Знатоки русского языка
план-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс)

Полякова Татьяна Викторовна

Материал внеклассного мероприяти может быть использован как повторение и закрепление знаний учащихся 6 и 7 классов по теме "Лексике".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_russkomu_yazyku_6_7_klass.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку

«Знатоки русского языка» для 6-7  классов

Цели мероприятия:

В игровой форме привить учащимся интерес к изучению русского языка,         сформировать у них желание самостоятельно заниматься языком.

Задачи:

  1. повторить пройденный материал по различным разделам лингвистики;
  2. использовать творческий потенциал учащихся;
  3. формировать умение работать в группе;
  4. воспитывать любознательность, любовь к родному языку

  1. Вступительное слово учителя:

Сегодня у нас необычное мероприятие, мы проводим турнир знатоков русского языка. Выиграет та команда, которая лучше справится со всеми заданиями.

Многие из вас воспринимают русский язык только как школьный предмет. Наверное, некоторым он кажется немного скучноватым, трудным, требующим много времени и внимания. Но это не совсем так. Если посмотреть на него с другой стороны, то окажется, что Русский язык – удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного, очень интересного.  

Ребята, а вы знаете, что означает слово Лингвистика? (наука о языке)

Лингвистика имеет разделы – это и будут наши станции, на которых мы остановимся.

Разминка.

     Я уверена, все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Сейчас чтобы немного размяться мы будем их вспоминать. Конкурс «Собери пословицу». На карточках даны перепутанные пословицы. Ваша задача – соединить их правильно за 2 минуты.

1.Семь раз отмерь -                                        а)  лучше худого ворчанья.

2.Без грамоты хоть плачь   –                         б)  торопись делом.

3.Веревка хороша длинная –                         в) кто слушает — собирает (пожинает).

4.Бояться несчастья –                                     г) а беседа умом.

5.Не спеши языком,                                        д) и счастья не видать

6.Кто говорит, тот сеет;                                  е) великое слово.

7.Доброе молчанье                                          ж) а один раз отрежь

8.На великое дело –                                         з) вылетит – не поймаешь.

9.Красно поле пшеном,                                   и) а с грамотой хоть вскачь.

10.Слово не воробей:                                       к) а речь короткая.

Первая станция «Фонетика»

1. В имени какого богатыря гласных больше, чем согласных?

Ведущий раздает карточки с заданием.

(Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)

2. Команде необходимо найти слова, в которых есть звук [ с ]

(просьба, синий, косьба, слушать, сиять, синеть, собака, счет, воз)

Ответ: слушать, собака, воз.

3.Перед вами затранскрибированное предложение. Прочитайте его и запишите с помощью букв.

Словарь – это вся внутренняя история народа.

c л а в а р – э т о ф с а в н у т р э н а j а и с т о р и j а н а р о д а

           Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

и с т и н а j а   л у б о ф   к с в а j э j   с т р а н э   н и м ы с л и м а   б э з   л у б в и   к с в а j э м у   j а з ы к у

Станция «Лексика»

  1.  Подбери  синонимы  к словам:

 

Работа -

Состязание -

Болтать  - 

Добрый  - 

Печаль -

Смеяться -

Спешить -

Гигантский -

Беседа  -

Невесомый -

Бродить  - 

Тощий  -

  1.  Определить лексическое значение слов, с которыми вы познакомились при чтении повести «Ночь перед Рождеством»:

Ланиты -

Кожух –

Черевички –

Парубок –

Щедровки –

Шинок –

Голова –

Галушки, клецки –

 

Станция «Словообразование»

  1. От корня слов так же, как от дерева, идут новые ростки – однокоренные слова. Чье дерево ветвистее, та команда и выигрывает.  (исходное слово: «говор»)
  2. Выполнить морфемный разбор слов: призадуматься, свежемороженый, выращивание.

Станция «Синтаксис»

  1.  «Покажи предложение»

У каждой команды на столе лежат карточки с обозначениями членов предложения. Задача каждой команды - правильно и быстро изобразить это предложение. Выигрывает та команда, которая первая закончила показ фразы.

