Работа по новым ФГОС по русскому языку и литературе
статья по русскому языку (5 класс)

Особенности работы учителя  по новым ФГОС по русскому языку и литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_novym_fgos_po_russkomu_yazyku_i_literature.docx63.55 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по новым ФГОС по русскому языку и литературе

  1. Общая характеристика особенностей преподавания в условиях реализации ФГОС

 

Для реализации ФГОС на уроках нужно решить следующие методические задачи:

  1. создать в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию;
  2. наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы;
  3. сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы.

Решить этот вопрос можно посредством использования приёмов создания проблемной ситуации:

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

3. Шаг 1. Дать возможность учащимся высказать житейское представление посредством вопроса или практического задания «на ошибку».

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Еще одна постановка проблемы на уроке – это сообщение темы с мотивирующим приемом, которое заключается в том, что учитель опережает сообщение готовой темы либо интригующим материалом, либо характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют специальные приемы, известные как «яркое пятно» и «актуальность».

Как «яркое пятно» могут выступать сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, репродукции картин, т.е. любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом все-таки связанный с темой урока.

Прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы для самих учащихся. В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Примеры создания проблемных ситуаций:

  1. Предлагается фраза «Тяжело в учении – легко в бою».
  • Слышали ли вы это высказывание раньше?
  • Кому оно принадлежит?
  • Согласны ли вы с высказанной мыслью?
  • О чем мог говорить Суворов?
  • Применимы ли эти слова к другим жизненным ситуациям?

Мнения учащихся выслушиваются, записываются ключевые слова. Возникает коллизия, формулируется проблема.

  1. Создание проблемной ситуации:

На доске два словосочетания, сравните их: дедушкин шарф, мой шарф. Запишите их в тетрадь.

  • Из каких частей речи состоят данные словосочетания?
  • Где главное, где зависимое слово?
  • Определите разряд прилагательного дедушкин.
  • Знаете ли вы притяжательные прилагательные?
  • На какой вопрос отвечает слово мой?
  • Указывает ли на чью-то принадлежность?
  • Как вы думаете, с чем нам сегодня необходимо познакомиться? (С притяжательными местоимениями).
  • Тогда какова тема и цель сегодняшнего урока?

(Тема: Притяжательные местоимения. Цель: познакомиться с притяжательными местоимениями, вывести их признаки)

  1. Урок по повести Л.Н.Толстого «Детство»:

Слово учителя:

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить ее, не лелеять воспоминаний о ней?»

Сегодня, дорогие ребята, у нас урок-мастерская по повести Л.Н. Толстого «Детство». В этой повести автор считал, что детство – главная пора в жизни человека и, судя по его словам, самая счастливая! Вы прочитали повесть «Детство».

Какие вопросы у вас возникли при чтении повести? Что бы вы хотели обсудить?

ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы на основе принципов метапредметности:

  • освоения межпредметных понятий и УУД;
  • способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
  • самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности;
  • организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
  • построения индивидуальной образовательной траектории. [1]

Наиболее эффективными средствами включения учащихся в процесс творчества на уроке способствует использование современных образовательных технологий:

  • технология проблемного обучения,
  • интегрированного обучения,
  • игрового обучения,
  • развивающего обучения,
  • индивидуального обучения,
  • технология обучения на примере конкретных ситуаций,
  • информационные технологии: использование компьютера для поиска необходимой информации, создание проектов.

В процессе обучения современный школьник должен получить не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности, поэтому методологической основой новых ФГОС является системно-деятельностный подход в обучении, который предполагает:

  • свободу выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
  • открытость (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
  • деятельность (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
  • идеальность (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
  • обратную связь (регулярно контролировать процесс обучения при помощи развитой системы приемов обратной связи).

Системно-деятельностный подход помогает учащимся овладеть УУД, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, развивать познавательную деятельность учеников.

Проектная задача является именно такой формой организации учебного процесса, когда знания учащихся – результат их собственных поисков, подключения творческих способностей, умения регулировать самостоятельно процесс получения знаний и применения их на практике.

Проектная задача по форме и содержанию приближена к «реальной» ситуации и ориентирована на применение учащимися целого ряда действий, средств и приемов не в стандартной форме. [4]

Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью.

Любая проектная задача преследует определенные педагогические цели: выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Для достижения цели учащиеся должны продемонстрировать уровень сформированности умения учиться, взаимодействия в паре (группе), умения работать с разными источниками информации.

