программа элективного курса "От текста к творчеству 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Белогурова Елена Филимоновна

программа элективного курса "От текста к творчеству 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elekt_kurs_tekst_ot_slova.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса «Текст: от слова к творчеству»

Программа элективного курса рассчитана на учащихся 10-х  классов и предполагает реализацию в течение 1 года (34 часа).    Актуальность программы «Текст: от слова к творчеству» определяется тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения.

Цель данной программы:

реализовать интерес к творчеству, активизировать языковые и речевые навыки учащихся, восполнить пробелы в работе с текстом.

Задачи:

-систематизировать, закрепить и углубить знания о тексте;

-обеспечить практическое использование знаний и умений по созданию собственного текста;

-способствовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

- развивать способности личностной аргументации в изложении собственного мнения.

Общая характеристика предмета

Элективный курс «Текст: от слова к творчеству» имеет практическую направленность. Работа по программе курса предполагает не только формирование круга знаний учащихся, но и развитие у них навыков самостоятельного постижения смысла различных текстов с опорой на выявление закономерностей художественной формы, умений формулировать свои суждения о прочитанном. В основе курса лежит повторение, систематизация и углубление сведений о тексте.

Данный курс позволяет работать над развитием умения воспринимать и понимать первичный текст, умения выражать собственное мнение, доказывать его, используя примеры исходного текста. Программа курса предполагает выход за рамки учебной программы по русскому языку, поэтому учащиеся познакомятся с высокохудожественными текстами, различными видами их анализа, приобретут навык создания собственного, при этом логично выстроенного.

Результаты освоения курса

Личностные:

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:  

  • владение различными видами речевой деятельности: способность извлекать информацию из различных источников ; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;  
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

Предметные:

  • кратко излагать основное содержание текста  различных стилей;
  •  составлять тезисы и конспекты;
  • строить связное аргументированное высказывание на различные темы по данным материалам;  
  • создавать тексты собственного сочинения на свободную тему в разных жанрах и стилях речи

Содержание курса

Текст. Тема текста. Понятие о тексте. Основные признаки текста: цельность и связность. Тема и идея текста. Способы выражения темы текста. Заглавие. Начало и конец текста. Ключевые слова в тексте, их функциональная нагрузка. Поиск в смысловых частях ключевых слов. Практическая работа с текстом: определение темы проблем исходного текста.

Способы связи предложений в тексте. Синтаксис текста. Предложения в составе текста. Способы связи предложений в тексте. Лексические средства связи предложений в тексте (лексические повторы, синонимы, антонимы, оксюмороны, гиперонимы и т. д.). Грамматические средства связи предложений в тексте. Союзы и местоимения в связующей функции. Обнаружение внутри смысловых частей местоименной и союзной связи между предложениями. Именительный представления как средство связи. Парцеллированные конструкции. Отрыв члена предложения или придаточного предложения от базовой части. Семантика отчленяемого фрагмента. Наблюдения над разнообразными способами связи предложений в тексте и смысловых частях текста.

Типы речи. Понятие о типах текста (речи). Повествование. Языковые средства выражения повествования. Описание. Языковые средства выражения описания. Рассуждение. Построение рассуждения. Языковые средства выражения рассуждения. Практическая работа. Определение типа речи в частях текста.

Стиль текста. Понятие стиля теста. Тексты разных стилей. Общее знакомство с проблемой «Языковое выражение художественного, публицистического, научного стилей». Особенности текстов публицистического и художественного стиля. Разноаспектный анализ текстов различных стилей.

Средства выразительности текста. Средства художественной выразительности текста. Лексические средства выразительности текста. Тропы как средство выразительности художественного текста. Синтаксические средства выразительности текста. Стилистические фигуры как средство выразительности текста. Определение средств художественной выразительности в тексте. Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих текст

Сочинение-рассуждение на основе текста. Основные требования к сочинению. Критерии оценивания сочинения. Композиция сочинения. Виды и формы вступления. Виды заключения. Типы проблем исходных текстов. Способы выявления проблемы. Ошибки при формулировании проблемы. Авторская позиция в художественном тексте. Выявление авторской позиции. Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод. Речевое оформление сочинения. Виды ошибок. Написание сочинения по прочитанному тексту. Варианты окончаний работы. Способы логического завершения сочинения.

Тематическое планирование

№№

Тема

Количество часов

Понятие о тексте. Основные признаки текста

1

Первоначальная работа с текстом. Тема и идея текста.

1

Способы выражения темы текста. Заглавие.

1

Ключевые слова в тексте, их функциональная нагрузка.

1

Практическая работа. Определение темы и проблем исходного текста.

1

Способы связи предложений в тексте.

1

Лексические средства связи (лексические повторы, синонимы, антонимы и т.д.).

1

Грамматические средства связи. Союзы в связующей функции.

1

Местоимения,  использование их в связующей функции.

1

Именительный представления как средство связи. Парцелляция.

1

Практическая работа. Определение способа связи предложений в тексте.

1

Понятие о типах речи. Повествование. Языковые средства выражения повествования.

1

Описание. Языковые средства выражения описания.

1

Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения.

1

Практическая работа. Определение типа речи в частях текста.

1

Понятие стиля теста.

1

Особенности текстов публицистического стиля.

1

Особенности текстов художественного стиля.

1

Средства художественной выразительности текста.

1

Лексические средства выразительности текста.

1

Тропы как средство выразительности художественного текста.

1

Синтаксические средства выразительности текста.

Стилистические фигуры как средство выразительности текста.

1

Практическая работа. Определение средств художественной выразительности в тексте.

1

Основные требования к сочинению. Критерии оценивания сочинения.

1

Композиция сочинения. Виды и формы вступления. Виды заключения.

1

Типы проблем исходных текстов. Способы выявления проблемы текста. Ошибки при формулировании проблемы.

1

Комментарий к проблеме текста. Особенности написания комментария к проблеме текста.

1

Авторская позиция в художественном тексте. Выявление авторской позиции.

1

Речевое оформление сочинения. Виды ошибок.

1

Практическая работа. Написание сочинения по прочитанному тексту.

1

1

Практическая работа. Анализ оценки сочинения по прочитанному тексту.

1

Практическая работа. Анализ ошибок сочинения по прочитанному тексту.

1

                   Итого: 34 часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Основные мотивы творчества Марины Цветаевой".

Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Творчество Марины Цветаевой» (всего 3 часа). Школьная программа не даёт возможности подробно изучить творчество Марины ...

Программа элективного курса «Декоративно-прикладное творчество»

Занятия курса позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: знакомство с разными видами декоративно-прикладного искусства (бисероплетение,  тестоластика, извонить)....

Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)

Элективный курс составлен  для  учащихся 9 класса основной школы,  интересующихся творчеством Солоухина  и проявляющих интерес к  литературоведению. Он может помочь одарённым ...

Программа элективного профильного курса (10-11 класс). Концепт «гражданственность» как основной мотив творчества русских писателей XX века.

Данный курс призван выявить гражданскую направленность произведений русской художественной литературы XX века. Дает возможность осознать, что гражданственность должна войти в систему этических понятий...

"Творчество А. С. Пушкина в музыкальных произведениях" программа элективного курса для 8-9 классов

quot;Творчество А. С. Пушкина в музыкальных произведениях" программа элективного курса для 8-9 классов....

Учебная программа элективных курсов для учащихся 8 класса «Теория и практика работы с текстом. Подготовка к ОГЭ»

В соответствии с ФГОС основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность. Особое место в образовательной пр...