Тетрадь для индивидуальной работы по теме "Орфограммы в корне слова"
материал по русскому языку (5, 6, 7 класс)

Дергунова Антонина Сергеевна

В тетради собран материал для индивидуальной  работы  с отстающими или слабоуспевающими  обучающимися  по теме "Проверяемые  гласные  и согласные  в корне слова". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл broshyura_orfogrammy_v_korne.docx128.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тетрадь

для индивидуальной работы

учени_    ___ класса

МБОУ «Бобровская СОШ»

_____________________________________

https://yujanka.kz/wp-content/uploads/2019/10/krasivy-pocherk.png

Составитель: Дергунова А.С.

Безударные гласные в корне слова

  1. Восполните недостающие слова правила.

Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно подобрать _____________________________ или _______________________, чтобы данная буква была под ______________ и звучала чётко.

  1. Замени слово во мн.ч. проверочным словом в ед.ч.   Образец: холодахолод

гр…чи —________,  н…жи —_____, цв…та -_____, г...ра —_______, пт..нцы —______,
р…ды — ______, сл…ды —_______, сл…ва —_____, цв..та — _____, сн..га — ________.

  1. Замени слово во ед.ч. проверочным словом в мн.ч.   Образец: ч…сло — числа

…кно - _______, стр…ла —_______, св…ча - ______, кол…с — ______, к…са —______, ст…на — ______, р…са — ______,к…за —_____,  с…рьга — _______, среда — ______.

  1. Слово с безударной гласной проверь словом, состоящим из корня.

Образец: к…рмить — корм.

 с…лить — _______,  б…леть —_____, с…рить —_____, св…тить —______, б…йцы — ____, сн…говик — ____, к…фейник —____, н…беса —_____, с..лёный —_____, п..стух —_____, х..дить —_______.

  1. Слово, обозн. предмет, проверь родственным словом, обозн. признак предмета. Образец: б…лизна — белый,

д…брота — _______, т…шина —_______, хр…брец —_______, вр…дитель —_______, дл…на —_______, сн…жинка —_______, б…дняга —______, ч…рнота —______, л…нтяй —________.

  1. Слово, обозначающее признак предмета, проверь родственным словом, обозначающим предмет.

Образец: с…сновые деревья — сосны.

м…рская волна — ______, ст…льной обруч —_______, д…ждливая осень —________, в…здушные шары —_______, зв…риные следы - ______, п…лезный совет —_______, б…говая дорожка —____.

  1. Слово проверь родственным ласковым словом.  Образец: пт…нец — птенчик,

п…тно —______, к…за —_____, д…ма —_____, к…ты —______, л…сты —______, тр…па —_______, л…цо —_______.

  1. Слово, обозначающее действие, проверь словом, обозначающим признак.

Образец: пл…тить — платный , кр…снеть —________, с…нел —________, з…мовал—________, т…мнел— _______, ч…рнеет—______, ск…льзят—________, т…плеет —________.

  1. Слово, обозначающее  действие проверь словом, обозначающим  предмет. Образец: сп…шить — спешка, гл…дит —_________, см…треть —______, зап…щать —________, т…нцевать —_____, зв…нить —______, г…ревать —________, ст…нать —_________.
  2. Слово, отвечающие на вопрос что делал? проверь словом, отвечающим на вопрос что делает? Образец: бр…дил — бродит, н…сил — _______, д…рил —_____, т…нул —________, ц…нил —______, хв…лил —_____, т…чил —______, в…зил —_______.
  3. Слово, отвечающее на вопрос что делает? проверь словом, отвечающим на вопрос что делал? Образец: ж…вёт — жил, в…зёт —_____, м…тёт —______, пл…тёт —_______, в..дёт —______, н…сёт —________, т…чёт —_______.
  4. Слово с буквой Е проверь буквой Ё. Образец: т…мнеть — тёмный, т..пло —________, ч…рнота —_______, зв…зда —_______, оз…ро —______, с…ло —________.
  5. Слово, отвечающее на вопрос что делал? проверь словом, отвечающим на вопрос что сделает? Образец: пр…сил — попросит, т…щил —_________, т…нул —______, од..ржал —________, см…трел —_______, п…сал —_______, т…чил —______.

Проверяемые согласные в корне слова

  1.  Восполните недостающие слова правила.

Чтобы проверить согласную в корне, нужно подобрать ______________ или _______ форму слова, чтобы  после данной согласной стояла  ____________ или буквы _______. Пример: дуб – дубы, дубрава; мороз – морозы, морозный

Вставьте пропущенные буквы

2. Вставь пропущенную букву. Чтобы проверить написание слова, поставь существительное в форму множественного числа.

зу… - _____

ду… - _____

гри… - _____

 хле… - _____

сне… - _____

клю… - _____

паде… -_____

парово…- _____

алма… - ______

сапо… - _____

стол… - _____

поро… - _____

прово… - _____

ма..ь…-_______

3. Вставь пропущенные буквы. Чтобы проверить написание данных слов, измени их так, чтобы в них появился ласкательный суффикс -очк-, -ечк-

тетра..ка - _____

 ло..ка - ________

заря..ка - _______

 завя..ка - _______

разгру..ка - _____

дворня..ка - _____

кры..ка - _______

сладкое..ка - _____

руба..ка - _______

ю..ка - _________

голу..ка - _______

заклё..ка - ______

4. Вставь пропущенные буквы. Чтобы вставить согласные в прилагательные на -зкий, поставьте его в краткую форму. Мерзкий – (каков?) мерзок.

Ни..кий - ________

сколь..кий - ______

 вя..кий - ________

бли..кий - _______

дер..кий - _______

5. Зачеркни ненужную букву.

