Тренировочные упражнения для подготовки к ВПР по русскому языку (8 класс)
тренажёр по русскому языку (8 класс)

Одеркова Дарья Владимировна

Тренировочные упражнения помогут подготовиться к сдаче ВПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Распознавание подчинительного словосочетания.

Связь с словосочетаниях бывает трёх видов: согласование, управление, примыкание.

Согласование — это подчинительная связь, при которой зависимое слово принимает такую же форму рода, числа и падежа, что и главное.

Управление — это подчинительная связь, при которой употребление существительных (местоимений) в форме косвенного падежа (с предлогом или без него) предопределено значением главного слова.

Примыкание — это подчинительная связь, при которой зависимое неизменяемое слово присоединяется к главному слову, выраженному глаголом, именем или наречием.

1. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1. отправляются в путь

2. она невысокая

3. с трудом преодолевают

4. огибает нагромождения

Утром  участники  похода  снова  отправляются  в  путь,  рассчитывая  сегодня  подняться  на  вершину  горы.  Она  невысокая,  но  с  четырьмя  уступами.

Едва  приметная  извилистая  тропинка   вьётся  по  берегу  неширокой  горной  речонки, берущей  начало  у  ледника,  а  затем резко  взбирается  влево.  Путешественники  с  трудом  преодолевают  крутой  подъём.

Тропинка  огибает  беспорядочные  нагромождения  камней,  осложняющие  путь.  Приходится  преодолевать  и  эти  препятствия.  Мешают  и   заросли  дикой  малины,  усеянные  ещё неспелыми  ягодами.  Её  колючие  ветви  цепляются  за  рюкзаки,  одежду.

Вот  и  вершина.  Здесь  туристы  располагаются  на  отдых.  Отсюда  открывается  чудесная  панорама.  Слева  от  подножия  горы расстилается  долина,  покрытая  тёмно-зелёным  лесом.  Кое-где  блестят  на  солнце  зеркала  небольших  озёр.  В  течение  тысячелетий  зарастали  их  берега  густой  растительностью.  Справа  простирается  бесконечная  цепь  холмов,  сплошь  покрытых  зеленью.

Весь  день  туристы  наслаждались  красотой  гор,  загорали,  распевали  под  аккомпанемент  гитары  песни.  Только  к вечеру,  боясь заблудиться в  темноте, они  вернулись  на  тропу,  ведущую  в  лагерь,  делясь своими  впечатлениями  о  походе.

1. отправляются в путь

3. с трудом преодолевают

4. огибает нагромождения. Управление.

2. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1. я вышел

2. утиного озера

3. по пыльной дороге

4. неглубокие овраги

Я  вышел  из  дома ночью,  потому  что  предполагал  добраться  до  утиного  озера  к  рассвету.  Шёл  по  пыльной  дороге,  спускаясь  в неглубокие  овраги,  поднимался  на  пригорки,  пересекая  редкие  сосновые  борки,  с  застоявшимся  в  них  запахом  смолы    и  земляники,  снова  выходил  к  полю.

Никто  не  обгонял  меня,  и  я ни  с  кем  не  встретился.  Вдоль  дороги  тянулась  рожь.  Она  созревала  уже  и  стояла  неподвижно,  чуть-чуть  светлея  в  темноте.  Скоро  дорога  ушла  влево,  и  я  ступил  на  твёрдую  тропинку,  извивающуюся  вдоль  берега  небольшой,  но  глубокой  речонки.  Плывущие  по  ней  брёвна  изредка  сталкивались  друг  с  другом,  и  тогда  раздавался  слабый  звук,  будто  кто-то  стучал  топором  по  дереву.

На  другой  стороне  реки  яркой  точкой  горел  костёр,  и  узкая  прерывистая  полоска  света  тянулась  от  него  далеко  по  воде.

Я  прибавил  шаг,  миновал  осиновый  подлесок  и  в  небольшой   ложбинке,  окружённой  со  всех  сторон  густым  лесом,  увидел  костёр.  Возле  него,  подперев  рукой  голову,  пристроился человек.  Он  что-то  негромко  напевал.

2. утиного озера

3. по пыльной дороге

4. неглубокие овраги. Согласование.

3. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1. с этой поры

2. сады тускнеют

3. треплет деревья

4. солнечный свет

Конец  сентября.  С  этой  поры  сады  тускнеют,  погода  круто  меняется.  Ветер  треплет деревья,  и  дожди поливают  их  с  утра  до  ночи.  Иногда между  тучами пробивается трепещущий  золотистый  свет  низкого  солнца.  Воздух  делается  чист  и  ясен.  Солнечный  свет  ослепительно  сверкает между  листвой,  волнующейся  от  ветра.  Холодно  и  ярко  сияет  над  тяжёлыми  свинцовыми  тучами  жидкое  голубое  небо.  Ветер  не  унимается.  Он  волнует  сад,  рвёт  непрерывно  бегущую  из  трубы  струю  дыма  и  снова  нагоняет  зловещие  космы  пепельных  облаков.  Они  бегут  низко  и  быстро затуманивают  солнце.  Но  вот  гаснет  его  блеск.  Снова  сеется дождь.

