РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 10 «Родной язык» основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 09.02.06 Сетевой и системный администратор 11.02.15 Инфокоммуникационные сети и сист
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс)

Жигарева Ольга Николаевна

      Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родной язык», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oud_10_rodnoy_yazyk_1ssa_1iss_1osat_1es.docx90.09 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение Московской области

«Подмосковный колледж «Энергия»

СОГЛАСОВАНО

Заведующий СП Богородское (Ногинск)

СП Богородское

__________ / А.П. Елисеева

«      »                  2021 г.

УТВЕРЖДАЮ

   Заместитель директора по УР

  ____________ А.В. Куликова

         «      »                     2021г.

                                                                             Заместитель директора по УМР

                                                                          ____________ А.И. Кириллов

                                                                    «      »                        2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД. 10 «Родной язык»

основной образовательной программы по специальности

среднего профессионального образования

09.02.06 Сетевой и системный администратор

11.02.15 Инфокоммуникационные сети и системы связи

13.02.03 Электрические станции, сети и системы

15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств

базовой подготовки

Форма обучения - очная

Ногинск, 2021


 Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред. Приказа Минобрнауки России от (ред. от 29.06.2017)  и на основе примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО  на  базе  основного общего образования с получением  среднего общего образования, рекомендованной Федеральным государственным автономным  учреждением «Федеральный институт  развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), протокол № 3 от  21  июля 2015 г., с учетом требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родной язык», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования и требований федеральных государственных образовательных стандартов получаемых профессий и специальностей.

Разработчик программы: Жигарева О.Н., преподаватель

Программа рассмотрена

на заседании предметно-цикловой комиссии

Протокол №       от «      »                            20       г.

Председатель предметно (цикловой) комиссии

Дашевская Е.И. _________________

 

Программа согласована с методистом

«      » ___________ 20___г.

Мещерякова О.В. ___________

Программа рассмотрена и одобрена

на заседании Методического Совета

Протокол №      от _______ 20__г.

Председатель_________ Е.А. Андрошина

 

         


Содержание

 

Пояснительная записка        Ошибка! Закладка не определена.

Общая характеристика учебной дисциплины «Родной язык»        4

Место учебной дисциплины в учебном плане        6

Результаты освоения учебной дисциплины        6

Содержание учебной дисциплины        7

Тематическое планирование        9

Характеристика основных видов деятельности студентов        16

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Родной язык»        19

Литература………………………………………………………………………………………20

Лист актуализации программы (регистрации изменений)                                                      23


Пояснительная записка

 Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родной язык», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы «Родной язык» направлено на достижение следующих целей:

  • совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
  • формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
  • совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ППССЗ (ООП) на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

Программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.  

Общая характеристика учебной дисциплины «Родной язык»

Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Содержание учебной дисциплины «Родной язык» в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.

Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.

Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Формирование культуроведческой (лингвокультурологической) компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения.

Изучение русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения студентами, через объем и характер практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического, естественно-научного, социально-экономического профилей профессионального образования русский язык изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, при освоении специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального образования русский язык изучается более углубленно как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых профессий или специальностей.

При изучении русского языка на базовом уровне решаются задачи, связанные формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.

Изучение русского языка как профильной учебной дисциплины предполагает обеспечить более высокий уровень языковой подготовки обучающихся. Особое внимание уделяется усвоению функциональных стилей речи и особенностям употребления языковых единиц в соответствии с речевой ситуацией. Усилена речевая направленность примерного содержания, что проявляется в увеличении часов на разделы «Язык и речь», «Функциональные стили» и др., в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся и различных форм творческой деятельности (подготовки и защиты рефератов, индивидуальных проектов).

При углубленном изучении русского языка у студентов формируются умения и навыки анализа коммуникативных характеристик речи, углубляются знания по культуре речи. С этих позиций большое значение придается анализу единиц языка речи, использованию их в соответствии с речевой ситуацией и коммуникативной целесообразностью, подробно рассматриваются такие вопросы, как лексическая и грамматическая синонимия, роль и стилистическая функция порядка слов в предложении, изобразительно-выразительные средства языка и др.

Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Содержание учебной дисциплины ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития студентов, включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, создаются условия для успешной реализации деятельностного подхода к изучению русского языка.

Использование электронных образовательных ресурсов позволяет разнообразить деятельность обучающихся, активизировать их внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному усвоению учебного материала, воспитывает интерес к занятиям при изучении русского языка.

Реализация содержания учебной дисциплины «Родной язык» предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса русского языка на ступени основного общего образования. В то же время учебная дисциплина «Родной язык» для профессиональных образовательных организаций СПО обладает самостоятельностью и цельностью.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Родной язык» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППССЗ.

Место учебной дисциплины в учебном плане

Учебная дисциплина «Родной язык» является частью обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования.

В ГАПОУ МО «ПК «Энергия»» учебная дисциплина «Родной язык» изучается в общеобразовательном цикле учебного ППССЗ на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

В учебных планах ППССЗ место учебной дисциплины «Родной язык» — в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

Результаты освоения учебной дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины «Родной язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

  • личностных:

- воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

  • метапредметных:

- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

  • предметных:

- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

- сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

- владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

Содержание учебной дисциплины

Введение

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

Язык как система. Основные уровни языка.

Русский язык в современном мире. История русского литературного языка и отдельных слов. Вклад Н.М. Карамзина, М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, В.В. Виноградова в развитие русского литературного языка. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Риторика – искусство красноречия. Значение русского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

1. Язык и речь. Функциональные стили речи.

1.1. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

1.2. Функциональные стили речи и их особенности.

1.3. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

1.4. Практическое занятие. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

1.5. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

1.6. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

1.7. Практическое занятие. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Лингвокультурологической анализ текста.

Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи. Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу). Анализ структуры текста.

Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста. Освоение видов переработки текста.

Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов. Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвокультурологическую.

2. Лексикология и фразеология

2.1 Слово в лексической системе языка. Выразительные средства языка. Употребление в речи. Дополнительные оттенки значений слов и выражений.

2.2. Практическое занятие. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы).

2.3. Практическое занятие. Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

2.4. Практическое занятие. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

2.5. Практическое занятие. Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари.

2.6. Лексические нормы. Практическое занятие. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

Практическое занятие. Лингвокультурологическое исследование лексических и фразеологических единиц — выведение алгоритма лексического анализа.

Наблюдение над функционированием лексических единиц в речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления.

Лексический и фразеологический анализ слова.

Подбор текстов с изучаемым языковым явлением.

Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики. Составление связного высказывания, в том числе на лингвистическую тему, с использованием заданных лексем.

3. Фонетика и орфоэпия

3.1. Практическое занятие. Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи.

3.2. Практическое занятие. Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Практическое занятие. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

3.3. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка.

Фонетический, орфоэпический анализ слова.

Наблюдение над выразительными средствами фонетики.

4. Морфемика и словообразование

4.1. Морфема как значимая часть слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

4.2. Практическое занятие. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Словообразовательный анализ.

Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования.

Морфемный, словообразовательный анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами.

5. Морфология и орфография

5.1. Практическое занятие. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-. Правописание и/ы после приставок. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- / пре-.

5.2. Практическое занятие. Основные выразительные средства морфологии. Правописание именных частей речи. Употребление в речи.

5.3. Практическое занятие. Правописание глаголов и глагольных форм. Употребление в речи.

5.4. Практическое занятие. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Употребление в речи.

Правописание служебных частей речи.

Подбор текстов с определенными орфограммами.

6. Синтаксис и пунктуация

6.1. Практическое занятие. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.

6.2. Практическое занятие. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.

6.3. Практическое занятие. Осложненное простое предложение. Знаки препинания в осложнённом простом предложении. Синтаксические ошибки и их исправление.

6.4. Практическое занятие. Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). Синтаксические ошибки в построении сложных предложений и их исправление.

Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения; использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения.

Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов.

Упражнения по синтаксической синонимии: двусоставное/односоставное предложение, предложение с обособленными определениями и обстоятельствами / сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и обстоятельственными и др.

Анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения. Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений

по схемам.

Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему. Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения.

7. Риторика

7.1. Причины возникновения и развития риторики в античном обществе. Выдающиеся ораторы Древней Греции. Выдающиеся ораторы Рима.

