Доклад на тему "Методические особенности изучения нового материала на занятиях в условиях санатория"
статья по русскому языку

Мамонова Евгения Анатольевна

Доклад для педсовета учителям русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад для педсовета26.79 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУЗНО «Детский санаторий «Городец»

Доклад на тему:

«Методические особенности изучения нового материала на занятиях в условиях санатория»

Выполнила:

Мамонова Евгения Анатольевна

педагог дополнительного образования

                                                   

В связи с введением нового федерального государственного образовательного стандарта школа должна формировать целостную систему универсальных способов деятельности учащихся, ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Перед каждым учителем встает вопрос: каким образом преподнести учебный материал по предмету так, чтобы он остался в памяти ученика на долгие годы? Как научить детей учиться? Методика отвечает, зачем, чему и как учить.

Объяснение нового материала нужно планировать так, чтобы в него входило как можно больше самостоятельных заданий и дети, наблюдая, сами делали сопоставления, чтобы они подводились к самостоятельным выводам, сознательно усваивали формулировки изучаемых правил и определений. С этой целью изучение нового материала можно практиковать на материале самостоятельной работы учащихся, которую они выполняли дома или в классе.

Приходится немало поработать над тем, чтобы заинтересовать учащихся. Систематическое формирование потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания постепенно развивает определенные мыслительные операции, тем самым повышая результативность обучения и сохраняя при этом у учащихся интерес к предмету. В настоящее время для обучения в средней школе внедряются новые технологии.

Педагогических методик много, все они по-своему уникальны, направлены на решение определенных педагогических задач, однако я считаю, что наибольшая эффективность образовательного процесса достигается при использовании целостных методик активного обучения. В ходе такого обучения все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания. Активные методы обучения исключают доминирование одного мнения над другими, в процессе такого диалога ученики учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе сопоставления, анализа информации, учатся оценивать разные мнения, принимать продуманные ответственные решения, участвовать в дискуссиях, открыто общаться с другими людьми.

К эффективным технологиям активного развивающего обучения относятся системы проектного обучения, интегральная технология обучения, ТРИЗ (технология решения изобретательских задач), РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо), технология модульного обучения.

Хочу рассказать о том, что я активно практикую в своей работе

При объяснении нового материала я использую приемы триз - педагогики и технологии РКМЧП.

РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Основа технологии — трёхфазовая структура урока, которая повторяет процесс восприятия информации. Каждый урок в данной технологии организуется по схеме: вызов, осмысление, рефлексия.

Стадия вызова позволяет актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по данной теме; мотивировать к учебной деятельности.

Стадия осмысления позволяет учащемуся получить новую информацию;  осмыслить ее;  соотнести с уже имеющимися знаниями. На этой стадии осуществляются критический и сравнительный анализы.

Стадия рефлексии способствует целостному осмыслению, обобщению полученной информации; усвоению нового знания, новой информации учеником; формированию у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Например,

 1. Прием “Лови ошибку”.

Формула: ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются.  Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.

Пример: тема “Правописание чередующихся гласных О и А в корне

-КОС- -КАС-.”

Я даю несколько правил. Несколько из них – неверны. Найти и доказать ошибочность, подтвердив ответ примерами.

2. прием “Пресс – конференция”.

Формула: учитель намеренно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие вопросы.

         Алгоритм такой: сначала 5–7 минут введение, из которого учащиеся узнают часть нового материала.  Потом 1 минуту ребята думают над вопросами. Затем  3–4 минуты уходит на задавание вопросов. Попутно я добавляю несколько вопросов, которые, на мой взгляд, ученики не задали. Затем продолжаю объяснение с опорой на наработанные вопросы.

3. Эффективным будет использование приема «Знаю. Хочу знать. Узнал»

 ( ЗХУ), за которым последует в дальнейшем исследовательская деятельность учащихся. Работа же с таблицей является своеобразной установкой на последующую самостоятельную деятельность.

