Материал для повторения основных тем ГИА -9
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)

Белогурова Елена Филимоновна

повторение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorenie_k_ekzamenu_9_klass.docx39.82 КБ

Предварительный просмотр:

За три дня до экзамена. Материал для повторения                      9 класс

Задание 7.  «Образные средства»

Гипербола

Средство художественного изображения, основанное на преувеличении.

Глаза громадные, как прожекторы.(В. Маяковский.)

Метафора,

развёрнутая

метафора

Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)

Олицетворение

Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

О чём ты воешь, ветр ночной,
О чём так
сетуешь безумно?
(Ф. Тютчев.)

Сравнение

Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением.

Лёд окрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

Эпитет

Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства.

Отговорила роща золотая
Берёзовым  весёлым
языком. (С. Есенин.)

Антитеза

Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов.

А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы. Вот уже подлее! А новое так отрицает старое…  (А. Володин.)

Задание 5. «Правописание приставок»

  1. Приставки на –З и –С. Перед звонкими пишется З, перед глухими – С:
    и
    стратить, беспечный, изгнать, бездомный.

Формулировка задания:  В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного (или: от глухости\звонкости последующего согласного)


Помни о словах: здесь-здешний, здание, здоровье, где З -  часть корня. Приставка С НЕ ЗАВИСИТ от глухости\звонкости, она всегда пишется ОДИНАКОВО!!!

  1. Пре- и при.
    Значения ПРЕ:
    1)
     ОЧЕНЬ (пребольшой - очень большой, преувеличивать - очень увеличивать,
    2)
     ПЕРЕ (преступать закон (переступать), преобразиться (переменить облик.
    Значения ПРИ:
    1)
    Близость, сближение (пришкольный, примыкающий, приблизиться).
    2)
    Неполное действие (приоткрытый, пригореть).
    3)
    Присоединение (прибить, причалить).

Необходимо различать написания слов, близких по звучанию, но разных по значению:
ПРЕЗИРАТЬ (ненавидеть) – ПРИЗРЕТЬ (жалеть),
ПРЕКЛОНИТЬ (колени) – ПРИКЛОНИТЬ (ветку),
ПРЕТЕРПЕТЬ (трудности) – ПРИТЕРПЕТЬСЯ (к обстоятельствам),
ПРЕХОДЯЩИЙ (момент) – ПРИХОДЯЩИЙ (почтальон), ПРИЁМНИК (устройство) – ПРЕЕМНИК (наследник),
ПРЕБЫВАТЬ (находиться) – ПРИБЫВАТЬ (приближаться),
ПРИДАТЬ  (форму) – ПРЕДАТЬ (друга).

  1. Правописание неизменяемых приставок : С, ОТ, ОТО, ПЕРЕ, НАД, ВЫ, ПОД, ВО, О, НЕДО, ПРО (прообраз), ПРА, (праязык, прабабушка) и т.д.
  2. Правописание приставок, зависящих от  ударения:

НЕ\НИ (местоимения и наречия  НИГДЕ, НЕКОГДА, НИКАКОЙ, НИКТО, НЕКТО)  и

 РАС\РОС, РАЗ\РОЗ (рОссказни, рОссыпь, рОзвальни, рассказ, рассыпать и т.д.)

Задание 5. « Одна и две Н в суффиксах прилагательных, причастий и наречий»


1. Прилагательные. Образовано от имени существительного
Две н пишется в прилагательных, образованных:
-
от существительных с основой на н: сон – сонный, осень – осенний, длина – длинный, окно – оконный;
-
с помощью суффиксов -онн- и -енн-: лекционный, станционный, утренний, временный, письменный.
С одной 
н пишутся прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов -ан- (-ян-) и -ин-: кожаный, песчаный, конопляный, глиняный, серебряный, гусиный, лебединый.

Исключения:
-
юный, свиной, румяный, зелёный, синий (образованы без помощи суффикса );
-
ветреный (однокоренные слова с приставками пишутся с двумя н: безветренный, подветренный);
-
оловянный, деревянный, стеклянный.

2. Причастия.  ВСЕГДА: можно вернуть в глагольную форму (нарисованный - то, что нарисовали)
В полных пишется две Н, в кратких – одна Н: выполненная-выполнена, скошенная-скошена.

3. Отглагольные прилагательные
(прилагательные, образованные от глагола, их отличие от причастие  - отсутствие приставки: глаженый – поглаженный).
1) В отглагольных прилагательных пишется одна Н:
соленый, копченый.
2) НН пишется:
а) в прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида:
решенный,
б) имеющих суффиксы -ова-, -ева-:
рисованный, раскованный,
в) имеющих зависимое слово:
круто перченный,вязанный спицами.

4. Наречия на –О и –Е.

В наречиях на -о (-е) пишется столько же н, сколько в прилагательных
и причастиях, от которых они образованы:
неожиданный - неожиданно, взволнованный - взволнованно.

Задание 4.  «Способы связи слов в словосочетании»

согласование

управление

примыкание

Зависимое  слово прилагательное, числительное, причастие, местоимение

Зависимое слово – существительное, местоимение, числительное, прилагательное

Зависимое слово – наречие, глагол неопределённой формы, деепричастие

При изменении формы меняются оба слова

При изменении формы меняется лишь главное слово

Главное и зависимое слова связаны лишь по смыслу.

