Орфоэпия. Орфоэпические нормы.
план-конспект занятия по русскому языку (10 класс)

Целью занятия "Орфоэпия. Орфоэпические нормы"  в группе обучающихся СПГБПОУ Целью занятия "Орфоэпия. Орфоэпические нормы" для преподавателя являются следующие цели:

  1. образовательные: создание условий для самостоятельного поиска новых знаний и закрепления практических умений и навыков;
  2. развивающие: развитие самостоятельности мышления, частично-поискового подхода и элементов проблемного обучения;
  3. воспитательные: пробуждение познавательного интереса к изучению русского языка, формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Для обучающихся:

1.Овладть орфоэпическими нормами русского языка для практического применения в профессиональной и обыденной жизни.

2.Соблюдать орфоэпические нормы современного русского литературного языка для профессиональной реализации.

3.Выполнить практические задания с соблюдением орфоэпических норм современного русского литературного языка.

Учебная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 29.01.25 Переплетчик (технологический профиль) с учетом профессиональной направленности программ СПО, реализуемых в СПГБПОУ "ОМЛ". Урок проводился в рамках цикла уроков по внедрению методики преподавания 8-ми общеобразовательных дисциплин СПО, реализуемых на базе основного общего образования в связи с присвоением статуса Федеральной инновационной площадки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия № 17

по теме   Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

тип урока изучение нового материала

дисциплина  Русский язык

группа 122                                                 

преподаватель   Васенкова Л.А.

оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация по теме «Орфоэпия. Орфоэпические нормы», раздаточный материал – карточки, словари (орфографические и орфоэпический), рабочие тетради.

 Цели для обучающегося

1.Овладть орфоэпическими нормами русского языка для практического применения в профессиональной и обыденной жизни.

2.Соблюдать орфоэпические нормы современного русского литературного языка для профессиональной реализации.

3.Выполнить практические задания с соблюдением орфоэпических норм современного русского литературного языка.

Цели для преподавателя

  1. образовательные: создание условий для самостоятельного поиска новых знаний и закрепления практических умений и навыков;
  2. развивающие: развитие самостоятельности мышления, частично-поискового подхода и элементов проблемного обучения;
  3. воспитательные: пробуждение познавательного интереса к изучению русского языка, формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Основные понятия, термины

Орфоэпия

Ударение

Орфоэпический словарь

Орфографический словарь

Мнемотехника

Формируемые образовательные результаты

• личностных:

ЛР 06 - готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

ЛР 07 - навыки сотрудничества со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской деятельности;

• метапредметных:

МР 08 - владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

• предметных:

ПРб 01 - сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

ПРб 03 - владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.

ОК 1 – понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2 – организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

ОК 4 - осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Этап занятия, время этапа

Цель этапа

Методы/технологии

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Оргмомент

(1мин.)

создать мотивацию к учебной деятельности

Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. Подготовка учащихся к восприятию материала.

2. Актуализа-ция знаний

2.1 Беседа (1мин.)

развивать у учащихся системное мышление

Беседа

Готовит аудиторию к восприятию материала, задает вопросы

-Что имел ввиду Сократ?

- Допускаем ли ошибки в своей речи и пытаемся ли их предупредить?

Отвечают на вопросы

2.2 Прослуши-вание стихотворения. (2мин.)

развивать у учащихся аналитические способности

Чтение стихотворения обучающимся

Приглашает послушать стихотворение, задает вопросы

- А в вашей жизни бывали подобные ситуации, когда вы не были уверены в произношении слова?

- Как вы выходили из них?

- А может, вы вообще не обращаете внимание на произношение или вам режет слух неправильная речь?

Так как же правильно: «твОрог» или «творОг»? ФорзАц или фОрзац?

Слушают стихотворение Громова «Шутка» и обсуждают его, отвечают на вопросы.

ЛР 06

ПРб 01

3. Формули-рование  цели

(1мин.)

формировать у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели

Беседа

Готовит аудиторию к восприятию материала, просит определить цель урока.

– Давайте сформулируем вместе тему сегодняшнего урока. 

– Сформулируйте сами цели, которые вы поставите для себя на сегодняшнем уроке. Запишите их.

Давайте совместно зададим себе проблемный вопрос: А нужно ли изучать такую науку, как ОРФОЭПИЯ? Зачем нам, переплетчикам, такая наука? Почему важно знать орфоэпические нормы?

Выводят цель учебной деятельности. записывают тему урока.

МР 08

ОК 1

4. Фронталь-ный опрос.

4.1 Беседа по вопросам

(5 мин)

развивать у учащихся системное мышление и аналитические способности

Устный опрос

Задает вопросы

- Как называется раздел языкознания, изучающий нормативное произношение слов? (орфоэпия)

- С какими разделами языка связана орфоэпия? (фонетика, графика)

- Что необходимо, чтобы овладеть орфоэпией? (Надо уметь слышать и анализировать звучащее слово).

- Что такое ударение? (выделение одного из слогов в слове с помощью усиления голоса или повышения тона).

- Что вы можете рассказать об ударении?

Отвечают на вопросы

ЛР 06 ЛР 07 МР 08

ПРб 01

4.2Лингви-стическая справка

(1 мин.)

Расширить знания лингвистических терминов

Знакомство с информацией

Предлагает послушать подготовленного обучающегося

 

Слушают подготовленного обучающегося

ЛР 06

ПРб 01

ПРб 03

5. Работа с таблицей.

(5 мин.)

Проверить знания по теме «Особенности русского ударения»

Просмотр таблицы

Комментирует таблицу, задает вопросы

- Назовите вторую особенность ударения, прочитайте пояснения и примеры.

