Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Волошина Татьяна Николаевна

Поурочная разработка по  русскому языку:  7 класс , учебник "Русский язык" авторы М. Т. Баранова, Т.А. Ладыженская и др. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deystvitelnye_prichastiya_nastoyashchego_vremeni.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах причастий настоящего времени.

Тип: комбинированный.

Цели и задачи: ознакомить учеников со способами образования действительных причастий настоящего времени; научить выбирать гласную в суффиксах этих причастий; развивать пунктуационные навыки.

Методические приёмы: объяснение учителя, повторение пройденного (спряжение глаголов), конструирование словосочетаний, словарная работа.                                  

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Лингвистическая разминка

Синтаксический разбор предложения:

Чистка плиты и закопченной посуды - трудоемкое занятие.

  1. Проверка домашнего задания

Упражнение 104: проверка «по цепочке».

Дополнительные вопросы:

- Назовите причастия, встретившиеся в предложении: действительные и страдательные.

- Назовите причастия в краткой форме.

Давайте вспомним всё что мы уже знаем о причастии

– Что такое причастие? (Причастие – это особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию)

– Как изменяются причастия? (причастия изменяются по падежам, числам и родам)

–  Какие бывают причастия? (настоящего и прошедшего времени)

– Какие виды причастий вы знаете? (действительные и страдательные)

– Какие из них имеют краткую форму? (страдательные)

– Что такое причастный оборот? (причастие с зависимыми от него словами)

– Когда причастный оборот обособляется? (причастный оборот обособляется если стоит после определяемого слова)

– На доске записано предложение

По лугу бежал мальчик запускающий воздушного змея.

Найдите причастный оборот. Нужно ли его выделить запятыми? Почему?

     4. Работа по новой теме.

1) Записать глаголы в 3-м лице множественного лица в два столбика (1 и 2 спряжения), оставляя каждый раз чистую строку: думать, клеить, брить, гнать, лечить, лелеять, сеять, любить, строить, каяться.

Выделить окончания у глаголов.

2) Образовать от этих глаголов действительные причастия настоящего времени, подписать в свободные строки.

думают                                        клеят

думающий                                  клеящий

бреют                                           гонят

бреющий                                      гонящий

лелеют                                          лечат

лелеющий                                     лечащий

сеют                                               любят

сеющий                                         любящий

каются                                           строят

кающийся                                      строящий

Вывод: гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени соответствуют гласным глагола (в 3-м лице множественного лица), от которого они образованы.

 Если действительное причастие образовано от глагола 1 спряжения, в суффиксе пишем гласную у (ю), если от глагола 2 спряжения – гласную а (я).

3) Изучение теоретического материала учебника (§18), беседа по вопросам.

5. Закрепление

1) Упражнение 106: комментированное письмо.

Комментарий: причастие не образуется от глагола построить, т. к. это глагол совершенного вида.

2) Упражнение 107: письменно; взаимопроверка.

3) Упражнение 108: устно.

4) Упражнение 109: письменно.

6. Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамках в словарики. Придумать с этими словами предложения, включающие причастные обороты:

Силуэт, поразительный, тонкий, острый, чуткий, изощренный.

В каком стиле преимущественно используются эти слова?

7. Итоги урока

– От переходных или непереходных глаголов образуются действительные причастия?

– От глаголов какого вида образуются действительные причастия настоящего времени?

– С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени?

– Зависит ли выбор суффикса от спряжения глагола, от которого образовано причастие?

8. Домашнее задание

§18 упр.110


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 7 классе "Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени"

Урок разработан с применением интерактивной доски SmartBoard. Материал представляет краткий конспект урока и презентацию для интерактивной доски....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени."

Презентация на пяти слайдах содержит ряд этапов урока: -орфоэпический диктант предусматривает после его проведения само- или взаимопроверку и оценку; -синтаксическая пятиминутка нацелена на повторен...

суффиксы действительных причастий настоящего времени

Суффиксы –УЩ-(-ЮЩ-), -АЩ-(-ЯЩ-)Суффиксы –УЩ-(-ЮЩ-), -АЩ- (-ЯЩ-)Суффиксы –УЩ-(-ЮЩ-), -АЩ-(-ЯЩ-) грез...щий о счастье  мет...щий в начальникигрез...щи...

Презентация к уроку "Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"

Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями образования страдательных причастий настоящего времени. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассужде...

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Урок изучения нового материала

Разработка урока по теме "Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени". Материал содержит презентацию, технологическую карту и дополнительный материал к уроку....