Урок русского языка в 8 классе.Развитие речи.Использование приёмов смыслового чтения при работе с художественным текстом как форма подготовки к итоговому собеседованию.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Ната Николаевна Петрова

 Смысловое чтение является важной составляющей функциональной грамотности учащихся.Данный урок( подробный фрагмент его) может быть использован при подготовке к итоговому собеседованию для отработки приёмов смыслового чтения художественного текста и дальнейшего его пересказа как на уроках русского языка, так и литературы в 7- 9 классах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока21.77 КБ
Файл конспект урока17.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Урок русского языка в 8 классе. Развитие речи.

Использование приёмов смыслового чтения при работе с художественным текстом как форма подготовки к итоговому собеседованию.

Фрагмент урока:

1.Приветствие. Создание эмоционального настроя на работу.

2.Формулирование задач урока с помощью учителя.

-Как вы думаете, каковы задачи сегодняшнего урока?

-Вы знаете, что в 9 классе вас ожидает устное собеседование по русскому языку, одним из заданий которого будет работа с текстом, умение читать и пересказывать текст.

Давайте с помощью записанных на доске опорных фраз определим задачи сегодняшнего урока:

  • Научиться вдумчиво….(читать)
  • Извлекать из прочитанного…. (нужную информацию)
  • Познакомиться с…(разными типами чтения)

Опорные слова написаны на доске, учащиеся формулируют задачи урока.

3. Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений.

Прежде чем начать работу с текстом я должна вам напомнить, что процесс чтения делится на 3 части:

  1. Предчтение (до момента чтения, когда читающий знакомится с текстом, с заголовком).
  2. Непосредственно сам процесс чтения.
  3. Постчтение (после чтения), когда читающий мысленно обращается к прочитанному, задумывается над проблемами текста.

Прежде чем перейти непосредственно к работе с текстом, посмотрите на слайд с изображением Ф.И. Шаляпина:

- Как вы думаете, кто изображён на снимке?

- Попытайтесь извлечь информацию из фотографии.

- Сделайте предположения.

- Давайте вспомним, с чего начинается чтение? (с просмотра)

ТЕКСТ ДЛЯ РАБОТЫ

    Фёдор Иванович Шаляпин – великий российский певец, получивший мировое признание, актёр, обладающий огромным талантом, волей и трудолюбием. Он был наделён от природы прекрасным по тембру голосом – басом, который был богат разнообразными звуковыми оттенками.

    С юношеских лет Фёдора Шаляпина влекло к искусству. Он пел в хоре, потом ему начали поручать небольшие роли в оперных спектаклях. Своим появлением на сцене Шаляпин внёс в оперное искусство полную гармонию между музыкальной и психологической характеристикой образа. До него это не удавалось ни одному оперному певцу. Первую сольную роль в опере «Евгений Онегин» Шаляпин исполнил в марте 1890 года.

   Фёдор Иванович был не только великим певцом, но и великим актёром. Уже на репетициях он полностью перевоплощался в создаваемый им образ. Прекрасно владея искусством грима, он всегда гримировал себя сам. В опере Шаляпин участвовал не только как артист, но и как режиссёр. В 1918 - 1921 годах Фёдор Иванович Шаляпин является художественным руководителем Мариинского театра.

   Шаляпин создал целую галерею гениальных образов оперного репертуара: царь Борис Годунов, Иван Сусанин, царь Иван Грозный и другие. Фёдор Иванович Шаляпин оставил неизгладимый след в истории русской и мировой культуры.


1 тип: ПРОСМОТРОВОЕ ЧТЕНИЕ (общее знакомство с текстом).

Что мы можем сказать о тексте?

- небольшой по объёму;

- 4 абзаца (4 микротемы).Что такое микротема?

- текст без названия;

- в нем есть имена собственные и даты;

- в конце предложений стоят точки. Это повествовательные предложения.

2 тип: ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

 (читаем текст полностью, жужжащее чтение, вполголоса)

Мы видим, что текст без названия. Давайте придумаем заголовок, который наиболее полно передаёт основную идею текста. Что такое заголовок? Это прогнозирование содержания текста.

Вспомним требования к заголовку текста:

  1. Заголовок должен сообщить читателю, о чём статья, и побудить его эту статью прочесть.
  2. Он должен быть ясным, понятно сформулированным, не противоречить содержанию текста.
  3. Возбуждать интерес читателя.

