Синонимы и антонимы. Синонимический ряд.
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Русский язык в 5 классе. Тема: Синонимы и антонимы. Синонимический ряд. Цель урока: познакомить с синонимами, антонимами, с синонимическим рядом слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinonimy_i_antonimy._sinonimicheskiy_ryad.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык в 5 классе

Тема: Синонимы и антонимы. Синонимический ряд.

Цель урока: познакомить с синонимами, антонимами, с синонимическим рядом слов.

Задачи:

1.Образовательная:

  • знать определение синонимов, антонимов;
  • использовать их в речи в соответствии со стилистическими особенностями;
  • уметь пользоваться словарями;
  • совершенствовать навыки чтения;
  • обучать самостоятельно пополнять свои знания.

2.Развивающая:

  • развитие связной речи учащихся;
  • развитие познавательных процессов: логического мышления, памяти;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • интереса к русскому языку.

3.Воспитательная:

  • воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: индивидуальная, групповая.

Методы: словесный, наглядно- иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: учебник для 5 класса, картинки с изображением героев Лукоморья, изображение дуба, иллюстрации с заданиями.

Ход урока.

I Организационный момент. 

 Учитель:

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.

Учитель: Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!

Учитель:

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное…

(Слово!)

– А для чего служат слова, что они обозначают?

(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)

– Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? (Лексика)

Сегодня на уроке русского языка мы попадём в пролог к сказочной поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Совершим путешествие к Лукоморью. Наша задача – собрать как можно больше героев пролога к Лукоморью, а чтобы их собрать, надо помочь им выполнить задание по теме «Синонимы. Синонимический ряд. Антонимы». Запишите тему урока.

– Чему мы должны научиться? (Дети определяют цели).

У Лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

– Давайте поможем выполнить учёному коту первое задание. (По мере выполнения задания выставляются фигурки героев)

II. Объяснение новой темы.

1. Слово учителя.

Сегодня мы и поговорим с вами о тех словах в русском языке, которые очень дружны между собой, а называют их синонимы.

"Синоним" – слово очень древнее, оно пришло в русский язык из греческого и в переводе обозначает "соименный", то есть синонимы – это слова одинаковые или близкие по лексическому значению, но различные по звучанию. Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, образной и выразительной, помогают избегать повторов, поэтому очень важно познакомиться с ними поближе.

2. Наблюдение над синонимами.

– Откроем учебник и посмотрим, что еще интересного мы узнаем о словах-друзьях.

Работа в группах. Предлагаю вам следующее задание: на доске записан тезисный план этого параграфа, прочитайте и разделите его на части в соответствии с пунктами плана.

1.Синонимы (образованы от…) (от греческого synonumos – «одноимённый»)

2.Это слова… (имеющие одно и то же значение и принадлежащие к одной и той же части речи)

– Что у нас получилось? Прочитаем.

1. Синонимы образованы от греческого synonumos – «одноимённый».

2.Это слова, имеющие одно и то же значение и принадлежащие к одной и той же части речи)

Месяц, луна; бегемот, гиппопотам.

Красный, алый; храбрый, смелый;

Бежать, мчаться; радостный весёлый.

3. Выполнение упражнения.

– Выпишите из текста пары синонимов. Какие из них близки или одинаковы по своему лексическому значению? Какой частью речи являются синонимы?

1. Скупой, жадный.

2. Клевета, ложь.

3. Неласковое, недоброе.

4. Не печалиться, не кручиниться.

5. Не тужи, не горюй.

4. Наблюдение над синонимическими рядами.

Лицо- лик- морда.

Бежать- нестись- мчаться- лететь-трусить.

Стилистически нейтральные слова: лицо бежать. Они начинают синонимический ряд. Это доминанта.

Словарная работа. Объяснение лексического значения слова доминанта.

– Найдите доминанту в синонимическом ряду, расположив её на первом месте. Запишите синонимические ряды.

1. Парень, парнишка, хлопец, юноша.

2. Смоляной, вороной, чёрный, агатоый.

3. Рисовальщик, художник, живописец.

4. Пепельный, дымчатый, серый, стальной.

5.Помалкивать, молчать, безмолвствовать.

– Замените каждое слово синонимами. Чтобы дать другую характеристику лицу или предмету: положительную, отрицательную или нейтральную.

Ну и верзила, мужчина маленького роста, хороший человек, красивая женщина , льняные волосы, серебристые волосы, белоснежная скатерть, чёрные глаза.

– Какие синонимы встретились в этом тексте. Какой оттенок – нейтральный, разговорный, грубый или торжественный они имеют?

Дракон

В дверь диетической столовой

Вошёл дракон семиголовый.

Он хором «Здравствуйте!» сказал

И, улыбаясь, заказал:

-Для этой головы,

Пожалуйста, халвы,

Для этой пасти-

Прочие сласти.

Для этой головки-

Перловки.

Для этой глотки-

Селёдки.

Для этой башки-

Пирожки.

Для этой рожи-

То же.

Для этого личика-

два сдобных куличика.

Что ещё?

Лимонада бутылку,

Семь салфеток,

Ножик и вилку.

(В.Берестов)

3. Наблюдение над антонимами.