Замена согласования на управление и наоборот

1. Поменяй местами главное слово в словосочетании, часть речи главного слова оставь неизменной!

Зрительный зал – зал для зрителей

Замена примыкания на управление и наоборот, не забываем про предлог

1. Главное слово – глагол. Меняем только зависимое (наречие на существительное (П) или наоборот (У)

Улыбаясь, разговаривал – разговаривал с улыбкой

Настойчиво учиться – учиться с настойчивостью

Замена примыкания на согласование и наоборот

1. Поменяй местами главное слово (существительное поставь на 2-е место)

Борщ по-флотски – флотский борщ

Задание 2.  «Грамматическая основа предложения»

Простое глагольное сказуемое

  1. Глагол в форме одного из наклонений. Лужицы покрываются ледком.
  2. Глагол в форме составного будущего времени. Завтра будем работать в саду.
  3. Фразеологизм. Ваня гоняет лодыря с утра до вечера. (=бездельничает)
  4. Глагол в форме повелительного наклонения. Давайте порадуемся за чемпионов.
  5. Повторяющиеся глаголы. А мы всё едем и едем в поезде.

Составное глагольное сказуемое
СВЯЗКА+ИНФИНИТИВ

Связка может быть выражена:
1. Глагол фазы (начала, продолжения, конца действия): начать,
перестать, продолжить и др..

2. Глаголы, краткие прилагательные, категория состояния со значением возможности, необходимости, долженствования, желательности действия: хотеть, мочь, желать, надо, необходимо, рад, готов, должен, обязан и др.

3. Глагол со значением эмоциональности: любить, ненавидеть, бояться и др.

Составное именное сказуемое
СВЯЗКА+ИМЕННАЯ ЧАСТЬ

Связка может быть выражена:
1.Глаголом
быть в будущем и прошедшем времени. В настоящем времени связка не выражена словом (нулевая).
2.Глаголы стать,
становиться, казаться, считаться, делаться, являться и др.

21Именная часть: прилагательное, существительное, причастие, числительное местоимение, наречие, словосочетание.

!!! могут быть сказуемые, выраженные словами категории состояния (Мне холодно. Было больно.), словами НЕТ, НЕ БЫЛО.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ ВСЕГДА В ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ!!!!!

В СПП в придаточном определительном грамматическая основа со словами КТО, ЧТО, КОТОРЫЙ

     

Задание 3. «Обособленные члены предложения»

1.Обособленные согласованные определения и приложения.

1) Причастные обороты, стоящие после определяемого слова (можно переделать в оборот «тот, который…»);
2) Если их два и более и стоят после определяемого слова: Я иду по дорожкам
темного сада, угрюмого, сумрачного.
3) Относятся к личному местоимению: Он, трижды молодой,  ждал от жизни всего.
4) Относятся к имени собственному:
Русый,  с кудрявой головой,  без шапки и с расстегнутой на груди рубахой,  Дымов казался красивым.
5) Имеют значение уступки или причины: Пораженный, Уваров не мог оторвать удивленного взгляда от Акима.
6) Распространенные приложения:
Могучий лев, гроза лесов, лишился силы.

2.Обособленные обстоятельства:

1) Деепричастия и деепричастные обороты. (Суффиксы деепричастий:А, Я, В, ВШИ, ШИ: вопросы: что делая? что сделав? как?)
2) Сравнительные обороты: Голова у неё острижена,
как у мальчишки.
3)Оборот с предлогом НЕСМОТРЯ НА  (обстоятельство уступки): На улицах, несмотря на солнце, горели фонари.
4) Существительные с производными предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, ПРИ УСЛОВИИ, ПО ПРИЧИНЕ: Дети, вопреки морозу, вышли погулять.

3. Обособленное ПРИЛОЖЕНИЕ – это выделяемое запятыми или тире определение,  выраженное одиночным существительным или существительным с зависимыми словами, которое отвечает на вопросы КТО ИМЕННО ТАКОЙ? ЧТО ИМЕННО ТАКОЕ?

Его комната, настоящая, разве что слишком маленькая, но обычная комната, мирно покоилась в своих четырех знакомых стенах.

  Приложение

* указывает на степень родства, национальность, звание, профессию, возраст;

 *поясняет, уточняет в предложении другое имя существительное или личное местоимение и употребляется в том же падеже, что и слово, к которому оно относится.

Задание 3. «Вводные слова и предложения, обращения»

1. вводные слова, выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность и т.п.): конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, бесспорно, действительно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, должно быть, кажется, видимо, по-видимому, пожалуй, правда, думаю, надеюсь, полагаю и др.

2.вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения: итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, наоборот, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, например, к примеру, главное, таким образом, тем более, как водится, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и т.д.,

3.вводные слова, указывающие на источник сообщения: говорят, сообщают, передают, пословам.., по сообщению.., по сведениям.., по мнению.., по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, на мой взгляд, с точки зрения, по слухам, по преданию, помнится, как говорят, как пишут, как известно и др.

