Технологическая карта "Правописание приставок пре- и при-"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Анастасия Анатольевна Терещенко

Технологическая карта "Правописание приставок пре- и при-"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_pristavki_pre_i_pri.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  русского языка в 7 классе

Образовательное учреждение: МБОУ «Белоярская СШ» с. Б.Яр Алтайский район.

Учитель: Терещенко Анастасия Анатольевна

Тема урока: «Правописание приставок   пре- и  при-»

Цели урока:

Содержательная: повторение об орфограммах в приставках «Гласные в приставках пре- и при-».

Деятельностная: формирование у обучающихся умения выделять существенную информацию, систематизировать ее обобщать;

                                развитие умения формулировать собственную позицию, строить связное высказывание.

Планируемые результаты:

Предметные: осуществляют выбор приставки пре-(при-) в зависимости от значения, научатся объяснять написание гласных в приставках.

Универсальные учебные действия:

Личностные:
- формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, к  проявлению креативных  способностей;

- стремление к речевому самосовершенствованию;

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, уважение друг к другу. 

Познавательные: 

-структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова.

Регулятивные: 

- осознают  самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;

- принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей;

-  вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.

Коммуникативные:

-  организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействуют с партнерами по обмену информацией;

- обеспечивают бесконфликтную совместную работу в группах, выражают готовность к обсуждению разных точек зрения, умению слышать и слушать.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК.

Задачи урока: 

 Образовательные: 

  1. Выявить условия выбора гласных е – и в приставках.
  2. Формировать навык написания приставок пре-/ при-.
  3. Развить умение формулировать определение понятий.
  4. Обогащать словарный запас учащихся.
  5. Совершенствовать орфографические навыки  и умения.

 Развивающие: 

  1. Осуществление системно - деятельностного подхода.
  2.  Развитие внимания.
  3. Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой опыт.

Воспитательные: 

  1. Воспитание интереса и уважения к родному языку;
  2. Воспитание ценностного отношения к слову;
  3. Развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Тип урока: «Открытие» нового знания и освоение способа действия при выборе гласных е - и в приставках.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: «Русский язык. 6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях; авторы-составители -  Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др., М.: Просвещение, 2014г.

   - компьютер,

   - проектор,

   - интерактивная доска,

   - учебник,  

Используемая литература:

  1.  «Уроки русского языка в 6 классе», 2 части, автор-составитель: Н. О. Крамаренко, Волгоград, 2005
  2. Учебник «Русский язык. 7 класс», Москва, ООО «Дрофа», 2012, авторы: М.М. Разумовская, С.И. Львова.
  3. Учебник «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2014, авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.        

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК.

Межпредметные связи: литература, искусство, физкультура.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Принципы  системно-деятельностного подхода, формируемые  УУД

1. Мотивационно-ориентированный

Цель  этапа: проверить готовность к уроку, создать положительный эмоциональный настрой обучающихся, мотивация на учение, создание ситуации успеха.

- Дорогие ребята, здравствуйте! Рада всех приветствовать!

- Сегодня на уроке мы будем  присматриваться, приглядываться, тянуться к знаниям, престараться писать красиво, грамотно, обращать внимание на все детали, использовать материалы изучебника, оценивать работу друг  друга.

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок.  

Принцип психологической комфортности.

Коммуникативные:

- умение слушать

Личностные:

- ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом).

Регулятивные:

-научатся контролировать организацию своего рабочего места.

2.Повторение.

Цель этапа:

Повторение орфоэпических норм.

Повторение правописания буквы о-е после шипящих и ц.

  1. - Орфоэпическая разминка

ЖалюзИ, звонИт, украИнский, мЕльком, каталОг, квартАл, кремЕнь, газопровОд,  обеспЕчение, фОрзац, танцОвщица, цепОчка,
2. - Запишите слова столбиком:

Диктует слова:

Печенка

Румяные щечки

Искусственный шелк

Свинцовая тяжесть

Трущобы

Азартный жонглер

Взлохмаченный галчонок

Крыжовник

Испеченный торт

Проверьте диктант друг у друга, оцените.

- Почему столь необычным способом мы записали слова? Это не случайно. Попробуйте в этой записи расшифровать тему нашего урока.

Записывают  слова столбиком.

Взаимопроверка

Определяют и записывают тему урока: «Приставки…»

Принцип деятельности.

Познавательные:

  • общеучебные :

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной темы;

  • логические:

- анализ объектов с целью определения темы урока;

Коммуникативные:

-умение строить связное высказывание.