К составлению проектной задачи (далее – ПЗ) предъявляются определенные требования:

  1. ПЗ имеет общий сюжет: задается реальная ситуация, в которой учащимся необходимо воспользоваться известными им способами действий;
  2. ПЗ состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают разрешить поставленную задачу;
  3. двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно;
  4. заключительное задание может быть общей «сборкой», позволяющей собрать вместе все, что выполняла группа (пара) в отдельных заданиях.

В зависимости от цели можно выделить следующие виды проектных задач:

  1. стартовые и итоговые предметные;
  2. тематические (обучающие);
  3. межпредметные и межвозрастные;
  4. контрольные предметные.

Например, проектная задача по русскому языку по теме «Эпистолярный жанр (письмо): особенности синтаксиса, пунктуации и лексики». Данная ПЗ является контрольной предметной, осуществляет межпредметную связь русского языка и изобразительного искусства.

Работа в паре на индивидуальном листе. Продолжительность работы – 45 минут.

  1. Распределите между собой обязанности:
  • редактор-составитель текста;
  • художник-оформитель.
  1. Что такое письмо?
  2. Виды письма.
  3. Что такое открытка?
  4. Какие синтаксические отрезки обязательно должны быть использованы в тексте письма (открытки)?
  5. Какие слова должны быть использованы при составлении текста письма (открытки)?
  6. Создайте собственную открытку (новогоднюю поздравительную или праздничное приглашение).
  7. Оцените свою работу в парах:

 

ФИ

Творчество (0-3б)

Инициативность (0-2б)

Итог

 

 

 

 

 

Проектная деятельность – это современная педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования.

Пятый класс по заинтересованности детей к обучению наиболее благоприятен для развития навыков проектной деятельности: им нравится самостоятельно обдумывать, обобщать, искать общие принципы и закономерности, а структура предмета по литературе в 5 классе открывает возможности для обучения детей с использованием технологии проектов практически в любом разделе курса.

Метод проектов позволяет формировать исследовательские навыки учеников, активизировать их деятельность, применять полученные знания. Если говорить о формах организации, то в среднем школьном возрасте приемлемы как групповые формы работы, так и индивидуальные.

Существует множество схем работы над проектом, я выбрала для себя следующую: это «пять П».

Проект – это «пять П»: проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Шестое «П» проекта – это портфолио ребёнка, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, планы работ, отчёты и др.

Применяя в 5 классе метод проектов, я обучаю детей ставить цели к заданиям, упражнениями:

  • С какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это нужно делать?
  • Определять конечный результат, уметь его сформулировать устно.

Метод проектов целесообразно применять, если:

  • существует проблема и есть значимость результата (теоретическая, практическая);
  • предполагается самостоятельная деятельность обучающихся;
  • используется метод учебного исследования;
  • в результате работы над проектом имеем новый материальный продукт.

Критерии оценки защиты проекта, позволяющие выявить компетентностные результаты:

1. Качество презентации к проекту: композиция, полнота представления результатов; аргументированность, убедительность.

2. Объём и глубина знаний по теме, эрудиция, метапредметные связи.

3. Культура речи, использование наглядных средств, удержание внимания аудитории.

4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность, дружелюбие.

5. Деловые качества: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность.

После защиты проектов каждый ученик оценивает свою работу по трём основным направлениям:

  • как я себя чувствовал себя во время работы над проектом, что я узнал, чему научился;
  • как я помогал товарищам, как они помогали мне, какие трудности я испытывал в работе;
  • что я могу пожелать себе, что я могу пожелать своим одноклассникам.

В результате работы школьники овладевают системой проектировочных умений и приобретают новое интеллектуальное качество – способность учиться на собственном опыте и опыте других.

Таким образом, новый ФГОС заявляет основным приоритетом образования формирование у школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний в рамках отдельных дисциплин.

 

  1. Особенности преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

 

Основные идеи ФГОС в предмете «Русский язык»:

1. Достижение результатов освоения курса русского языка на личностном, предметном и метапредметном уровне.

2. Реализация системно-деятельностного и компетентностного подходов в процессе обучения русскому языку.

3. Актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык». [1]

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
  • осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объём словарного запаса, усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Коммуникативные УУД как метапредметные результаты:

  • строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • владеть всеми видами речевой деятельности;
  • адекватно воспринимать устную и письменную речь;
  • владение разными видами чтения;
  • точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
  • соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.

Познавательные универсальные учебные действия как метапредметные результаты:

  • формулировать проблему;
  • выдвигать аргументы;
  • строить логическую цепь рассуждения;
  • находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
  • осуществлять библиографический поиск;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • определять основную и второстепенную информацию и т.д.

Преподавание русского языка на уровне современных требований – это реализация когнитивно-коммуникативного аспекта – выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку, в связи с чем:

  • целесообразно шире использовать работу с текстом;
  • отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой;
  • обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;
  • учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров;
  • регулярно проводить многоаспектный анализ текста.

Для методики современного урока русского языка актуальными являются:

  1. практическая ориентированность;
  2. достижение результатов на предметном и метапредметном уровне;
  3. направленность на формирование различных способов деятельности;
  4. формирование функциональной грамотности;
  5. компетентностный подход.

Основные элементы проектирования урока русского языка:

  • мобилизация;
  • целеполагание (вспомнить → узнать → научиться);
  • осознание недостаточности имеющихся знаний;
  • коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
  • взаимопроверка, самоконтроль;
  • рефлексия.

Основная цель обучения русскому языку в современной школе —формирование языковой личности, то есть личности, владеющей всеми видами речевой деятельности, способной на речевые поступки.

Образовательная цель ориентирована на результаты обучения, сформулированные в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты обучения русскому языку — это уровень сформированной ценностной ориентации выпускников школы, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Это жизненные

установки, ценностные ориентации, отношения, саморегуляция и т.п., в которых акцент делается на развитие эмоционально-волевой сферы личности.

Метапредметные результаты обучения — это освоенные при изучении

нескольких или всех предметов универсальные учебные действия, межпредметные понятия (например, межпредметные связи между предметами русский язык — родной язык, русский язык — иностранный язык, русский язык — литература и др.).

Метапредметные результаты связаны с формированием УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных). УУД — основа самостоятельного успешного освоения новых знаний и умений на базе формирования умения учиться.

Предметные результаты — это результаты, в которых акцент делается преимущественно на когнитивную сферу, преломление универсальных способов учебных действий через призму учебных предметов. Предметные результаты отражают освоение обучающимися содержания в соответствии с

видами компетенций.

Конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, речевая и языковая культура учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом.

Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, обогащения их словарного запаса, улучшения качества устной и письменной речи. Текст – это основа создания развивающей речевой среды, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.

Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом помогает подготовиться не только к успешной сдаче ЕГЭ, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика, его подготовке ко взрослой социальной, деловой жизни. Школа призвана развивать умение ребёнка реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. И наиболее важными характеристиками социально успешной личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.

Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение законов его построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими возможностями и инструментами языка. Преодоление пути от читателя к автору произведения, от читательских впечатлений к созданию собственного текста.

Возможные приёмы работы с текстом.

Текст № 1. Внимательно прочитайте и выполните задания.

При помощи остроумных соображений Аристотель доказал шарообразность Земли.

Своим авторитетом Аристотель на много веков закрепил ложное мнение что Земля – неподвижный центр Вселенной.

Он утверждал, что лунные затмения приходят когда Луна попадает в тень, отбрасываемую Землёй.

Таким путём Аристотель пришёл к выводу что Земля безусловно шарообразна и что шарообразны по-видимому все небесные тела.

И сама Луна имеет выпуклую скорее всего шарообразную форму.

На диске Луны мы видим край земной тени всегда круглым.

  1. Восстановить правильный порядок предложений, чтобы получился текст о важном научном открытии.
  2. Определите, какое предложение здесь лишнее.
  3. Поставьте недостающие знаки препинания.
  4. Сделайте синтаксический разбор второго предложения.
  5. В 4-м предложении выделите грамматическую(-ие) основу(-ы) и укажите способ выражения сказуемого.
  6. Составьте схему 3-го предложения, объясните постановку знаков препинания.
  7. Дайте общую характеристику текста:
  8. Стиль речи.
  9. Тип речи.
  10. Все предложения соединены ... связью.
  11. Средства связи предложений.
  12. Средства художественной выразительности.

Текст № 2. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

1. Почему телевизор частич(?)но выт…сняет книгу?

