Методическая разработка-Урок по русскому языку "Причастие как часть речи"
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Сенина Людмила Александровна

Тема урока "Причастие как часть речи"(7 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichastie_kak_chast_rechi.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

Причастие как часть речи.

Цель: научиться определять причастия и отличать их от глаголов и прилагательных

Задачи:

1.      Познакомиться с причастиями и важнейшими признаками этой языковой категории;

2.      Развивать мышление, воображение, речь учащихся;

3.      Воспитание познавательной активности, интереса и эмоциональной отзывчивости, культуры к произведениям искусства.

Оборудование: учебник Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Просвещение, 2017г., карточки.

I. Ход урока:

Актуализация знаний:

Перечисли части речи, которые ты знаешь, приведи примеры.

Введение нового материала: 

На доске два словосочетания: маленький мяч – летящий мяч. Есть в них что-то общее? Какое из слов обозначает постоянный признак предмета, а какое – признак, проявляющийся во времени? Речь сегодня пойдет об этой новой части речи – причастие

В русском языке есть такие слова, в которых объединяются значения и признаки двух частей    речи – глагола и прилагательного.

Прочитайте отрывок из Н. В. Гоголя:

Если мне случится иногда здесь услышать скрип дверей, тогда мне вдруг так и запахнет деревнею, низенькой комнаткой, озаренной свечкой в старинном подсвечнике, ужином, уже стоящем не столе, майской темной ночью, глядящей из сада сквозь растворенное окно… и боже, какая длинная навевается мне тогда вереница воспоминаний!

Слова: озаренная, стоящий, глядящий, растворенное, как и имена прилагательные, обозначают признаки предметов:

Комнатка какая? – Комнатка, озаренная свечкой.

Ужин какой? – Ужин, стоящий на столе.

Ночь какая? – Ночь, глядящая из сада.

Окно какое? – Растворенное окно.

В то же время эти слова обозначают и действия предметов и поэтому могут заменяться глаголами:

Комнатка, озаренная свечкой. - Комнатка, которую озарила свечка

Ужин, стоящий на столе. – Ужин, который стоит на столе.

Ночь, глядящая из сада. – Ночь, которая глядит из сада.

Растворенное окно. – Окно, которое растворили.

Слова озаренная, стоящий, глядящий, растворенное обозначают признаки предмета по действиям, т.е. такие признаки, которые создаются действием. Такие слова в грамматике называются причастиями.

Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. Причастие отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делающий? что сделавший? Например:

мальчик, читающий книгу = мальчик, который читает книгу

дом, построенный строителями = дом, который построили строители

Причастие, в отличие от прилагательного, образуется не от существительного, а от глагола. Причастие, как и прилагательное, распространяет в предложении имя существительное.

Причастие, как и прилагательное, изменяется по родам (летящий, летящая, летящее), числам (летящий, летящие) и падежам (летящий, летящего, летящему и т. д.), т.е. склоняется.

Если прилагательное обозначает постоянный признак предмета (по цвету, запаху, форме, свойству и т.д.), то причастие - временнóй (настоящее и прошедшее время).

Некоторые причастия, как и прилагательные, могут иметь две формы – полную (какой? прочитанный) и краткую (каков? прочитан). Полные причастия обычно выполняют                        в предложении роль определения, а краткие – сказуемого.

Причастие можно заменить сочетанием «местоимение который + глагол» (темнеющий   лес – лес, который темнеет), от которого образовано данное причастие (в настоящем или прошедшем времени). Подобной замены с прилагательным сделать нельзя, можно лишь в некоторых случаях подобрать синоним (темный лес – мрачный).

СХОДСТВО С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ

СХОДСТВО С ГЛАГОЛАМИ

1. имеют те же окончания, что и прилагательные:

читающий

читающая

читающие

1. Изменяются по временам:

читающий - читавший

2. Изменяются по числам, родам и падежам:

читающий - читающие

читающая - читающей - читающему

2. вид (совершенный и несовершенный):

читающий - прочитавший

3. согласуются с именем существительным в роде, числе, падеже:

читающий мальчик

читающая девочка

читающие ребята

3. Имеют при себе зависимое существительное или наречие:

читающий книгу

читающий быстро

4. Отвечают на вопросы прилагательных: какой? какая? какое? какие?

 

ПРИЧАСТИЕ ВСЕГДА ОБРАЗУЕТСЯ ОТ ГЛАГОЛА!!!

говорить - говорящий

петь - поющий

одевать - одеваемый, одетый

Суффиксы причастий

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u178772/t1510925707aa.png

В предложениях причастия обычно согласуются с именами

существительными и выступают в роли определения.

Закрепление нового материала:

Задание 1. Понаблюдай, как причастия образуются от глаголов. Выдели суффиксы причастий.

заклеенный – заклеить

выкачанный – выкачать

застреленный – застрелить

распиленный – распилить

слышавший – слышать

растаявший – растаять

запряженный – запрягать

развеянный – развеять

смотрящий – смотреть

зовущий – звать

звонящий – звонить

ведомый – вести

Задание 2. Распредели слова в 3 колонки, обозначь суффиксы причастий.

глагол

прилагательное

причастие

 

 

 

 

Тихий, выполнил, громкий, бежит, читающий, умный, умеющий, бережёт, бережливый, летящий, изящный , горящий, горячий, забытый, прячет, мрачный, смеющийся, величайший, бушующий, люблю, любящий.

Задание 3. Выпиши словосочетания с причастиями, составь с ними предложения.

 

Маленький мяч, летящий шар, крупный лист, крутящийся глобус, мальчик поет, певчая птица, самолет приземлился, читательский дневник, проводятся соревнования, обмороженный палец.

Задание 4. Прочитай пословицы. Перепиши их. Подчеркни причастия как члены предложения. Объясни значение выделенной пословицы.

 

1) Пропущенный час годом не воротишь.

2) Обдуманное слово дороже жемчуга.

3) Язык, сказавший глупые слова, не виноват, виновата голова.

4) Слова, рожденные обидой, не торопись произносить.

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

Чтобы оценить твою работу на уроке, я предлагаю тебе ответить на вопросы:

1. Чему ты научилась сегодня на уроке?

2. Что нового узнал? Что было уже известно?

3. Что на уроке показалось интересным?

4. Что оказалось самым трудным?

VII. Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока на тему "Русский народный костюм"

Методическая разработка для занятий с детьми 6 -7 классов в системе дополнительного образования....

Методическая разработка урока "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества"

Данный урок разработан для проведения его в 6 классе. Материал содержит причины объединения русских земель и возвышения Московского княжества, используется интерактивная карта, а также акцентируется в...

Методическая разработка урока: «Изба – творение русских мастеров-древоделов»

Методическая разработка урока:  «Изба – творение русских мастеров-древоделов»  по программе изобразительное искусство Т. Я. Шпикаловой и по учебнику Изобразительное искусство Т. Я. Шпикалово...

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Методическая разработка урока Н. И. Дубининой "Развитие навыков монологической речи при подготовке учащихся к ЕГЭ по английскому языку".

Новая концепция ЕГЭ по английском языку основана на применении информационно-компьютерных технологий с использованием визуальных и вербальных опор. Данная разработка касается двух частей устного экзам...

Методическая разработка урока-проекта "История русской азбуки"

Данный урок позволит уч-ся познакомиться с историей создания русского алфавита, изменениями, которые произошли со временем. Для проведения урока необходим мобильный компьютерный класс. Результат урока...