Аннотация к программе внеурочной деятельности «Культура речи»
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Аннотация

   к программе внеурочной деятельности «Культура речи» для уровня основного общего образования Рабочая программа курса «Русский язык и культура речи» внеурочной деятельности по общекультурному направлению составлена на основе примерной образовательной программы по русскому языку для уровня основного общего образования (базовый уровень).

          Умение говорить  и писать правильно - основной признак культуры человека. Понятие правильности в языке связано с тем, что способствует простому, точному  и удобному общению людей, говорящих на одном языке, и наоборот, нежелательно, недопустимо, неправильно все то, что затрудняет это общение. С этой точки зрения огромное значение приобретает знание основных законов русского литературного языка, обеспечивающих ясную, доходчивую передачу мысли и чувств в процессе общения людей друг с другом.

       Об этом говорил  и Л.Н.Толстой: «Единственное средство умственного общения людей есть слово и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове, несомненно, вызывались у всех соответствующие и точные понятия».

       Культура речи – явление сложное, но определенное: главным ее результатом должно быть умение говорить и писать правильно, включая все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли.

       Актуальность и практическая значимость программы

       Речевая культура – это совокупность умений и навыков в области общения законов межличностного взаимодействия.

       Внеурочная работа -  логическое продолжение учебного процесса, позволяющее расширить возможности для прочного овладения учащимися коммуникативными умениями и навыками , восполнить пробелы в знаниях  языковых норм, возникающие в связи с ограниченным временем урока.

       Цель программы.

- развитие у учащихся связной речи, навыков текстообразования средствами внеурочной работы.

       Программа курса «Русский язык и культура речи» внеурочной деятельности по общекультурному направлению нацелена на развитие связной речи, повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и решает следующие задачи:  

- систематизировать, закрепить и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского языка;

-  дать общие сведения о культуре речи;

 - сформировать умение составлять и править тексты;

- закрепить навыки самостоятельной работы с текстом (создание развернутых ответов на поставленные вопросы, сочинений по заданной фразе, теме; подготовка публичных выступлений)

-  обеспечить овладение основными нормами современного литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки  учащихся 8-х классов;

        Занятия внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи» проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, всего 35 часов.

Занятия проводятся с использованием технологий: личностно[1]ориентированное обучение, технология развития навыков текстообразования, информационные технологии, в формах: деловые игры, практикумы, викторины.

        Основные разделы программы: «Языковая норма и её виды», «Культура речи», «Коммуникативный аспект культуры речи», «Основные аспекты культуры речи», «Понятие орфоэпической нормы», «Языковые средства художественного стиля», «Лексическое богатство русского языка», «Текст как речевое произведение».

 

 

 

Учебное и учебно-методическое обеспечение:

 

1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. — М., 1993.

2. Русский язык и культура речи: учебное пособие для высшего профессионального образования / Б.Г. Бобылев [и др.]; под научн. ред. д-ра пед. наук, проф. Б.Г. Бобылева. – Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», 2014. – 401 с.

3.Розенталь  Д.Э. Практическая стилистика русского языка. — М., 1998.

4.Русский язык и культура речи: Практикум / под ред. В.И. Максимова. — М., 2000.

5. Бахмутова Е. А.  Выразительные средства русского языка. Лексика и фразеология. Учебное пособие. Изд.- во Казанского университета, 1967, стр.116-118.

6. Винокур Г.О. Из бесед по культуре речи // Русская речь. 1967. № 3.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_po_kulture_rechi_kayumova_.a.m.docx39.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №27 с татарским языком обучения»

Вахитовского района г.Казани

РАССМОТРЕНО

МО учителей гуманитарного цикла

 Протокол № 1 от «31» августа 2021г/

Руководитель МО______/Бикметова Р.И./

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебной работе

____________/Надиманова З.М./

«31» августа 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор гимназии

___________ /Хуснутдинова Л.Г./

Приказ № 760

от «31» августа 2021 г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Культура речи»

в 8 а классе

Каюмовой Алии Магзумовны,

педагогического работника высшей  квалификационной категории

2021 – 2022 учебный год

Пояснительная записка

Концепция программы

       Умение говорить  и писать правильно - основной признак культуры человека. Понятие правильности в языке связано с тем, что способствует простому, точному  и удобному общению людей, говорящих на одном языке, и наоборот, нежелательно, недопустимо, неправильно все то, что затрудняет это общение. С этой точки зрения огромное значение приобретает знание основных законов русского литературного языка, обеспечивающих ясную, доходчивую передачу мысли и чувств в процессе общения людей друг с другом.

