Кейс на уроке русского языка в 6 классе по теме "Диалектные слова"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Дедюхин Юрий Юрьевич

Урок русского языка в 6 классе по теме «Диалектные слова – богатство языка или ошибки, с которыми надо бороться?» подготовлен с применением кейс-технологии. Кейс-метод, являясь разновидностью интерактивных методов обучения, создает на уроке благоприятную среду для грамотной работы с различного рода информацией; позволяет активизировать творческие знания и практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли идеи, предложения, умения выслушать альтернативную точку зрения и аргументировано высказать свою. Использование этого метода помогает увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни и развивает важные для дальнейшей жизни качества, такие как: умение правильно представить свое мнение и выслушать мнение другого, коммуникабельность, социальную активность. Класс разбивается на группы, каждая группа работает над своим кейсом и выполняет предложенные задания, затем каждая группа представляет результаты проделанной работы. Учитель выступает в роли эксперта.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon keys_rya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс на уроке русского языка.

Аннотация

Урок русского языка в 6 классе по теме «Диалектные слова – богатство языка или ошибки, с которыми надо бороться?» подготовлен с применением кейс-технологии. Кейс-метод, являясь разновидностью интерактивных методов обучения, создает на уроке благоприятную среду для грамотной работы с различного рода информацией; позволяет активизировать творческие знания и практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли идеи, предложения, умения выслушать альтернативную точку зрения и аргументировано высказать свою. Использование этого метода помогает увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни и развивает важные для дальнейшей жизни качества, такие как: умение правильно представить свое мнение и выслушать мнение другого, коммуникабельность, социальную активность. Класс разбивается на группы, каждая группа работает над своим кейсом и выполняет предложенные задания, затем каждая группа представляет результаты проделанной работы. Учитель выступает в роли эксперта.  

Класс – 6

Вид кейса – обучающий.

Краткая характеристика этапов работы:

Инструктаж – 3 минуты. Работа организуется в подгруппах по поиску решения поставленной проблемы, учитель консультирует учеников, ученики в подгруппах обсуждают варианты, объясняют непонятные моменты друг другу. Этот этап занятия имеет длительность около 12 минут.

На следующем этапе организуется обсуждение вариантов решений групп, что занимает по времени  около 20 минут.

Итоговая часть занятия занимает около 5 минут и посвящена обобщению полученных результатов. Итоговую часть занятия проводит учитель, опираясь на презентованные группами варианты решений.

Содержательная часть

Проблемная ситуация:

Ребята! Представим, что мы начинающие авторы, которые решили написать книгу на тему «Диалектные слова». Как полагается, работа над созданием осуществляется в соавторстве, где каждый отвечает за определенный фрагмент книги. В любом коллективе, когда сталкиваются разные точки зрения, возникают споры, дискуссии. В нашем случае некоторые считают, что диалектизмы не нужны в речи, а другие указывают на то, что диалектные слова – богатство нашего народа. Кто прав?

Информационная часть

Вспомогательная информация:

  1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. (параграф 25).
  2. О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов. Русский родной язык: 6 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. (параграф 2).
  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. Т. 2
  4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.
  5. https://resh.edu.ru/subject/lesson/552/
  6. https://resh.edu.ru/subject/lesson/6937/main/258560/
  7. http://gramota.ru/book/village/

Методическая часть

Критерии оценивания:

При выставлении отметок за решение кейса будут использоваться следующие критерии:

  1. Качество проведенного анализа и аргументированность сделанных выводов.
  2. Логика и структура изложения.

Кейсы:

Для решения проблемы подготовлен кейс №1, основу которого составляют предложенные учителем файлы:  

  1. Ночь перед Рождеством, 1951. Детские мультфильмы: https://www.youtube.com/watch?v=ec3UvNRcvs4
  2. Диалекты: https://www.youtube.com/watch?v=StGiY-Wq5rs
  3. Диалекты русского языка: https://www.youtube.com/watch?v=Iw6xEVcSSgM
  4. Языковой консерв. На Аляске обнаружили диалект русского языка: https://www.youtube.com/watch?v=NiXOQGsoCBc

Кейс предоставляется учащимся за неделю до предполагаемого занятия, чтобы видео ребята посмотрели дома.

