Программа внеурочной деятельности "В гостях у сказки"
рабочая программа по русскому языку

Не умаляя достоинства других предметов в школе,  литература – это предмет, в большей мере формирующий личность. В основе уроков литературы лежит принцип гуманизации: именно нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний-убеждений. Именно на уроках литературы у ребят могут быть воспитаны такие важнейшие качества личности, как патриотизм, познавательная потребность, нравственные основы, эмоциональная чувствительность (осмысление высоких духовных материй и ценностей: Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь), постижение красоты окружающего мира, уважение к людям.

Но как сделать чтение художественной литературы делом, жизненно важным для подростков, как пробудить у них интерес к вдумчивому чтению? Сегодня это, пожалуй, для каждого из нас большая проблема.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost_v_gostyah_u_skazki.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР________________

Е.А.Юркина

«Рассмотрена»

_____________Л.А.Крякина

Руководитель ЛМО классных руководителей

Протокол №____ от_______

«Утверждена»

Директор___________

М.Б.Серова/

Приказ №___ от________

                                                                                                       

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей №2 имени В.В.Тихонова»

г.о. Павловский Посад

Московской области

ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

1 класс.

Срок реализации:2019-2020 учебный год.

Автор: Юркина Е.А.

Июнь 2019 г.

Пояснительная записка

        Не умаляя достоинства других предметов в школе,  литература – это предмет, в большей мере формирующий личность. В основе уроков литературы лежит принцип гуманизации: именно нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний-убеждений. Именно на уроках литературы у ребят могут быть воспитаны такие важнейшие качества личности, как патриотизм, познавательная потребность, нравственные основы, эмоциональная чувствительность (осмысление высоких духовных материй и ценностей: Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь), постижение красоты окружающего мира, уважение к людям.

Но как сделать чтение художественной литературы делом, жизненно важным для подростков, как пробудить у них интерес к вдумчивому чтению? Сегодня это, пожалуй, для каждого из нас большая проблема.

Решить эту проблему помогает соблюдение нескольких условий:

1)Глубокое понимание слова «гуманизм» (гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей; система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе.

2)Урок литературы – это человекоформирующий процесс: урок-общение, а не просто работа; это искусство, а не только учебное занятие; жизнь, а не часы в расписании; не аргументы и факты, а открытия, совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе.

3)Формула личностного подхода: любить+понимать+принимать+сострадать+помогать.

4)Важна вариативность занятий (одна из любимых детьми форм – это встречи в детской библиотеке).

Чтение…При всех изменениях внешних обстоятельств оно остается незаменимым способом индивидуального самосовершенствования, противостоящим всевластию так называемой массовой культуры. Чтение – это разговор с интересным и умным собеседником, требующий внимания, работы мысли. Работы приятной, способной доставлять наслаждение. Стоит заметить, что все мы так хорошо научились работать плохо, что рассматриваем в большинстве своем работу лишь как средство к существованию и нам недоступно сплошь и рядом высшее наслаждение человека в жизни – самореализация личности в любимом деле. Пора заявлять о чтении, как об основном факторе духовного здоровья человека! Но прежде такой вопрос: только ли молодежь виновата в том, что читают мало? Все ли сделано нами для пробуждения интереса к чтению? Все ли ресурсы задействованы? Организация и проведение встреч в библиотеке помогает защитить книгу от разрушительного напора массовой культуры, помочь ей занять достойное место в нашей жизни.

Цели и задачи:

- формирование  активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;

- формирование  познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;                                                  

 - расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;

- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;

Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти занятия способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.

Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать  в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Цель данного курса - мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, факультативный курс может и должен готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.

Направленность программы: общеинтеллектуальная.

       Основными задачами для курса являются:

  1. формировать у детей интерес к книге,
  2. уметь воспринимать и понимать прочитанный текст,
  3. учить отвечать на вопросы по содержанию,
  4. учить пересказу,
  5. развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.
  6. учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные "гипотезы смысла".

Актуальность и особенности:

     1. количество базисных часов уменьшилось.

     2. перенасыщенность информацией через телевидение, Интернет ослабил интерес детей к книге.

     Художественная литература является средством эстетического, нравственного  и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной  и творческой активности.

Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов,  проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении.

Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа.

Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, чтение.

Программа  построена таким образом, чтобы  в процессе воспитания и  привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие  включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка.  Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу.

Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.

Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.

 Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении педагога специального учебного материала.

Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:

- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;

- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и  в процессе организации самостоятельного чтения;

- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;

- к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители;

     Ожидаемые результаты.

  1. Оптимальное повышение техники чтения.
  2. Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
  3. Умение работать с книгой.
  4. Умение работать с текстом.
  5. Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных  способностей у своих детей.

Рассчитана программа на 1 год, на учеников 1 классов.

Программа рассчитана на 38 часов, т.к. 1 час в неделю.

Формы занятий выбирались самые разнообразные:

-беседа,

-самостоятельная работа учащихся (поиск правильных ответов на поставленный вопрос),

-игра,

-викторина и т.д.

 Формы контроля за достижениями учеников – проведение викторин, игр по прочитанным произведениям, конкурс рисунков.

Структура программы

Программа построена с учетом принципов научности и доступности, преемственности и системности. Материал распределяется с учетом возрастных особенностей обучающихся. Предусмотрено вводное ознакомительное занятие, итоговое занятие – это своего рода подведение итогов работы.

