Конспект урока по русскому языку, 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Дедюхин Юрий Юрьевич

Предмет: Русский язык

Класс: 9

Тема урока: Знаки препинания в бессоюзном предложении.

Программа: предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы.

Технология: проблемного обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rya_konspekt_3_bsp.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 9

Тема урока: Знаки препинания в бессоюзном предложении.

Программа: предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы.

Технология: проблемного обучения.

Цель урока: формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания.

Задачи урока:

Обучающие:

-формировать навык постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;

-формировать навык анализа текста;

-формировать навык самоконтроля и самопроверки.

Развивающие:

-развивать умение грамотно проводить синтаксический разбор сложных предложений;

- развивать умение соблюдать в практике письма основные правила пунктуации БСП;

-развивать мыслительную деятельность учащихся.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к чтению;

-воспитывать бережное отношение к языку.

Конструктивный план урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

- Дайте определение сложносочиненному предложению.

- Дайте определение сложноподчиненному предложению.

- Какие виды придаточных в СПП вы знаете?

- Дайте определение бессоюзному сложному предложению.

3.Проблемная ситуация.

На доске записаны предложения: Бабушка сердилась, внучка не слушалась. Бабушка сердилась: внучка не слушалась. Бабушка сердилась – внучка не слушалась.

БСП одно и то же, а знаки препинания между частями разные. Почему?

Прочитайте предложения с разной интонацией.

Влияет ли то что части БСП находятся между собой в различных смысловых отношениях на постановку знаков препинания?

Сделаем вывод (гипотеза): Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков  препинания на письме, а в устной речи – интонацией. Читатель должен самостоятельно определять смысл предложений из контекста. Иногда подсказкой служат знаки препинания.

Тема урока: Знаки препинания в бессоюзном предложении.

Сформулируйте цель урока: научиться правильно определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, что поможет в усвоить правила постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

4. Изучение нового материала.

Подтверждение гипотезы.

Прочитайте теоретический материал учебника § 33-35. Организуйте информацию в таблицу:

Знак препинания

Смысловые отношения

Пример

[    ] , [    ].  

[    ] ; [    ].

одновременность, последовательность

Ущелье плыло в знойном мареве, лишь заснеженные пики хребта по-прежнему сияли неприступной красотой.

[    ] : [    ].

причина, пояснение, разъяснение

Выйдя на улицу, он почувствовал: весна не за горами.

Опасения были не напрасны: слева мелькнул крутой обрыв.

[    ]  [    ].

время, условие, противопоставление, следствие

Ехал сюда – рожь начинала желтеть.

Лес припасает – зима поедает.

5.Закрепление учебного материала.

Выполните задание:

- Спишите, обозначая грамматические основы. Определите характер смысловых отношений между частями бессоюзных сложных предложений. Объясните постановку знаков препинания внутри частей сложного предложения.

1) Дома Фому встретили торжественно: отец подарил мальчику серебряную ложку с затейливым вензелем, а тётка — шарф собственного вязания. (М. Горький) 2) Лесная лужайка вся насыщена холодной росой, насекомые спят, многие цветы ещё не раскрыли венчиков. (М. Пришвин) 3) Ругаться будут — не бойся. (Ф. Гладков) 4) Он гость — я хозяин. (Э. Багрицкий) 5) Метель не утихала, небо не прояснялось. (А. Пушкин) 6) Двери, окна отворены настежь, в саду не шелохнётся лист. (И. Гончаров) 7) Взгляни, мой друг, по небу голубому, как лёгкий дым, несутся облака. (В. Красов) 8) Наступила тишина — природа словно подозрительно прислушивалась. (В. Вересаев) 9) Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал. (П. Коган)

- Спишите бессоюзные сложные предложения, вставляя пропущенные буквы и обозначая грамматические основы. Составьте схемы предложений. Расставьте знаки препинания.

1) Голос его звучал тихо но твёрдо глаза бл_стели упрямо. (М. Горький) 2) Избы и дворы опустели все ушли на огороды к_пать к_ртофель. (К. Паустовский) 3) Стояла она долго устали ноги и глаза. (М. Горький) 4) Расп_хнули окна запах сосен вступил в в_ранду. (В. Кочетов) 5) Целый день на небе солнышко с_яет целый день мне душу злая грусть т_рзает. (А. Кольцов) 6) Вот мои условия вы ныне же публично откаж_тесь от своей кл_веты и буд_те просить у меня изв_нения. (М. Лермонтов).

6.Подведение итога урока. Рефлексия.

- Знаю….. Понимаю….. Умею…..

- Когда нужно ставить двоеточие, тире, точку с запятой более подробно мы будем разбирать на следующих уроках.

7.Домашнее задание.

- Прочитайте теоретический материал учебника § 33-35.

- Составьте кластер на тему «Знаки препинания в БСП».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...