Сценарий проведения недели родного языка
материал по русскому языку (7 класс)

Клементьева Надежда Николаевна

Сценарий проведения недели родного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nedelya_rodnogo_yazyka.doc449.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЕРХНЕЖИРИМСКАЯ СОШ»

НЕДЕЛЯ

РУССКОГО ЯЗЫКА  И  ЛИТЕРАТУРЫ,

ПОСВЯЩЕННАЯ   МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ  РОДНОГО ЯЗЫКА

                                                     Подготовила  и  провела Клементьева Н.Н.,

                                                     учитель русского языка и литературы

 

С. Верхний Жирим

  1. Пояснительная  записка………………………….... …………………………...3
  2. Глава 1. Цели и задачи……………………………………………………………4
  3. Глава 2. Основные принципы и мероприятия предметной недели……………4
  4. Заключение. Выводы и результаты Недели русского языка и литературы…..9
  5. Список  литературы……….……………………………………………………10
  6. Приложения:
  • Приложение 1. Объявление о предстоящей предметной неделе………11
  • Приложение 2. Информационный листок (пример)……………………12
  • Приложение 3. Программа недели русского языка и литературы……..13
  • Приложение 4……………………………………………………………...14
  • Приложение 5. Рассказы из серии  «Занимательный русский язык»,

                                «Занимательно о литературе»,  «Знаете ли вы, что……15

  • Приложение 6. Материалы для словарных диктантов………………….18
  • Приложение 7. Книжки-раскладушки для кабинета русского языка

                                 и литературы……………………………………………..19

  • Приложение 8. Презентации книг, выполненные обучающимися…….20
  • Приложение 9. Творческие работы обучающихся……………………...21
  • Приложение 10. Сценарии  мероприятий недели……………………….25
  • Приложение 11. Международный день родного языка: истоки,                  

                                                                        празднование, перспективы (из истории  праздника)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

           Предметная неделя  является эффективным средством воспитания любви и внимания к предметам в школе, т.к. она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой.

         Кроме того, предметная неделя является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальные способности.        

       Предметная неделя даёт хорошую возможность учителю  продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов, а также является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.

       Учитывая интересы и склонности современных детей, которые растут в новой информационной среде, где ведущее место занимает телевидение и интернет, мы, педагоги, пытаемся найти новые формы и приёмы вовлечения детей в образовательный процесс и развития их интереса к учебным предметам.

        Предметная неделя по русскому языку и литературе проводится в 3 учебной четверти, в течение февральской недели, включающей 21 февраля – Международный день родного языка.

ГЛАВА 1.  ЦЕЛИ  И  ЗАДАЧИ.

Цель проведения предметной недели русского языка и литературы:

  • развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;
  • развитие коммуникативных навыков между  обучающимися разных возрастов;
  • привитие любви к русскому языку и литературе;
  • повышение общей языковой культуры;
  •  развития творческих возможностей детей;
  • воспитание бережного отношения и интереса к языку, культуре,  родного края.

Предметная неделя русского языка и литературы призвана решить следующие задачи:

  • создание условий максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым обучающимся в зависимости от его индивидуальных способностей, наклонностей, культурно – образовательных потребностей;
  • повышение интереса обучающихся к учебной деятельности, к познанию действительности и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации;
  • оценка влияния предметной недели на развитие интереса учеников к изучаемым предметам;
  • выявление школьников, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины. 
  • помощь учителям и  обучающимся   в раскрытии своего творческого потенциала;
  • выявить одаренных детей и разработать перспективный план работы с ними.
  • повышение интереса учеников к учебным предметам - русский язык и литература;
  • формирование познавательной активности;
  •  расширение  кругозора.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ  И  МЕРОПРИЯТИЯ

 ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ

      Неделя строится на «четырёх китах»: информирование, побуждение, участие, успех.

Принципы реализации:

1. «Реклама – двигатель прогресса!»

   Чтобы привлечь внимание к предстоящему событию за 1-2 недели до начала предметной недели вывешивается  объявление в стиле современных рекламных анонсов, а также аналогичные объявления вывешиваются накануне каждого  мероприятия, проводимого в рамках Недели                                  (Приложение 1).

Каждый классный коллектив получает информационную карточку-задание          

                                                                                                                (Приложение 2).

Накануне первого дня недели оформляется информационный стенд, содержащий

  • название Недели, её девиз, эмблему, «Календарь Недели»   (Приложение 3);
  • викторины и кроссворды, место для «Боевого листка» (от слова «бойкий, боевой», т.е. «быстро реагирующий и информирующий»)   (Приложение 4);
  • рассказы из серии «Занимательный русский язык», «Занимательно о литературе» или «Знаете ли вы, что…»                                     (Приложение 5).

2. «Важней всего погода в доме»

    Важно создать в школе атмосферу погружения в предмет, поэтому в школе вывешиваются портреты русских поэтов и писателей, плакаты с высказываниями о русском языке и литературе, об искусстве слова:

  • Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово. (Н.В. Гоголь)
  • Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий. (В.Г. Белинский)
  • Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, слово служит любви, словом же можно служить вражде и ненависти. (Л.Н. Толстой)
  • Наша литература – наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней – вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа… - умы и сердца истинных художников. (А.М. Горький)
  • Поэзия –

та же добыча радия.

    В грамм добыча

в год труды.

