пользуемся, когда записываем инфинитивы?

(Если глагол отвечает на вопросы что делает? что сделает? (в вопросе нет Ь), то пишется -тся, если глагол отвечает на вопросы что делать?, что сделать? (в вопросе есть Ь), на до писать –ться).

4. Предлагаю вам написать графический диктант (ь /-)

(1. (Он) готовит..ся к празднику.

2. Увлеч..ся интересной книгой.

3. Они ничего не боят..ся.

4. Надо стрич..ся.

Далее проверка по эталону на слайде.

- Ребята, какой информацией из вашей схемы нужно было воспользоваться, чтобы выполнить это упражнение. Когда может пригодиться умение образовывать начальную форму глагола? (для определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями)

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Ребята, в ваших маршрутных листах найдите задание №4. (слайд 16) Проанализируйте материал таблицы и заполните третью колонку в таблице, взяв глаголы из предложения

Светлеет воздух, яснеет небо, белеют кочки, зеленеют поля (по рядам).

Далее учащиеся осуществляют проверку по эталону на слайде. 

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

-Ребята, давайте проверим себя.  Ответьте на 3 вопроса. (слайд 19,20,21)  Не забудьте отметить   свои достижения.

Игра «Верно-неверно.

- Чтобы вам было легче, мы сыграем в игру «Верные – неверные утверждения». Я буду читать утверждения, а вы должны ответить – верно оно или нет.

                                                                       

1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета. (верно)

2.Глаголы изменяются по временам. (верно)

3.Глаголы изменяются по временам, числам, лицам. (верно)

4.Глаголы изменяются по временам, падежам. (неверно)

5.Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми. (верно)

 -Что нового узнали на уроке? Ребята, оцените себя по шкале

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

 Составление синквейна по теме урока.

Глагол

Разный, важный

Действует, обозначает, спрягается.

Устами младенца глаголет истина.

Грамотность.

Глагол

Необходимый, подвижный

Действует, обозначает, спрягается.

Назначения глагола - выражать само действие!

(Глагол - это действенность характера)

Учение.

Глагол

Энергичный, действующий

Работает, мечтает, повелевает

Глагол озвучивает, расцвечивает, оживляет нашу жизнь

Труженик.

 

X. Проектирование дифференцированного домашнего задания.

Учитель задает домашнее задание (на выбор) и комментирует его:

1. П.106, упр.607 (выписать однокоренные существительные и глаголы в 2 столбика, определить время, лицо и число глаголов);

2. Сочинить лингвистическую сказку о глаголе по данному началу: «В волшебной стране под названием «Морфология» жил-был Глагол…», придумайте и нарисуйте образ Глагола.

 

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к открытому уроку

В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...

План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"

Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...

План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»

Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...

Открытый урок по теме «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Цель: познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью.Задачи:Дать представление о разрядах числительных.Формировать умение находить чис...

Конспект открытого урока по русскому языку" "Союз как часть речи"

Конспект открытого урока по русскому языку  "Союз как часть речи"...

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...

План - конспект к открытому уроку : «Моя семья»

Форма открытого урока направлена на развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся 2 классов....