Вдру(г/х), медве(т/д), зале(з/с), замёр(с/з), ё(ш/ж), пое(с/з)д, скво(з/с)ь туман, оре(ж/ш)ки, ло(в/ф)кий, у(с/з)кий, похо(ш/ж),мла(д/т)ший, про(с/з)ьба, дене(ж/ш)ка, бума(ж/ш)ка, бере(г/х), скри(б/п)ка, подви(г/к), сла(т/д)кий, варе(ж/ш)ка, ко(с/з)ьба, ги(б/п)кий, выши(ф/в)ка, моло(д/т)ьба, руба(ж/ш)ка, про(з/с)ьба, ре(т/д)кий.

6. Вставьте пропущенные буквы в словосочетания.

Сла..кий пирог, ша..кий мост, лё..кий рю..зак, у..кий ло. мя..кая поду..ка, ги..кий шнур, ни..кое дере..це, ..добный хле. пышная сва..ьба, железная кру..ка, зимняя шу..ка, страшная ска..ка, серебряная ло..ка, неразгаданная зага..ка.

Непроизносимые согласные в корне слова

Восполните недостающие слова правила.

Чтобы проверить, есть ли в корне слова непроизносимая согласная, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы после сомнительной согласной _______________ или ______________.

  1. Напиши слова, которые отвечают на вопрос какой?

Образец: запаслив – (какой?) запасливый.

Вкусен – (какой?) –  _________________

Чудесен – (какой?) –_________________

Опасен – (какой?) –_________________

Прекрасен – (какой?) –________________

Интересен – (какой?) – _______________

Вынослив – (какой?) – ________________

Ужасен – (какой?) –__________________

Ясен – (какой?) – ____________________

  1. Вставьте пропущенные буквы. Рядом запишите слова, обозначающие предметы.

Праз_ничный (что?) ____________________

 Звез..ное (что?)   _____________________

 Чес_ный (кто?) ______________________

Извест_ный (кто?) ___________________

Грус_ная (что?) ______________________

  1. Составь словосочетания по образцу.

Образец: (радость) день – радостный день.

(Область) город – _______________________

(Счастье) встреча –______________________

(Гигант) завод – ________________________

(Честь) поступок – ______________________

(Прелесть) картина –____________________

(Ярость) ветер –________________________

(Капуста) котлеты –____________________

(Ненастье) погода –_____________________

  1. Запиши слова в три столбика в таком порядке: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Шоссе, мес_ность, громоз_кий, а_уратный, ут_пает, кре_кий, жу_ать, со_нце, л_дошки, п_щат, тра_ка, осе_ий, м_кушка, утре_ий, Ро_ия, интерес_ный, тр_па, выс_хли, ло_кий, су_ота.  Подчеркни слова с непроизносимыми согласными.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Измени словосочетания по образцу.

Образец: сахар из тростника – тростниковый сахар.

Площадка на лестнице –___________________

Житель данной местности –_______________

День праздника –________________________

Человек, который получил известность – _____________________________________

  1. Образуй при помощи суффиксов –н-, -ник- новые слова. Запиши.

Образец. Вестник.

Весть(ник).__________ Трость(ник). _________Участие(ник)._________ Зависть(ник) __________Интерес(н)_________ честь(н) _______ известие(н) __________  ненастье(н) __________ Ярость(н) ___________согласие(н) _______________

Выдели корень и суффикс.

  1. Выпиши слова с непроизносимыми согласными. Непроизносимые согласные подчеркни. Замени выделенное слово близким по значению с непроизносимыми согласными.

Здешний житель – ______________________

Пасмурный день – ______________________

Печальная картина – ____________________

Правдивый ответ – ______________________

Героический поступок – ___________________

Красивый город – ________________________

  1. Раздели на две группы (есть непроизносимая согласная, пишем в графу с «+», нет непроизносимой согласной – под знаком «–»).

праз_ник, час_ник, чес_ная, лес_ница, здра_ствуйте, я_ственно, прелес_ная, хрус_нула, лес_ный, тягос_но, прихвас_нуть, свис_нуть. ярос_но, капус_ный, звез_ный, шерс_ка, учас_ник, блес_ки, мес_ность, искус_но, соглас_ный, кос_ный, чудес_но, чу_ство, грус_но, вес_ник,

пакос_но, пас_бище, влас_ная, крепос_ное

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Запиши слова по образцу, подбирая проверочное слово, выдели орфограмму.

Образец: окрестный - крест

Радос..ный, грус..ный, вкус..ный, чудес..ный, вес..ник, прекрас..ный, интерес..ный, ненавис..ный, свис..нуть, чес..ный, ярос..ный, трос..ник, мес..ный, облас..ной, пас..бище, сове..но, аген..ство, буревес..ник, ус..ный.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа "Правописание гласных в корне слова"

Работа предназначена для учащихся 6 - 7 класса...

Система работы по повышению практической грамотности учащихся 5-6 классов по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».

 Привитие учащимся прочных навыков грамотного письма является наиболее сложной задачей, стоящей перед учителями русского языка....

Проверочная работа "Чередующиеся гласные в корне слова"

Проверочная  работа по русскому языку для обучающихся 5 класса...

задания для индивидуальной работы для учащихся 9 класса по теме "Гласные в корнях слов"

дидактический материал для самостоятельной работы учащихся...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Правописание безударных гласных в корне слов»

Вниманию представлен конспект занятия по логопедии в 6 классе по теме:" Правописание безударных гласных в корне слов"....

Проверочная работа "Чередующиеся гласные в корне слова"

В документе содержится тестовая работа для проверки усвоения материала по теме "Чередующиеся гласные в корне слова"...

Тетрадь для индивидуальной работы по теме "Причастие"

Материал в данной брошюре поможет организовать индивидуальную работу с отстающими по теме "Причастие"....