    Изводишь

единого слова ради

   Тысячи тонн

Словесной руды.            (В. Маяковский)

3. «Информировать и будоражить умы»

       В конце каждого дня на информационном стенде появляется «Боевой листок», содержащий отчёт о прошедшем дне: о проведённых мероприятиях, о самых интересных событиях, об участниках  мероприятий и их результатах.  

       Итоги проводятся сразу после мероприятия, выявляются призёры и победители, если это конкурсы. Их имена тоже размещаются в «Боевом листке».

        Ежедневно  проводится линейка, на  которой до сведения обучающихся доводится информация о вчерашнем дне.

4. «Участвуют все!»

   Очень сложно вовлечь в школьные мероприятия всех учащихся. Нужно создать и организовать Неделю так, чтобы  каждый обучающийся школы принял в ней участие.

Мероприятия предметной Недели:

  • занимательные уроки русского языка и литературы, проводимые в рамках учебной программы и календарно-тематического планирования учителей русского языка и литературы;
  • словарные диктанты (конкурс на самого грамотного), организуемые в ходе уроков русского языка                                                            (Приложение 6);
  • мини-исследования или устные выступления, рефераты, доклады, представляемые учащимися на уроках и др.;
  • оформление книжек-раскладушек на заданные темы для кабинета русского языка и литературы: «Поэты и писатели Смоленщины», «Учись учиться», «Это интересно»  и др.                                                                (Приложение 7)

     Создаются группы:

  • Летописцы – ведут дневник Недели, внося в него отзывы о прошедших мероприятиях, их результаты, творческие работы участников.
  • Знатоки – собирают интересный материал о словах, их рождении и истории, о различных языковых явлениях; готовят презентации, мини-исследования и выступают с ними перед обучающимися.
  • Книголюбы – организуют книжные выставки, готовят и проводят «Книжное обозрение», выступают с рекламой книг на мероприятиях Недели                              

                                                                                                            (Приложение 8).

  • Писатели – пишут сочинения (в жанре эссе, сказки или др.) на лингвистические темы                                                                (Приложение 9)

Лингвистические темы

Великий и могучий…

Как делаются слова?

Похвальное слово знакам препинания

Прибежал Чудак – Восклицательный знак

Исчезли запятые…

Работают суффиксы

Корень - сердце слова

Слова – родственники

Приключение в мире слов

История твоей фамилии

Как зовут твоих одноклассников

Подружки - хохотушки (безударные гласные  О -А, И - Е)

5.«Когда в делах, я от веселий прячусь не всегда!»

     Для проведения мероприятий Недели выбираем конкурсно - игровые программы «Умники и умницы», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Звёздный час», «Самый умный» и др., а также игры по станциям, викторины, командные интеллектуальные состязания и пр. Они интересны, динамичны и занимают немного времени, которые стимулируют  детей к проявлению знаний в той или иной области и дают  новую информацию, новые знания по предмету.                                        (Приложение 10)

     Во время пауз, возникающих в ходе конкурсных программ, выступают учащиеся из групп «учёные, знатоки» и «книголюбы» с интересными исследованиями, презентацией книг и  др.

    «Лингвистический парад»  проводится в первый день Недели. Его ведёт ведущий, который приглашает  короля Русский язык и королеву Литературу, каждый класс  выступает с приветствием. Приведу два приветствия, подготовленные учениками:

Приветствие Русскому языку (6 класс, Воробьёва М., Сидорик Я.):

     (поют на мотив песни «Волшебный цветок»)

1.Есть на свете язык самый славный,

Ярок, образен он, величав,

Самый сказочный и небывалый,

Он великим прослыл навсегда.

Припев: Может, там, за седьмым перевалом,

               Заскучаешь и вспомнишь его,

               Самый сказочный и небывалый,

                Самый волшебный язык.

2.Вспоминая о русском том чуде,

Вдаль шагая по звонкой земле,

Тот язык любят многие люди,

Хоть и знают, конечно, не все.

Припев:

Выступления  участников предметной  недели

  1. Люблю  тебя, русский язык!

          В нём столько добра и силы.

          В нём слышится русский народ,

          В нём слышится голос России.

  1. Люблю  тебя, русский язык!

           Великое русское слово!

           В нём вижу я Пушкина лик,

            В нём вижу я лик Толстого.

  1. Люблю  тебя, русский язык!

        Язык пониманья и мира:

        На нём говорят и якут, и калмык,

        И те, кто живёт на Памире.

  1. За то, что красив и могуч,

          За то, что как солнце велик,

          За слово, как солнечный луч,

         Люблю  тебя, русский язык!

Приветствие Литературе:

  1. О, великая, могучая, русская Литература! Гордость нашего народа, языка, культуры! Торжественно восхваляем Вас в этот чудесный день!
  2. Благодаря Вам, о Литература, свет увидел таких замечательных классиков – реалистов, романтиков, символистов! Любимейшие всеми А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой, Ф. Достоевский, М. Булгаков, В. Астафьев, А. Фет, Ф. Тютчев, М. Цветаева  и многие другие, все они дети твои, о Литература!
  3. Навсегда мы сохраним в своём сердце и памяти Евгения Онегина, Печорина, Мастера и Маргариту, Анну Каренину, Чацкого и Софью, о, Литература! Мы свято верим, что в наше время и после нас ты останешься такой же великой, известной, прекрасной!

   Далее ведущий знакомит всех с программой предметной Недели, объявляет конкурс на самый активный класс и самого активного участника.