       Об этом говорил  и Л.Н.Толстой: «Единственное средство умственного общения людей есть слово и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове, несомненно, вызывались у всех соответствующие и точные понятия».

       Культура речи – явление сложное, но определенное: главным ее результатом должно быть умение говорить и писать правильно, включая все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли.

       Актуальность и практическая значимость программы

       Речевая культура – это совокупность умений и навыков в области общения законов межличностного взаимодействия.

       Внеурочная работа -  логическое продолжение учебного процесса, позволяющее расширить возможности для прочного овладения учащимися коммуникативными умениями и навыками , восполнить пробелы в знаниях  языковых норм, возникающие в связи с ограниченным временем урока.

       Цель программы.

- развитие у учащихся связной речи, навыков текстообразования средствами внеурочной работы.

       Задачи программы.

- систематизировать, закрепить и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского языка;

-  дать общие сведения о культуре речи;

 - сформировать умение составлять и править тексты;

- закрепить навыки самостоятельной работы с текстом (создание развернутых ответов на поставленные вопросы, сочинений по заданной фразе, теме; подготовка публичных выступлений)

-  обеспечить овладение основными нормами современного литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки  учащихся 8-х классов;

Универсальные учебные действия 

Личностные

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

 

 Регулятивные

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• различать способ и результат действия;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

 Познавательные

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

•  выделять существенную информацию из текстов разных видов;

Коммуникативные

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Особенности возрастной группы учащихся

        Настоящая программа  ориентирована  на учащихся 8-х классов.

Место курса в учебном плане

- условия набора – по желанию учеников и родителей

- режим работы – один час в неделю, 45 мин., в год – 35 часов

Планируемые результаты

Учащиеся должны знать:

  • общие сведения о культуре речи;
  • качественному повышению уровня речевой культуры;
  • формированию коммуникативной компетенции (организация речевой деятельности языковыми средствами и способами);
  • расширению культурного уровня, обогащению представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства.

Учащиеся должны уметь:

  • определять тему, главную мысль текста;
  • уметь составлять текст;
  • работать с предложенным текстом, находя в нем характерные выразительные средства, определяя их роль;
  • создавать собственные высказывания;
  • грамматически правильно выстраивать свою речь;
  • усиливать эмоциональность речи за счет использования средств выразительности.

Формы реализации программы

Форма организации работы: коллективная,  групповая и индивидуальная

Теоретические занятия:

  • тестирование (обучающие и контрольные тесты, избирательные тесты и тесты со свободно конструируемым ответом);
  • наблюдение за деятельностью учащихся (индивидуальной, парной, групповой) и анализ ее результатов,
  • критериальный подход к оценке устных выступлений учащихся, сочинений и изложений;
  • анкетирование обучающихся;
  • анализ устного или письменного текста или высказывания;
  • проектная деятельность;
  • Просмотр видеоматериала;

   Практические занятия:

  • Конкурсы
  • Викторины
  • Игры
  • Презентация
  • Представление связного текста
  • Творческая работа

Содержание тем учебного курса

Языковая норма и её виды (3 ч)

Понятие литературного языка. «Нелитературные» формы языка: диалектная речь (народные говоры, местные наречия), просторечие, жаргоны (арго, сленги, условные, тайные языки) и их отличительные признаки.

Нравственность человека и речевая культура. Падение речевой культуры как социальное явление. Речевая агрессия и пути её преодоления.

Понятие экологии речи. Чистота языка. Выдающиеся лингвисты о русском языке. Закон о защите русского языка.

Нормированность — отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).

Исторические изменения норм. Вариативность норм.

Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.

Культура речи (4 ч)          

Понятие о культуре речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и эстетический.

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.

Основные требования к речи: правильность, точность, ясность, логичность, чистота, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Коммуникативный аспект культуры речи (26 ч)

Точность речи. Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли.

Ясность речи. Основные условия достижения ясности, понятности речи. Правильное использование различных пластов лексики как условие ясности речи. Умение разъяснить смысл малопонятных слов, употреблённых в речи.