2. Да потому(?) что телевизор заст…вляет вас (не)торопясь просм…треть какую(то) передачу, сесть поудобнее(?) чтобы вам (н…)чего не мешало(?) чтобы вы отвл…клись от забот и повс…дневных хлопот.

3. Но пост…райтесь выб…рать книгу (по)своему вкусу, сядьте с ней поудобнее(?) и вы поймете(?) что есть много книг(?) без которых нельзя жить(?) которые важнее и интереснее(?) чем многие передачи.

4. Я не говорю(?) перестаньте смотреть телевизор.

5. Но я говорю(?) смотрите с выбором.

6. Определите сами свой выбор(?) сообразуясь с тем(?) какую роль пр…обрела выбра(н,нн)ая вами книга в истории человеческой культуры(?) чтобы стать классикой.

7. Это значит(?) что в ней что(то) существенное есть

8. А может быть(?) это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

(По Д. Лихачеву «Письма о добром и прекрасном»)[14]

Задания:

1. Озаглавьте данный текст. Сформулируйте тему и главную мысль. Обозначьте проблему, которую автор ставит перед читателями.

2. Ответьте на вопрос: «Какую роль в вашей жизни играет книга?». Определите позицию автора, а какова ваша позиция по данному вопросу?

3. Определите тип и стиль речи.

4. Выпишите из текста слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Расскажите о безударных гласных, непроверяемых ударением.

5. Укажите в тексте 2 имени прилагательных, стоящих в сравнительной степени. Образуйте от них возможные степени сравнения.

6. Из предложения № 8 выпишите вводное слово и объясните знаки препинания при вводных словах. Составьте предложение таким образом, чтобы это вводное слово являлось членом предложения.

7. Укажите вид придаточных в предложениях № 2, 3. Составьте схемы этих предложений.

8. Графически объясните постановку знаков препинания в предложениях № 4, 5.

9. Подберите синонимы к словам: классика; повседневный; сообразуясь. Продолжите синонимичный ряд.

Текст №3. СТАВНЯ

Каждое утро Ставня делает широкий жест: наш свет, чего там жалеть, всем хватит.

И каждый вечер Ставня поплотнее закрывает окна: наш свет, как бы другие не попользовались! (Ф. Кривин) [14]

Комплекс лингвистических вопросов к тексту:

  1. Какому стилю и жанру можно отнести этот текст?
  2. О чем этот текст?
  3. На сколько частей делится текст? Как связаны части между собой?
  4. Как понимается значение фразеологизма «делать широкий жест»?
  5. Почему автор использует форму несовершенного вида настоящего времени глагола?
  6. Какова роль повторов (повторяющихся слов) в тексте?
  7. Каково значение слов «чего там» и «как бы … не»?
  8. Какие средства выразительности использует автор?
  9. О каких качествах людей пишет Ф. Кривин?

Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные – неверные утверждения». Используя этот приём, предлагаем ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают своё мнение. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.

На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными.

Тема «Местоимение».

1. Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной.

2. В предложении местоимения бывают только подлежащим.

3. В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим

4. Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.

5. Местоимения изменяются по падежам и числам.

6. В предложении «Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.

После знакомства с текстом учебника задается вопрос: что нового узнали, прочитав параграф учебника?

Независимо от того, каким способом учащиеся выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяя её ключевые моменты. А сам момент угадывания вносит элемент соревновательности, заинтересованность не покидает учеников до конца урока.

Способствует развитию умения воспринимать информацию, способность к рефлексии и прием «Знаю - хочу узнать - узнал- научился». Этап «знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение новой и старой информации; «Научился» - сознание результативности деятельности.

Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, при изучении темы «Правописание корней с чередованием», когда ребенок по аналогии пытается предположить, от чего зависит написание той или иной гласной в корне слова.

Особое место в формировании УУД на уроках русского языка хотелось бы отвести игровым заданиям и театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся. Пятиклассники, например, с удовольствием инсценируют лингвистические сказки, выступая то в роли букв алфавита (по стихотворению Б. Заходера «Песенка – азбука»), то в роли главных и второстепенных членов предложения, а уроки-обобщения по некоторым темам можно проводить в форме инсценировки дидактических сказок. Занятия тогда проходят в необычном костюмированном виде. Формированию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют занимательность изложения, необычная форма преподавания материала, эмоциональность речи учителя, умелое применение педагогом поощрения и порицания.