Мы храним богатство нашего языка, бережно и аккуратно обращаемся со словом.

  1. Расставьте знаки препинания в предложениях.
  1.  Дружба  давнее понятие.
  2. Птица сильна крыльями, а человек дружбой  гласит  народная мудрость.
  3. Верный друг никогда не обманет  не предаст.
  4. Каждый из нас конечно же хочет иметь настоящего товарища.
  5. В настоящем друге привлекают многие положительные качества  терпение внимание  уважение  верность  отзывчивость.
  6. Кай и Герда  Чук и Гек  Тимур и его команда  многие герои литературных произведений учили нас никогда не бросать друга в беде.
  7. Кот Леопольд повторял Ребята  давайте жить дружно.
  8. Хороший друг  как путеводная звезда  будет идти с тобой по жизни плечом к плечу.

Станция «Текстоведение»

  1. Команды в течение 5 минут должны написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву «п». Побеждает та команда, в рассказе которой слов больше.
  2. Прочитайте и разделите текст на абзацы.

Русская зима

      Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.

                                                                                                        (По И. Соколову-Микитову.)

  1. Составить стихотворение в прозе «Русский язык».

   Подведение итогов жюри.

 Конкурс  «Блиц-опрос»

Команды по очереди отвечают на вопросы ( за каждый правильный ответ – 1 )

1. Часть речи, обозначающая предмет (Существительное)

2. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (Антонимы) 

3. Он бывает между корнем и окончанием в слове (Суффикс) 

4. Неопределённая форма глагола. (Инфинитив)

5. Изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение)

6. Часть слова без окончания. (Основа)

7. Член предложения, отвечающий на вопрос, какой? чей? (Определение)

8. Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное)

9. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы. (Фонетика)

10. Сколько букв в русском алфавите? (33)

Награждение команд.

4. Заключительное слово учителя:

- Мир знаний необъятен, и человек  не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное. Благодарю за игру!

Удачи и терпения в познании нового!

        

Приложение

Разминка

1.Семь раз отмерь -                                        а)  лучше худого ворчанья.

2.Без грамоты хоть плачь   –                         б)  торопись делом.

3.Веревка хороша длинная –                         в) кто слушает — собирает (пожинает).

4.Бояться несчастья –                                     г) а беседа умом.

5.Не спеши языком,                                        д) и счастья не видать

6.Кто говорит, тот сеет;                                  е) великое слово.

7.Доброе молчанье                                          ж) а один раз отрежь

8.На великое дело –                                         з) вылетит – не поймаешь.

9.Красно поле пшеном,                                   и) а с грамотой хоть вскачь.

10.Слово не воробей:                                       к) а речь короткая.

  1. Семь раз отмерь - а один раз отрежь
  2. Без грамоты хоть плачь   – а с грамотой хоть вскачь.
  3. Веревка хороша длинная – а речь короткая.
  4. Бояться несчастья – и счастья не видать
  5. Не спеши языком, торопись делом.
  6. Кто говорит, тот сеет; кто слушает — собирает (пожинает).
  7. Доброе молчанье лучше худого ворчанья.
  8. На великое дело – великое слово.
  9. Красно поле пшеном, а беседа умом.
  10. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

1-ж, 2-и, 3-к, 4-д, 5-б, 6-в, 7-а, 8-е, 9-г, 10-з.

Первая станция «Фонетика»

1. В имени какого богатыря гласных больше, чем согласных?

 (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)

2. Команде необходимо найти слова, в которых есть звук [ с ]

(просьба, синий, косьба, слушать, сиять, синеть, собака, счет, воз)

Ответ: слушать, собака, воз.

3.Перед вами затранскрибированное предложение. Прочитайте его и запишите с помощью букв.

