ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ
план-конспект урока по русскому языку

Пешкина Анастасия Владимировна

Конспект занятия на тему "Композиция публичного выступления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект занятия111 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ № 18

Группа

Дата

Дисциплина

Русский язык

109 н

25.05.22

Тема занятия

Композиция публичного выступления

Вид занятия

Практическое

Цель занятия:

  • познакомить с основными требованиями композиционного построения ПВ
  • познакомить учащихся с различными типами публичных выступлений (ПВ)
  • познакомить со спецификой языковых средств, применяемых в разных видах речи
  • ознакомить с приемами, используемыми для построения речи
  • совершенствовать умения и навыки анализировать структуру публичного выступления
  • познакомить учащихся с языковыми средствами воздействия на слушателя

        

1. Образовательные:
а) повторить ранее изученный материал по теме «Публичная речь»;
б)  познакомить учащихся с требованиями и задачами, предъявляемыми к ПР

в) рассмотреть композицию публичного выступления;

2.Развивающие:
а) формировать умения оригинального мышления;
б) развивать умения грамотно строить собственное высказывание в соответствии с темой

3.  Воспитательные:

а) формирование самостоятельности при работе с книгой;

б) воспитание интереса к ораторскому искусству;

в) развитие личностных качеств;
г) обогащение словарного запаса обучающихся.

Результат

Должны знать:

понятия, относящиеся к публичному выступлению (ПР)

виды монологической речи

требования к публичному выступлению                 

Должны уметь:

выражать свое мнение,

доказывать свою позицию;

анализировать структуру и композицию речи

самостоятельно выполнять поиск и отбор информации

представлять подготовленную речь в аудитории

        

Показатели оценки

результата

Оценка «отлично» ставится за активность на занятии, правильность выполнения заданий, умение работать самостоятельно и в группе;

Оценка «хорошо» ставится за правильные ответы, но без обоснования

Оценка «удовлетворительно» ставится за менее активную работу

М.с

Обеспечивающие

дисциплины

Литература, обществознание

Обеспечиваемые

дисциплины

(модули, МДК)

Предметы общеобразовательного цикла

Средства

Проектор, презентация,  раздаточный материал.

Основная

учебник «Русский язык» 11 класс» под редакцией Л.А. Муриной. –Москва, Национальный институт образования, 2016

литература

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

этапа

Этапы занятия, учебные вопросы,

формы и методы обучения

Временная

регламентация

этапа

1.

Организационный этап:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить обучающихся к работе на уроке.

СОДЕРЖАНИЕ – взаимные приветствия, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния аудитории и готовности обучающихся к занятию, организация внимания.

5 мин

2.

Этап проверки домашнего задания:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми обучающимися, установить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствую при этом знания, умения, навыки.

Что такое публичная речь? Публичная речь – это устная форма выступления т.е. обращённая к себе и не рассчитанная на словесную реакцию слушателей, собеседников. Верно отчасти, т.к. речь строится с учетом реакции собеседника. (Эмоции, жесты, мимика и т.д)

Что мешает оратору стать обладателем культурной речи?

а) неподготовленность оратора;

б) недостаточная громкость речи и нечёткость дикции выступающего;

в) невозможность вспомнить текст;

г) отсутствие желания и знаний для ответов на вопросы аудитории;

д) небрежный внешний вид;

е) неправильно выбранная позиция выступающего (оратор не смотрит на аудиторию, развёрнут к ней спиной или боком);

ж) использование в речи слов-паразитов;

з) зачитывание текста исключительно со слайдов или записей;

и) боязнь аудитории;

к) использование неубедительной аргументации;

л) чрезмерное погружение в собственные переживания;

м) недооценка собственных возможностей;

н) недостаток опыта;

о) воспоминания о провале;

п) отклонение от темы.

5 мин

3.

Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность обучающихся, постановка целей учебной деятельности.

Чтение эпиграфа

                                       «Произнести яркую речь - одно дело,

а произнести ее ярко - другое

Джозеф Джефферсон

Как считаете важно ли произносить ПР ярко? Для чего это нужно? Давайте рассмотрим пример публичного выступления, в котором есть недочеты, что–то нарушено. Попробуйте исправить. Что вам удастся исправить, будет темой сегодняшнего занятия.

 Нарушена композиция ПВ.

 «Сегодня молодежь проводит все больше времени за компьютером и телевизором, не задумываясь о собственном здоровье. Тем временем пассивный образ жизни приводит к неприятным, а иногда и страшным проблемам со здоровьем.3
Занятия спортом укрепляют здоровье и иммунитет, моделируют фигуру, повышают самооценку, влияют на улучшение концентрации, позитивно влияют на настроение и приносят еще много другой пользы для организма.2
Занимайтесь спортом! Выбирайте здоровый образ жизни, и результаты не заставят себя ждать!».1

Какую цель вы поставите для себя на сегодняшнем занятии? 

10 мин

4.

