Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку (6 класс)

Роман Анна Анатольевна

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

        Такое развитие личности обучающегося предъявляет особые требования к образованию. В соответствии с ними к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися ООП ОО в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий.

        Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в  основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

        Такое развитие личности обучающегося предъявляет особые требования к образованию. В соответствии с ними к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися ООП ОО в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий.

   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Умеют ли наши учащиеся читать? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Читать написанное, произносить буквы, слоги, слова – умеют. Но читать вдумчиво, осознанно, получая из текста информацию, – далеко не все, ведь «уметь читать» и «уметь читать грамотно» – это не одно и то же. Как показывают результаты исследований Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), которое проходило в последний раз в 2018 году, российские учащиеся находятся на 31 месте из 79.

Можно и не обращаться к исследованиям, достаточно посмотреть на результаты итогового собеседования в 9 классе, станет понятно, затруднения вызывает и пересказ текста, и построение монологического высказывания, и учет речевой ситуации. Проблема формирования читательской грамотности сегодня становится как никогда актуальной.

Что такое «читательская грамотность»? Традиционно под грамотностью понимают степень овладения навыками чтения и письма. Термин «читательская грамотность» появился в российской педагогике в начале 2000 гг. Тогда отечественные образовательные учреждения впервые приняли участие в международных программах по оценке достижений учащихся PISA.

В настоящее время под этим понятием подразумевается более прикладное умение оперировать с текстами. Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов: беглое чтение; толкование текста в буквальном смысле; оценка языка и формы сообщения; поиск информации и ее извлечение; преобразование данных от частных явлений к обобщенным; формулирование основных идей и выводов; общее понимание текста; размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией. Все эти навыки взаимосвязаны между собой. Работа по формированию читательской грамотности опирается не только на сам текст, это и умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте определена основная задача образования - развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у учащихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает сформированность у учащихся читательской грамотности.

В практике работы учителя русского языка и литературы существует огромный арсенал приемов, техник и технологий развития читательской грамотности. Остановимся лишь на некоторых.

Все приемы формирования читательской грамотности, используемые мною на уроках русского языка и литературы, я условно разделила на три группы: приемы и технологии графической переработки текста, творческое чтение, приемы и технологии развития творческих способностей.

Итак, приемы и технологии графической переработки текста. Формировать читательскую грамотности не просто. А в школе дистанционного обучения, где я работаю,  это труднее вдвойне.  Во-первых, с учащимися приходится взаимодействовать удаленно, не всегда есть возможность проконтролировать, что в данный момент делает ученик (например, возможности интернета не позволяют включить видеосвязь). Во-вторых, у учителя нет привычной классной доски. В-третьих, дети имеют непростые диагнозы, имеют проблемы с памятью, вниманием, анализом и др. Такие учащиеся нуждаются в постоянной мотивации учебной деятельности, и приемы графической переработки текста в этом помогают.

Прием «Составление кластера». Кластер - это особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. Прием позволяет визуализировать ключевые понятия текста, структурировать его.

К приемам интерпретации художественного текста относится словесное рисование: выделение художественных деталей, анализ изобразительно-выразительных средств языка;  сопоставление сюжетных линий, персонажей внутри одного произведения или нескольких произведений;  обобщение; формулирование собственной читательской позиции.

С приемом «Очевидное невероятное» связано, прежде всего, нахождение подтекста, скрытого смысла фразы, детали.

В методической литературе описано много приемов и технологий развития творческих способностей. Это и сочинения разных жанров, изложения, игры, творческие задачи и др. Остановлюсь лишь на ассоциативно-синектической технологии развития творческих способностей. Другое название технологии «Дизайн искусственных стихов».

Автор методики - Новосёлов С. А., доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии детства УрГПУ. Сергей Аркадьевич - действительный член Европейской академии естествознания, академик Академии профессионального образования, автор тридцати двух изобретений и промышленных образцов, защищенных авторскими свидетельствами. Свою технологию ученый и изобретатель создавал, прежде всего, для развития технического творчества учащихся. Но технология настолько интересна и проста в использовании, что ее полюбили учителя литературы, педагоги дополнительного образования.

Содержательная основа технологии дизайн искусственных стихов состоит из трех организуемых педагогом этапов:

1 этап - «конструирование» стихов;

2 этап - визуализация поэтических образов, визуальное проектирование;

3 этап - поиск и решение новой технической задачи, связанной с образами, порожденными созданными стихами и визуальными проектами.

Для обучения написанию стихов мы останавливаемся на первом этапе – «дизайн искусственных стихов».

«Мы называем стихи, используемые в качестве средства развития творчества учащихся, искусственными совсем не потому, что они "неживые", "без души". Мы знаем, что это не так. Название "искусственные" обозначает лишь то, что эти стихи - результат технологии развития творческого воображения», - так пишет в своей монографии С. А. Новоселов.

В качестве источника для «поэтического конструктора» используются японские трёхстишия – хокку, которые наполнены огромным смыслом, образами и эмоциями. Эти трехстишья требуют от читателя интенсивного домысливания.  

