Конспект урока по русскому языку, 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Дедюхин Юрий Юрьевич

Предмет: Русский язык

Класс: 9

Тема урока: Знаки препинания в бессоюзном предложении.

Программа: предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы.

Технология: организация самостоятельной деятельности школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rya_konspekt_2_bsp.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 9

Тема урока: Знаки препинания в бессоюзном предложении.

Программа: предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы.

Технология: организация самостоятельной деятельности школьников.

Цель урока: формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания.

Задачи урока:

Обучающие:

-формировать навык постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;

-формировать навык анализа текста;

-формировать навык самоконтроля и самопроверки.

Развивающие:

-развивать умение грамотно проводить синтаксический разбор сложных предложений;

- развивать умение соблюдать в практике письма основные правила пунктуации БСП;

-развивать мыслительную деятельность учащихся.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к чтению;

-воспитывать бережное отношение к языку.

Конструктивный план урока

1.Организационный момент.

Тема урока: Знаки препинания в бессоюзном предложении.

2.Мотивация (целеполагание).

Учитель произносит предложение с разной интонацией. Бабушка сердилась, внучка не слушалась. Бабушка сердилась: внучка не слушалась. Бабушка сердилась – внучка не слушалась.

Задает вопросы:

Я сообщил одну и ту же информацию?

Смысловые оттенки в моем предложении менялись?

От чего это зависело?

В этом сложном предложении есть союзы между частями?

Как такое предложение называется?

БСП очень широко используются в устной разговорной речи, в которой отсутствие союзов между частями возмещается интонацией, мимикой и жестами. В письменной речи мы тоже используем БСП, но как можно передать интонацию на письме?

Какие знаки препинания употребляются в БСП? Об этом вы узнаете, выполнив самостоятельную работу.

3.Технологическая карта (деятельность).

  1. Изучить теоретический материал § 33-35.
  2. Прочитать теорию на площадке ЯКЛАСС: https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/9-klass/bessoiuznye-slozhnye-predlozheniia-11388/zapiataia-tochka-s-zapiatoi-zapiataia-i-tire-v-bessoiuznykh-slozhnykh-pre_-11389
  3. Посмотреть видеоролик: https://www.youtube.com/watch?v=0ZfMQGv0JR8
  4. Посмотреть видеоурок: https://resh.edu.ru/subject/lesson/2224/main/
  5. Выполнить задание: определите смысловые отношения между частями БСП.

Ущелье плыло в знойном мареве, лишь заснеженные пики хребта по-прежнему сияли неприступной красотой.

В лесу появились первоцветы: две недели стояли тёплые весенние деньки.

Нет умного соседа – с книгой умной побеседуй.

Вдруг чувствую: кто-то тихо крадётся по веранде.

Лесные птахи умолкли, даже белки перестали носиться над головами.

Ещё усилие – победа будет за нами.

  1. Выполнить задание: расставьте знаки препинания в предложении, начертите схемы.

Солнце только что начинало подниматься из-за туч  в воздухе было свежо...

К дому с обеих сторон прилегали тёмные деревья аллея стриженых ёлок вела к подъезду.

Вся кожа его дрожала от жажды боя глаза налились кровью ноздри трепетали лёгкий парок от дыхания сносило ветерком.

  1. Выполнить задание: из данных слов и словосочетаний составьте бессоюзные сложные предложения со значением причины, дополнения и пояснения.

смеяться и плакать, расстроены, хотелось, были, Мне, нервы,

Всё, это, стреляюсь, я, друзья, значило, с, приятелем,

умные-умные, была славная, глаза, уши, торчком, Собака, хвост, колечком.

  1. Выполнить упражнение: определите смысловую связь по значению, начертите схемы предложений.

Пропади ты совсем – плакать о тебе не будем (А. Чехов).

До десяти часов шныряли мы по камышам и по лесу – нет зверя (М. Лермонтов).

Вдруг дверь каморки быстро распахнулась – вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы (И. Тургенев).

Не было никакой возможности уйти незаметно – он вышел открыто, будто идёт на двор, и шмыгнул в огород (А. Фадеев).

4.Подведение итогов (самоконтроль).

Знаю….. Понимаю….. Умею…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...