Словарь – это вся внутренняя история народа.

c л а в а р – э т о ф с а в н у т р э н а j а и с т о р и j а н а р о д а

           Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

и с т и н а j а   л у б о ф   к с в а j э j   с т р а н э   н и м ы с л и м а   б э з   л у б в и   к с в а j э м у   j а з ы к у

Станция «Лексика»

  1.  Подбери  синонимы  к словам:

 

Работа - труд

Состязание - борьба

Болтать  - разговаривать

Добрый  - отзывчивый

Печаль - грусть

Смеяться – улыбаться

Спешить - торопиться

Гигантский - большой

Беседа  - разговор

Невесомый - легкий

Бродить  - ходить

Тощий  - худой

  1.  Определить лексическое значение слов, с которыми вы познакомились при чтении повести «Ночь перед Рождеством»:

Ланиты - щеки;

Кожух – верхняя одежда из кожи;

Черевички – башмачки;

Парубок – молодой человек;

Щедровки – песенки, которые распевала молодежь в канун Нового года

Шинок – кабак;

Голова – должность, глава села на Украине;

Галушки, клецки – кусочки теста, сваренные в воде или молоке.

 

Станция «Словообразование»

  1. От корня слов так же, как от дерева, идут новые ростки – однокоренные слова. Чье дерево ветвистее, та команда и выигрывает. (исходное слово: «говор»)
  2. Выполнить морфемный разбор слов: призадуматься, свежемороженый, выращивание.

Станция «Синтаксис»

  1.  «Покажи предложение»

У каждой команды на столе лежат карточки с обозначениями членов предложения. Задача каждой команды - правильно и быстро изобразить это предложение. Выигрывает та команда, которая первая закончила показ фразы.

Мы храним богатство нашего языка, бережно и аккуратно обращаемся со словом.

  1. Расставьте знаки препинания в предложениях.
  1.  Дружба – давнее понятие.
  2. «Птица сильна крыльями, а человек дружбой»,- гласит  народная мудрость.
  3. Верный друг никогда не обманет, не предаст.
  4. Каждый из нас, конечно же, хочет иметь настоящего товарища.
  5. В настоящем друге привлекают многие положительные качества: терпение, внимание, уважение, верность, отзывчивость.
  6. Кай и Герда, Чук и Гек, Тимур и его команда - многие герои литературных произведений учили нас никогда не бросать друга в беде.
  7. Кот Леопольд повторял: «Ребята, давайте жить дружно».
  8. Хороший друг, как путеводная звезда, будет идти с тобой по жизни плечом к плечу.

Станция «Текстоведение»

  1. Команды в течение 5 минут должны написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву «п». Побеждает та команда, в рассказе которой слов больше.
  2. Прочитайте и разделите текст на абзацы.

Русская зима

      Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.                                                                                                                                    

 (По И. Соколову-Микитову.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Конкурс знатоков русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку, проведенное с учащимися 5 - 8 классов   в рамках недели русского языка и литературы....

интеллектуальная игра по русскому языку "знатоки русского языка"

игра может проводиться в 6-7 классах, как  внеклассное мероприятие по русскому языку...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка".

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-6 классов. Интересные задания по морфемике, морфологии, синтаксису, пунктуации, культуре речи, фразеологии....

Внеклассное мероприятие -конкурс по русскому языку "Знатоки русского языка"

Конкурс "Знатоки русского языка" можно провести в классе или между классами в рамках недели русского языка.В сценарии есть задания не только командам, но и болельщикам.Конкурс сопровождается презентац...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Лингвистический КВН «Знатоки русского языка»"

Мероприятие Лингвистический КВН «Знатоки русского языка» для 6го класса...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6 класса "Турнир знатоков русского языка"

Данное мероприятее  можно проводить в рамках  месячника  по русскому языку и литературы, а так же во внеурочное время на факультативных занятиях.   Целями проведения мероприятия яв...

Внеклассное мероприятие по русскому языку Турнир знатоков русского языка

Развивать у детей понимание того, какую роль играет русский язык в современном мире и нашем многонациональном государстве....