– Назовите антонимы (Солнце – тень, близко – далеко, низко –высоко)

Что же такое антонимы? (Дети…)

Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный», онима – «имя». Но любознательный человек обязательно задаст вопрос: «Для чего, зачем нужны антонимы?»

1. Объяснение темы урока.

Антоним. Как и синоним, не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться. Различают антонимы однокорневые (недолёт – перелёт, приехать – уехать) и разнокоренные (тёплый – холодный). Антонимы помогают использовать приём противопоставления (антитезы) и контраста, делают речь более точной и выразительной.

2. Игра «Наоборот»

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «хорошо»,

А ты ответишь: «плохо».

Скажу я слово «великан»,

А ты ответишь: «кроха».

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь: «пол».

Скажу я слово «потерял».

И скажешь ты: «нашёл».

– Назовите антонимы (хорошо – плохо, великан – кроха, потолок – пол, потерял нашёл).

3. Решение грамматических задач.

Запишем пословицу. Сколько в ней пар антонимов? (ученье – неученье; свет-тьма)

Делаем синтаксический разбор предложения.

Вставьте нужные антонимы:

Любишь брать, люби …        . (отдавать).

Сытый …        не разумеет. (голодного)

Иди вперёд, а оглядывайся …        . (назад)

Корень учения горек, да плод его …(сладок)

–Чему служат антонимы в этих пословицах? (Противопоставлению положительного отрицательному.)

– Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (Почти все!)

Подберите к прилагательному несколько антонимов.

Надёжный друг - …        .

(Неверный, коварный, ненадёжный, вероломный.)

– Как называется группа этих слов? (Синонимический ряд.)

Чем отличаются антонимы от синонимов? (Синонимы – близкие по значению слова. А антонимы – противоположные по смыслу слова.)

В каких предложениях употреблены синонимы, а в каких антонимы?

Эта задача несложная, простая.

Он сделал это не случайно, а намеренно.

Он сделал это неслучайно, намеренно.

Эта задача не сложная, а простая.

Составьте и запишите предложения со словами увлекательно – скучно; радостный – грустный, используя данные выше предложения в качестве образца. Обратите внимание на правописание не.

Физкультминутка.

Мы с Винни Пухом в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так, (круговые движения головой)

Головой своей крутили

Винни Пуху мед искали

Дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)

Вот так, вот так,

Дружно дерево качали

А потом, друзья, ходили (ходьба по-медвежьи)

И из речки воду пили

Вот так, вот так,

И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)

А потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)

Лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху)

Вот так, вот так,

Лапы выше поднимали!

Иногда при подборе антонимов могут возникнуть затруднения. Понаблюдаем. С чем это может быть связано.

–  Устно подберите антонимы к приведённым словам

Тихий, бедный, богатый, ленивый, чёрный, ветхий, высокий.

        С каким словом возникли сложности?         Почему?

(Со словом «высокий», потому что оно многозначное).

Высокая душа – приземлённая (устремлённая в небо или к земле).

Высокая скамья – низкая.

Что нужно учитывать при подборе антонима? Многозначность слова!

Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов

1. Свежий (хлеб, журнал, ветер).

(Чёрствый, старый, тёплый).

2. Лёгкий (труд, путь, ветер).

(Тяжёлый, трудный, сильный).

– Исправьте лексические недочёты, взятые из сочинений учащихся.

Герасим был хороший, а барыня жестокая.

Эта речка не широкая, а мелкая.

Царевна была добрая, а царица плохая.

Перепишите текст, заменяя антонимами все слова, у которых они есть.

Жил – был кролик. Рано утром он вышел из своего домика и отправился в путь. Через час он свернул влево, а ещё через час – вправо. Дело было зимой, и кролику стало холодно. Он шёл всё быстрее и быстрее. Впереди уже можно было разглядеть крышу кроличьего домика, а позади ещё виднелась лесная опушка и какие-то далёкие огоньки.

– Получился ли у вас текст, не лишённый смысла?

III   Итог урока. Выставление оценок.

– Что такое антонимы?

– Какие части речи могут выступать в роли антонимов?

– Что нужно учитывать при подборе антонимов?

– Какова роль антонимов в речи?

– Посмотрите, какие герои появились у Лукоморья.

IV Домашнее задание:  п.41, упр.307


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ И ИХ СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ план-конспект урока 6 класс

План-конспект урока по русскому языку для учащихся 6-го класса по учебнику М.М. Разумовской с УУД...

Задание по теме "Лексика". Синонимы и антонимы.

Задание для учащихся 5 класса....

Синонимы и антонимы

Уточнение и обогащение словарного запасапутем усвоения смыслового значения слов     у школьников  2-3 классов имеющих          нар...

Синонимы и антонимы

Прилагательные украшают текст, делают его привлекательным для читателя и высоко оцениваются экзаменаторами....

Синонимы и антонимы 1

Прилагательные  помогают передать чувства пишущего сочинение....

Презентация по русскому языку для 5 класса .Сочинение на лингвистическую тему:« Роль синонимов и антонимов в нашей речи.»

Подготовка учащихся к созданию связного текста на лингвистическую тему: "Роль синонимов и антонимов в нашей речи"...