Из  такой  трёпки  сад  выходит   совсем    обнажённым,   засыпанным  мокрыми  листьями,  каким-то  притихшим,  смирившимся.  Зато  как  красив  он,  когда  снова наступает  ясная  погода.  Сохранившаяся  листва  будет  висеть   на  деревьях  до  первых  заморозков.  Чёрный  сад  будет  покорно  ждать  зимы,  пригреваясь  в  солнечном  блеске.

1. с этой поры. Согласование

3. треплет деревья. Управление.

4. солнечный свет. Согласование.

4. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1. по-утреннему  прохладно

2. широкая паутина

3. колышется рожь.

4. стоит высоко

Солнце  высоко.  Под зелёной развесистой  берёзой  лежит  седая  роса.  В  тени  по-утреннему  прохладно,  свежо.  Широкая,  искусно  наведённая  за  ночь  паутина,  вся  серебряная  от  капелек  росы,  отчётливо,  каждой  своей  ниточкой  выделяется  на  фоне  густой  тёмной  листвы.

Через  час  я  на  берегу  реки.  На  том  берегу,  за  извилистой  речкой,  заросшей  чёрным  олешником,  светло-зелёным  морем  ходит,  колышется  рожь.  Солнце  стоит  высоко,  печёт. Звон  кузнечиков  удивительно  сливается  с  глубокой  синевой  и  неподвижностью  сухого  июльского  дня.

Я  ступаю  в  прозрачную  воду.  Речка  заросла  кустами,  зелёной  лозою.  Над  лозою,  над  высокими  цветами  береговой  медуницы  в  воздухе  тёмно-синие,  прозрачные,  с изумрудными  глазами  стрекозы.  Осторожно  ступая  по  скользким  подводным  голышам,  я  бреду  по  речному, с  перебегающими  солнечными  зайчиками  дну,  любуюсь  на  золотое,  усыпанное  разноцветными  ракушками  дно,  на  прозрачно-жёлтых,  перебегающих  по  дну  пескарей,  слушаю  шум  воды,   дальние  голоса  на  деревне.

1. по-утреннему  прохладно. Примыкание.

2. широкая паутина. Согласование.

4. стоит высоко. Примыкание.

5. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1. степной ветер

2. поднял в небо

3. горбушка покраснела

4. с полевых дорог

Степной  ветер  собрал  за  Доном  с  полевых  дорог  тонкую  сеяную  пыль  и  поднял  в  небо.  К  полуночи  горбушка  луны  покраснела  от  этой  пыли,  и  кусочек  неба  вокруг  нас  тоже  высветился  красным.  В  такие  минуты  всегда  ждёшь  чего-то  необычного,   и  оно  случается.  В  ночном  поле  охотились  совы.

В  густой  пшенице  или  ржи  не  увидишь  даже  самого  беспечного  и  самоуверенного  мышонка.  А  сова,  порхая  в  метре  от  земли,  не  станет  присматриваться.  Услышав  хоть  какой-нибудь  мышиный  звук,  падает  сова,  вытянув  вперед  растопыренные  лапы,  и  тут  же  взлетает  с  добычей.

Уши  совы,  как  пеленгатор,  определяют  точку,  где  копошится  жертва.  Но  ушастой  её  назвали  не  за  настоящие  уши,  а  за  два  пучка  пёрышек,  что  торчат  на  лбу. По  этим  ушам  её  ни  с  кем  не  спутаешь.

Стоит  посмотреть  как-нибудь  в  сумерки  совиную  охоту.  Как  огромные  ночные  бабочки,  порхают  совы  над  травой,  падают  в  неё  и  взлетают  снова.

1. степной ветер. Согласование.

2. поднял в небо. Управление.

4. с полевых дорог. Согласование.

6. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1. первый месяц

2. мифологического бога

3. который прославлялся

4. бог земледелия

Март  -  первый  весенний  месяц.  Назван  он  так  в  честь  мифологического  бога  войны  Марса,  который  вначале  прославлялся  древними  римлянами  как  бог  земледелия  и  скотоводства.  Название  сохранилось  у  многих  народов.  На  Русь  оно  пришло  из  Византии.

Издавна  март  отличался  праздниками  и  обрядами.  На  Руси  к  празднику  выпекали  печенье  в  виде  жаворонков,  олицетворяющих  приход  весны.  Строили  неприступные  снежные  или  ледяные  крепости.  Встречающие  весну  делились  на  две  группы.  Одна  защищала  крепость,  другая  её  штурмовала.  Смех,  шутки  не  смолкали  ни  на  минуту  в  течение  всего  дня.