Этап практической работы с текстом:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить, осмыслили ли обучающиеся связи и отношения фактов, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

Видеофрагмент №1 «Учитель года» (2 мин. 1 сек.)

Помните, что любая речь всегда направлена на человека.        

Вопросы, связанные с целью ПР:

- для кого говорю

- что хочу сказать

- зачем хочу это сказать

Обсуждение видеофрагмента (кто говорит, где говорит, кому говорит, зачем говорит).

Внешняя сторона ПР отражается в следующих вопросах:

- как сказать правильно

- как сказать понятно

- как сказать интересно

- как сказать убедительно

Термин «ПР» предполагает общественно-значимое, социально-обусловленное содержание речи. Обычно текст ПР состоит из трех элементов: (вместе с учащимися формулируются задачи каждой части)

Можно выделить 3 части в композиции публичного выступления. Законспектируйте в тетради.

Вступление – привлечь внимание слушателей, подготовить аудиторию к восприятию основной части; завоевать доверие, симпатию аудитории; вызвать интерес к предмету речи.

Основная часть – сообщить информацию; обосновать ее.

Заключение – суммировать сказанное; сделать выводы; закрепить основную мысль в памяти слушателей (повторить вкратце); призвать к действию.

- А что еще необходимо любой речи? (подталкивание учащихся в поисках ответа).

        Заглавие ПР является самым кратким выражением основного содержания. Иногда используется эпиграф как краткое выражение идеи речи.

Задание «Сообрази!» (тематика статей учителем оглашается позже, учитель зачитывает заглавие и просит предположить, о чем статья)

Какой прием использовали авторы статей, давая такие заголовки:

«Первый блин комом» — газета «МК» — о футболе;

«Пес с ними» — газета «МК» — о собаках знаменитостей;

«На  спортсменках поставили крест» — газета «МК» — о спортсменках завершивших карьеру.

«Свобода пуще неволи» — газета «МК» — сицилиец просится в тюрьму;

Что использовали авторы для заголовков? (Пословицы, поговорки, фразеологизмы)

Можно ли по таким названиям четко определить тему статьи?  

С какой целью их используют?

        При выборе темы ПР необходимо учитывать:

-  тема может быть выбрана произвольно

-  может быть навязана жизненными обстоятельствами

-  особенности аудитории.

        Надо учитывать такой фактор как аудитория? Вряд ли вас увлечет речь на тему: «Напряженно-деформированное состояние пологих и подъемистых конических оболочек с учетом влияния краевого эффекта».

Какие требования с учетом темы публичного выступления вы бы смогли составить для себя?

Требования, предъявляемые к ПР:

-  речь должна быть с начала и до конца захватывающе интересной и полезной

-  речь должна быть составлена правильно в композиционном отношении

-  речь должна быть ориентирована на слушателей в зависимости от того, предназначена ли она для индивидуального общения или для выступления перед большой аудиторией

- речь должна быть обращена к разнородной аудитории

- речь должна достигать цели, будучи только воспринятой на слух.

Запишите для себя (2–3 пункта), которые вы считаете важными для себя как будущего оратора. Записали ?

Запомните:        в центре любой речи всегда находится оратор. Помимо текста речи, какой бы прекрасной она ни была, не менее важной является личность оратора: его голос, манера говорить и вести себя, его жесты, его одежда.

Видеофрагмент №2 «Король старшей школы» (1 мин. 30 сек)

Обсуждение видеофрагмента.

- Что необычного в этой речи? Что привлекло внимание? Оправдались ли ваши ожидания в финале?

- А какие еще вы можете предложить приемы для привлечения внимания?

Слайд № презентации (на нем приемы, используемые в публичной речи)

Приемы привлечения и удержания внимания в публичном выступлении:

-  неожиданность

-  юмор

-  сопереживание

-  провокация (на короткое время вызвать у слушателей реакцию несогласия с излагаемой информацией)

-  вопросы (лучше начинать вопросы словами: Почему … ? Чем объяснить … ? В чем причина … ? Согласны ли вы … ?)

-  пауза в речи

-  смена темпа и тональности

-  речевые приказы (периодически использовать в речи выражения типа: обратите внимание на…, представьте себе, что …, имейте ввиду …)

-  экспрессия

-  апелляция (аргумент к речи предыдущих авторов, аргумент к погодным условиям, аргумент к интересам аудитории, аргумент к личности оратора)

-  прямые требования внимания

-  тайна занимательности

-  вопросно-ответный ход

-  обращение к аудитории

ТАБЛИЦА Мы будем с вами просматривать видеофрагменты ПВ, параллельно анализировать их и составлять таблицу.

Типы ПР (опираясь вопросы: для кого говорю, что хочу сказать, зачем хочу это сказать – попытаемся выделить разные типы ПР; совместное заполнение таблицы, просмотр видеофрагментов).

Тип ПР        Цели и задачи        Характеристика

Инф. речь                

Убежд. речь                

Воодуш. речь                

Призыв. к действ.                

Развлек.  речь                

По спец. поводу                

др.        

Обратите внимание соблюдена ли композиция ПВ.         

