Урок русского языка в 5 классе по теме:"Имя прилагательное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Чанцева Татьяна Владимировна

Урок будет полезен учителям русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_5_klass.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС ООО

                в 5 классе по теме «Имя прилагательное как часть речи».

 

Учебный  предмет:  русский  язык

Класс: 5

Учитель: Чанцева Татьяна Владимировна, МБОУ г.Иркутска СОШ № 28

Тема урока: « Имя прилагательное  как часть речи»

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока:

Деятельностные: создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников,

развитие  навыков  самоконтроля, схематичного  мышления, развитие  навыков  адекватной  самооценки.

Содержательные: сформировать понятие об имени прилагательном как самостоятельной части речи, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Используемые технологии: проблемного  обучения, здоровьесберегающие  технологии, информационно – коммуникационные.

ЭОР: http://pedsovet.su/, http://easyen/.ru

Техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.                                                          

Автор  УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова  и др. Русский язык. 5 класс : учебник  для общеобразовательных учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2015.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Мотивация

Цель этапа: включение учащихся

 в деятельность.

Включение в деловой ритм.

-У кого хорошее настроение? поднимите правую руку. Кто ждёт от урока что-то интересное? – поднимите левую руку. Кто не хочет ничего знать?- поднимите обе руки. Таких нет. Значит вы готовы к уроку.

Готовятся к работе.

Самоопределение  

Смыслообразование  

Подведение под понятие  

2.Актуализация знаний

 Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Интеллектуальная  разминка

Показываю слайды:

-   опишите словами, отвечающими на вопросы  какой? какая? какое?

Волк  -серый, хищный, жадный  

Лисица - рыжая, хитрая, ловкая  

Заяц -  косой, слабый, трусливый  

Медведь - большой, косолапый, неуклюжий

Солнце- яркое, ласковое, тёплое

-Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком идёт речь?

Работают в тетрадях. Узнают    слово по признакам.

Делают вывод, отвечая на проблемный вопрос.

Выборочная работа  

Логические действия  

Самоопределение  

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания  

3.Постановка учебной задачи 

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Ставит задачу определить тему урока.

 -Определите тему урока Записывает тему: "Имя прилагательное как часть речи".

-Поставьте цель урока. Что мы должны  сегодня  сделать?

Создаёт ситуацию успеха.

-Каждый из вас сегодня может получить  хорошую  оценку, сможет оценить свои знания и умения, может оценить знания другого.

На доске записаны  слова:

узнать                  определять

исследовать        думать      

выбрать              доказывать

искать                сравнивать

-Какой частью речи являются записанные слова? Что они обозначают? (действие)

-Можем мы сказать , что одна из наших задач сегодня действовать?

 Делают вывод.

Работают в тетрадях.

Записывают тему урока.

 

Извлечение необходимой информации из текста  

 

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками  

Подведение под понятие  

Постановка и решение проблем  

Целеполагание  

Общение и взаимодействие с партнёром  
Самоопределение  

4.Первичное закрепление и проговаривание вслух

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи

1.Организует  игру  "Я -учитель"

 Выборочный  диктант

-Что будете делать? (выбирать, записывать)

-Кто из вас был самым догадливым и догадался какое задание я дала своим  помощникам?

-Как справились с заданием мои помощники? Оценим их.

-Кто из вас не научился выделять имя прилагательное среди других частей речи?

2.Помогает в составлении  кластера (слайд)

-Что вы знаете об имени прил. обозначьте в схеме.

 -От какой части речи зависит имя прилагательное?

2 помощника (выходят к доске)  придумывают   и  называют слова разных частей  речи (сущ, прил, глагол)

 

Работают в тетрадях  

 

 

Выполняют творческое задание по составлению кластера в парах

Игровой момент  

Контроль  

Классификация  

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи

Блиц-проверка. Показываю слайд.  Даёт задание для самостоятельной работы в парах с образцом выполнения.

Осуществляет дифференцированный подход к учащимся.

1.Свеж.. трава, мелк.. дождь, хмур.. небо, интересн.. книгой, в голуб.. дали, надежн.. другу, пушист.. облака, в зимн.. пальто.

Образец: Свежая трава

(И.п.,ед.ч.,ж.р.)

-Что помогло вам справиться с заданием? Сделайте вывод о правописании падежных окончаний имен прилагательных.

  При проверке поставить + или –

2.Осуществляет проверку составления предложений по схемам.