3. Актуализация знаний.

Цель этапа: подготовка мышления обучающихся.

Организует повторение:

 Но прежде чем  мы запишем тему  полностью, вспомним, на какие группы делятся все приставки в русском языке

- Правописание  каких приставок  мы  уже изучили?

- Расскажите об условиях их выбора.

Готовит к восприятию нового материала: Нам пришло письмо.

- Пр…бываем в Абакан  на поезде, пр…ходящем ровно в 6.00 на пр…городный вокзал. Если не возникнут непр…двиденные  обстоятельства, в 10.00 будем на вашем заводе и сможем пр…ступить к работе.

С пламенным пр…ветом  пр…ставки  Пре- и При-

 -  Попробуем вставить буквы. Нам надо правильно вставить буквы. Что для этого необходимо знать?

(В какой части слова они пропущены  и условия выбора). Знаем ли мы условия выбора этих приставок? Сейчас будем вспоминать!

Формулирование темы и целей урока. Тема нашего сегодняшнего урока «Правописание приставок при- и пре-»  Эта тема новая для
вас?                 

 -Какова же цель нашего урока? (Повторить и закрепить знания о правописании приставок пре- и при-).  Допишем тему урока.

Отвечают на вопросы, рассказывают об условиях выбора букв -з, -с на конце приставок.

Формулируют тему и цель урока.

Познавательные:

  • -общеучебные:

-умение адекватно, осознанно  строить высказывание

  • -логические:

-анализ объектов с целью выделения признаков;

-обобщение наблюдений;

Регулятивные:

-оценка –выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

-целеполагание

Коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог;

-умение полно и точно выражать свои мысли;

 -умение аргументировать свое мнение, приводить доказательства.

4. Повторение материала.

Цель этапа: вспоминаем условия выбора  приставок пре-, при-.

Организует самостоятельную  работу обучающихся в группах.

  Поработаем в группах, разработать таблицу.

Значения приставок пре-, при-.

(привела, прискакал, привела, прикатился –приближение,  присел, прилег – неполнота действия,  призадумался – неполнота действия, придорожный, привокзальный, пришкольный– близость к чему-либо, призвал – приближение, прибегай – приближение, прибить, пришить – присоединение, превысокий – в значении очень высокий, преграда – пере-, преодолеть, прервать, преступить – пере. Высокая степень качества.

 В некоторых словах  значение приставок
установить трудно, поэтому следует проверять по орфографическому словарю и запоминать:
преследовать, прельщать, причудливый, привлекательный, привычка.

- приставка пре- входит в состав корня: преподаватель, приключение, препятствие, природа, признание, президент.

Необходимо различать написание слов разных по значению, но близких по звучанию: преклонить (колени) – приклонить (ветку), пребывать (находиться) – прибывать (приближаться).

 А как эти знания нам пригодятся в дальнейшем в жизни? Грамотно писать очень нужно и важно! Знание русского языка позволяет человеку четко и точно формулировать свои мысли. С ошибками написанные слова, неверные знаки препинания способны исказить смысл текста до противоположного значения.

ДЕЛАЕМ вывод! 

Работают самостоятельно и в парах.   Разрабатывают правила,

заполняют таблицу.

Работают с информацией, представленной в форме текста.

Передают знания друг другу.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формируют собственное мнение и аргументируют его.

Оцените работу друг друга.

Принципы деятельности , вариативности и творчества.

Познавательные:

  • -общеучебные:

-поиск и выделение необходимой информации;

-смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации;

-умение применять информацию  для решения практических задач.

-умение адекватно, осознанно  строить устное  высказывание.

Регулятивные:

-планирование своей деятельности;

-коррекция;

-контроль.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества;

- умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью;

- умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы

Личностные:

- ценностно-нравственная ориентация (настрой  на работу, установление доброжелательных отношений в группе).

5. Физкультминутка.                     Цель этапа: снятие  физического и эмоционального напряжения.

После физкультминутки  настраивает на следующий этап урока.

Физкультминутка «Приставочки».

(Учитель называет слова с приставками пре- или при-, учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова)

А теперь всем нужно встать, присмотреться, приосаниться,

руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопустить и так стоять.

А теперь:

 присесть,

 привстать,

 принагнуться,

 снова приосаниться

 да призадуматься:

 «А ведь преинтересный урок у нас получается!»

Можно снова присесть на стул и прислушаться к новому заданию.