7.2. Ломоносов – «отец российского красноречия». Вл. Даль – создатель «Толкового словаря живого великорусского языка». Духовное красноречие в России.

7.3. Парламентарское красноречие в дореволюционной России (П.А. Столыпин, П.Н. Милюков, С.Ю. Витте).

7.4. Практическое занятие. Яркая, интересная речь, которую мне довелось услышать (её тема, род, вид, языковые особенности). Речь, до глубины души возмутившая меня. Язык молодежи.

7.5. Практическое занятие. Иностранные слова в современной речи: за и против.

7.6. Практическое занятие. Что такое культура спора? Культура речи делового человека.

Тематическое планирование

 При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Родной язык» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:

• по специальностям СПО технического профиля — 39 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся – 17 часов, практические занятия, — 22 часа.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Виды учебной работы

Количество часов

Аудиторные занятия. Содержание обучения

Специальности СПО

Введение

1

1. Язык и речь. Функциональные стили речи

8

2. Лексикология и фразеология

8

3. Фонетика и орфоэпия

4

4. Морфемика и словообразование

2

5. Морфология и орфография

4

6. Синтаксис и пунктуация

4

7. Риторика

6

Итого

39

ЗАЧЁТ (в том числе)

2

Всего 

39

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

п/п

Тема урока

Количество часов

С использованием ЭОР и ДОТ

Введение

1

1.

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык как система. Основные уровни языка

1

 

Раздел  1. Язык и речь. Функциональные стили речи (8ч.)  

8

 

Тема 1.1 Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств

1

2.

Понятие о языке и речи, их отличительных признаках, основных требованиях к речи

1

Тема 1.2. Функциональные стили речи и их особенности

1

3.

Понятие о функциональных стилях речи и их особенностях

1

Тема 1.3. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

2

4.

Понятие об отличительных чертах разговорного стиля речи

1

5.

Понятие об отличительных чертах научного стиля речи

1

1

Тема 1.4. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

1

6.

Практическое занятие. Понятие об официально-деловом стиле речи

1

1.5. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления

1

7.

Понятие о публицистическом стиле речи и ораторском мастерстве

1

Тема 1.6. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

1

8.

Понятие о художественном стиле речи и его изобразительно-выразительных средствах

1

Тема 1.7. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста.  Лингвокультурологической анализ текста

1

9.

Практическое занятие. Понятие о тексте, его признаках и структуре. Лингвокультурологической анализ текста

1

Раздел  2. Лексикология и фразеология

8

Тема 2.1 Слово в лексической системе языка. Выразительные средства языка. Употребление в речи. Дополнительные оттенки значений слов и выражений

1

10.

Понятие о метафоре, метонимии, омонимах, синонимах, антонимах, паронимах и их употреблении, дополнительных оттенках значений слов и выражений

1

Тема 2.2. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы)

1

1

11.

Практическое занятие. Об отличительных признаках исконно русской, заимствованной лексики и старославянизмах

1

Тема 2.3. Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика

1

12.

Практическое занятие. Об особенностях и употреблении жаргонизмов, арготизмов, диалектизмов, профессиональных слов и терминологической лексики

1

Тема 2.4. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки

1

13.

Практическое занятие. Понятие об архаизмах, историзмах, неологизмах. Об истории устаревших слов и русских пословицах и поговорках

1

Тема 2.5. Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари

1

14.

Практическое занятие. Понятие о фразеологизмах, афоризмах и их употреблении в речи

1

Тема 2.6. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление

3

15.

Понятие о лексической норме языка, лексических ошибках и их исправлении

1

1

16.

Практическое занятие. Исправление лексических ошибок в употреблении фразеологических единиц

1

17.

Практическое занятие. Лингвокультурологическое исследование лексических и фразеологических единиц — выведение алгоритма лексического анализа

1

Раздел  3. Фонетика и орфоэпия

4

Тема 3.1. Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи

1

1

18.

Практическое занятие. Понятие о фонетических единицах языка, словесном и логическом ударении, роли ударения в стихотворной речи и интонационном богатстве русской речи

1

Тема 3.2. Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря

2

19.

Практическое занятие. Понятие о произношении слов, произношении гласных и согласных, заимствованных слов

1

20.