В  России  март  не  всегда  бывает  тёплым.  Иногда  в  начале  месяца  возвращаются  морозы.  И  все  же  мало-помалу  снег  тает.  Повсюду:  по  овражкам,  по  склонам  холмов  -  блестят  на  солнце,  сливаясь  в  небольшие  болотца,  ручейки.  В  лесных  чащобах,  на  опушках  рощ  -  везде  слышатся  шорохи.  Это  падает  с  веток  подтаявший  снег,  освобождая  из  снежного  плена  деревья.

1. первый месяц. Согласование.

2. мифологического бога. Согласование.

4. бог земледелия. Управление.

7. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1. возвращаясь домой

2. я забрёл

3. незнакомую усадьбу

4. уже пряталось

Однажды,  возвращаясь  домой,  я  нечаянно  забрёл  в  какую-то  незнакомую  усадьбу.  Солнце  уже  пряталось,  и  на  цветущей  ржи  растянулись  вечерние  тени. Два  ряда  старых,  тесно  посаженных  елей  стояли,   образуя  красивую  аллею.  Я  перелез  через  изгородь  и  пошёл  по  ней,  скользя  по  еловым  иглам. 

Было  тихо  и  темно,  и  только  на  вершинах  кое-где  дрожал  яркий  золотой  свет  и  переливался  радугой  в  сетях  паука.  Я  повернул на  длинную  липовую  аллею.  Здесь  тоже  запустение  и  старость.  Прошлогодняя  листва  шелестела  под  ногами.  Направо,   в  фруктовом  саду,  нехотя,  слабым  голосом  пела  иволга,  должно  быть,  тоже  старая.  Но  вот  липы  кончились.  Я  прошёл  мимо  дома  с  террасой,  и  передо  мной  неожиданно  открылся  чудесный  вид:  широкий  пруд  с  купальней,  деревня  на  том  берегу, высокая  узкая  колокольня.  На  ней  горел  крест,  отражая  заходившее  солнце.  На  миг  на  меня  повеяло очарованием  чего-то родного,  очень знакомого.

1. возвращаясь домой. Примыкание.

3. незнакомую усадьбу. Согласование.

4. уже пряталось. Примыкание.

8. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1. прислушайтесь хорошенько

2. цветущего поля

3. вы услышите

4. чудесные звуки

Прислушайтесь  хорошенько,  стоя  в  лесу  или  среди  пробудившегося  цветущего  поля,  и  вы  непременно услышите  чудесные  звуки  земли.  Во  все  времена  люди  ласково  называли  её  матерью-землёю.

Журчание  весеннего  ручейка  или  плеск  речных  волн  о  песчаный  берег,  пение  птиц  или  гром  отдалённой  грозы,  шелест  цветущих  луговых  трав  или  треск мороза  в  зимнюю  ночь,  трепетание  зелёной  листвы  на  деревьях  или  треск  кузнечиков  у  протоптанной  луговой  тропинки  -  всё  это  бесчисленные  звуки  весны.  Слышать  их  люди  городские,  оглушённые  шумом  машин,  к  сожалению,  отвыкли.  Тем  радостнее  такому  человеку, ещё  не  совсем  утратившему  чувство родной  природы,  побывать  в  лесу,   на  реке,  в  поле,  набраться  душевных  сил.

А  как  хорошо  новое  утро!  Ещё  до  восхода  солнца  просыпаются,  начиная  радостно  петь,  птицы. 

1. прислушайтесь хорошенько. Примыкание.

2. цветущего поля. Согласование.

4. чудесные звуки. Согласование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочные задания по подготовке к ЕГЭ по русскому языку А-12 - А-25 (5 вариантов)

Тренировочные упражнения в формате части А по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. 5 вариантов А-12 - А-25....

Тренировочные задания для подготовки к ВПР по русскому языку 5 класс

Тренировочные задания для подготовки к ВПР по русскому языку 5 класс...

Тренировочные задания для подготовки к ВПР по русскому языку 6 класс

Тренировочные задания для подготовки к ВПР по русскому языку 6 класс...

Средства языковой выразительности (тренировочные упражнения для подготовки к ЕГЭ по русскому языку)

Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание 25 - определение средств художественной выразительности) и литературе можно использовать как для проверочной работы, так и в качестве справочн...

Тренировочные упражнения к заданию № 16 ЕГЭ по русскому языку-2019

Презентация содержит примеры тренировочных упражнений для подготовки к заданию № 16 ЕГЭ по русскому языку-2019...

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку учащихся 10-11 класса

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку  учащихся 10-11 класса...