Чтобы правильно придумать заголовок, давайте определимся, какова основная мысль текста? (Шаляпин – выдающийся русский певец, актёр и режиссёр)

Как можно озаглавить текст, учитывая его основную мысль? (Ф.И Шаляпин).

Следующим шагом будет построение плана. Для чего нужен план?

  1. Помогает лучше понять тему текста.
  2. Воспроизвести хронологию событий.
  3. Сохранить последовательность изложения.

Давайте обратимся к тексту. Воспользуемся следующим типом чтения: 

ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ.

 Читаем 1 абзац. Озаглавливаем его.

  1. Шаляпин – выдающийся деятель искусства.
  2. Шаляпин – певец.
  3. Шаляпин – актёр, режиссёр, художественный руководитель театра.
  4. Шаляпин – мастер своего дела.

Идём дальше. Предлагаю вам поработать в парах и воспользоваться ПРИЁМОМ : ВЕРНО ЛИ, ЧТО…

Этот приём предусматривает максимально полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и критическое её осмысление.

Предлагаю поработать с КЛЮЧЕВЫМИ СЛОВАМИ текста. 

ПРИЁМ «КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА» (наиболее важные слова в тексте).

 Александр Блок говорил, что текст – « это покрывало, растянутое на нескольких колышках». Ключевые слова – и есть те самые колышки. Если правильно их найти, то не составит никакого труда восстановить весь текст. Как найти ключевые слова? Обычно это главные члены предложения либо один из них.

Пример ключевых слов:

  1. Мировое признание.
  2. Пел в хоре
  3. Сольное исполнение
  4. Великий актёр, режиссер, художественный руководитель театра.
  5. Галерея исторических образов.

Вернёмся к тексту. Предлагаю вашему вниманию следующий приём смыслового чтения «ЧТЕНИЕ В КРУЖОК» - проверка понимания читаемого текста.

Один ученик читает абзац. Остальные должны придумать вопросы к этому абзацу и проверить, понимает ли читающий текст.

4. Пересказ текста. Оценивание обучающимися друг друга.



Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОГРАФИИ И.А. БУНИНА.

Фрагмент урока литературы в 8 классе.

 Используем сплошной текст. К сплошным текстам относятся тексты различных типов речи: описание, повествование, рассуждение, к несплошным – разного рода схемы, графики, диаграммы. При изучении биографии писателя, при рассмотрении особенностей его творческой манеры можно обратиться к тому, как оценивает его другой мастер слова. Ведь он способен увидеть в творении своего собрата по перу то, что видно только изнутри, то, что не замечает обычный читатель.

 Так писатель Юрий Нагибин в рассказе «Учитель словесности» знакомит нас с фактами из детства Ивана Бунина, когда он учился в Елецкой гимназии. Его учитель словесности, заметив тягу ученика к поэзии, просит Ваню высказать мнение о своём романе. Замечания мальчика по поводу написанного во многом помогают понять, какой в будущем будет творческая манера Ивана Бунина.

Предлагаю познакомиться с заданиями к отрывку из этого рассказа, которые как раз и развивают навыки смыслового чтения.

                                       Отрывок из рассказа:

 «Варсанофьев начал читать, и вскоре несколько сбитый голос его вновь обрел глубину и сдержанную выразительность. Как все-таки  полезно читать вслух свое произведение другому человеку, пусть и глуховатому к твоей боли, твоим думам. Нет лучше проверки, каждое неверное слово, как поддельная монета на звон, сразу себя обнаруживает. И Варсанофьев с крепнущим чувством гордости убеждался, что нет у него таких фальшивых и ложных слов. Повествование о горестной и типической судьбе бессчастного Клима естественно, как поток, стремилось к его самоистреблению. Повесился в остроге горемыка. И вот уже его худое тело закачалось на сопревшей мочальной веревке. — Нет! — вдруг громко сказал слушатель. — На мочальной веревке, да еще сопрелой, не повесишься. — В литературе почти всегда вешаются на мочальной веревке, — возразил учитель. — В литературе, а не в жизни. Я понимаю, так жалостнее. Но веревка или порвется или развяжется. — А вы откуда, собственно, это знаете? — ядовито спросил Варсанофьев. — Неужто, пробовали? — Не доводилось, — последовал ледяной ответ. — И вам не советую, если хотите наверняка. А вот девушка у нас одна пробовала. Только горло ободрала. — Довели? — спросил вконец обозлившийся Варсанофьев. — Понесла от кучера. А он женатый. — Бог с ней… В конце концов, Клим мог повеситься и на пеньковой веревке. — Откуда в остроге веревка? По ней из окна спуститься можно. Бежать. — Разве это так важно? Рассказ ведь не о том. Замучили человека — он и руки на себя наложил. А все эти мелочи, кому они нужны? — Ну как же?.. — чуть растерянно сказал Ванечка. — Нужны, однако… Иначе ничему веры не будет. — Так на чем же ему вешаться, черт бы его взял! — вскричал раздосадованный Варсанофьев. — Говорят, и на рукаве повеситься можно… — Ладно! — Варсанофьев вскочил и кинулся за занавеску: нужно было успокоить расходившиеся нервы»

