Использование Интернет-ресурсов на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку

Ткачева Марина Андреевна

Сегодня трудно представить современный урок без использования компьютерных технологий и Интернет ресурсов. А причина такого изменения в том, что учащиеся приходят в образовательные учреждения уже знакомые со средствами информационных технологий. В связи с этим использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы уже становится нормой, так как сложнее становится вовлечь ребенка в процесс обучения, а данные технологии являются близкими и понятными подрастающему поколению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tkacheva_pedmarafon.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Ткачева М.А.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ ̶̵ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРТАТУРЫ

Сегодня трудно представить современный урок без использования компьютерных технологий и Интернет ресурсов. А причина такого изменения в том, что учащиеся приходят в образовательные учреждения уже знакомые со средствами информационных технологий. В связи с этим использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы уже становится нормой, так как сложнее становится вовлечь ребенка в процесс обучения, а данные технологии являются близкими и понятными подрастающему поколению.

Современный ребенок окружен различными потоками информации, которую он не способен оценивать, находить в ней что-то полезное. Из-за этого следует рад проблем в обучении:

  1. снижение произвольности внимания, учащемуся сложно  сфокусироваться на каком-то предмете;
  2. гиперактивность, за которой следует отсутствие сосредоточенности на уроке, нарушение дисциплины;
  3. снижение творческой активности, учащийся испытывает трудности при выполнении творческих заданий, у него отсутствует желание делать что-либо самостоятельно;
  4. снижение желания активных действий, любознательности воображения и фантазии, учащийся становится замкнутым, не  желает проявлять инициативу в каком-либо творческом задании;
  5. избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков,
  6. недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей;
  7. снижение уровня речевого общения, общение со сверстниками становится более поверхностным и формальным.

В данной ситуации главная задача педагога повернуть массовое увлечение компьютерными технологиями и Интернетом в пользу развития современного школьника. В связи с этим, на уроках русского языка и литературы присутствуют информационные технологии в виде развивающего, дидактического, наглядного материала, помогающего школьнику воспринимать материал с различных точек зрения, также позволяют достигать лучших результатов обучения на уроках в зависимости от типа урока.

В Интернете сейчас есть разнообразные словари, справочники, энциклопедии. В библиотеках не всегда можно найти необходимый материал.  Видеоряд, анимации, различные картинки, аудио файлы дают возможность, например, на литературе сделать интереснейшие уроки по биографии писателей, сравнить интерпретацию литературных произведений в кино с художественным текстом. Можно послушать голос писателя, всё это компактно хранится в компьютере учителя. Кроме того, учитель может делать и свои документальные фильмы о писателях и поэтах, проводить заочные экскурсии по литературным местам, создавать презентации-игры! Это повышает интерес к уроку не только ребят, но и учителя!

Наша задача -  научиться использовать Всемирную сеть в целях совершенствования содержания образования на основе использования современных технологий.  Можно выделить следующие возможности Интернет – ресурсов:
1) соответствуют общедидактическим принципам (наглядности и проблемности);
2) обеспечивают всестороннюю информационную поддержку (справочники, словари, энциклопедии);
3) стимулируют процесс обучения.

Наряду с пользой Интернет – ресурсов, есть и  риски - отсутствие единой идеологии построения электронных коллекций и принимаемых организационно-технических решений; разбросанность информации по различным сайтам и электронным коллекциям; наличие не контролируемого цензурой, не несущего воспитательного воздействия и не соответствующего общечеловеческим нормам содержания ряда сайтов.

Функции Интернет – ресурсов:

  1. средства для наглядного представления достаточно сложного теоретического материала;
  2. средства дифференциации, индивидуализации обучения в условиях урочной системы;
  3. средства для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
  4. средства дистанционного обучения.

        На уроках литературы  при изучении творчества писателей я даю задание учащимся: используя Интернет – ресурсы, изучите несколько  статей и составьте паспорт писателя по плану:

  1. ФИО, дата и место рождения.
  2. Сведения о родителях.
  3. Сведения об образовании.
  4. Трудовая деятельность.
  5. Произведения
  6. Круг общения.
  7. Сведения о семье (жена и дети).
  8. Дата, место смерти, причина.
  9. Памятники.
  10. Интересные факты.

Чаще всего учащиеся при подготовке такого задания используют такие сайты, как «Википедия» ( https://ru.wikipedia.org/wiki/ ), «Хронос» (http://www.hrono.ru/), «Образовака» (https://obrazovaka.ru/). Последний удобен еще и тем, что можно пройти тест по изученному материалу и затем поделиться своим результатом в популярных социальных сетях.