Также можно еще выделить и самый распространённый прием многих педагогов – самостоятельная работа, которая, по сути, и есть форма самообразования. Для самого школьника самостоятельная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность.

Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии, учителя используют различные приёмы рефлексии: пятиминутное эссе; синквейны; метод незаконченного предложения; телеграмма, свободное высказывание, смайлики.

На уроках русского языка дети сами могут придумывать схемы, модели, любые другие варианты запоминания изученного материала. Так, при изучении правописания суффиксов –ик-, -ек-, ученик предложил изобразить букву Е в виде змейки (пририсовать ей глазки). Буква в суффиксе ассоциируется с уползающей юркой змеей, так как буква Е исчезает при проверке орфограммы. Букву И ученик изобразил в виде калитки, пририсовав гвозди. Этот рисунок должен напоминать учащимся, что при изменении слова с суффиксом –ик- буква И остается на своем месте. Здесь мы имеем дело с перекодированием информации: умением трансформировать информацию, заданную в одной форме, в другие возможные формы представления.

Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

Структура современных уроков русского языка должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Таким образом, результат изучения предмета «русский язык» должен проявляться на разных уровнях – личностном, предметном и метапредметном. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся в школе и в жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

  1. Особенности преподавания литературы в условиях реализации ФГОС

 

Литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

На основе понимания особенностей литературы как вида искусства следует обеспечивать усвоение важнейших функций литературы – познавательной, нравственной и воспитательной.

Современный урок литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, -- это проблемно-диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, требующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.

1-й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п.

2-й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса.

3-й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть – коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.

4-й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме, к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во-вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. В-третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

5-й шаг. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»

6-й шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу. [9]

В целях развития критического мышления на уроках литературы успешно применяются следующие приемы:

  • ассоциативный ряд;
  • кластер (карта мышления);
  • опорный конспект;
  • ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления – чтение текста с пометками, что знал, что нового, что удивило, что хотел бы узнать подробнее, составление таблицы, выписываются основные положения из текста);
  • мозговой штурм (выяснение того, что знают дети по теме; набрасывание идей и предположений по теме; активизация имеющихся знаний);
  • групповая дискуссия;
  • чтение с остановками и Вопросы Блума;
  • кластеры (особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания: в центре записывается ключевое слово, от него расходятся стрелки-лучи, показывающие смысловые поля того или иного понятия);
  • прогнозирование по ходу текста с открытыми вопросами;
  • синквейн (пятистишие: тема – два прилагательных, описывающих тему, – три глагола, характеризующих действие, - фраза из четырех слов, содержащая основную мысль);
  • «свободное письмо» (аргументированное письмо, когда в течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме; это может быть эссе; обоснование выбора того или иного афоризма, пословицы в качестве основной мысли);
  • «продвинутая лекция»;
  • «зигзаг»;
  • взаимоопрос;
  • «карусель»;
  • стратегия «Галерея»;
  • «кубик»;
  • перекрестная дискуссия;
  • игра «последнее слово за мной»;
  • ключевые термины;
  • перепутанные логические цепочки (отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку);
  • медиапроектроекты;
  • лингвистические карты;
  • дневник с цитатами и вызванными мыслями, чувствами, ассоциациями;
  • лингвистическая аллюзия (намек);
  • уроки-погружения;
  • «толстые и тонкие вопросы» и др.

В современном ФГОС основным требованием является увеличение доли самостоятельной работы ученика. Один из методов смыслового чтения – это метод работы с незнакомым текстом. К примеру, в начале урока даём обучающимся 11 класса фрагмент следующего текста для ознакомления. Можно подготовить заранее распечатки или показать отрывок на большом экране, используя компьютер (еще один способ использования ИКТ на уроках):

«На дворе прохладно. Я вдыхаю полной грудью свежий ночной воздух. Небо чистое и звёздное. Большая Медведица над Мамаевым курганом – косая и яркая. Где-то над головой однообразно, как мотоцикл, тарахтит «кукурузник». Точно на месте топчется. Присмотревшись, различаю силуэт. Он летит к Мамаеву кургану. Справа, вероятно над «Красным Октябрем», висят ракеты, около десятка, осыпающиеся золотым дождем искр. Стрельбы никакой. Тишина…

За всю свою жизнь не припомню я такой осени. Прошел сентябрь – ясно – голубой, по-майскому теплый, с обворожительными утрами и задумчивыми фиолетовыми закатами. По утрам плещется в Волге рыба, и большие круги расходятся по зеркальной поверхности реки. Высоко в небе, курлыча, пролетают запоздалые журавли. Левый берег из зелёного становится жёлтым, затем красновато-золотистым. На рассвете, до первых залпов артиллерии, затянутый предрассветным прозрачным туманом, беззаботно спокойный и широкий, с еле-еле прорисовывающимися только полосками дальних лесов, он нежен, как акварель.

