План-конспект открытого урока в 6 классе по теме "Несклоняемые имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Базаева Донара Акакиевна

Методическая разработка открытого урока в 6 классе по теме "Несклоняемые имена существительные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.nesklonyaemye_imena_sushchestvitelnye.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Несклоняемые имена существительные».
Учитель: Базаева Донара Акакиевна

Возраст обучающихся - 6 класс

Название предмета - русский язык

Авторы УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов.

Вид урока - урок постановки учебной задачи.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель урока: формировать учебно-познавательный интерес к предмету через умение распознавать несклоняемые имена существительные.

Планируемые результаты:

1) Личностные УУД: способствовать развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса; учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать понятия; способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся; способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

2) Познавательные УУД: способствовать формированию представления об особенностях несклоняемых имён существительных, поиск и выделение необходимой информации.

3) Коммуникативные УУД: использование средств языка и речи для получения и передачи информации участие в диалоге, самовыражение.

4) Регулятивные: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых и эстетических качеств личности, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися; того, что еще будет новым и интересным.

Оборудование:

1.Карточки для работы в группах.

2.Презентационное сопровождение урока.

3.Компьютер, проектор.

4. Рабочие листы для учащихся.

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

-Здравствуйте. Сядьте поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках?

Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие – как страшный, мучительный сон.

-А когда уроки проходят быстро, интересно?

 -Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.

-Что называется склонением?

-Сколько склонений в русском языке?

-Как мы определяем склонение существительных?

Эмоциональный настрой учащихся; осознают учебно-воспитательную задачу; планируют деятельность; учатся слушать и понимать.

.Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий.

-Прослушайте стихотворение « Про то, как не надо говорить»: (Слайды)

Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,

И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне,

А вернее – я и ты без кашна и без пальты,

Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол

И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.

Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!

- Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду)

- Все значения слов вам понятны? (Слайды)

кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка,

какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,

кашне – шейный шарф,

пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,

манто – широкое дамское платье.

фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.

  - А теперь каждый из вас поработает редактором. Нельзя же так оставлять стихотворение с ошибками. Возьмите листочки с текстом и исправьте ошибки. Каждый из вас сейчас

создаст другой текст о том, как надо говорить.(учащиеся исправляют ошибки и зачитывают текст) (Слайд 8)

Выполняют учебно-познавательные действия; высказывают и обосновывают свою точку рения.

Выявление места и причины затруднения.

Организовать деятельность обучающихся, направленную на соотнесение исполнения действия.

Учитель вешает на доску стенд с заголовком «Зоопарк», раскладывает на столе карточки со словами: пони, кенгуру, какаду, колибри, шимпанзе. Записывает на доске слово вольер.

- Отгадайте загадки и узнаете, о каких животных мы поговорим.

(Слайд )

А) На этой маленькой лошадке не прочь прокатиться любой из вас?

Б) Вынашивает своего детеныша в сумке.

В) Крупный попугай с пестрым хохолком.

Г) Самая маленькая птица на земном шаре.

Д) Человекообразная обезьяна, но не горилла и не орангутанг?

(Ученики отгадывают загадки, карточки-отгадки вывешивают на стенд «Зоопарк») (Слайд )

-Молодцы, угадали. Запомните правописание, этих существительных. А теперь я предлагаю вам определить их склонение. Почему вы молчите? Что вас смутило? (Их окончания не подходят ни к одному из склонений)

Может быть, вам удастся определить их склонение по окончаниям косвенных падежей. Составьте с ними предложения, употребив слова в косвенных падежах в сочетании с предлогами, и запишите в тетрадях. Укажите падежи у этих существительных.

(Слайд )

(Мы спросили у сторожа, как пройти к клетке с кенгуру. (Т п.)

В клетке рядом с какаду (Т.п.) живут волнистые попугайчики.

Мы с удовольствием прокатились на пони.(П.п.)

Без шимпанзе (Р.п.) в зоопарке было бы скучно.)

-Что вы заметили, ребята? Да, они не склоняются, т.е. имеют для всех падежей одну и ту же форму. Такие существительные называются несклоняемыми.

Запись темы в тетрадях.

-Как вы думаете, откуда эти слова пришли в русский язык? Да, они иноязычного происхождения. Помещаются в словарях иностранных слов. В словарной статье в скобках указывается, из какого языка заимствовано это слово, и дается его лексическое значение.

                                                                               

       Например, Авеню (фр.)-широкая улица, обсаженная по обеим сторонам деревьями. Значения этих слов можно объяснить, подобрав к ним исконно русские слова

-Большинство существительных изменяется по падежам и числам. Допустим: стол (И.п., ед.ч.), столами (Р.п., мн.ч.), столу (Д.п., ед.ч.) и так далее. Но не все существительные изменяются по падежам (склоняются). Вот, например, слово пальто. Не скажешь же: «У меня нет пальта»! К несклоняемым существительным относятся такие слова, как пианино, кашне, кофе, какао, метро и прочие. Все эти слова иноязычные, в основном – французские, в которых ударение – на последнем слоге. Депо – ударение на последнем слоге, плато, кафе. Это первая группа несклоняемых существительных.

- Вторая группа - иноязычные фамилии, например, Войнич, Хантер, Гюго (сказать: «У меня много романов Гюга!» - язык не повернётся). Примыкают к ним украинские фамилии типа Коваленко, Устименко.

-Слова Черных, Руденко, Живаго – относятся к третьей группе. Это русские несклоняемые фамилии.