 Ребятам я рекомендую обращаться еще к таким сайтам, как «Классика.Ru» (http://www.klassika.ru/), где содержится достаточно полная сетевая коллекций произведений классической русской художественной литературы - как поэтического, так и прозаического содержания. Сайт содержит произведения наиболее известных авторов и информацию об их биографии. Или обратиться к сайту «Стихи – Рус» (http://www.stihi-rus.ru/), который представляет собой сборник  русской поэзии - от зачинателей новой русской поэзии до наших дней.

На уроках литературы для привлечения интереса к творчеству писателя помимо презентации можно использовать фрагменты видеоуроков. Особой популярностью пользуются  видеохостинг  «Ютуб» и сайт «Инфоурок» (https://infourok.ru/), на последнем представлены сотни интересных видеоуроков, вебинаров. а также можно пройти тесты и поучаствовать в олимпиадах. Не менее популярен  сайт «Интернет урок» (http://interneturok.ru/), где можно найти видеоуроки по основным предметам школьной программы (1-11 классы), которые могут  максимально быстро помочь решить проблемы с  непониманием той или иной темы школьной программы. После просмотра видеоурока предлагается проверить свои знания на тренажёре, затем пройти тест и получить отметку.

Использование Интернет – ресурсов не менее важно при изучении русского языка. При всем обилии образовательных сайтов и бурном развитии сети Интернет, у каждого учителя в арсенале есть свой каталог избранных сайтов, с которыми он систематически работает. В перечень избранных мною сайтов входят, прежде всего: порталы «Грамота.ру»( http://www.gramota.ru/), «Национальный корпус русского языка»( http://www.ruscorpora.ru/).  «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» » (http://school- collection.edu.ru/), «1 сентября»( https://1sept.ru/), «Культура письменной речи» (http://www.gramma.ru/), «Школьный помощник» (https://school-assistant.ru), «Решу ВПР» (https://rus5-vpr.sdamgia.ru/). Большое собрание интерактивных словарей (http://www.slovari.ru/).

Одним из самых «серьезных» ресурсов Интернета является «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (http://school- collection.edu.ru/). Привлекательность его в том, что, во-первых, он содержит лицензированный систематизированный материал по всему курсу русского языка к действующим учебникам, входящим в федеральный перечень; во-вторых, представляет широкий спектр ЦОР: интерактивные таблицы, схемы, орфограммы, диктанты, анимационные ресурсы, электронные тренажеры, тесты и задания. Данные ресурсы целесообразно использовать на любых видах и этапах урока.

Сайт «Культура письменной речи» (http://www.gramma.ru/) содержит много полезной информации:

  1. правила русского языка;
  2. словарь литературоведческих терминов;
  3. жанры сочинений и образцы сочинений;
  4. тесты для проверки знаний по литературе.

На портале «Грамота.ру»( http://www.gramota.ru/) представлены следующие материалы: события в мире русского языка; научно-популярные статьи; библиотека художественных произведений и критической литературы. Предлагаются рекомендации будущим абитуриентам, приводится анализ учебников, обзор типичных ошибок и рекомендации специалистов; интерактивные диктанты с оцениванием.

Не менее важно научить учащихся пользоваться  словарями, ввиду последних тенденций популярностью пользуется «Большое собрание интерактивных словарей»( http://www.slovari.ru/), в который входят: толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, русский орфографический словарь, популярный словарь иностранных слов, словарь иностранных слов, русский семантический словарь, словарь языка Пушкина и Достоевского, словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений, словарь русского арго.

Подводя итог,  можно сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

  1. обеспечить положительную мотивацию обучения;
  2. обеспечить дифференцированный подход в обучении;
  3. повысить объем выполняемой работы на занятии;
  4. рационально организовать и повысить эффективность занятия;
  5. усовершенствовать контроль знаний; ‒ формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
  6. обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проекта на уроках русского языка и литературы

Презентация представляет некоторые этапы исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....

Статья "Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы"

Обобщение опыта по теме :"Использование метода проектов..."...

Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы в средней школе.

Использование метода проектов на уроках русского языка и...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Укрепление здоровья наших учеников в учебом процессе школы...

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Применение информационно-коммуникационных технологии делает урок более информативным, содержательным, ярким, по-настоящему современным.  Урок в современной школе. Основные преимущества ИКТ....

Доклад на тему: "Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования"

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решен...