Сразу же, после заполнения столбца "Знаю"( на основе ответов учащихся по пройденному материалу ), формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе.

В конце урока, на этапе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали.

4. Приём “Своя опора

Универсальный приём, сворачивающий информацию.

Формирует:

​ умение выделять главную мысль;

​ умение устанавливать связи между объектами;

​ умение представлять информацию в «свернутом виде».

Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Далее учащиеся или сами объясняют свой конспект соседу по парте, или  обмениваются опорными конспектами и проговаривают тему по соседскому  конспекту.

5. Приём "Инсерт".

 Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию.

"Инсерт" - это: самоактивизирующая системная разметка  для эффективного чтения  и размышления.

Приём используется в три этапа:

  • ​ В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое;  " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);
  • . Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки;
  • Обсуждают записи, внесённые в таблицу.

Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.

6. Прием «Я учитель»

Сущность его заключается в том, что учитель на уроке предлагает ученикам перевоплотиться в учителя и объяснить новую тему или определенный вопрос. Важно, чтобы ученики объясняли материал на таком уровне, насколько сами его усвоили. Желательно, чтобы учащиеся отвечали его своими словами, а не книжными формулировками. На вхождение в роль и на обдумывание учащимся дается не более 5 минут. Примечателен тот факт, что обдумывают задание и перевоплощаются в учителя все учащиеся класса, а отвечать пойдет только один (при выборе отвечающего можно использовать жребий). На первых порах внедрения методического приема целесообразно опираться на сильных и артистичных учеников. При работе ученика в роли учителя педагог всегда готов прийти на помощь при возникновении трудностей.

7.  Прием «Мне это пригодится»        

На любом этапе урока учащимся можно задать вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?» После чего ученики самостоятельно (индивидуально или в группах) пытаются найти ответ на поставленный вопрос, а потом поочередно перед всем классом доказывают, что изучаемый материал имеет конкретную прикладную или теоретическую ценность.

Ценность данного методического приема в том, что ученики действительно начинают осознавать значимость изучаемого материала.

Также на своих уроках с целью повышения познавательных интересов учащихся я использую игры. Доля их в учебном процессе велика, от игры – к исследовательской деятельности и к творчеству.

Пример: игры с рифмами.

Даю ребятам задание придумать существительные мужского рода, а потом женского рода на шипящую, которые рифмовались бы с данными словами.

Врач–грач–мяч.
Ночь – дочь.

После проведения игры учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, рассказывают правило, используя данные примеры.

Ещё совсем недавно главной задачей образования было дать каждому обучающемуся полное среднее образование независимо от его способностей и наклонностей. Но практика показала, что не все могут осваивать материал на одинаковом уровне. Поэтому очень важно найти ту обучающую технологию, которая помогла бы решить эти проблемы. Именно поэтому моё внимание привлекла технология уровневой дифференциации.

Дифференциация в переводе с латинского означает — разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Обобщенный алгоритм действий учителя и учеников на уроках при дифференцированном обучении можно сформулировать таким образом:

  1. Фронтальное повторение сведений, необходимых для полноценного восприятия детьми нового материала.
  2. Объяснение учителем материала всему классу.
  3. Предъявление творческих заданий группе учащихся с высоким уровнем восприятия. Выполнение детьми заданий.
  4. Повторное объяснение материала детям со средним и низким уровнем восприятия.
  5. Предъявление группе учащихся со средним уровнем восприятия заданий с элементами творчества. Выполнение детьми заданий.
  6. Повторное объяснение материала детям с низким уровнем восприятия и требующим индивидуального подхода.
  7. Выполнение вместе с детьми последних групп упражнений тренировочного характера.
  8. На следующем уроке – контроль усвоения материала.

Не менее важной формой учебной деятельности считаю консультации. Их назначение заключается в том, чтобы одним учащимся помочь преодолеть трудности и препятствия в освоении отдельных тем, а другим – оказать поддержку в углубленном изучении предмета.