- Какова третья особенность?

- Знакомимся с четвёртой особенностью.

- И пятая особенность русского ударения?

Рассматривают таблицу, слушают комментарий преподавателя, отвечают на вопросы

ПРб 01

ПРб 03

ОК 2

6. Практичес- кое применение знаний постановки ударения.

(5 мин.)

Использовать имеющиеся знания по теме

Индивидуаль-ный опрос

Объясняет суть задания:

- расставьте ударение в словах;

- прочтите слова, составляя с ними словосочетания.

Объясняет, что первый поднявший руку и произнесший верный ответ, получит бонусный жетон для итогового суммирования.

Расставляют ударение в словах, читают слова, составив с ними словосочетания.

Оценивание происходит путем взаимопроверки и взаимоконтроля по шкале.

  • без ошибок - 2 б.
  • 1 ошибка - 1 б.
  • более 1 ошибки - 0 б.

ЛР 06

МР 08

ПРб 01

ОК 1

7. Исследова-тельская работа в парах

(7 мин.)

Развивать способности к исследователь-ской и поисковой, аналитической деятельности

Выполнение заданий

Предлагает обратиться к разложенным на партах листам с заданием и орфографическим словарям и сформулировать правило, которому подчиняется постановка ударения в указанных словах. После проверки каждого задания правило записывается в тетрадях.

  1. Трубопровод, газопровод, мусоропровод, нефтепровод, водопровод. 

2. Филолог, психолог, каталог, эпилог, пролог. 

3. Немота, глухота, икота, зевота, духота, красота, дремота, ломота. 

Расставляют ударения в словах, используя орфоэпический словарь. Формулируют правило, которому подчиняется постановка ударения в этих словах.

После проверки каждого задания правило записывают в тетрадях.

ЛР 06 ЛР 07

МР 08

ПРб 01

ПРб 03

ОК 1

ОК 2

ОК 4

8. Подготовка к домашнему заданию. (1мин.)

Развитие креативных способностей.

Устное индивидуальное сообщение

Рассказ о способах удержания в памяти полезной информации.

Слушают информацию.

ОК 1

9. Групповая работа.

(12мин.)

Формировать основы теоретического мышления, умения обобщать, делать выводы, стимулируя активное участие обучающихся в учебной деятельности.

Письменный фронтальный опрос

Объясняет задание и систему его оценивания.

 

Слушают условия выполнения задания.

Самостоятельно перечитывают и выполняют задания:

Работают в группах над дифференцированными лингвистическими заданиями:
а) Выбрать из списка предложенных слов такие, которые могут быть объединены общим лексическим значением;
б) Расставить в выбранных словах ударения;
в) Договориться о тематике и идейном содержании будущего текста;
г) Каждому в группе составить одно предложение для общего текста, используя одно (несколько) слов из выбранной группы слов;
д) Записать получившийся текст;
е) Выбрать выступающего и прочитать получившийся текст.
Представители каждой группы выступают с результатами индивидуально-коллективной деятельности.
Оценивание:

Группы оценивают (по цепочке) текст по критерию А, добавляют оценку учителя по критерию Б, выставляют общий балл за работу группы.

ЛР 06 ЛР 07

МР 08

ПРб 01

ПРб 03

ОК 1

ОК 2

ОК 4

10. Задание на дом

(1 мин.)

Дать установку на применение полученных знаний

Контроль

Поясняет домашнее задание: придумать «запоминалки» со словами: договОр (и договОры),

жалюзИ, завИдно, красИвее, мастерскИ

Записывают домашнее задание, задают вопросы.

МР 08

ОК 1 

6. Подведение итогов:

6.1 Рефлексия.

(1 мин.)

6.2. Оценка (2мин.)

Формировать у учащихся способности оценивать свою деятельность

Письменный фронтальный опрос

Организует выставление знаков-символов по результатам личной работы, собирает тетради.

Выставляет оценки за работу на уроке. Напоминает, что индивидуальные оценки будут выставлены после проверки тетрадей, на следующем уроке.

Выставление знаки-символы по результатам личной работы.

МР 08

ОК 1 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой практикум «Языковые нормы. Орфоэпические нормы»

Речевой практикум «Языковые нормы. Орфоэпические нормы»  позволяет повторить материал по теме и подготовиться к экзамену по русскому языку. В первой части «Практикума» учащиеся повторяют языковые...

Урок в 9 классе.Фонетика.Орфоэпия.Орфоэпические нормы современного русского языка.

Материалы к уроку позволяют обобщить и систематизировать знания учащихся по фонетике и орфоэпии, отработать орфоэпические нормы современного русского языка в процессе работы над устной речью учащихся,...

Готовимся к ЕГЭ. Орфоэпические нормы

Как установлено учёными, большая часть слов русского языка отличается фиксированным ударением (96 %), однако оставшиеся 4 % и являются наиболее употребительными словами, составляющими частотную ...

Подготовка к ЕГЭ. Орфоэпические нормы

Данный материал представляет собой тестовые задания, связанные с орфоэпическими нормами.  Предназначен для подготовки учащихся 10  классов к ЕГЭ....

Подготовка к ЕГЭ А 1. Орфоэпические нормы

Подготовка к ЕГЭА 1. Орфоэпические нормы    В каком слове неверно – верно  выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?1. неверно1) экспЕрт2) звонИтЗ) премировАть4) пОняла2. ...

Орфоэпические нормы. Задание типа А1

Презентация содержит материал, позволяющий повторить теоретический материал, и тестовые задания, определяющие уровень подготовки выпускников к ЕГЭ по теме "Орфоэпические нормы  русского языка" (з...