4.вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т.п.) в связи с сообщением: к счастью, к несчастью, к радости, к огорчению, к досаде, к сожалению, к удивлению, к изумлению, к ужасу, к стыду, на счастье, на радость, на беду, странное дело, удивительное дело, как нарочно, что обидно,

5.вводные слова, выражающие отношение к стилю речи, к характеру и способу изложения: словом, одним словом, иными

словами, другими словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту сказать, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, так сказать, что называется и др.

вводные слова:

а) содержащие оценку меры того, о чем говорится: самое большее, самое меньшее, по крайней мере и др.,

  1. показывающие степень обычности сообщаемого: бывает, случается, по обычаю, по обыкновению, как правило и др.,
  1. выражающие экспрессивность высказывания: по правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будь сказано, признаться сказать, надо признаться, сказать по чести, честно говоря, между нами говоря, между нами будь сказано и др..

Обращение - это слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью (лицо или предмет). Обращение не связано с другими словами в предложении, не является его членом и не входит в грамматическую основу. Обращение может быть расположено в начале, в середине и в конце предложения.

Иногда обращения бывают развёрнутыми:

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя,
Одна в глуши лесов сосновых
Давно-давно ты ждёшь меня (А.С. Пушкин).

 Словарь нравственных понятий 9.3

Бескорыстие

Отсутствие корысти, жадности к имуществу, желания скоплять богатства, приобретать неправо; нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим.

Благородство

Высокая нравственность, самоотверженность и честность.

Великодушие

Свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами, щедрость души, благородство.

Взаимовыручка

это оказание друг другу  помощи, поддержки  в трудной ситуации. 

Внутренний мир человека 

- это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам.

Добродушие, доброта

Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Драгоценные книги 

это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, переносят в другой мир и закладывают основы нравственности. Это книги, которые повлияли на человека, остались в памяти.Такие книги должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь.

Дружба

Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Жизненные ценности 

это то, что люди считают важным в своей жизни: убеждения, принципы, ориентиры. Это направления, которые определяют не только судьбу человека, но и его взаимоотношения с окружающими. Жизненные ценности формируются в детстве, они закладывают основу всей дальнейшей жизни.

Красота

То, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

Любовь

это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги.

Любовь материнская 

это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от  опасных болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка.

Милосердие

Готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

Мужество, отвага

Спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности, храбрость, бесстрашие.

Настоящее искусство

творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство способно пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах. Произведения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшими духовными ценностями, которые должны передаваться другим поколениям.

Неуверенность в себе

Отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности. Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать.

Нравственность

Совокупность норм, определяющих поведение человека.

Нравственный выбор

осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос "Как поступить?": пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни. Это принятие человеком решения  в ситуации, когда ему  приходится поступать во благо другой личности или в соответствии со своими взглядами и убеждениями.

Сила духа

Одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды.

Сострадание

Сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека.

Совесть

Внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение.

Щедрость

Оказание бескорыстной помощи другим, отсутствие скупости

Шаблон сочинения 9.3

  1. Вступление

Объяснение слова

Синонимы, определение, толкование ( с опорой на текст)

Начать с вопроса и ответа на данный вопрос

Переходное предложение

Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

  1. Примеры (2!!!)

1пример из текста.

Яркий пример (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) представлен в тексте …(фамилия автора).

   Так, в предложении … автор говорит: «…». Это свидетельствует о том, что…

     2- й  пример из жизненного опыта или с опорой на художественное произведение.

Кроме того, примером (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) может служить....

  1. Вывод

В заключение хочется сказать, что...

Всё сказанное убеждает нас в том, что …

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод:....


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Повторения основных разделов русского языка ;подготовка к экзаменам"

Цель:комплексное повторение основных разделов русского языка на основе анализа СПЗадачи:1)характеристика СП с подчинительной и бессоюзной связью; 2)повторение  орфографии: правописание НЕ с ...

конспект открытого урока по теме : повторения основных разделов русского языка ;подготовка к экзаменам

Цель:комплексное повторение основных разделов русского языка на основе анализа задачи: 1)характеристика СП с подчинительной и бессоюзной связью; 2)повторение  орфографии: правописа...

Повторение основных вопросов 8 класса.

Тестовые задания по темам:"Химическая связь" и "Классы неорганических соединений"...

Повторение основных вопросов курса общей биологии. Урок на тему " Основные свойства жизни" биология – 11 класс

обобщаем  знания, полученные учащимися в изученных курсах биологии;рассматриваем основные признаки живого;повторяем и закрепляем понятие "биосистема" и уровни организации жизни....

Тестовая проверочная работа по теме "Повторение основных вопросов за курс 8 класса"

Тестовая проверочная работа по теме "Повторение основных вопросов за курс 8 класса" состоит из 9 вопросов, с выбором одного правильного. работа на 2 варианта одинаковой сложности....

Дидактический материал. Карточки для повторения основных правил орфографии. 9-11класс

Дидактический материал - карточки для повторения всех основных правил русской орфографии можно использовать как по отдельности  при повторении орфографии в 6-8 классах, таки при подготовке к ОГЭ ...