Практическое занятие. Понятие о нормах ударения в словах

1

Тема 3.3. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация

1

21.

Понятие о приёмах звуковой организации текста

1

Раздел  4. Морфемика и словообразование

2

Тема 4.1. Морфема как значимая часть слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова

1

22.

Понятие морфемы как значимой части слова, многозначности морфем, синонимии и антонимии морфем

1

 

Тема 4.2. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Словообразовательный анализ

1

23.

Практическое занятие. Понятие о способах словообразования и словообразовательном анализе слов

1

Раздел  5. Морфология и орфография

4

Тема 5.1. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание о/ё после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-. Правописание и/ы после приставок. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- / пре-

1

24.

Практическое занятие. Правописание безударных гласных в корнях слов, согласных, о/ё после шипящих и ц, приставок

1

Тема 5.2. Основные выразительные средства морфологии. Правописание именных частей речи. Употребление в речи

1

25.

Практическое занятие. Употребление грамматических форм не в их прямом значении. О правописании именных частей речи и их употреблении

1

1

Тема 5.3. Правописание глаголов и глагольных форм. Употребление в речи

1

26.

Практическое занятие. О правописании глаголов и глагольных форм и их употреблении в речи

1

Тема 5.4. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Употребление в речи

1

27.

Практическое занятие. О правописании наречий и их употреблении в речи

1

Раздел  6. Синтаксис и пунктуация

4

Тема 6.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса

1

28.

Практическое занятие. О синтаксических единицах языка и основных выразительных средствах синтаксиса

1

Тема 6.2. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний

1

29.

Практическое занятие. О построении словосочетаний и основных синтаксических ошибках в построении словосочетаний

1

1

Тема 6.3. Осложненное простое предложение. Знаки препинания в осложнённом простом предложении. Синтаксические ошибки и их исправление

1

30.

Практическое занятие. О построении осложнённых простых предложений, знаках препинания в осложнённом простом предложении и синтаксических ошибках и их исправлении

1

Тема 6.4. Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). Синтаксические ошибки в построении сложных предложений и их исправление

1

31.

Практическое занятие. О построении сложного предложения, знаках препинания в сложном предложении и синтаксических ошибках и их исправлении

1

Раздел  7. Риторика

6

Тема 7.1. Причины возникновения и развития риторики в античном обществе. Выдающиеся ораторы Древней Греции. Выдающиеся ораторы Рима

1

32.

Понятие риторики. Об истории её возникновения и выдающихся ораторах Древней Греции и Древнего Рима

1

1

Тема 7.2. Ломоносов – «отец российского красноречия». Вл. Даль – создатель «Толкового словаря живого великорусского языка». Духовное красноречие в России

1

33.

О вкладе выдающихся людей в развитие ораторского искусства. В.И. Даль как автор и создатель «Толкового словаря живого великорусского языка». Традиции духовного (церковно-богословского) красноречия в России

1

Тема 7.3. Парламентарское красноречие в дореволюционной России (П.А. Столыпин, П.Н. Милюков, С.Ю. Витте)

1

34.

О красноречии в дореволюционной России

1

Тема 7.4. Яркая, интересная речь, которую мне довелось услышать (её тема, род, вид, языковые особенности). Речь, до глубины души возмутившая меня. Язык молодежи

1

35.

Практическое занятие. О правильно построенной речи, её отличительных признаках. О молодёжном языке

1

1

Тема 7.5. Иностранные слова в современной речи: за и против

1

36.

Практическое занятие. О происхождении иностранных слов и их уместном употреблении

1

Тема 7.6. Что такое культура спора? Культура речи делового человека

1

37.

Практическое занятие. Спор или дискуссия? О понятии «Культура речи»

1

ЗАЧЁТ

38.

Зачёт

1

39.