Вопросы по материалам кейса:

  1. Что объединяет материалы кейса?
  2. Приведите примеры диалектных слов, которые вам встретились. Расскажите о русских диалектах и их особенностях.
  3. Диалекты – часть народной культуры?
  4. Дает ли нам силу знание особенностей языка, традиций?
  5. Как относиться к диалектам?
  6. Должен ли человек стыдиться языка своей «малой родины», забывать его, изгонять из своей жизни?

 Сформулируйте аргументы, доказывающие вашу точку зрения.

Кейс 2.

Предоставляется ученикам непосредственно на занятии.

         Текст №1.  С.Есенин «В хате»

Пахнет рыхлыми драчёнами,
У порога в дёжке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою –
Шелуха сырых яиц. 

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

Текст №2. А.Яшин

Родные, знакомые с детства слова

Уходят из обихода:

В полях поляши – тетерева,

Летятина – дичь,

Пересмешки – молва,

Залавок – подобье комода.

Не допускаются в словари

Из сельского лексикона:

Сугрёвушка, фыпики – снегири,

Дежень, воркуны вне закона.

Слова исчезают, как пестери, 

Как прясницы и веретёна.

Возилкой неполный мешок с зерном

Вчера назвала мельничиха,

Поднёбицей – полку под потолком,

Клюкву – журавлихой.

Нас к этим словам привадила мать,

Милы они с самого детства.

И ничего не хочу уступать 

Из вверенного наследства.

Но как отстоять его,

Не растерять,

И есть ли такие средства?

Текст №3. Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»

Теперь посмотрим, что делает, оставшись одна, красавица дочка. Оксане не минуло ещё и семнадцати лет, как во всём почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про неё. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было ещё никогда и не будет никогда на селе. Оксана знала и слышала всё, что про неё говорили, и была капризна, как красавица. Если бы она ходила не в плахте и запаске, а в каком-нибудь капоте, то разогнала бы всех своих девок.

Текст №4. В.П.Астафьев «Последний поклон»

Мелкая скотина загнана во дворы. Коров подоили и отпустили в ночное, чтоб овод не одолевал. За поскотиной слышалось грубое бряканье ботал и тиликанье колокольцев. За заплотом нашего двора, над навесом, зашевелились куры, одна упала с шеста, пробовала закудахтать, но петух угрюмо на неё прорычал, и сонная курица, не решаясь взлететь, присела на землю. Не загнал я курицу в стайку, пробегал, завтра гляди да гляди – в огород заберутся, яйца в жалице снесут.

Вопросы по материалам кейса:

  1. Что объединяет материалы кейса?
  2. Сформулируйте позицию автора по проблеме (текст № 2).
  3. Выразите свою точку зрения.
  4. Все ли слова в текстах вам были понятны? Всегда ли мы можем догадаться о значении слова по контексту?
  5. Как раскрывается названная проблема в произведениях художественной литературы, предложенных в кейсе?
  6. Какова роль местных говоров в русском языке?

Сформулируйте аргументы, доказывающие вашу точку зрения.

Домашнее сочинение на тему: «Диалектные слова – богатство языка или ошибки, с которыми надо бороться?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова"

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова" по ФГОС...

Урок русского языка. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)

Урок открытия новых знаний. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Внеурочная деятельность учащихся на уроках русского языка. 5 класс, Программа"Тайны слова".

Программа внеурочной деятельности учащихся по русскому языку"Тайны слова"....

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

Конспект урока русского языка 8 класс " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание"

Конспект урока " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание".Урок изучения нового материала. Используется технология критического мышления через чтение и письмо...

Конспект урока. Русский язык 8 класс Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.Практикум.

Конспект урока. Русский язык 8 класс. Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.Практикум....