Логическое ударение как средство достижения точности и ясности речи. Разные способы смыслового выделения ключевых слов текста (позиционный, интонационный, лексический, графический).

Логичность речи. Композиция речи. Ошибки, связанные с нарушением логичности речи.

Чистота речи. Речевые штампы, шаблоны, клише и канцеляризмы, приводящие к обезличенности речи, пустословию. Жаргонизмы, слова-паразиты. Слова и выражения, отвергаемые нормами нравственности и не допускаемые нормами речевого общения.

Богатство и разнообразие речи. Лексическо-фразеологическое и грамматическое богатство русского языка. Словообразование как источник речевого богатства. Заимствования — один из источников обогащения русского языка.

Словарный запас человека и источники его пополнения.

Выразительность речи. Источник богатства и выразительности русской речи: звуковой строй языка; лексическая, словообразовательная, грамматическая синонимия; многозначность слова, антонимия и др.

Звуковая сторона русской речиБлагозвучие речи как гармоничная фонетическая её организация. Звукопись как изобразительное средство. Роль словесного ударения в стихотворной речи. Интонация в системе звуковых средств языка, интонационное богатство родной речи.

Выразительные возможности, русского словообразованияИндивидуально-авторские новообразования; использование их в художественной речи. Словообразовательный повтор как изобразительное средство (повтор однокоренных слов; слов с корнями-омонимами или созвучными корнями; слов, образованных по одной словообразовательной модели).

Лексическое богатство русского языка. Троп как оборот речи, в котором слово употреблено в переносном значении. Основные виды поэтических тропов и использование их мастерами русского слова: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, олицетворение. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки; их использование в речи.

Грамматические средства выразительности речи. Грамматическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Стилистические функции некоторых синтаксических средств: порядка слов, однородных и обособленных членов предложения, обращений и вводных слов и т. п. Стилистические фигуры, построенные на изобразительно-выразительных свойствах русского синтаксиса: параллелизм, антитеза и оксюморон, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое обращение, многосоюзие и бессоюзие.

Паралингвистические средства выразительности речи (жесты, мимика, пантомимика).

Уместность речи. Стилевая, ситуативно-контекстуальная, личностно-психологическая уместность речи.

Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, стилистической уместности и выразительности речи. Осознанный выбор из существующих синонимических вариантов наиболее точных, уместных и выразительных языковых средств с учётом особенностей речевой ситуации.

Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.

Текстовая организация речи. Тексты устной и письменной речи  разнообразны по тематике, стилю, композиции. В устной речи большую роль играют такие факторы, как правильность постановки логического ударения, четкость произношения, наличие или отсутствие пауз.

Устная речь обладает интонационным разнообразием, передающим все богатство человеческих чувств, переживаний, настроений. Функциональные разновидности устной речи: научная, публицистическая, сфера официально-делового общения, художественная и разговорная. Жанры устной речи (научный доклад, лекция, беседа, дискуссия и др.).

Письменная речь - основная форма существования речи в научном, публицистическом, официально-деловом стилях.   Письменная речь есть самая многословная, точная и развернутая форма речи. В письменной речи бытуют разного рода обособленные обороты: причастные и деепричастные, ряды однородных членов, структурный параллелизм, многочленные структуры сложных предложений, экспрессивные синтаксические конструкции и пр.

Основное внимание культуры письменной речи направлено на развитие, совершенствование речевых навыков: умение воспринимать информацию на слух, конспектирование и реферирование литературы по специальности на русском языке, подготовка научных докладов и сообщений, участие в дискуссиях, оформление деловой документации.

Итоговое занятие (2 часа)

Подведение итогов знаний и навыков, полученных за год занятий по программе. Выбор самого эрудированного и интеллектуального школьника. Мониторинг знаний и умений учащихся, самоанализ и самооценка успехов.

Тематическое планирование программы внеурочной деятельности

«Культура речи», 8 класс

№ знятия

Тема

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

             Языковая норма и её виды (3 ч)

1-2

Вводное занятие. Понятие литературного языка. «Нелитературные» формы языка: диалектная речь (народные говоры, местные наречия), просторечие, жаргоны (арго, сленги, условные, тайные языки) и их отличительные признаки.

2

3

Языковая норма и её признаки. Исторические изменения норм. Вариативность норм.