Регулятивные:

-саморегуляция;

Коммуникативные:

- управление поведением партнёра

Личностные:

- ценностно-нравственная ориентация (настрой  на   работу, установление доброжелательных отношений в классе).

6.Применения  знаний  и умений .

Цель этапа: закрепление условий выбора приставок пре-, при-.

Организует деятельность по закреплению и применению  знаний. Обеспечивает контроль за выполнением заданий. Проводит инструктаж по проверке.

1) -Расскажите об условиях выбора приставок пре- и  при-.

Оцените свою работу

2)- Теперь мы можем прочесть присланное нам письмо. Вставьте пропущенные буквы, объясните.

3) Работа в группах.

 1 группа: «Лингвистическое лото»  

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1)пр..бить, 2)пр..скромный, 3) пр..крепить, 4)пр..усадебный, 5) пр.лечь, 6) пр..ехать , 7) пр.спокойно, 8) пр..зидент,
9) пр..градить, 10)пр..тормозить

«Заблудившиеся слова» Задание: исправьте ошибки  

Приставка при-

Приставка пре-

  Другие орфограммы

Пр..забавный Пр..школьный Пр..ломление Пр..нести Пр..стиж Пр..близиться Пр..з

Пр..великий Пр..колоть Пр..вычка Пр..градить Пр..задуматься Пр..милый Пр..успеть  

Пр..стол Пр..остановить Пр..рода Пр..зидент Пр..интересный Пр..тупился Пр..ключение

Строят монологическое высказывание по теме.

Оценивают свою работу.

Вставляют буквы и объясняют условия выбора приставок пре-, при-.

Работают группой (задание 3)

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия.

Принципы  деятельности, непрерывности, вариативности, обратной связи

Познавательные:

  • общеучебные:

- умение применять информацию  для решения практических задач;

- умение адекватно, осознанно  строить устное  высказывание;

- выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи;

- умение строить доказательства;

- рефлексия способов и условий действия

  •  логические:

- анализ объектов с целью выделения признаков и их классификация;

- умение представлять связи между составляющими предмета изучения (синтез)

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия с эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона

- коррекция;

- оценка – выделение и осознание обучающимися того,  что уже усвоено и что ещё подлежит  усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция – мобилизация сил к преодолению препятствий.

Коммуникативные:

- сотрудничество в поиске информации;

- умение полно и точно выражать свои мысли, - - владение монологической и диалогической речью;

- умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы

Личностные:

- самоопределение;

- развитие познавательного интереса, ситуации самоконтроля, создание ситуации успеха;

- развитие творческого мышления.

7. Домашнее задание.

Даёт комментарий к выполнению задания.

Записывают домашнее задание:

Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей.

На выбор:

1.Сочинить сказку, используя как можно больше слов с изученной орфограммой.

2. Выполнить упражнение из учебника №104 задание под цифрой 1.

Принцип психологической комфортности.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи в зависимости от условий

Регулятивные:

- прогнозирование;

- оценка – выделение и осознание обучающимися того,  что уже усвоено и что ещё подлежит  усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные:

- самооценка на основе успешности

8. Рефлексивно-оценочный.

Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и  всего класса.

Организует рефлексию.

Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги.

Выполнили мы поставленные цели? Молодцы!

Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями. А для этого прошу вас продолжить фразу: «Сегодня на уроке…»

Ребята, можно и мне закончить эту фразу. Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия.

Принцип обратной связи.

Регулятивные:

- оценка – выделение и осознание обучающимися того,  что уже усвоено и что ещё подлежит  усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- оценка процесса и результата деятельности.

Личностные:

- самооценка на основе успешности;

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку "Написание приставок ПРИ-ПРЕ"

Технологическая карта урока составлена с требованиями ФГОС.Класс: 5УМК  В.В.БабайцевойТема урока: "Правописание приставок при- и пре-"Тип урока:  «открытие» нового знанияЦели урока:Деятельно...

Технологическая карта урока по теме: "З и С на конце приставок"

Данная методическая разработка - технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: "З и С на конце приставок". В основе занатия - учебное исследование, которое учащиеся проводят в группах...

Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.

Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...

Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.

Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...

Технологическая карта урока "Буквы з и с на конце приставок "

Урок: русский языкТема урока: Буквы з и с на конце приставок Дата проведения урока: Класс: 5ОУ: ГБОУ школа №469Учитель-предметник: Степанова Н.В., слушатель краткосрочных курсов на базе ГБОУ ИМЦ «Осно...