Медленно и неохотно рассеивается туман. Некоторое время держится еще застывшей молочной пеленой над самой рекой, потом исчезает, растворившись в прозрачном утреннем воздухе». [15]

После прочтения возникает проблемный диалог, в результате которого выясняется, что учащиеся не знают ни автора, ни названия произведения, и так определяются цель и задачи урока.

Первым этапом предлагается определить хронотоп. Основной метод – это поиск ключевых слов. Топонимы: Мамаев курган, Волга, «Красный октябрь» – позволяют определить место действия – это город Сталинград. Почему не Царицын и не Волгоград? На этот вопрос помогает ответить определение времени действия. Ключевые слова: «стрельбы никакой», «тарахтит «кукурузник», «залпов артиллерии» и так далее. Таким образом, выясняем время действия: годы Великой Отечественной войны. В этот момент необходимо применить интегрируемый компонент – дать историческую справку о Сталинградской битве, в результате использования которой обучающиеся получают сведения о годах сражения, продолжавшегося с 1942 по 1943 год. В этом тексте речь идёт об осени, конкретно, говорится о периоде после сентября, то есть, об октябре. Определяем и основную тему произведения: война.

На этом этапе можно определить фамилию автора, название и жанр текста. Для этого необходимо обратиться к дополнительному источнику информации. Самый доступный – это учебник литературы. Предлагаем обучающимся открыть содержание и найти соответствующую информацию, опираясь на уже известные данные. Учащиеся находят название произведения, которое наиболее подходит заявленным критериям. Это повесть Виктора Платоновича Некрасова «В окопах Сталинграда», написанная в период с 1944 по 1946 год. Далее следует работа с учебником по биографии автора, затем продолжается работа с фрагментом по выявлению системы изобразительно-выразительных средств, которая выводит на образ автора и микротемы текста. Полученную информацию ученики фиксируют в таблице.

Таким образом, в течение десяти – пятнадцати минут обучающиеся практически самостоятельно (хоть и с опорой на наводящие вопросы и задания учителя) работают с незнакомым текстом. Данный приём позволяет не только мотивировать к прочтению полного текста, но и организовать самостоятельную работу учеников на уроке, что соответствует критериям современного ФГОС.

Лабораторная работа на уроке литературы – один из видов развивающего обучения. Ведущая деятельность учащихся – самостоятельная деятельность по приобретению и использованию знаний без вмешательства учителя. Лабораторным занятиям может быть посвящен весь урок или часть урока.

Проведение урока в форме лабораторной работы способствует созданию ситуаций успеха для учащихся. Внимание обучающихся направлено на задания, так как через логическую структуру лабораторной работы учитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельностью учеников.

В учебнике литературы для 5 класса В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина (учебник переработан в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта, Примерных программ основного общего образования и Рабочих программ по литературе под ред. В.Я. Коровиной) заложены методические рекомендации к проведению еще одной формы развивающего обучения – уроков-проектов. Изучение каждого раздела заканчивается созданием целостного текста определенного жанра, где мир и специфика художественного произведения определяются законами этого жанра.

Расскажу о проекте, реализованном после изучения темы «Русские народные сказки». Данный проект был разработан в рамках учебной темы «Устное народное творчество. Сказки». Обучающие должны были индивидуально или в группе сочинить сказку.

В ходе поисковой деятельности ученики расширили свои представления о жанре сказки, познакомились с изобразительно-выразительными средствами, используемыми в сказках, со сказочными композиционными элементами, узнали интересные факты из жизни знаменитых писателей-сказочников, проявили себя как писатели-сказочники.

Проект предназначен для развития творческих способностей учащихся: предполагает развитие образного и логического мышления при решении поставленных проблем, нацеливает на самостоятельную исследовательскую деятельность, формирует навыки сравнительно-сопоставительного анализа как способа изучения художественного произведения.