1

            Культура речи (4 ч)          

4

Понятие о культуре речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и эстетический.

1

5

Основные требования к речи: правильность, точность, ясность, логичность, чистота, выразительность, уместность употребления языковых средств.

1

6

Точность речи и словоупотребления.

1

7

Практическое занятие. Правила речевого этикета.  Азбука важных и вежливых слов.

1

Коммуникативный аспект культуры речи (26 ч)

8

Понятие орфоэпической нормы. Орфоэпические трудности.

1

9

Звук в поэтической речи. Звукопись как художественный приём. Звукоподражание, аллитерация и ассонанс.

1

10

Практическое занятие. Анализ поэтических строк  Габдуллы Тукая и А. С.Пушкина.

1

11

Ударение в русском языке. Трудные случаи постановки ударения, ударение в кратких прилагательных и причастиях; ударение в глаголах прошедшего времени.

1

12

Слово как выразительное средство речи.

Шарады, анаграммы, мегаграммы, слова-перевёртыши, кроссворды,

ребусы, чайнворды и др.

1

13

Заимствованные  слова

в русском языке. Этимология слова. Этимологические родственники.

1

14 -15

Фразеологизмы.  Возникновение фразеологизма. Требования к использованию фразеологизмов.

2

16

Практическое занятие. Определение значения фразеологического оборота, использованного в контексте.

1

17-18

Словообразовательное «древо». Как рождается слово. Типы переноса значения. Связь между значениями слова.

2

19

Языковые средства художественного стиля.

Особенности разговорного стиля. 

1

20-21

Лексическое богатство русского языка. Троп как оборот речи, в котором слово употреблено в переносном значении. Тропы: метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, сравнения, эпитеты, олицетворение, гипербола, литота.

2

22-23

Практическое занятие. Комплексный анализ текста.

2

24

Богатство русского языка (синонимы,  антонимы)

1

25

Практическое занятие. Анализ контекста, содержащего семантические синонимы.

1

26

Богатство русского языка (метонимия, синекдоха)

1

27

Практическое занятие. Построение контекстов с метонимией и синекдохой.

1

28

Сравнение, антитеза, оксюморон, градация, инверсия,  Построение контекстов, содержащих антитезы.

1

29

Текст как речевое произведение.

1

30

Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова.

1

31

Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии?

1

32

Выразительность и гибкость хорошей речи Уместность и доступность хорошей речи.

1

33

Модель создания речевого высказывания.

1

Итоговое занятие (2 часа)

34- 35

Редактирование текстов (деловая игра).

Дебаты. Зачем нужна культура речи? Словесная живопись.

2

Учебное и учебно-методическое обеспечение:

1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. — М., 1993.

2. Русский язык и культура речи: учебное пособие для высшего профессионального образования / Б.Г. Бобылев [и др.]; под научн. ред. д-ра пед. наук, проф. Б.Г. Бобылева. – Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», 2014. – 401 с.

3.Розенталь  Д.Э. Практическая стилистика русского языка. — М., 1998.

4.Русский язык и культура речи: Практикум / под ред. В.И. Максимова. — М., 2000.

5. Бахмутова Е. А.  Выразительные средства русского языка. Лексика и фразеология. Учебное пособие. Изд.- во Казанского университета, 1967, стр.116-118.

6. Винокур Г.О. Из бесед по культуре речи // Русская речь. 1967. № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа.Внеурочная деятельность.Культура общения.

Рабочая программа.Внеурочная деятельность.Культура общения....

Программа внеурочной деятельности"Деловая речь".

Данная программа внеурочной деятельности для учащихся 8-9 классов....

Программа по внеурочной деятельности «Культура речи» 9 класс

Программа внеурочной деятельности «Культура речи» предназначена для педагогов, работающих в 9 классе в условиях реализации ФГОС ООО. Программа реализуется через занятия факультатива, содер...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Культура речи» общекультурного направления для 5-6 классов

Программа внеурочной деятельности «Культура речи» способствует осознанию роли речи и  разнообразия речевых ситуаций в жизни людей,  приобретению обучающимися навыков культуры общ...

Программа внеурочной деятельности "Русской речи чудеса"

Программа внеурочной деятельности "Русской речи чудеса"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие речи"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие речи" рассчитана на 34 часа и используется в общеобразовательных классах....