Роль синтаксиса и пунктуации (на примере сказок А.С. Пушкина)
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Оксана Викторовна Панфилова

Итоговый урок по теме "Синтаксис и пунктуация" для 5класса включает материал для повторения в занимательной форме (сказка о короле Синтаксисе и королеве Пунктуации), работу со словосочетанием, предложением, текстом (отрывки из сказок А.С. Пушкина), предлагается технологическая карта урока,  схема для "двойного дневника", посволяющего уже в 5 классе ребятам проводить лингвистические мини-исследования на основе художественного текста (например: "Обращения в сказках А.С. Пушкина"), содержит раздаточный материал, презентацию к уроку, пример творческой работы учащегося (стихотворение о синтаксисе и пунктуации, написанное учеником).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

«Роль синтаксиса и пунктуации в художественном тексте (на примере сказок А.С. Пушкина)»

Учитель: Панфилова Оксана Викторовна

1.Предмет:  русский язык

2.Класс: 5 «Б»

3. Тема урока:" Роль синтаксиса и пунктуации в художественном тексте (на примере сказок А.С. Пушкина)".

4. Тип урока: урок систематизации и обобщения  знаний и умений.

5. Цель урока: обобщение и систематизация знаний и умений  обучающихся по теме " Синтаксис и пунктуация" при работе с художественным текстом

6. Задачи урока:

образовательные: обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся по теме " Синтаксис и пунктуация"( основные понятия синтаксиса: словосочетание, простые и сложные предложения, члены предложения, однородные члены предложения, обращение, интонация, постановка знаков препинания на письме); рассмотреть их роль в художественном тексте.

развивающие: развивать интерес к предмету, учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, развивать образное и логическое мышление, развивать умение выделять главное (составление схем предложения), развивать речь (строить монологическое высказывание на лингвистическую тему), учить  анализировать поэтический текст, развивать творческие способности учащихся(написание стихотворений и лингвистических сказок).

воспитательные: показать учащимся практическую необходимость знаний правил постановки знаков препинания , формировать внимательное отношение к слову, воспитывать интерес к художественному произведению.

8. Планируемые результаты:

предметные:

знать: основные понятия синтаксиса, правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщении,  при обращении, в сложных предложениях; синтаксические средства выразительности (риторический вопрос, риторическое обращение, повтор, сравнение, инверсия)

уметь: опознавать единицы синтаксиса, ставить знаки препинания при письме, выполнять синтаксический  разбор словосочетания и предложения, находить изученные синтаксические явления в художественном тексте и комментировать их роль в произведении.

личностные: уважительное отношение к родному языку и творчеству А.С. Пушкина, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом( для чего?)

метапредметные:

умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной и письменной форме,  учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.

9. Основные понятия темы: синтаксис, пунктуация, словосочетание,  простое и сложное предложение, члены предложения ( главные и второстепенные), однородные члены предложения, обращение, интонация, знаки препинания, синтаксический  разбор словосочетания и предложения; риторический вопрос и восклицание, риторическое обращение, анафора, повтор, сравнение.

10. Межпредметные связи: литература.

11. Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные карточки

12.

Универсальные учебные действия

Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; понимает информацию, представленную в виде таблиц, схем, моделей; осознанно использует для решения практических задач словари, справочники.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

13. Организация работы: оформление доски, раздаточный материал, портрет писателя, выставка книг со сказками А.С. Пушкина и детскими творческими и исследовательскими работами.

.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формы организации взаимодействия

Форма контроля и самоконтроля

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Проверяет готовность к уроку.

Слушают учителя, демонстрируют свою готовность к уроку

Вступительное слово учителя

фронтальная

Записи в тетради даты

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Постановка творческого вопроса «Что изменилось бы в системе правописания да и в нашей жизни, если бы не было синтаксиса и пунктуации?» Аргументируйте свой ответ примерами из лингвистических сказок и стихотворений.

Высказывает свою точку зрения, аргументируя.

Аргументация учащихся с помощью лингвистических миниатюр (стихов и сказок) 

Формулируют тему, цели и задачи урока.

беседа

Фронтальная, индивидуальная

Устный ответ

Запись в тетради темы урока.

3.Актуализация опорных знаний.

Организует работу учащихся по созданию карты-схемы к изученной теме.

Составление карты-схемы по теме.

Выступления «лингвистов» с докладом о происхождении обращения, знаков препинания

Создание кластера

Совместная работа

Запись в тетрадь кластера

4. Комплексное применение знаний и умений учащихся по предмету.