 Кроме теоретических занятий в программе присутствуют и практические занятия, направленные на практическое применение полученных теоретических знаний и умений. В программе указаны разделы и темы, изучаемые в этом учебном году. Указывается также и объем времени, отводимый на изучение всего курса, раздела или темы.

Программа состоит из одного раздела:

В гостях у сказки – 38 часов. Ребята познакомятся с русскими народными сказками, их разновидностями, сказками Г.Х.Андерсена и др., поиграют в веселые игры-викторины по прочитанным произведениям.

Способы проверки ожидаемых результатов:

-анкетирования,

-читательская конференция,

-викторины.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1

В гостях у сказки.

Любимые русские народные сказки

2

Русские народные сказки о животных

3

Русская народная сказка «Лиса и рак»

4

Русская народная сказка «Как лиса шила волку шубу»

5

Русская народная сказка «Старик и волк»

6

Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

7

Русская народная сказка «Как волк стал птичкой»

8

Русская народная сказка «Буренушка»

9

Бытовые русские народные сказки. «Фома и Ерема»

10

Русская народная сказка «Иван – коровий сын».

11

Русская народная сказка «Девушка в колодце».

12

Русская народная сказка «6 братьев – все Агафоны»

13

Русская народная сказка « Солдат и царица»

14

Русская народная сказка «Иван-царевич и молода-молодица»

15

Русская народная сказка «Батрак»

16

Русская народная сказка» Мудрые советы»

17

Русская народная сказка «Солдат и царь в лесу»

18

Волшебная русская народная сказка. Волшебные предметы.

19

Русская народная сказка «Ведьма-сестра»

20

Герои сказок в рисунках.

21

Проба пера. Составление сказок по картинкам.

22

Организация выставки книг «Любимые сказки»

23

Мой любимый сказочный герой.

24

Викторина «Любимые сказки»

25

Сказки датского сказочника Ганса Христиана Андерсена

26

«Красные башмачки»

27

«Петух и флюгер»

28

«Тень»

29

«Старый уличный фонарь»

30

«Штопальная игла»

31

«Оле-Лукойе»

32

«Сундук-самолет»

33

Экранизация сказок Г.Х.Андерсена. Просмотр мультфильмов

34

Сказки – несказки В. Бианки.

35

Сказки А. Толстого для детей.

36

Инсценируем сказку.

37

Игра «Поляна сказок»

38

Игра – викторина по прочитанным книгам. Подведение итогов.

Учебно-методическое обеспечение программы.

1.  «Внеурочная деятельность школьников.»  (Д.В. Григорьев, П.В.     Степанов. - М.: Просвещение, 2010);
2.  Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А.Горский – М.: Просвещение, 2011

3.  Комплекс учебных и специальных пособий, методик по организации и проведению занятий, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы;

4.  Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;

- наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

- наборы ролевых игр (по темам инсценировок);

- материалы, необходимые для изготовления театральных костюмов своими руками;

-  настольные развивающие игры;
Для реализации программного содержания используются:

  1.  «Русские народные сказки» - М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2001
  2. Мультимедийные презентации

-        Детские электронные презентации http://www.viki.rdf.ru

-        Детский портал “Солнышко” http://www.solnet.ee/

-        Сайт “Фактор роста” http://www.farosta.ru/

-        Сайт “Учительской газеты” http://www.ug.ru/

-        Сайт ИД “Первое сентября” https://my.1september.ru/

  1. Сайты:

http://www.kostyor.ru/tales/

http://www.fairy-tales.su/narodnye/altajskie-skazki/

http://skazki.yaxy.ru/

http://luntiki.ru/blog/umnica/389.html

http://okster.com.ua/post/raskraski-skachat-besplatno-tochka-za-tochkoj/

http://www.roscherk.ru/media//xls/lab_9.jpg

4. Мультимедийное обеспечение:

1. компьютер

2. проектор

Литература

1. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./ Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева.-М: Баллас, С-Инфо, 1996.

2. Светлый мир. Произведения русских писателей/ Сост.Е.А.Копытова. Ижевск,1998.

3. Русские народные сказки/ Сост. В.П.Аникин. -М: Просвещение, 1992.

4. Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения\ С.Маршак.-М:Детская литература, 1984.

5. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все. Сборник викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей.\ Сост И.Г.Сухин-М:Новая школа, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий для реализации программы внеурочной деятельности «Французский со сказкой» в 1 классе

Программа «Французский со сказкой» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников. Прог...

Программа внеурочной деятельности "Музеи Санкт-Петербурга в гости к нам"

Программа  « Музеи СПб в гости к нам » действует на базе ГБОУ школа №258 для детей 13-14 лет. Форма организации образовательного процесса – индивидуальная, групповая, индивидуал...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Английский через сказку» для 3 класса

Цель программы «Английский через сказку»: создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредс...

Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку "В гостях у сказки"

В данном материале находится рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления кружка английского языка "В гостях у сказки". В рамках этой программы был реализован ...

программа внеурочной деятельности "Сказка за сказкой"

Программа внеурочной деятельности  "Сказка за сказкой" (театр обско-угорских народов) для 5 класса...

Программа внеурочной деятельности МЫ ГОСТИ НА ЗЕМЛЕ ХАНТЫ региональный компонент

Программа внеурочной деятельности "Мы гости на земле ханты" региональный компонент....

Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), 2 вариант 1 - 4 классы

Введение курса внеурочной деятельности «В гостях у сказки» на первом этапе обучения для детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости обусловлено необходимостью корр...