    Заключительная часть недели – подведение итогов конкурсов, проводимых в ходе всей Недели (викторины, разгадывание кроссвордов, на самого грамотного и т.д).    

     Объявляются победители в номинациях «Самый активный класс» и «Самый активный участник».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ  

ПО  ПРОВЕДЕНИЮ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА  И  ЛИТЕРАТУРЫ

 

       Неделя русского языка и литературы в школе – это праздник для обучающихся  и  учителей. Программа проведения предметной недели отразила различные формы и методы учебной деятельности. Удачно сочетались коллективные и индивидуальные формы работ с опорой на дифференциацию. Для активизации мыслительной деятельности обучающихся использовались оригинальные наглядные пособия, проведены игры, конкурсы, викторины, занятия с применением ИКТ.

       План Недели русского языка и литературы  выполнен. Мероприятия прошли на высоком методическом и воспитательном  уровне и помогли обучающимся проявить и развить общеязыковые, интеллектуальные и познавательные способности, расширить эрудицию и общеобразовательный кругозор Учителя и обучающиеся отнеслись ответственно и творчески к  подготовке и проведению Недели,  продемонстрировали  творческую активность и желание обучающихся  дополнительно заниматься русским языком и литературой.        

   Результативность Недели русского языка и литературы определяется следующими критериями:  

  • активность обучающихся, познавательный интерес, самостоятельность, сформированность логико-лингвистического оперирования, уровень речевого развития;
  • охват подростков;
  • состояние эмоционально-деловых отношений участников Недели;
  • уровень культуры участников Недели.

     Кроме этого пополнилась методическая копилка кабинета русского языка и литературы.

       Таким образом, Недели русского языка и литературы - это прекрасная возможность развивать интерес и воспитывать потребность изучать  русский  язык.      

Список литературы

  1. Предметные недели в школе: русский язык и литературы/ Сост. Л.И. Косивцова. – Волгоград: Учитель, 2015.

  1. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя/В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – Л.: Просвещение, 2013.

  1. http://festival.1september.ru/articles/613587/.

Приложение 1

ОБЪЯВЛЕНИЕ

о предстоящей предметной неделе

Приложение 2

Информационный листок

Информационный листок

С 17 по  21 февраля  в  школе проводится Неделя русского языка и литературы, посвящённая Международному  дню  родного языка

 (21 февраля)

От каждого класса  к предстоящей  неделе приготовить:

  • Приветствие русскому языку  к лингвистическому параду;
  • Подобрать материалы и оформить книжку - раскладушку о поэтах  и писателях Смоленщины и Сычевского района.



Желаем  успеха и  активного  участия в мероприятиях Недели!

    Приложение 3

ПРОГРАММА

 Недели русского языка и литературы

День 1.

Открытие недели. Международный день родного языка: истоки, празднование, перспективы.

Вручение маршрутных листов – заданий

Выставка тематических стенгазет.

День 2.

День грамотности  «Ода русскому языку»

Игра «Путешествие в страну филологию»

Выставка рисунков «Мое любимое произведение».

Конкурс «Лучшая тетрадь»  ( 5-8 кл.)

День 3.

Интеллектуальный ринг «Лексика делового человека»

Встреча с социальным педагогом «О вреде нецензурной лексики». Исследовательская деятельность обучающихся.

Конкурс чтецов

Игра – конкурс  «Знатоки  сказок»

День 4.

Конкурс на самого грамотного.

Экскурсия в школьную библиотеку. Выставка «Словари»

Брейн – ринг по русскому языку

Игра «Умники и умницы»

День 5.

День Творчества

Конкурс творческих работ, написанных  обучающимися

Презентация.

Игра  «Путешествие в страну Фразеологию»

Подведение итогов недели.

Награждение победителей

В течение недели

конкурс на разгадывание «Большого лингвистического кроссворда»;

оформление книжек-раскладушек на заданные темы для кабинета русского языка и литературы: «Учись учиться», «Это интересно»;

конкурс сочинений, эссе;

презентация книг о русском языке;

конкурс  «Самый активный класс» и «Самый активный участник» Недели русского языка и литературы

                                         

 

Приложение 5

Рассказы из серии  «Занимательный русский язык»,

«Занимательно о литературе» или «Знаете ли вы, что…

№1.

       Знаете  ли вы, что животных, которые, живя с человеком, научились говорить по-человечески довольно много? Известно, что у всех животных есть свой «язык»,   своя система знаков,   с помощью которой в естественных  условиях они выражают своё состояние    (радость, восторг, тревога, гнев) или даже, по мнению многих учёных,  общаются друг с другом.  Эта система сигналов может быть очень сложной:  она включает звуки (серые вороны, например, издают до 300 разных звуков), жесты, мимику…  Но животные, которые живут рядом с человеком, включаются в другую, человеческую, систему общения:  к своим кошкам и собакам мы обращаемся по именам, приучаем их к определённым словам-командам.      

        Домашние животные хорошо понимают речь человека.  Мало того,  некоторые из них обладают способностью обучаться человеческой речи и произносить отдельные слова или даже целые предложения.  Никого не удивляет, что умеют говорить попугаи. Но есть совершенно невероятные случаи, когда птица не просто повторяет слова человека, а осознанно включается в разговор.  