Зачёт

1

Характеристика основных видов деятельности студентов

Содержание обучения 

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов 

(на уровне учебных действий) 

Введение 

−  Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры;

−  характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке;

− составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме;

−  приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

−  определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества;

−  вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем);

−  преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека

1. Язык и речь. Функциональные стили речи

−  Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов;

−  вычитывать разные виды информации;

− характеризовать средства и способы связи предложений в тексте;

− выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста;

− характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста;

−  составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста;

− анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств;

−  подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений;

−  оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка;

−  исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

− выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему;

−  анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира;

−  различать тексты разных функциональных стилей (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

−  анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи;

−  создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор);

−  подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию)

2. Лексикология и фразеология

− Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их;

−  объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и

справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности;

−  познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение)

3. Фонетика и орфоэпия

− Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;

− извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности;

−  строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;

−  проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.;

− извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись)

4. Морфемика и словообразование

−  Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста;

−  проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ;

−  извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;

−  характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

−  опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

−  извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

−  использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова

5. Морфология и орфография

−  Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли;

−  проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ;

−  извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;

−  определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;

−  проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;

−  составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;

−  извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании

6. Синтаксис и пунктуация

−  Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный);

−  комментировать ответы товарищей;

−  извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;

−  составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы;

−  проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;

−  Определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры;

−  составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия;

−  извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма;

−  производить синонимическую замену синтаксических конструкций;

−  составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме;

−  пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях;

−  составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам

7. Риторика

- Анализировать тексты с точки зрения ораторского искусства;

- составлять тексты выступлений;

- готовить дискуссии;

- защищать свои позиции;

- выражать свои мысли как устно, так и письменно

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Родной язык»

Помещение кабинета родного языка удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СП 3.1/2.4.3598-20).  

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Родной язык» входят:

•        многофункциональный комплекс преподавателя;

•        наглядные пособия (комплекты схем, плакатов, портретов выдающихся учёных, внесших вклад в развитие родного языка);

•        информационно-коммуникативные средства;

•        экранно-звуковые пособия;  

•        обучающие и контролирующие программы по темам дисциплины;

•        комплекты технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

•        библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Родной язык», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной литературой и др.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Родной язык» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по родному языку, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам).

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- классная доска;

- раздаточный материал для проведения практических занятий;

- учебная литература.

Автоматизированное рабочее место:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- экран / интерактивная доска;

- мультимедиапроектор;

- принтер.

Литература

Для студентов

Основные источники:

1.         Антонова, Е. С., Воителева, Т. М. Русский язык : учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – 6-е изд., стер. ˗˗˗ М. : Издательский центр «Академия», 2020. ˗˗˗ 416 с.

2.         Герасименко Н.А. Русский язык : учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / Н. А. Герасименко. – 6-е изд., стер. ˗˗˗ М.: Издательский центр «Академия», 2020. ˗˗˗ 416 с.

3. Русский язык. Сборник упражнений: учебное пособие для среднего профессионального образования / П. А. Лекант [и др.]; под редакцией П. А. Леканта. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 314 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-7796-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/436540

Дополнительные источники:

1.        Валгина Н.С. и др. Современный русский язык: Уч. для студ. вузов/Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2017. – 528с.

2.        Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации? Учеб. пособ. по развит. навыков письмен. речи. – М.: Флинта, Наука, 2017. – 288с.

3.        Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Уч. пособ. для вузов/Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 544с.

Для преподавателей

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013

170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014

148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ). Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

4.        Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 2016.

5.        Культура русской речи: Учебник для вузов / Отв. ред.: д-р филол. наук, проф. Л.К. Граудина, д-р филол. наук, проф. Е.Н. Ширяев. – М.: НОРМА, НОРМА-ИНФРА-М, 2015. – 560с.

6. Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

7.        Серова М.Б. Русский язык: Орфография. Правила. Схемы. Обучающие диктанты. – М.: Флинта: Наука, 2015. – 240с.

8.        Современный русский язык: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис: Учеб. для  студ.вузов / Под ред. Л.А. Новикова. – 3-е изд. – СПб: Лань, 2014. – 864с.

9. Воителева Т.М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

10.        Федотова Л.С. Правила и тесты: Пособ. по рус. языку для поступающих в вузы.  – 2-е изд. – М.: Высш.шк., 2013. – 320с.

11. Пахнова Т.М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. — М., 2011.

12.        Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие / М.Ю.Федосюк, Т.А.Ладыженская, О.А.Михайлова, Н.А.Николина. – 5-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 256с., ил.