1.  Информационная речь (учитель демонстрирует алгоритм действий и поиска на примере информационной речи, диктует ключевые понятия)

        Задачи: не только пробудить любознательность, но и дать новое представление о предмете.

        Требования к речи:

- сообщение должно быть актуально

- в речи не должно быть ничего спорного

- речь должна вызывать пытливость слушателей.

        Может быть построена в виде описания, повествования, рассуждения.

Видеофрагмент №3 «Держи ритм» (3 мин. 10 сек.)

        Обсуждение видеофрагмента, определение типа ПР, поиск характерных черт речи.

2.  Убеждающая речь

        Задачи: логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение.

        Какие помните аргументы? (рациональные и иррациональные, к делу и к человеку).

        Т.е. убеждающая речь обращается к какой части нашего человечка? (к голове).

        

Видеофрагмент №4 «Каждое воскресенье» (4 мин. 30 сек.)

        Обсуждение видеофрагмента, определение типа ПР, поиск характерных черт речи.

        

3.  Воодушевляющая речь (чаще – агитационная).

        Задачи: воодушевляет, убеждает, вызывает активную реакцию. Произносится перед предстоящим событием.

        Обращается к какой части человечка? (к сердцу, к душе).

        Видеофрагмент № 5 «Драконзакура» (6 мин.)

Обсуждение видеофрагмента, определение типа ПР, поиск характерных черт речи.

4.  Речь, призывающая к действию        

        Задачи: призвать слушателей к продолжению или прекращению прежнего действия (реклама).

        Особенности: можно призывать лишь к тому, что возможно и по силам. Если я предложу вам сейчас перестать дышать, вырабатывать углекислый газ и сохранить кислород в помещении, вы сможете это сделать?

5.  Развлекательная речь - основные элементы такой речи – шутка в сочетании с серьезной мыслью (тост) (наводящие вопросы).

6.  Речь по специальному поводу (свадебная, траурная, в дружеском кругу, напутствие выпускникам). Другими словами – ритуальная речь. Например, речь Президента в канун Нового года (наводящие вопросы).

        

Видеофрагмент №6 «Король вечеринок» (воодушевляющая речь) (1 ми.34 сек)

Обсуждение видеофрагмента.

35  мин

6.

Этап закрепления нового материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – закрепить у обучающихся знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу.

Работа в группах

 Задание для групп: (1–5)

 Подготовить публичное выступление различных типов.

1. Информационная речь

2. Убеждающая речь

3. Воодушевляющая речь

4. Речь, призывающая к действию        

5. Развлекательная речь

Учитель. Давайте обобщим всё сказанное. Чем понравились вам данные главы? Что дало вам чтение дополнительных глав?

25 мин

7.

Рефлексия учебной деятельности:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности.

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

  • Для меня было новым...
  • Я удивлен (-на), что...
  • Мне запомнилось...

Учитель: Каждый из вас славно потрудился сегодня, показав свои знания и проявив себя. А, значит. пора обратиться к выставлению оценок.

5 мин

8.

Этап информации обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подвести итоги и выставить оценки, сообщить обучающимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Домашнее задание: подготовить речь по специальному поводу (праздничная, в дружеском кругу, напутствие выпускникам). Другими словами – ритуальная речь. Например, речь президента в канун Нового года.

5 мин

Преподаватель

Пешкина Анастасия Владимировна

(Ф.И.О.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта ( план-конспект) занятия по физической культуре для студентов 1-го курса СПО

Технологическая карта ( план-конспект) занятия по физической культуре для студентов 1-го курса СПОТема занятия: Спортивная ходьбаЦель: Освоение техники спортивной ходьбыЗадачи: - Ознакомить с техникой...

Технологическая карта ( план-конспект) занятия по физической культуре для студентов 2-го курса СПО, специальности "Полиграфическое производство". Тема занятия: Техника бега с низкого старта

Тема занятия: Техника бега с низкого стартаЦель: Освоение техники бега с низкого стартаЗадачи: - Ознакомить с техникой бега с низкого старта...

Технологическая карта ( план-конспект) занятия по физической культуре для студентов 1-го курса СПО, тема занятия: Техника и способы подач в волейболе

Тема занятия: Техника и способы подач в волейболеЦель: Освоение техники подач в волейболеЗадачи: - Ознакомить с техникой и способами подач в волейболе....

План-конспект и технологическая карта интерактивноо занятия "Весёлые истории"

Познакомиться с детскими писателями лично, послушать их рассказы и стихи, взять автограф, играть в сочинение историй с помощью  игральных кубиков сделаных своими руками увлекательно и интересно....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ

конспект занятия Лирика А.С. Пушкина. Анализ стихотворений «Памятник», «Я помню чудное мгновенье…», «К Чаадаеву», «Зимнее утро», «Зимн...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ

Конспект занятяия " Ф.И. Тютчев Жизнь и творчество. Любовная лирика...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ

Конспект занятия "Сюжетная линия и система образов в романе «Война и мир"...