Использование инновационных методик подготовки к ОГЭ по русскому языку (из опыта работы учителя русского языка и КНЯ Писчиковой Е.Ю.)
материал по русскому языку (9 класс)

Писчикова Елена Юрьевна

Язык тесно связан с мышлением, его природа и связи обуславливают изучение языка как многогранной материи, посредством которой человек способен выразить свои чувства, мысли, переживания. В современном мире царит творческая активность масс, что требует от выпускников средней школы умения говорить ясно, уметь владеть речью устной и письменной, уметь подобрать необходимые аргументы к итоговому сочинению как в анализируемом тексте, так и привести пример из жизненного опыта обучающегося. Очевидно, что воспитание культуры доказательного аргументированного высказывания у обучающихся 9 класса выступает важнейшей задачей всего образовательного процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает следующие требования к выпускнику:

  1. использовать языковые средства адекватно ситуации общения;
  2. использовать знания о формах русского языка при создании текстов;
  3. создавать устные и письменные высказывания разных жанров;
  4. выстраивать композицию текста;
  5. анализировать текст и извлекать из него необходимую информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.odt10.4 КБ

Предварительный просмотр:

Ямало-Ненецкий автономный округ

Приуральский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Школа села Белоярск

Использование

инновационных методик подготовки к ОГЭ по русскому языку

 (из опыта работы учителя русского языка и КНЯ

Писчиковой Е.Ю.)

Подготовила: Писчикова Елена Юрьевна,

учителя русского языка, КНЯ

МОУ Школа с.Белоярск

Санкт-Петербург

2019

Умение говорить важнее всего прочего.

Ф.Буслаев

 Язык тесно связан с мышлением, его природа и связи обуславливают изучение языка как многогранной материи, посредством которой человек способен выразить свои чувства, мысли, переживания. В современном мире царит творческая активность масс, что требует от выпускников средней школы умения говорить ясно, уметь владеть речью устной и письменной, уметь подобрать необходимые аргументы к итоговому сочинению как в анализируемом тексте, так и привести пример из жизненного опыта обучающегося. Очевидно, что воспитание культуры доказательного аргументированного высказывания у обучающихся 9 класса выступает важнейшей задачей всего образовательного процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает следующие требования к выпускнику:

  1. использовать языковые средства адекватно ситуации общения;
  2. использовать знания о формах русского языка при создании текстов;
  3. создавать устные и письменные высказывания разных жанров;
  4. выстраивать композицию текста;
  5. анализировать текст и извлекать из него необходимую информацию.

 Именно поэтому задание 3 КИМ ОГЭ по русскому языку включает в себя написание сочинения-рассуждения с опорой на анализируемый текст. Остановимся на задании С15.3, предполагающее написание сочинения-рассуждения, в котором необходимо привести 2 аргумента: один из данного ученику текста, второй — из жизненного опыта выпускника. Выбор задания обусловлен контингентом учащихся Белоярской школы. 92% обучающихся нашей школы — дети из тундры, владеющие родным (ненецким) языком. Для учащихся — естественных билингвов создание собственного текста всегда вызывает затруднения. Подобный состав учеников требует от меня мобильности, например, при написании сочинения на тему «Что значит быть милосердным» многие девятиклассники затрудняются привести пример из собственного жизненного опыта, так как культура проживания в тундре уже сама предполагает радушие, гостеприимство, взаимопомощь и милосердие по отношению к членам семьи, гостям. Поэтому дети воспринимают подобные явления как обыденность, как само собой разумеющееся и не всегда приводят нужный пример в сочинении.

 Также при работе над сочинением — рассуждением часто сталкиваюсь с проблемой подбора языковых средств. Например, часто в работах ученики используют однотипные предложе — ния, что приводит к ошибкам (бедность синтаксических конструкций). Это объясняется тем, что дети-билингвы быстрее создают текст на доминирующем языке, а затем переводят его мысленно. При проверке работ замечаю, что даже построение предложения на русском языке полностью повторяет порядок слов в ненецком языке: прилагательное+ существительное + наречие + глагол.

 Подобные проблемы решаю разными способами. На уроках литературы и культуры народов Ямала обращаю внимание учеников на синтаксический строй текста, авторские выразительные средства, особенности культуры других народов, если они обозначены автором. Например, предлагаю ученикам 9б класса (в нем 26 учеников-билингвов) прочитать отрывок из произведения Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» и понаблюдать, как вырисовывается описанная автором картина в мыслях детей.

"Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели — куда глаза глядят — по лугам и рощам, по лугам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты. Но приятнее всего для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Си...нова монастыря».

Задаю вопросы поделенным на группы девятиклассникам: «Какие изобразительные средства использовал автор?», «Как вы представили себе Москву 18 века?», «Какие типы  предложе — ний вы встретили?Докажите». Ученики работают сообща, анализируют текст, находят фразеологизм, эпитеты, вводные слова. Далее предлагаю составить свой текст, используя подобные средства и синтаксические конструкции. Ученики должны доказать, что автор восхищается Москвой, при этом подчеркивают нужные места в тексте.

 Подобная работа способствует развитию навыка создания собственного речевого высказывания с опорой на текст и жизненные наблюдения детей. Обучающиеся-билингвы анализируют свои предложения, перестраивают их по возможности, добавляют выразительные средства. Это способствует успешной сдаче ОГЭ всеми учениками. В 2017-2018 учебном году все выпускники моего 9в класса успешно сдали экзамен, треть из которых получили баллы выше региональных. Также в ноябре 2017 года я с двумя своими учениками участвовала во всероссийском форуме «Россия-2035». На данном форуме в Москве ребята представляли свои сочинения — эссе на тему «Россия в 2035 году».

 Таким образом, работа учителя-словесника в современной школе вариативна, мобильна, что является требованием времени, условиями ФГОС. Дети-билингвы развиваются сами и развивают меня как учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ИНТЕРНЕТ – СООБЩЕСТВ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).

Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональн...

Дифференциация и индивидуализация в обучении иностранному языку (из опыта работы учителя иностранного языка)

Технология дифференцированного и индивидуального обучения на примере УМК, форм работы на уроке иностранного языка и внеклассной работе в школе с углубленным изучением английского языка...

Развитие критического мышления на уроках английского языка из опыта работы учителя английского языка МОБУ СОШ № 100 Кунаховой Марины Александровны

В связи с переходом на новые стандарты образования. Возникла необходимость применения современных педагогических технологий, отвечающих требованиям ФГОС. На мой взгляд, одной из таких технологий являе...

Методическая разработка открытого бинарного урока по теме «Личные местоимения в русском и испанском языках», ФГОС 5 класс, учитель испанского языка Никольская С. А., учитель русского языка Сизова Н. В., Гимназия №148 им. Сервантеса, г. Санкт-Петербург

Открытый урок по теме: «Личные местоимения в русском и испанском языках» представляет собой  бинарный урок общеметодологической направленности  (один из четырёх типов уроков деятельностной н...

Исследовательская работа в 9 классах по теме «История средств массовой информации» на уроках английского языка. Из опыта работы учителя английского языка Александровой Ирины Владимировны.

Исследовательская деятельность, это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, ...