      Один пример:  хозяйка попугайчика Саши долго говорила по телефону о том, как вредно нюхать токсические вещества.  Когда разговор кончился, попугайчик тоже выразил своё отношение к токсикомании «Будешь нюхать – подохнешь!» - назидательно сказал он. А  в Карагандинском зоопарке жил слон, который говорил густым басом:  «Я  - Батыр»,  «Батыр  хороший», «Батыр пить»  (он произносил слова,  закладывая хобот в рот и сплющивая его по-особому).  

        Ещё  более удивительная история,  которая произошла в Баку.  Девочка подобрала во дворе котёнка, который был не только пушист, но и необыкновенно умён.  Назвала она его Мэси. Года через два кот начал произносить членораздельные звуки. Например, когда к нему обращались, он отвечал:  «И-Ы?», - что означало приблизительно:  «В  чём дело?  Ну  что?»  Однажды он забрался на подоконник и зацепился когтями за занавес.    «Сойди немедленно», - сказали ему.   И вдруг услышали:  «Не - е – с –ой-ду».   «Мэси  всё говорит по-человечески, - пишет его хозяйка, - и на любой вопрос даёт ответ. Действительно, Мэси произносит любые слова, даже делает перевод, поскольку его учили говорить по-русски».  

          Во время видеомагнитофонной съёмки кота спросили: «Кого пришли люди смотреть?». Ответ Мэси был совершенно определённым: «Меня».    А  затем состоялось такое необыкновенное интервью с Мэси:

  - Кто еду для тебя приносит?

  - Ба – буш – ка

  - Где она её берёт?

  - Ба – за – ре  

  - Мэси,  в мире есть подобные тебе?

  - Есть  

  - Кто?

  - Я!   -  ответил кот.

    Учёные в недоумении: «То, что и как говорит кот, не является простым повторением речи человека. Этот феномен неизвестен науке. Поэтому кот вызвал настоящее удивление, и сегодня объяснить это невозможно. Науке предстоит тщательным образом исследовать это явление.

    Обо всём этом рассказывается в очень интересной книжке А. П. Дуброва     «Рассказы  о животных,  говорящих человеческим языком».

№ 2.

      Всем хорошо известно имя А.С. Пушкина.      И,   конечно,   все  читали его замечательные сказки: «Сказка о царе Салтане»,  «Сказка о золотом петушке»,   «сказка о рыбаке и рыбке»,   «Сказка о попе и работнике его Балде»»,  «Сказка о мёртвой царевне».   Но  мало кому известно,  что у Пушкина есть ещё одна,  правда, неоконченная сказка,   которая называется «Сказка о Медведихе».   Написана она была в 1830 году в знаменитую Болдинскую осень.   Это образец подлинно народного стиля у Пушкина. Народный источник этой сказки не найден; возможно, что сюжет её целиком принадлежит  Пушкину. По стилю и стиху сказка приближается к народной песне или причитанию. Послушайте её.  

(Прочитать «Сказку о Медведихе» А.С.Пушкина)

Приложение 6

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СЛОВАРНЫХ ДИКТАНТОВ

ТЕМА «РОДИНА»:

  • Отчизна, Русь, Россия, отчий дом, Отечество, Российская Федерация, гуманизм, гуманный, Великая Отечественная война, Брестская крепость, Одесса, Севастополь, патриот, ветеран, чувство долга, участвовать, священный, труженик, природа, долина, равнина, территория, Санкт-Петербург,  Адмиралтейство, Пискаревский мемориал, Исаакиевский собор, Марсово поле, Эрмитаж, Русский музей, столица, Москва.

ТЕМА «ТРУД»:

  • профессия, будущее, признание, наслаждение, приобщение, уважение, преобразить, добросовестный, трудолюбие, честность, неравнодушие, коллектив, труженик, сопричастность, активная жизненная позиция, врач, строитель, преподаватель, инженер, библиотекарь, токарь, слесарь, шофёр, авиаконструктор, электросварщик, космонавт, творческий труд, заинтересованность, поощрение, участник, участвовать, чувствовать, привилегия.

ТЕМА «ШКОЛА»:

  • вестибюль, коридор, лестница, кабинет, учительская, директор, завуч, преподаватель, библиотекарь, портфель, готовальня, карандаш, чертеж, конспект, пятиклассник, семиклассник, информация, сообщение, диспут, расписание, предмет, биология, литература, география, математика, гуманитарный, цикл, реферат, доклад, дисциплина, сбор, фестиваль, субботник, товарищ, ровесник, сверстник, каникулы.

ТЕМА «ИСКУССТВО»:

  • искусный, талантливый, гениальный, искусствоведение, автор, классик, театр, актёр, режиссер, дирижёр, пьеса, драматург, драма, комедия, трагедия, водевиль, монолог, диалог, живопись, орнамент, акварель, лауреат, фойе, гардероб, партер, балкон, галерея, сцена, занавес, декорация, балет, цирк.

Приложение 7

КНИЖКИ - РАСКЛАДУШКИ

для оформления кабинета  русского языка и литературы

Приложение 8

ПРЕЗЕНТАЦИИ  КНИГ,

выполненные  обучающимися

1.. От собственных имен к нарицательным. – М.: Просвещение

      Вы знаете, что такое ономастика?

      Я думаю, что немногие могут ответить на этот вопрос. Ономастика – это особый раздел в языкознании, занимающийся изучением собственных имен. Собственные имена до сих пор задают ученым много загадок. Чем собственное имя отличается от нарицательного? Неужели только тем, что имя собственное пишется с заглавной буквы, а нарицательное со строчной? Почему собственные имена могут быть лишь существительными или другими частями?