Прочитать правило в учебнике. Работают самостоятельно в тетрадях.

Проверяют, ставят +  или -делают вывод.

Работа в парах  

Самоопределение  

Выполнение действий по алгоритму  

Коррекция  

Музыкальная физминутка

 Сейчас проверим, какие вы внимательные  слушатели. Слушая песню ( прил - хлопок).

Похлопайте сами себе.

-Каким представляется музыкальное произведение с именами прилагательными?(более понятным)

-Составим  предложения, используя     имена прилагательные из словаря учебника.

Проблемный ? Можно ли описать картину только именами существительными или глаголами? Докажите.

-Опишите картину только сущ, добавьте глаголы и прил,

 (Иллюстрация на доске).

-Какую роль играют имена прилагательные  в описании? (Украшают нашу речь, делают её более выразительной, красивой, понятной другим).

        6. Включение в систему знаний и повторение

Цель: закрепить  полученные знания

1Мини-проект ученицы "Сказка  про Мию" (показываю слайды) Краткий пересказ самой ученицы сказки.

 2.Задаёт вопросы классу:

Проблемный вопрос: «Можно ли описать внешность человека или собаку   без использования прилагательных?»

-Назовите главных героев сказки.

Опишите  именами прилагательными щенка. Что можно сказать о щенке по данным прилагательным? (Характеризуют, показывают какой характер, особенности) .

-Определите тип сказки(бытовая с элементами волшебства)

-Идея сказки? Какими мыслями хотел поделиться автор? (Взаимопомощь, дружба)

  Запись на доске. Записать 1 народную  мудрость:

 Помоги и тебе помогут.

Без друга в жизни туго.

Без хорошего друга (м.р. ед.ч, Р.п) не узнаешь своих ошибок.

-Нам нужно быть мудрыми в жизни? 

3.Помогает найти соответствие (слайд)

- Как называются слова из правого столбика? (эпитеты)

- Для чего используются эпитеты в речи?

        Вспоминают пройденный материал.

Заканчивают предложение (по заданному началу).

Работают в группах, придумывая слова и составляя предложения  

 

Постановка и формулирование проблемы  

Работа в группах  

Составление предложений по схеме  

Задание  творческого характера  

Способность действовать с учётом позиций других  

7. Рефлексия

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности

        Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. Оцените свою деятельность именами прилагательными. Организует рефлексию. Обобщает сказанное.

Итоговая  рефлексия (слайд):

Я похвалил бы себя…";

"Особенно мне понравилось…";

"После урока мне захотелось…";

"Я мечтаю о …";

"Сегодня мне удалось…";

"Я сумел…";

"Было интересно…";

"Было трудно…";

"Я понял, что…";

"Теперь я могу…";

"Я почувствовал, что…";

"Я научился…";

"Меня удивило…" и т. п.

-Что мы хотели выяснить на уроке?

-Что нам удалось узнать?

-Мы ответили на поставленный вопрос?

-Что было самым важным на уроке?

-Кто хочет кого-нибудь похвалить?

Благодарит за работу. Оценивает ответы. Поблагодарите себя и товарищей за сотрудничество.

Оцените свою деятельность

        Составляют внутреннюю речь.

Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу  на листах оценивания.

Рефлексия способов и условий действий  

Контроль и оценка результатов деятельности  

Самооценка  

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха)  

        8. Домашнее задание

Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению.

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.

1. Показать портрет Есенина. Выписать отрывок любого  стихотворения, автор С.А.Есенин, подчеркнуть имена прилагательные.

2. Поработать с орфографическим словарём, выписать 10 имён прилагательных. 1 написать толкование.

3.упр.110 письменно

 

Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.

Дифференцированные  задания  

И.о. директора   МБОУ г.Иркутска СОШ№ 28                                                                                                         Т.Д.Лисенкова

Заместитель  директора  по  УВР                                                                                                                            С.Ю.Семёнова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"

Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок  проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....

Урок русского языка 7 класс по теме "Категория состояния как часть речи"

Данный урок - это урок изучения нового материала, цель которого познакомить обучающихся с категорией состояния как частью речи...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"

Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Имя прилагательное как часть речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Имя прилагательное как часть речиЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о новой части речи – прилагательное; формирование умени...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Имя прилагательное как часть речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Имя прилагательное как часть речиЦели деятельности учителя: актуализация и закрепление знаний об имени прилагательном как части речи; совершенствование умения зад...