1.Анализ эпиграфа к уроку:

Наш « язык неистощим в соединении слов» А.С. Пушкин

2.Организация игры «Россыпь слов» с последующим синтаксическим разбором словосочетаний и предложений.

3.Комплексная работа с худ.текстом (отрывком из сказки А.С. Пушкина)

Составление предложений из набора слов.

Выполнение синтаксического анализа предложения и словосочетаний у доски.

Восстановление авторской пунктуации текста, выявление роли пунктуации в установлении смысловых отношений между словами и предложениями.

Беседа

Работа с деформированным текстом

парная

Записи в тетради

Самоконтроль

5.Применение  УУД и знаний  в новых условиях.

Создание ситуации поиска новых знаний. Решение практического вопроса о роли синтаксиса в худ. тексте.

Защита исследовательских проектов учащихся (по сказкам А.С. Пушкина)

Прием «двойной дневник»

Групповая и индивидуальная работа

Защита проектов

6. Рефлексия

Решение тестовых заданий по типу игры «Четвертый лишний»

Выполнение тестовых заданий с последующей взаимопроверкой.

Тест-игра

Индивидуальная и парная работа

Взаимопроверка.

7. Объяснение дом.задания.

Учитель предлагает разноуровневое дом.задание (1 из 3 по выбору учащихся)

Учащиеся получают листы с заданием на дом.

Разноуровневые задания

фронтальная

Запись в дневнике

8 .Подведение итогов.

Организация беседы по подведению итогов урока

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный вывод к уроку о роли синтаксиса и пунктуации в худ.тексте.

беседа

фронтальная

Устный опрос




Предварительный просмотр:

СКАЗКА О ЗАПЯТОЙ

(сценарий)

Жила-была в стране Грамматике запятая. Ее считали маленькой и незначительной. Грустила- грустила Запятая, обиделась и решила уйти.

На следующий день графиня приказала строить предложения. Пришли слова и знаки препинания.

- Слова, составляем предложения!

Пунктуация читает получившееся предложение:

-«Охотники пошли охотиться за детьми смотрит няня». Нахмурилась.

- Что-то я не пойму?! Неужели взрослые пошли охотиться  за детьми? И куда смотрит няня? – спрашивает вопросительный знак.

- Составляем другое предложение!- приказывает Пунктуация.-

«Мама стирала Машу мучила скука».

- Кого стирала мама? Кого мучила скука? – не поймет вопросительный знак.

- Срочно найти запятую!- приказывает Пунктуация.

Долго искали Запятую. Лишь восклицательный знак нашел ее около озера Знаний. Он рассказал ей обо всем. Запятая всех простила и вернулась.

С тех пор к Запятой относились с уважением.


Владислав Косаев

Синтаксис – что это такое?

Он изучает связи слов.

И знает их предназначенье

И всем всегда помочь готов.

Когда и где поставить точку,

Знак восклицанья и тире

Ответит Пунктуация,

Его подруга-грация!

Из слов построить предложенье

Где все на свете: мысль и слог.

И в строе речи каждый сдвиг

Он не оставит без вниманья.

Поставим верно знаки препинанья!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5-ОМ КЛАССЕ НА ТЕМУ СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Слайд 2

Что изменилось бы в системе правописания и нашей жизни, если бы не было синтаксиса и пунктуации? Спектакль по лингвистической миниатюре Пуховой Маргариты «Сказка о Запятой» Выступление группы историков-лингвистов

Слайд 3

ЦЕЛИ УРОКА: повторить и обобщить полученные теоретические и практические знания по изученному разделу; .рассмотреть роль синтаксиса и пунктуации в художественном тексте

Слайд 4

Наш язык неистощим в соединении слов. А. С. Пушкин Сказки любят читать все: и взрослые, и дети, и старики.

Слайд 5

Пушкин на уроках русского языка Игра «Россыпь слов» Петушок, спицы, границы, его, высокой,стал , с, стеречь. 2. Мудрец, стал, мешка, из, и, петушка, вынул, перед, золотого, Дадоном , вот.

Слайд 6

Жили они в ветхой землянке. Отпустил он золотую рыбку и сказал ей ласковое слово. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

Слайд 7

Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок! Не видал ли где на свете ты царевны молодой?

Слайд 8

Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах Мимо острова крутого, Мимо города большого; Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят.

Слайд 9

Защита исследовательских проектов учащихся «Роль обращений однородных членов предложения, лексических повторов и анафоры в сказках Пушкина»

Слайд 10

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!!! ТЕСТ «Четвертый лишний» 1-б 2-г 3-в 4-а 5-в

Слайд 11

ЗАДАНИЕ НА ДОМ: На выбор: 1.Упражнение 260 или 2.Мини-сочинение «За что я люблю сказки А.С. Пушкина?» Учитель русского языка и литературы МБОУ Михайловской СОШ Красносулинского района Ростовской области: Агапова Т. Н.