     Прочитав эту книгу, вы поймете, почему к фамилии нужно еще имя и отчество.

     А еще оказывается, имя собственное помогает раскрыть характер человека.

     Все это и многое другое о именах собственных и нарицательных, вы узнаете из книги. Введенской и Колесникова «От собственных имен к нарицательным». Книга адресована старшеклассникам и написана в доступной и увлекательной форме, раскрывает особенности собственных имен, их связь с нарицательными.

2. Современное русское письмо. – М.: Просвещение        

       Если вы хотите узнать историю русской письменности и как она основывалась, прочитайте книгу: «Современное русское письмо». В этой книге рассказывается, сколько букв было в древнем языке. Как два брата Кирилл и Мефодий создавали азбуку, которую в честь Кирилла назвали «Кириллицей». В книге рассказывается о словах, которые устарели. Здесь дается значение многих слов и сведения, откуда они произошли. В древности существовало две азбуки: «Кириллица» и «Глаголица». Здесь рассказывается, как появилось письмо, орфография, графика и многие другие разделы языкознания. И если вы хотите узнать об этом, возьмите эту книгу.

3. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М.: Просвещение

     Знаете ли вы, что значит «альма матер»?

     Если это латинское выражение перевести на русский, получится просто «кормилица» («альма»- «питающая», «кормящая»; «mater»- «мать»). Так еще в средние века студенты стали называть университеты, в которых получали «духовную пищу» и «потомками» которых они были. Вполовину в шутку употребляется оно и сейчас.

     А что такое «перпетуум мобиле»? Что означает выражение «табуля роза»? Как родились фразеологизмы: «шаг вперед, два назад», «всякой твари по паре»? Что такое «рожон» и можно ли на него лезть?  Почему существует «лук», которой мы едим, и «лук» из которого стреляют? Чтобы получить ответы на эти и множество других вопросов, прочитайте книгу Эдуарда Вартаньяна «Путешествие в слово».

4. Чуковский К. И. Живой как жизнь.- Москва: Детская литература

      Если вы хотите узнать, что такое вульгаризмы, школьная словесность или что такое канцеляризм, вы можете обо всем этом прочитать в этой книге. Корнея Ивановича Чуковского «Живой как жизнь».

      Я расскажу небольшой эпизод из этой книги о том, что существуют мнимые болезни и подлинные, то есть не те болезни, которые существуют у человека, а речь пойдет о русском языке. Русский язык, как и всякий здоровый и сильный организм, весь в движении в динамике непрерывного роста. Одни его слова отмирают; другие рождаются; третьи из областных и жаргонных становятся литературными; четвертые из литературных уходят в просторечие; пятые произносятся совсем по-другому, чем произносились лет сорок назад; шестые требуют других падежей, чем это было, скажем, при Чуковском и Пушкине. Здесь все движется, все течет, все изменяется.

Приложение 9

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ  ОБУЧАЮЩИХСЯ

Великий и могучий.

      Русский язык считается одним из мировых языков, так как на нем говорит несколько миллионов человек. Его прославили великие русские писатели и поэты, произведениями которых зачитываются во многих странах.

        Русский язык мелодичен и напевен, в нем очень много красивых слов. В нем много пословиц, поговорок, фразеологизмов, которые прочно вошли в нашу речь и делают язык еще более ярким и выразительным.

        На русском языке говорят и другие народы, живущие в России, так как он считается единым государственным языком, хотя в России 21 республика и в каждой из них есть свой язык.

        Важную роль для русского языка русского языка сыграла победа над французами в Отечественной войне 1812 года и победа над немецким фашизмом в войне 1941-1945 годов. Неслучайно А. Ахматова от лица всего русского народа сказала:

Но мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово…

        Если бы Франция или Германия завоевали Россию, то, может быть, в нашей стране люди стали бы говорить на французском или немецком языке, а русский язык постепенно забылся бы. Но он прошел сквозь все войны и остался любимым и родным языком для людей России.

        Так что русский язык можно назвать великим и могучим!

Приключения в стране Знаков препинания.

        Однажды в стране Знаком препинания исчезли все запятые. Прибежал Чудак-Восклицательный знак и закричал: «Караул! Кошмар! Украли!». Вопросительный знак выглянул в окно и спросил: «Что? Где? Когда?». А Точка мудро заметила: «Теперь в предложениях начнется полная неразбериха».  И отправились знаки препинания на поиски запятых.

        Идут они по дороге, навстречу им Книга. Голова болит у Книги, все в ней перепуталось без запятых. Хоть и маленький знак, а важный. Идут дальше, а навстречу Тетрадка Вани Перепелкина. Оказывается забывал Ваня ставить запятые на место, часто пропускал их. Вот они и обиделись, ушли. Живут они теперь в темном лесу, в избушке.

        Побежали наши друзья, отыскали Ваню Перепелкина и привели его к долине,  где жили запятые. Долго Ваня думал и пыхтел, но все запятые в тетради поставил на свои места. И пообещал больше их не забывать. Запятые решили  вернуться. В Книге все сразу встало на свое место. Знак восклицательный – парень замечательный воскликнул: «Ура!». Вопросительный задумался: «Какой же знак важнее?». А точка улыбнулась и … стала запятой.                                                                

Корень -  сердце слова.