Проектирование, поиск информации.

1 этап работы: подготовка литературного материала (прочитать сказки разных видов, русские народные и литературные, сравнить);

2 этап: изучение литературоведческого материала (постоянные эпитеты, повторы; композиционные элементы сказок – присказка, зачин, концовка);

3 этап: подготовка творческой части (придумать сказочный сюжет, сказочных героев и т.д.);

4 этап: сочинить сказку, применив полученные знания;

5 этап: оформить работу.

Рефлексия: расскажите (или напишите), какие трудности возникли у вас при создании сказки, что получилось хорошо, а что хотелось бы доработать. Добились ли вы того результата, которого хотели?

После изучения темы «Русские басни» авторы учебника предлагают выполнить следующий проект: организовать урок-конкурс, в котором несколько человек готовят рассказы о баснописцах; несколько учеников показывают инсценировки басен; «критики» оценивают работу и тех, и других, подводят итог изучения темы «Русские басни». Больше всего желающих, конечно, инсценировать басни. Поэтому группы организую по принципу – каждая группа готовит сообщение о баснописце и инсценирует его басни (не менее 2-х).

С удовольствием ученики пятых классов выполняют проекты, требующие подготовить электронную презентацию, так как они довольно хорошо справляются с созданием презентаций. Именно такое задание предложено после изучения повести-сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»: «Подготовьте электронную презентацию «Иллюстрации к сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Подберите к иллюстрациям цитаты из текста сказки, которые относятся к эпизодам, изображённым художниками». После обсуждения сказки и размышления над предложенной темой проекта были предложены и другие темы презентаций: «Сказка А. Погорельского и «Народная волшебная сказка», «Алёша и Чёрная курица» и др. Достоинства компьютерных презентаций в том, что они наглядны и информативны, облегчают восприятие информации слушателями. Создание презентаций – интересное, творческое дело, поскольку даёт возможность использовать самые разнообразные эффекты – цветовые и анимационные.

Особенное впечатление осталось от реализации проекта, предложенного после изучения темы «Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе». Авторами УМК было предложено организовать и провести в классе конкурс на лучшее чтение стихотворения о родной природе, распределив обязанности в группе: ведущие, чтецы, рецензенты, жюри. Получился настоящий концерт. При награждении победителей использовались открытки с литературной тематикой, поэтические сборники, спонсорами выступили родители обучающихся.

Формирование читательской компетентности – одно из важнейших направлений в педагогической практике. Задачи учителя: формирование у обучающихся социально необходимого уровня читательской компетентности. Развитию читательской компетентности способствует использование на занятиях элементов современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения, игровых технологий, информационных технологий.

Можно выделить несколько направлений, по которым идет работа.

Формирование и развитие читательских умений обучающихся во внеурочной работе.

Театральные гостиные (5 – 11 классы). Цель: развитие у обучающихся мотивации к чтению через творческую деятельность, осуществляемую ими на основе художественного текста.

Литературные гостиные в рамках декады русского языка и литературы. Обучающиеся не только рекламируют прочитанные и понравившиеся книги, но и представляют свои стихотворения и прозаические произведения.

«По страницам мировой художественной литературы» (5 – 11 классы). Цель: приобщить обучающихся к богатствам мировой художественной литературы, расширить интерес к чтению и переводу произведений англоязычных авторов. Организация литературных праздников совместно с учителями английского языка, направленных на расширение и углубление знаний о жизни и творчестве писателей мировой литературы. Инсценировки литературных произведений на русском и английском языках. Прослеживается высокий уровень групповой, самостоятельной работы учеников, дети демонстрируют навыки владения монологами на английском языке.

Проведение литературных конкурсов. Конкурс чтецов «Живая классика». Идёт формирование навыков владения речевой деятельностью и способами работы с информацией; расширение социокультурных знаний; повышение интереса к чтению как одному из видов речевой деятельности.

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Класс: 5.

Учебная дисциплина: литература, русский язык.

Форма работы: индивидуальная, в парах, фронтальная, групповая.

Цель: 1) ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

  • определять главную тему, общую цель или назначение текста;
  • определять назначение разных видов текстов;

2) находить в тексте требуемую информацию;

3) решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи:

  • ставить перед собой цель чтения;
  • выделять не только главную, но и избыточную информацию;
  • структурировать текст;
  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации;
  • интерпретировать текст, сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера;
  • обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов.