Алгоритм организации учебно-творческой деятельности учащихся с применением АС-технологии состоит из следующих шагов. Сначала это знакомство  с историей и лучшими образцами японских пяти- и трехстиший. Эти стихи можно рассматривать в качестве «деталей» «поэтического конструктора» и «сборки» новых, не японских стихов. Например:

Ива склонилась и спит,

И кажется мне, соловей на ветке –

Это её душа. (Басе)

Эти элементы содержания, элементы-образы, эмоции можно изменять, добавлять. Следующий этап - дети рисуют картину, пытаются найти новый смысл и новые образы: ветка, соловей, вечер, слушаю, любуюсь, радостно, хорошо на душе и так далее. Затем следует этап построения стихотворения с рифмой и ритмом:

Соловей на ветке под моим окном,

Обычно он щебечет поздно вечерком.

Он весело летает и весело поет,

Из моей ладошки он водицу пьет. (С.П.)

Одно и то же японское стихотворение рождает у детей совершенно разные ассоциации и образы. Например,  трехстишье Мацуо Басе:

Желтый лист плывет.

У какого берега, цикада,

Вдруг проснешься ты?

Учащиеся переосмысливают образы, наполняют их собственными переживаниями:

Листик осенний плывет по реке,

Капля дождя течет по руке,

Грустно немного смотреть вдаль реки,

Каждый момент жизни ты береги! (В.М.)

Или:

Плывем по жизни мы реке,

Там будущее вдалеке,

Не знаем мы наверняка,

Куда течет эта река.

Плывем сквозь ветер и туман,

(А это ложь или обман),

Нам освещает путь луна,

Нам дарит свет она одна,

Но день настанет, и тогда

Мы будем счастливы всегда!

Иногда, для того, чтобы задать определенный ритм, рифму, педагог или сами учащиеся придумывают первую строчку стихотворения. Предлагаем хокку Басе:

Я поднялся на холм,

Полон грусти - и что же:

Там шиповник в цвету!

Один из учащихся сочиняет первую строчку: «Пришла весна, а мне все грустно…» И вот что получается:

Пришла весна, а мне все грустно.

Весна старается искусно,

А мне не до нее совсем,

Ведь у меня полно проблем! (К.С.)

Пришла весна, а мне всё грустно.

Пойду по лужам прыгать я.

Спрошу тогда у воробья:

«Как жизнь? Отлично? Мне пора!» (Е.П.)

Пришла весна, а мне все грустно,

И на душе не тает снег.

Весна ж, красавица, искусно

Цветенья начинает век. (Л.Г.)

Детские стихи, написанные по мотивам японских трехстиший, как правило, наполнены философским смыслом, в них грусть и одиночество, надежда и стремление к счастью.

***

Осенью в поле завяли цветы

Жаль, не увидим мы их красоты,

Холодной зимой вспомним мы лето,

Пока покрывалом земля не одета.

Когда дарят радость нам эти цветы,

Яркие краски и зелень листвы.

Наступит весна, морозы пройдут,

Вновь для людей цветы расцветут (Н.З.)

***

Природа просыпается раннею весной.

Лес окутан нежной зеленой красотой.

В небе зазвенели птичьи голоса,

К нам идет счастливая жизни полоса!

Мир окутан солнечным ласковым теплом,

И от этой радости на душе светло! (Л.Г.)

Как показал опыт, применение данной технологии гарантирует развитие способностей к творчеству, способствует раскрытию личного потенциала, самореализации, развитию читательской грамотности. Учащиеся, сочиняющие стихи, не раз становились призерами различных творческих конкурсов: Чемпионата Курганской области по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абелимпикс» в номинации «Мультимедийная журналистика», призерами литературного конкурса «Рифмы победы», в номинации «Молодые поэты» (ГКУ ОСБ им. В.Г. Короленко), дистанционных всероссийских и международных творческих конкурсов «Твори! Участвуй! Побеждай!», «Совушка», «Мир глазами детей» и других.

Далеко не все сочиняют стихи. Кроме того, у учащихся нашей школы наблюдается и языковой минимализм, ограничена память, снижено внимание, не развито воображение. И связано это не только с диагнозами детей, и не только с отсутствием нормальной коммуникации в социуме. Сейчас много пишут и говорят о так называемом клиповом мышлении, дети много времени проводят у экранов телевизора и в Интернете. И как следствие - неспособность воспринимать длинные тексты, информация воспринимается частями и отрывками, наблюдается тезисное изложение мыслей. В этой ситуации становится важным заинтересовать ребенка, повысить мотивацию в обучении, и этому способствуют приемы и технологии формирования читательской грамотности.

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя. – М.: Просвещение, 2010,-159 с.
  2. Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017 —256 с.
  3. Дизайн искусственных стихов: Проект Сергея Новоселова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003.
  4. Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19–21.
  5. Как создать читательскую среду в школе. Научно-методический сборник. – Вып.1. – М., 2009
  6. Карпова Н.П. Культура речи, чтение и грамотность как показатели жизненного потенциала нации, - [Электронный ресурс] //URL:http:www.rusreadorg.ru/issues/karpova/3.html
  7. Новоселов С.А. Дизайн искусственных стихов/ Издательство: «Рос. гос. проф.-пед. ун-та», 2003.
  8. Новоселов С.А. Развитие технического творчества в учреждении профессионального образования: системный подход. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (статья)

Статья с приемами формирования читательской грамотности у школьников...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Мастер - класс "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"

Мастер - класс для учителей "Формирование читательской грамотности на уроках литературы"...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...