     Однажды Коля писал диктант на правило «Безударные гласные в корне».

В классе был объявлен конкурс на лучший результат диктанта. Коля решил принять участие, так как папа обещал взять его на футбол в воскресенье, если его похвалят в школе. Вечером мальчик принялся за работу.

     Над диктантом пришлось попотеть, к тому же у Коли было трудно с русским языком. Но мальчик не унывал, он был просто уверен, что справится.

     Только Коля хотел отдохнуть, как вдруг в комнате потемнело, стало холодно и мрачно. Тетради закружились,  дверь в комнату с треском. Коля от ужаса упал со стула. Он и не ожидал, что к нему сегодня пожалуют гости. Вокруг него кружились слова. Справа плакала «тровинка», слева упала на кресло бледная «гиография», мощный «халадильник»принимал корвалол; пыталась позвонить в «Скорую помощь» «кортина», но все время теряла сознание; «портрет» поддерживал ее. Все они выглядели ужасно и не  были похожи сами на себя.

Коля решил узнать, в чем дело:

- Дорогие мои гости, что с вами, я могу вам чем-то помочь?

- Ты еще смеешь спрашивать? Посмотри, что ты с нами сделал, - кричал злой «халадильник».

     Слова смотрели на Колю с ненавистью. И Коля решил сам искупить свою вину, иначе его не похвалят и на футбол он не пойдет. Но дело было не только в футболе, Коле было очень стыдно за то, что он причинил вред словам.

- Чем я могу помочь, - растерявшись, пробормотал Коля.

- Сначала выучи все слова, которые ты написал неправильно, а в дальнейшем учи все и всегда. Тогда мы тебя не будем беспокоить, и сердца наши будут в порядке. Разве ты не знаешь, что корень – сердце слова?

     Коля быстро сел учить и выучил все слова. Образованный, он повернулся посмотреть на своих гостей, но никого не увидел. Слова ушли, а значит, Коля все выучил правильно.

- Теперь я буду всегда все учить! – сказал Коля и спокойно пошел спать, зная, что в воскресенье папа возьмет его на футбол.

Прибежал Чудак – Восклицательный знак.

     Есть страна, которой нет ни на одной карте, ни на одном глобусе. Там живут слова, буквы и знаки препинания. В той стране говорят на обычном русском языке, но почему-то не умеют выражать своих мыслей, и на все вопросы отвечают мрачно и бесчувственно. Они никогда не кричат, и разговор их похож на монотонное журчание ручья. И все в этой стране живут недолго и грустно.

     Но однажды пришел откуда-то очень смешной знак. Он был прямой и очень тонкий. Он смеялся и восклицал:

- Ах, как замечательно! Ах, как прекрасно!

    Это был Восклицательный знак.   Он бегал по деревням, называющимся страницами, и всех приветствовал смехом и веселыми криками.

     Все слова и буквы стали веселей. Точки поделились своими местами со знаками. И вскоре таких же восклицательных знаков стало очень много. Они разбежались по областям – книгам, и городам – рассказам и сказкам. И вскоре страна Русского языка зажила своей веселой и бурлящей, но строгой жизнью.

Как исчезли запятые.

    Жил был один мальчик – Петя Скворцов. Учился в 6 классе и очень не любил запятые. Не умел их ставить, где надо, и часто говорил: «Хоть бы они вообще исчезли!».

    Однажды Запятые рассердились на Петю и решили исчезнуть из его жизни.

    Как-то раз мама Пети уехал к бабушке в гости на неделю. Петя ходил в школу, делал урок и  ждал маму. И вот последний день! Петя с утра уже думал, как он пойдет встречать маму.

    Пошел в школу, видит: в почтовом ящике лежит телеграмма. А в ней написано: «Встречай вечером выезжаю». Петя сначала обрадовался, а потом смотрит: нет запятых. И ему непонятно: то ли вечером встречать, то ли мама еще только вечером выезжает. И решил, что мама приедет утром, а вечером только выедет.

   А мама приехала вечером, а ее не встретили. Она думала, что телеграмма не дошла.  С тех пор Петя уважает Запятые, правильно их расставляет.

Приложение 10

СЦЕНАРИИ

  мероприятий недели

                                           

ИГРА  «УМНИКИ И УМНИЦЫ»

(по литературе)

Пролог: Конкурс 1 – по русскому языку. В  русском языке много наречий,  правописание которых вызывает затруднения.  Предлагаем агонистам разобраться, какие из них нужно писать, слитно, раздельно и через дефис:  

(на)отмашь

точь(в)точь

  (в)последствии

(за)долго

 бок(о)бок

(с)разбегу

                              (слова записаны на доске в три колонки)

Конкурс 2 -  красноречия.   За  несколько минут до начала агонисты получили тему выступления:  «Почему необходимо читать?» -  И  сейчас они выскажут свою точку зрения.

                                               (выступления 30 секунд)

По результатам Пролога агонисты выбирают дорожки:

     Красная -  самая короткая,  но и самая опасная, т.к на ней нельзя ошибаться, на ней 2 этапа.  Жёлтая  -  в три этапа и на ней можно ошибиться 1 раз.  Зелёная  -  самая длинная, но и ошибиться на ней можно 2 раза.

1 агон.   Ключевые слова:  фольклор,  Пушкин,  Жуковский.