13.        Розенталь Д.Э. и др. Современный русский язык: Учеб. пособ. /Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – М.: Рольф, 2010. – 448с.

14. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2010.

15. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. — М., 2010.

Словари и справочники:

1. Розенталь Д.Э., Краснянский В.В. Фразеологический словарь русского языка. — М., 2011.

2. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2008.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. — 25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л.И.Скворцова. — М., 2006.

4. Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского языка / сост. В.В.Бурцева. — М., 2006.

5. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. — М., 2006.

6. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. — М., 2005.

7. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2005.

8. В.В.Виноградова / под ред. В.В.Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2004.

9. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.

10. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2003.

11.        Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: Пунктуация. – М.: ОНИКС 21 век, Мир и образование, 2002. – 263 с.

12.        Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: Управление в русском языке. – М.: ОНИКС 21 век, Мир и образование, 2002. – 303с.

13.        Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Под ред. И.Б. Голуб. – 3-е изд., испр. – М.: Рольф, 2001. – 368с.

14.        Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: Практическая стилистика. – М.: ОНИКС 21 век; Мир и образование, 2001. – 381с.

15. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи.

16. Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2001.

17.        Абрамов Н. Словарь русских синонимов. (Любое издание)

18.        Современный словарь иностранных слов. – М., 2000. (Любое издание)

19.        Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. – М.,      2000.

20.        Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 1999.

21.        Толковый словарь русского языка конца ХХ века. – СПб., 1998.

22.        Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. – М., 1994.

23.        Большой орфографический словарь русского языка.  (Любое издание)

24.        Орфоэпический словарь русского языка / Ред. Р.И. Аванесов. (Начиная с 6 издания).

25.        Толковый словарь русского языка. (Любое издание)

Интернет-ресурсы

1. www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР). – дата обращения 31.08.2019 г.

2. ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме). – дата обращения 31.08.2019 г.

3. www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»). – дата обращения 31.08.2019 г.

4. www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка). – дата обращения 31.08.2019 г.

5. www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка». – дата обращения 31.08.2019г.

6. www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе). – дата обращения 31.08.2019 г.

7. www.Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru) – дата обращения 31.08.2019 г.

8. www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы). – дата обращения 31.08.2019 г.

9. www.slovari.ru/dictsearch (Словари. ру). – дата обращения 31.08.2019 г.

10. www.gramota.ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты). – дата обращения 31.08.2019 г.

11.        http://www.obrnadzor.gov.ru/ - Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки"

12.        http://минобрнауки.рф/ - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

13.        http://www.school.edu.ru/default.asp - Национальный проект "Образование".

14.        http://window.edu.ru/ - Единое окно доступа к образовательным ресурсам

15.        Электронная библиотечная система Юрайт http://urait.ru/ebs

16.        Электронная библиотечная система Знаниум http://znanium.com

17.        Электронная библиотека издательский центр «Академия» http://www.academia-moscow.ru/elibrary/

18.         http://fcior.edu.ru/(информационные, тренировочные и контрольные материалы).

19.        http://school-collection.edu.ru/ (единая коллекции цифровых образовательных ресурсов

5. Лист актуализации программы (регистрации изменений)


п/п

Содержание изменения

Реквизиты документа
об утверждении изменения

Дата
введения
изменения

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 10 «Родной язык» основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 20.02.04 Пожарная безопасность

   Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родной язык&raqu...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.02 «Литература» основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 09.02.06 Сетевое и системное администрирование 11.02.15 Инфокоммуникационные сети и сис

   Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.02 «Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реал...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.02 «Литература» основной образовательной программы по профессии среднего профессионального образования 08.01.26 Мастер жилищно-коммунального хозяйства

     Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.02 «Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организация...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 10 «Родной язык» основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 09.02.07 Информационные системы и программирование

   Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родной язык&raqu...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 08 «Родной язык» основной образовательной программы по профессии среднего профессионального образования 08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ

   Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родной язык&raqu...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.02 «Литература» основной образовательной программы по профессии среднего профессионального образования 15.01.35 «Мастер слесарных работ» 08.01.24 «Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекол

   Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.02 «Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реал...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.02 «Литература» основной образовательной программы по профессии среднего профессионального образования 08.01.18 «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования» базовой подготовки

    Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.02 «Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реа...