- А четвёртая группа включает в себя такие странные слова, как ГАИ, МГИМО, США, НИИ, МГУ – сокращения по первым буквам (Московский Государственный Университет) – это аббревиатуры. Все они заканчиваются на гласные и тоже не склоняются.

Русских несклоняемых существительных (не считая фамилий) мало, а может, их вообще нет. Мне кажется, что русский язык создавался в принципе без несклоняемых существительных, а потом, с приходом новых слов из других языков, люди обнаружили, что эти слова просто... не получается склонять.

Осознают свои трудности, стремятся к их преодолению; устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы; осознают недостаточность своих знаний; задают вопросы с целью получения информации.

Построение проекта выхода из затруднения.

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Игра «Как аукнется, так и откликнется»

Склонение слов какаду и кашпо. Учащиеся 1 варианта задают падежные вопросы, а учащиеся 2 варианта отвечают хором слово какаду. И наоборот, склоняют слово кашпо.

- Что вы заметили? (эти слова не меняют форму слова)

- эти слова и есть несклоняемые имена существительные. Обычно эти слова иноязычные. У вас может возникнуть вопрос, неужели в русском языке не было слова пальто? В чём же ходили наши предки?

Верхняя одежда называлась армяк, зипун, тулуп.

Задание на карточках:

Вставить в предложения на месте пропусков слово ПАЛЬТО в нужном падеже, указать падеж.

В магазине продаются разные _____________. Мне купили новое зимнее _____________. У ______________ меховой воротник. К _______________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в __________________. Я доволен своим _______________.

Вывод. Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова, называют несклоняемые имена существительные.

Извлекают необходимую информацию; систематизируют знания; строят монологическое высказывание, осуществляют совместную деятельность.

Реализация построенного проекта.

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.

Вывод в учебнике. Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям иностранных слов.

-Несклоняемых существительных в русском языке немало. Например, жюри, интервью. Да вы и сами можете продолжить этот список. Приведите примеры. (Слайд)

Колибри, кенгуру, шоссе,

Фламинго, пони, шимпанзе,

Какао, кофе, домино,

Алоэ, радио, кино,

Такси, метро, купе, пальто,

Кашне, кафе, трюмо, манто,

И какаду, драже, пари,

И интервью, рагу, жюри,

И пианино, и фойе,

Пюре, бюро и ателье –

Ты все слова запоминай,

Но никогда их не склоняй!

-Ребята, а вам не кажется, что несклоняемые существительные -это просто здорово: не надо склонять, запоминать окончания. Значит, будет меньше ошибок в диктанте. Однако не все с этими словами так просто и гладко, как нам кажется.

-Мы осмотрели все вольеры с животными. А не отправиться ли нам в путешествие вокруг света? В условиях класса это трудновато сделать, но можно.

Учитель вывешивает на доску карту мира, на ней прикреплены слова: Гоби, Килиманджаро, Онтарио, Конго, Колорадо, Миссисипи, Баку, Сочи.

- Цель нашего путешествия - поиск слов. Какие это слова?

(Географические названия, имена собственные, несклоняемые существительные)

- Значит, среди несклоняемых существительных есть и имена собственные- географические названия. Упражнение в учебнике.

Читают и слушают, извлекая нужную информацию; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

1.Найти третье « лишнее»

а)какао, пальто, повидло

б)бра, трава, халва

в)интервью, ручью, тишью

2.Какую букву нужно вставить?

а)по ради…

б)без пальт…

в)на пианин…

г) о кин…

3.Укажите несклоняемое существительное:

1)сумма 2) метро 3)коридор 4) Сербия

4.Выпишите склоняемые имена существительные и ставьте их в родительном, творительном и предложном падежах.

Вуз, АТС, ВВС, МГУ, РФ, турпоход, подлодка, запчасти, завхоз.(Слайд)

Усваивают новые виды деятельности, осознают собственные ошибки; осознают возникающие трудности, ищут пути их преодоления.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Применение нового знание в типовых заданиях.

Работа по учебнику (упражнение учитель выбирает индивидуально).

Самостоятельно формулируют цель, осуществляют поиск необходимой информации.

Включение в систему знаний повторение.

Повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Исправь речевые ошибки

работа в группах

I-- -II группа

По утрам я выпиваю по две чашки какау. Из депа выехал трамвай.

II –III группа

Я укрыл щенка старым пальтом. Мы рассказывали о кине

IV – V группа

Я доволен кофем. Метром я добрался до дома.

(Слайд)

-Всегда ли имена существительные при изменении по падежам изменяют свою форму?

-Как называются такие имена существительные?

-Как определить падеж несклоняемых имён существительных?

-В каком словаре можно узнать значение слова?

-Какие несклоняемые имена существительные вы запомнили? Что они обозначают?

Приобретают умения использовать знания в практической деятельности, используют анализ, синтез, обобщение и систематизацию.

Рефлексия УД.

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Что нового узнали?

- Какие трудности у вас появлялись во время работы?

-Как вы их преодолевали?

- Всем спасибо за урок.

Оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки, высказывают собственную точку зрения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к открытому уроку

В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...

План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"

Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...

План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»

Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...

Разработка открытого урока по русскому языку. Тема: "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые".

Актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его признаках; дать понятие одушевлённости и неодушевлённости имён существительных; формировать умение классифицировать одушев...

План - конспект к открытому уроку : «Моя семья»

Форма открытого урока направлена на развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся 2 классов....

План –конспект конкурсного открытого урока

laquo;Постановка дыхания – как основа формирования техники спортивного плавания...