  1. В  7 классе мы много говорили о былинах.  Помните вы былинных героев?  Но это ещё не вопрос, а вопрос заключается вот в чём: Илья  Муромец  пролежал на печи 33 года, и вылечили его «калики перехожие». Кто такие «калики перехожие»?  
  2. Пушкин!  Замечательный поэт, не так ли?  Любите его творчество? Что особенно нравится?  А теперь внимание – вопрос:  Какие свои произведения Пушкин опубликовал под вымышленными именами?
  3. Пушкин всегда считал Жуковского своим другом и учителем. Однако Жуковский признал, что ученик превзошёл своего учителя. Как это произошло?

2 агон. Ключевые слова:   Н.В.Гоголь,  И.С.Тургенев,  Н.А.Некрасов.

  1. Мы всегда считали Н.В.Гоголя русским писателем.  А кем он был по национальности на самом деле?
  2. Вы  помните поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины»?  Назовите имена женщин, которым посвящены две части поэмы?
  3. Известен такой случай:  Однажды к И.С.Тургеневу подошли двое молодых крестьян. Один из них спросил: «Позвольте узнать, Вы будете И.С.тургенев?» - «Я» - «Тот  самый, что написал…» - «Тот  самый».   Они сняли шапки и поклонились ему в пояс. «Кланяемся Вам в знак уважения от лица всего русского народа».   О каком произведении шла речь?

3 агон. Ключевые слова:  «Детство»,  А.П.Чехов,  милосердие.

  1. А  как вы думаете,  о чьём  «Детстве»  пойдёт речь?  На  самом деле вопрос вот в чём:  Почему М.Горький избрал себе такой псевдоним и какова его настоящая фамилия?  
  2. Кем был А.П.Чехов по образованию и по профессии?
  3. «Любовь  одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию…». Кому принадлежат эти слова и как заканчивается эта фраза?

Блиц   (для игрока на красной дорожке в случае неполного ответа) на ответ 20 секунд.  

  1. Имя и отчество поэта Маяковского?
  2. В  каком году родился А.С.Пушкин?
  3. Кто из русских писателей писал стихотворения в прозе?

Интервью с победителем.

«ЗВЕЗДНЫЙ  ЧАС» 

(литературная  игра  для  8 класса).

1 тур «Разминка»

На  доске  портреты:  Пушкина,  Лермонтова,  Гоголя,  Тургенева,  Толстого,  Островского,  Достоевского.

Вопросы:

  1. Кто  из  этих  писателей  написал  роман  в  стихах?
  2. Кто  из  них  написал  поэму  в  прозе?
  3. Писатель-драматург.
  4. Кому  принадлежит  трилогия  «Детство.  Отрочество.  Юность»
  5. Кто  из  этих  писателей  родился  на Украине?
  6. Чьему  перу  принадлежат  «стихотворения  в  прозе»?
  7. Кто  их  них  был  приговорён  к  смертной  казни?
  8. Кто  из  писателей  ушёл  из  жизни  самым  молодым?

2 тур  «Логические цепочки».

На  доске портреты:  Пушкина,  Лермонтова,  Достоевского,  Гоголя.

Вопросы:

  1. Они  расположены  по  старшинству,  от  самого  старшего  к  младшему.
  2. Все  они  создали  образ  Петербурга  в  своих  произведениях.
  3. Творчество  всех  этих  авторов  относится  в  первой  половине  19 века.
  4. Все  они  раскрыли  тему  «маленького  человека».

Портреты:  Пушкина,  Некрасова,  Тургенева.

Вопросы:

  1. Все  они  в  разное  время  возглавляли  журнал  «Современник».
  2. Имена  расположены  в  алфавитном  порядке.
  3. Кто  из  них  были  лично  знакомы?

Портреты:  Лермонтов,  Пушкин,  Чехов,  Гоголь.

Вопросы:

  1. Расположены  в  зависимости  от  продолжительности  жизни:  от  умершего  самым  молодым  до  прожившего  боле  долгую  жизнь.
  2. Назовите  тех,  кто  были  лично знакомы.

3 тур «АБВГДейка»

4 тур Финал:  Составить  слова  из слова  «драматургия».

Международный день родного языка: истоки, празднование, перспективы.

(из истории  праздника)

     Каждый  народ имеет свой уникальный и неповторимый язык, который отвечает предназначению человека и несет в себе целое наследие. У жителей любого государства есть свои характерные черты, традиции, культура, а язык является их непосредственным отражением. В нем передается  самобытность народа, поэтому родной язык - это предмет настоящей гордости. А день родного языка - важный и нужный праздник.

Предыстория.

  Как и любое торжество,  Международный день имеет свою историю. Празднование Международного  дня  родного языка стало возможным благодаря событиям, которые произошли в 1952 году в Пакистане.

    Студенты из Университета Дакки принимали участие в демонстрации, требуя  признать государственным  язык  урду. Большинство говорило на этом бенгальском диалекте. Однако к ним не прислушались, а стали стрелять. В итоге были убиты четверо студентов-активистов.

     После гибели жителей Пакистана, а также ряда волнений и освободительных движений, бенгальский был объявлен официальным языком в стране. Борьба за право пользоваться привычной с детства манерой общения увенчалась успехом.

    Впоследствии по инициативе страны Бангладеш (признанной в 1971 году независимым государством) организация ЮНЕСКО провозгласила  21 февраля  как Международный день родного языка, который ежегодно празднуют во всем мире.  

