"Я преклоняю колени перед людскою добротой"
методическая разработка по русскому языку (10 класс)

Внеклассное мероприятие  по литературе для учащихся  8-10 классов. Цель мероприятия:показать, можно ли научиться доброте, читая произведения русской литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка  

« Применение кейс-технологии на уроках русского языка и литературы».

                                  Григорьева Надежда Альбертовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Шоруньжинская средняя общеобразовательная школа»

      Введение. Обоснование актуальности разработки.

  Система российского образования сегодня находится на этапе важных масштабных преобразований. Интерактивный подход к обучению сейчас является самым продуктивным для решения задач поставленных в образовании. Кейс-технологии считаются одной из разновидностей интерактивных технологий. Это и определило тему самообразования: «Применение кейс-технологий на уроках русского языка и  литературы». Применение данной технологии на уроках русского языка и литературы объясняется необходимостью поиска путей активизации познавательного интереса учащихся, развития комплекса ключевых компетенций каждого из них.

      Цели и задачи разработки.

 Цель: моделирование системы работы учителя-словесника при использовании кейс–технологий для формирования ключевых образовательных компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Предполагаемые результаты применения кейс-технологии.

В условиях модернизации образования меняется позиция учителя.

Главной задачей учителя становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности, а в обществе востребованы люди, обладающие хорошо развитыми умениями и навыками работы с информацией, способные решать на своём рабочем месте различные проблемные задачи, а также умеющие самостоятельно учиться и повышать свою квалификацию.

  Многообразие кейсов позволяет использовать этот метод в различных областях и на разных этапах работы, найти разные способы решения проблемы.

Основная часть.

Из истории кейс-метода. 

   Как метод, анализ ситуаций приобрел повсеместное распространение в мире в 70-80 годы, в тот же период он получил известность и в СССР. Использовался данный метод, по началу, при обучении управленцев в основном экономических вузов для формирования у студентов умения принимать решения. 

   Термин «кейс-метод», «кейс-технология» (англ. «case») – это 1) активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики  ситуациoнного  oбучения «case – study»; 2) набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся  для самостоятельной работы.

      Образовательные возможности кейс-технологии: использование кейс–метода позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые качества и формирует познавательную мотивацию

     Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Главным условием использования кейс–метода является наличие противоречий, на основе которых формируются и формулируются проблемные ситуации, задачи, практические задания для обсуждения и нахождения оптимального решения учащимися.

 Цели кейс–метода:

• активизация познавательной деятельности  обучающихся;

 • повышение мотивации к учебному процессу;

• отработка умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;

• умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;

• приобретение навыков  изложения собственной точки зрения, отстаивать  свою точку зрения;

• выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществления самоанализа, самоконтроля и самооценки

Структура и содержание кейса:

-предъявление темы урока, проблемы,  вопросы,  задания;

-подробное описание спорных ситуаций;

-сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;

-учебно-методическое обеспечение: наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал; литература основная и дополнительная;

-режим работы с кейсом;

-критерии оценки работы по этапам.

   

 Применение кейс-технологий на уроках литературы.

      Произведения русской литературы полностью подходят для изучения их с помощью кейс технологий, так как их идейным содержанием является не внешняя составляющая, а глубокий внутренний мир героев, их искания, морально-этическая подоплека поступков, в основе которых лежит главная отличительная черта русского литературного творчества – гуманизм.

  Для организации  чтения романа «Война и мир» Л.Н.Толстого огромным подспорьем являются кейс-карточки,  организующие интерактивное обучение. Секрет этих карточек  в том, что они разноуровневые и воплощают дифференцированный подход в обучении. Карточки категории В рассчитаны на ребят, воспроизводящих знания. Такой ученик самостоятельно может прочитать текст, пересказать, подготовить выразительное чтение эпизода, но ему трудно сопоставлять, делать выводы, особенно, отвечать на проблемные вопросы. Карточки категории Б рассчитаны на учащихся, которые могут делать небольшие выводы, находить в тексте говорящие детали и ключевые слова. Карточки категории А для ребят, которые могут отвечать на проблемные вопросы, создавать свой текст, анализировать эпизод, сравнивать явления, героев. Таких карточек для работы 104. Материал по этим карточкам обучающиеся оформляют в тетради.

           Ситуативные кейсы на уроках литературы могут быть связаны с проблемами и перспективами взаимоотношений между главными героями произведения; с составлением хронологических таблиц событий .

.  Кейс-задания – отличный способ привлечь к работе по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»  

   Приведем примеры использования кейс-заданий при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

   При изучении жизни и творчества писателя можно составить «концептуальную таблицу».  Прием «концептуальная таблица»  направлен на создание обобщающей (сравнительной) таблицы, формирует умения анализировать и обобщать информацию. 

При работе с текстом произведения обучающимся можно предложить также кейс-задание в виде концептуальной таблицы «Что подталкивает Раскольникова к преступлению?»

   Кто из героев романа совершает преступление, нарушая дозволенное? При решении этого кейса можно также обратиться к заполнению концептуальной таблицы и дальнейшему обсуждению результатов.

При рассмотрении темы «Двойники Раскольникова» выдается кейс-задание на 2 подгруппы с заполнением концептуальных таблиц. Обучающимся необходимо заполнить таблицу, а также ответить на вопрос: чем философия героя и его поступки схожи с философией и поступками Родиона Раскольникова?

   Работать с кейсом целесообразно учить намного раньше выпускного класса, начиная с самых примитивных примеров: сжатых кейсов. Я использую такой метод частично при организации словарной работы. Кейс  учащиеся получают в начале учебного года и продолжают с ним работать в течение года: это работа с Толковым словарем, подготовка материала  для уголка «К уроку», на уроке работа с карточками по формированию речевых навыков учащихся.  

         Главное  предназначение кейс-технологии – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. При  этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика! Только в этом случае сопутствует удача и результаты не заставят долго ждать! 

 Использованная литература:

  1. О кейс-методе как об одной из активных форм обучения русскому языку в современной школе

Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Телкова В.А.

  1. Составитель: Розонова Ю.А., доцент кафедры методики преподавания предметов гуманитарного цикла ГАУ ДПО СОИРО, к.ф.н. Ольга Горбич: Педагогические технологии в преподавании русского языка Издательство: ВК, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция по философии образования «Учитель! Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени…»

Лекция по философии образования:«Учитель!   Перед именем твоимПозволь смиренно преклонить колени…»...

Музыкально – литературная композиция «Преклоняюсь перед языком русским».

Цели:1.     Развитие у школьников интереса к русскому языку, его истории, перспективам развития.2.     Воспитание уважения, бережного отношения к русскому...

Сценарий мероприятия "Пред мудростью преклоним мы колени"

Сценарий мероприятия ко Дню пожилого человека...

«Хлеб – соль» – символ людской доброты!

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста...

"Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!" Классный час

Наш классный час мы назвали известными строками стихотворения Н.А.Некрасова "Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!" Эти слова полны почтения и признательности. Може...