Неотъемлемой частью эффективного образования в области русского языка и литературы является исследовательская работа обучающихся. Ученик “открывает” знания или действия, подлежащие усвоению, путем решения задач, выдвинутых учителем или самостоятельно сформулированным. В результате у школьников появляется потребность в новых знаниях. При использовании исследовательского подхода я направляю деятельность обучающихся на творческое усвоение научных знаний и овладения методами научного познания. Сущность подхода состоит в постановке проблемы и самостоятельном поиске путем её решения школьниками.

Исследовательская работа учащихся на уроках помогает им выработать навык самостоятельной творческой работы, развивает умение внимательно читать текст, погружаться в него, анализировать, доказывать, обобщать и делать выводы и, в конечном итоге, формировать собственное аргументированное суждение.

В последние годы значительное место при изучении нового материала занимает работа с учебником. До недавнего времени в дидактике и методике существовало мнение, что учебник должен в основном служить средством закрепления изложенных учителем знаний. Теперь уже мало кто сомневается в том, что учебник русского языка, являясь, наряду со словом учителя, основным источником знаний, может служить не только средством закрепления, но и средством приобретения новых знаний. Практика доказала большую эффективность использования учебника и для самостоятельного изучения нового материала.

Важно заранее предусмотреть трудности в усвоении нового материала, установить, что по данной теме уже известно учащимся и что для них будет новым, какие слова и термины следует предварительно объяснить, чтобы работа обеспечила активное восприятие нового материала. Задания учителя должны носить творческий характер. Практика показывает, что мыслительные процессы протекают особенно интенсивно, если дети знают, на какие вопросы должны ответить после чтения того или иного параграфа. Поэтому работа с учебником может быть активизирована следующими вопросами и заданиями:

  • подобрать примеры к каждому пункту правила;
  •  рассказать, что нового узнали из параграфа и что уже было известно;
  • подготовить ответы на вопросы, записанные на доске;
  •  подготовить самостоятельный анализ таблицы, данной в учебнике, составить свою таблицу и др.

Работа с учебником и книгой - важнейший метод обучения. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:

- Конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления.

- Составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.

- Тезирование - краткое изложение основных мыслей прочитанного.

- Цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).

- Аннотирование - краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.

- Рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.

- Составление справки - сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статические, биографические, терминологические, и т.д.

- Составление формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного.

Выбор формы изучения нового материала на уроке зависят от  многих факторов: особенностей и уровня подготовки детей, особенностей предмета, особенностей темы, возможностей и технического оснащения кабинета, мастерства учителя.

Многолетний опыт педагогов-экспериментаторов показал, что  даже в самых «безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти прием, который позволит не просто ввести учащихся в новую тему, но и организовать их самостоятельную деятельность по изучению нового материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изучения нового материала в свете новых требований

Каждый урок имеет свое место и предназначение в системе уроков по данной тематике. Простор для творчества учителя представляют уроки изучения нового материала. Тут можно по-разному скомпоновать у...

Доклад « Особенности изучения нового материала, закрепления, повторения, проверки и оценки знаний умственно отсталых учащихся»

В специальной ( коррекционной) школе 8 вида существует три этапа процесса обучения:1.- изучение нового материала2.- закрепление и повторение3.- проверка и   оценка знаний.В связи с особеннос...

Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""

Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...

Интегрированное занятие по изучению нового материала по теме «Здоровая пища»

Интеграция предметов: английский язык, биология и экология, химия. Цель занятия: формирование понятия о ценности пищевых продуктов, закрепление, осмысление изученного материала по английскому языку, б...

Учебный материал.Конспект занятия "Сценическая речь в движении".Изучение нового материала.

Учебный материал. Конспект занятия "Сценическая речь в движении"...

Особенности изучения нового материала, закрепления, повторения, проверки и оценки знаний, учащихся с умственной отсталостью.

познании весьма специфично. На этапе изучения нового материала решаются следующие задачи:-формирование новых понятий и явлений и исправление искаженных представлений о них;-коррекция дефектов развития...