Как отмечают этот день в разных странах.

   День родного языка не зря признан Международным. Он отмечается во многих государствах. Заглянем в несколько таких стран.

Бангладеш.

     Международный день родного языка в Бангладеш – это особый праздник,  поскольку здесь день родного языка считается общенациональным праздником - день 21 февраля стал поворотным  в судьбе людей и в истории всей страны.

    Каждый год мероприятия ко дню родного языка готовятся с особым размахом и почестями: жители Бенгалии в этот день устраивают праздничное шествие, возлагают цветы в память о мучениках в Дакке (к монументу «Шахид Минар»), поют патриотические песни.

     На площадках города проводится культурная программа, праздничные обеды, литературные конкурсы, а также вручаются призы.

     Есть и особый ритуал, связанный с этим великим для бенгальцев днем. Они покупают специальные стеклянные браслеты для себя и родственников, подчеркивая тем самым свою привязанность к родному языку и отдавая дань уважения национальным традициям и истории своей страны.

     Правительство и негосударственные организации страны всячески поощряют проведение мероприятий, стремясь поддержать любовь сограждан к родному языку, а также делают это с целью сохранения и дальнейшего развития коренной речи.

Швейцария.

     В Швейцарии 21 февраля  - День родного языка -  отмечается в познавательном духе. Проводятся акции, практические занятия, многочисленные семинары.

    Особо остро в этой стране стоит вопрос семей, в которых дети говорят на двух языках,  и оба для них являются родными.

     Власти, педагоги и родители прекрасно осознают, что к подобным ребятам нужен особый подход, поэтому в стране разрабатываются индивидуальные программы обучения и воспитания подрастающего поколения, которые с успехом воплощаются.

Англоязычные страны.

   Во многих странах Европы  - Англии, Ирландии, Сингапуре, на Ямайке, Мальте, на Багамских островах, в Новой Зеландии, и даже на материке в Австралии -  родным  и официальным языком является английский.  Он входит в состав шести международных языков, поэтому имеет самое прямое отношение к празднику.

    На любых переговорах, в путешествии и просто в общении английский  язык – палочка - выручалочка.

День родного языка в России.

     В нашей стране любовь к родному языку можно сравнить с чувством истинного патриотизма, который пронизывает всё и каждого из нас. Особенно если речь идет об исконно славянских ценностях, к коим мы с уверенностью можем отнести  русский язык.

     Существует много разных достойных высказываний о русском слове, но лучше, чем классики, еще никто не выразился на эту тему.

     К наиболее точным изречениям и явно отражающим наш дух патриотизма можно отнести слова великого русского писателя И. С. Тургенева, который говорил: «...ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык».

     Или достаточно вспомнить  слова В. Г. Белинского, он утверждал, что «русский язык – один из богатейших языков в мире, и в этом нет никакого сомнения».

     Пожалуй, сложно не согласиться с этими гениальными людьми, поскольку благодаря нашему языку мы думаем, общаемся, творим.

      В нашей стране праздник - день родного языка тщательно продумывается и  проводится  в  школах, библиотеках, дворцах культуры, высших учебных заведениях и других учреждениях с целью воспитания чувства уважения и любви к своей культуре, истории, традициям и, конечно же, к родному русскому языку. Все мероприятия  носят торжественный, патриотический и познавательный характер.

Исчезающие диалекты.

  Сегодня из 6 тысяч существующих в мире языков более 200 считаются вымершими, они не имеют ни одного живого носителя.  В России около 140 языков находится на грани ухода из употребления  и  20 уже признаны безжизненными. Есть  языковая категория исчезающих и вымирающих видов речи и нестабильные языки, которые не пользуются успехом, т.к.не имеют официального статуса, а территория их распространения  мала и перспективы их  существования оставляют желать лучшего.

Свои особенности и культуру несет каждый родной язык. Он отличает нации, заставляет людей ценить и уважать свой коренной стиль речи, передавать его из поколения в поколение.

    День родного языка непременно стоит поддерживать, как Международный праздник, поощрять и проводить на должном уровне во всех странах мира.    Каждый язык красив и прекрасен по-своему, поэтому нужно не забывать его, любить, беречь и гордиться им!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий проведения недели технологии

Сценарий "Урока - соревнования"Конкурс рисунков пословиц о труде....

Сценарий проведения недели химии в школе

Сценарий проведения недели химии в школе...

Отчет о проведении «Недели английского языка» в рамках «Недели Языкознания».

Неделя позволят привлечь к работе многих учащихся, предусматривает различные формы работы (парную, групповую, индивидуальную),в соответствии с требованиями ФГОС, а также разнообразные мероприятия. Во ...

"Отчет о проведении «Недели английского языка» в рамках «Недели Языкознания".

В нашей школе неделя иностранных языков была проведена в декабре.05.12.2016-10.12.2016Цели:- повышение мотивации к изучению иностранных языков;- расширение, закрепление и систематизация языковых знани...

Сценарий проведения заключительного концерта в рамках проведения недели иностранного языка в МАОУ Домодедовская СОШ № 10.

усилить мотивацию к изучению иностранных языков, способствовать практическому владению речевой деятельностью,увеличивать активный языковой запас учащихся,стимулировать в целом их интеллектуальную...

Справка об итогах проведении недели родного края.

Справка об итогах проведении недели родного края....