Описание приёма: составляется таблица из двух колонок. Левая колонка – толстые вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые могут быть развёрнутыми, подробными, более наполненными, обстоятельными и длинными. Правая колонка – тонкие вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые обычно получаются однозначными, короткими, по факту.

Работа по вопросам ведется в несколько этапов.

1 этап – обучающиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".

2 этап – обучающиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала – "тонкие", а потом "толстые".

3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в определенную колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам.

Рекомендации по использованию приёма «толстые и тонкие вопросы»:

  • можно при чтении текста разделить учеников на «специалистов» по тонким и толстым вопросам. Важно грамотно разделить группы, помнить о том, что задавать тонкие вопросы легче;
  • чтобы работа с данным приёмом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребёнок должен знать, как выполняют это задание его сверстники, в чём состоят их ошибки. После того как обучающиеся заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить её содержание;
  • при обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание обучающихся на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один;
  • окончанием работы с этим приёмом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу смогут использовать при подготовке к изложениям, сочинениям, проверочным работам, экзаменам.

Прием «Толстый и тонкий вопросы» можно использовать в следующих обучающих ситуациях:

  • для организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом, с проверкой домашнего задания. Затем они опрашивают друг друга, используя свои таблицы;
  • для начала беседы по изучаемой теме. Если же после небольшого вступления попросить обучающихся сформулировать хотя бы по одному вопросу в каждую графу, то можно судить об основных направлениях изучения темы, которые интересуют обучающихся;
  • для определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения темы. Часто учащиеся задают вопросы, не учитывая время, которое потребуется для ответа. Такие вопросы можно назвать неуместными и несвоевременными.

Описанный приём развивает умение оценивать уместность того или иного вопроса, хотя бы по временному параметру. Данная работа способствует развитию мышления и вниманию обучающихся, а также развивается умение задавать «умные» вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.

Продемонстрирую этот приём на примере фрагмента урока по литературе в 5 классе.

После изучения текста вступительной статьи обучающимся даётся задание составить 3 – 4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, затем поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу. В тетради может появиться такая запись:

1 урок по творчеству Л.Н. Толстого

Где родился?

Какую мысль пронёс в душе через всю жизнь? Почему?

Потомком каких двух знатных родов был Л.Н. Толстой?

Объясните, почему Л.Н. Толстой утверждал, что «образование есть потребность всякого человека».

Когда родился?

Как вы поняли, что есть «муравейное братство».

Первое литературное детское сочинение?

Почему писателю была интересна работа с крестьянскими детьми?

Где прошла юность?

Для кого организует школу в Ясной Поляне?

 

Один из способов развития компетенций – это решение на уроках литературы компетентностных задач, разработанных на основе метапредметного содержания образования. Само содержание задачи ориентировано на использование практических ситуаций, характерных для повседневной жизни. Компетентностная задача может содержать аудиовизуальную информацию (кадры из фильмов, отрывки из музыкальных произведений, карты, таблицы с цифровым материалом, графики, фотографии, рисунки и др.). Также задания могут носить прогностический характер (на основе анализа текста) или эвристический (формирование практических шагов в решении проблемы).

Так, при изучении романа А.Н. Толстого «Пётр Первый» возможно формирование представления о Петре Первом не только через художественный текст, но и с привлечением других отраслей знаний, в частности истории, искусства и др.

Для развития общекультурных и учебно-познавательных компетенций может быть предложено исследование эпизода из романа А.Н. Толстого «Петр Первый» и решение следующих компетентностных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ «Школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани на 2015-2016 учебный год

Представлен план работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ «Школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казанина 2015-...

План работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ «Школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани на 2015-2016 учебный год

Представлен план работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ «Школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Каза...

Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС по русскому языку и литературе

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития творческог...

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине ОУД. 01«Русский язык и литература : русский язык»

В соответствии с примерной программой ФГОС СПО  по дисциплине «Русский язык и литература: русский язык» решается комплекс задач: знать различия между языком и речью, функции языка как...

Презентация ФГОС по русскому языку и литературе

ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ...

Статья по теме «Современные образовательные технологии как одно из условий реализации ФГОС по русскому языку и литературе»

Статья по теме «Современные образовательные технологии как одно из условий реализации ФГОС  по русскому языку и литературе»...