                                                     Вопросы к тексту

 1. О ком повествуется в романе, написанном Варсанофьевым?

 2. Зачем Варсанофьев читает свой роман ученику?

 А. Хочет перед ним похвастаться.

 Б. Ему важно его мнение.

 В. Убедиться в том, что его произведение безупречно.

 3. Как меняется настроение Варсанофьева во время чтения и общения с Ваней?

 4. Озаглавьте текст. Выбери названия, которые отражают идею текста:

 А. Как в жизни

 Б. Новый роман

 В. Литература и жизнь

 5. Прочитай ещё раз диалог и на его основе дополни предложения

1. Варсанофьев считал, что жизнь и литература _____  

2. Ваня считал, что в литературе всё должно быть как ____ .

 3. Ваня думал, что мелочи нужны _______________________ .

 6. Отметь значком правильный вариант ответа, согласно тексту:

А. Варсанофьев считал свои произведения талантливыми.

 Б. Ваня предпочитал точность и внимание к мелочам в литературе.

 В. Ваня высоко оценил произведение Варсанофьева.

 7. Как ты считаешь, почему Ваня растерялся, когда услышал о том, что Варсанофьеву не нужны мелочи? Выскажи свою точку зрения и обоснуй!

 8. Выбери слова, которые характеризуют Варсанофьева, и впиши их в кластер.

 Слова для справок: царственность, радушие, надменность, равнодушие, величавость, доброта, милосердие, сочувствие, спесивость, самомнение, уверенность в своей правоте, вспыльчивость.

 9. Объясни значение устаревших слов.

 А. острог  Б. горемыка   В. кучер

 10. Можете ли вы предсказать, прославится ли как писатель Варсанофьев? Что будет свойственно творческой манере Ванечки?

 

Как видим, здесь использованы различные типы заданий, которые позволяют и развивать, и проверять навыки чтения. Среди них есть задания «множественного выбора» (выбор правильного ответа из предложенных вариантов); задания «на соотнесение» (нахождение синонимов и антонимов); задания «на дополнение информации» (завершение предложений). Такие задания позволяют обычную информацию использовать для понимания подтекстовой информации, которая и способствует более полному пониманию и осознанию текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смысловое чтение и работа с учебным текстом в условиях новых образовательных стандартов

В статье рассматриваются этапы работы по формированию метапредметного УУД - смысловое чтение - на уроках литературы, примеры заданий при изучении раздела "Устное народное творчество" (1 полу...

Статья "Смысловое чтение при работе с художественным текстом на уроках литературы."

Любой практикующий учитель сталкивался с тем, что при работе с ЕГЭшным сочинением возникают трудности с определением проблемы текста. Особенно, если это текст художественный и проблема и позиция автор...

Статья "Смысловое чтение при работе с эпическим текстом на уроках литературы."

Смысловое чтение- вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста....

«Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках»

Материал поможет учителю при работе с различными текстами...

Методическая разработка «Работа с художественным текстом малой формы при подготовке к ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ»

Данная методическая разработка помогает учителям русского языка и литературы старших классов эффективно готовить одиннадцатиклассников к Итоговому Сочинению. Использование текстов малой формы (см. доп...

Методическая разработка мастер-класса на тему: «Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания посредством технологии развития критического мышления».

Использование различных форм и методов работы с текстами на уроках истории и обществознания позволяет выделить ряд проблем, с которыми каждый педагог встречается при организации образовательной деятел...