Слайд 12

ИТОГИ УРОКА Косаев Владислав Стихотворение о синтаксисе и пунктуации



Предварительный просмотр:

Запишите отрывок, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Подчеркните грамматические основы.

Ветер по морю гуляет

И  кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

Мимо острова крутого,

Мимо города большого;

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Запишите отрывок по памяти, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Подчеркните грамматические основы.

Ветер по морю гуляет

И  кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

Мимо острова крутого,

Мимо города большого;

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.



Предварительный просмотр:

«Россыпь слов»

  1. Петушок, спицы, границы, его, высокой, с, стал стеречь.
  2. Мудрец, стал, мешка, из, и, петушка, вынул, перед, золотого, Дадоном, вот

___ __________ ____________ __________ __________ ______ ___________ ________

Задание: восстанови авторскую пунктуацию.

Пошел к деду  говорит  Беда

Обогнал меня меньшой Балда

__ _________   _______________  _____________ ________   _____________________ ____

Запишите отрывок, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.

Подчеркните грамматические основы.

Ветер по морю гуляет

И  кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

Мимо острова крутого,

Мимо города большого;

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.



Предварительный просмотр:

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

N

ФАМИЛИЯ, ИМЯ

Активность

Точность высказываний

Внимание и слушание

Участие в творч. и исслед. работе

итог

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27



Предварительный просмотр:

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Художественные тексты:

А.С. Пушкин. Сказки – Р-н/д, 2014

Методическая  и учебная литература:

  1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник») – С-П., 1997.
  2. Горшков А.И. Пушкин в истории русского языка: Пособие для учителя. – М., 2000
  3. Добротина И.Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах.
  4.  Зайцева О.Н. Олимпиады по русскому языку. 5-9 кл. – М, 2015
  5. Литература: учебник для 5 класса общеобр.учр.:в 2ч. Ч.1/авт.-сост. Г.С. Меркин. – М., 2013
  6. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл. – М., 2000.
  7. Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С. Пушкина в школе. На пути к А.С. Пушкину: Пособие для учителя и учащихся: В 2ч. (Ч.1) – м., 1999
  8. Поэтический синтаксис. (Синтаксические фигуры художественной речи) // Анализ стихотворения: учебно-методическое пособие. Н.А. Миронова, Е.А. Самойлова. – М., 2008
  9. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобр.учр.: в 2ч. Ч.1/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. – М., 2015
  10. Современные подходы в преподавании русского языка и литературы ( в помощь учителю, внедряющему ФГОС). Методическое пособие. / Сост. Меренкова О.Ю. – М., 2015.
  11. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 кл.: пособие для учителей общеобр.организаций. – М., 2014


Предварительный просмотр:

«ДВОЙНОЙ ДНЕВНИК»

учени_____    5класса ____

Ф.И.__________________________

Тема______________________________________________________

Художественное произведение  (автор, название)

 Предмет исследования______________________________________________

Термин____________________________________________________________________________________________________________________________________

Цитаты из художественного текста

Мой комментарий

Выводы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«ДВОЙНОЙ ДНЕВНИК»

группы учащихся  5 класса ____

Ф.И.______________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема_________________________________________________________________

Художественное произведение  (автор, название)

 Предмет исследования_________________________________________________

Термин____________________________________________________________________________________________________________________________________

Цитаты из художественного текста

Моя интерпретация

Выводы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-зачет "Синтаксис и пунктуация" 5 класс

Урок в форме игры по станциям.Цель: обобщить и закрепить знания по теме;проверка сформированности знаний по теме (контроль за сформированностью умений и навыков)1 стол  Словосочетание. Слов...

Синтаксис и пунктуация сложного предложения

Презентация к урокам русского языка в 9 классе (УМК В.Бабайцевой)....

Роль бытовой детали в раскрытии характера литературного героя. (На примере повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

Не секрет, что  деталь в художественном произведении играет значительную роль. Внимание к деталям обязательно, если вы стремитесь понять идейный замысел автора, проникнуть в мир его мыслей, чувст...

Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е.Геллера «Сказки Андерсена» (по мотивам сказок Г.Х. Анд

Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е....

Типы обращений на примере сказок А.С. Пушкина

Данный материал предназначен для использования на уроках русского языка при изучении темы "Обращение", а также "Пунктуация при обращении"...