Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)

Яременко Мариана Яковлевна

Разнообразный по форме материал поможет понять учащимся данную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе.

« Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными».

Цель урока: обобщить и закрепить знания о сложных предложениях с разными видами связи

Задачи:

Образовательные: проверка сформированности умений:

- нахождения сложных предложений с разными видами связи в тексте;

- постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи;

- конструирования сложных предложений с разными видами связи по заданной схеме,

- употребления сложных предложений с разными видами связи в своей речи.

Развивающие:

- развитие умения находить в тексте сложные предложения с разными видами связей;

- развитие умения правильно пунктуационно оформлять сложные предложения с разными видами связей;

- развитие умения конструировать сложных предложений с разными видами связи по заданной схеме

- развитие у детей творческого воображения, пространственного мышления, внимания, памяти.

- развитие и обогащение речи учащихся.

Воспитательные:

- Способствовать

• развитию чувства прекрасного через раскрытие красоты природы родного края;

• формированию чувства любви к родной природе.

Оборудование: таблицы, компьютер, учебник, раздаточный материал.

Сценарий урока.

I Синтаксическая разминка.

Учитель: Сегодня мы продолжим говорить о знаках препинания в сложном предложении.

На какие три группы делятся сложные предложения?

Придумайте и запишите, пожалуйста, сложносочиненное предложение (1 вариант), сложноподчиненное (2 вариант) и бессоюзное (3 вариант). Давайте объединим эти предложения одной темой «Мой родной край»

II. Изучение нового материала.

1. Беседа, направленная на самостоятельные выводы по аналогии с известным ранее.

Учитель: Как вы думаете, нужны ли знаки препинания в предложениях, соответствующих данным схемам?

1. (   ) и (   ) [   ].

2. [   ] (где   ) (который   )

3.(   ) [ ] (  ).

Задание: Изучите теоретический материал (§ 28, страницы 166-168), расставьте знаки препинания , поставьте стрелки от главной части к придаточной, охарактеризуйте вид связи в каждом предложении, изображенном на схеме.

2. Теперь изобразим вертикальные схемы. В чем разница? Для чего нужны схемы разного вида?

3. Объяснить, почему между частями придаточных частей не надо ставить запятую?

IV Тренировочные упражнения.

1.Тест (использование мультимедийной техники)

1.(Когда),(которая),[то]

2.[  ],(что,(когда),)

3.(Чтобы) и (  ), [  ]

4.(Где),[  ],( какое)

5.[  ],(что), (которая)

6.(Чтобы),(которое),[  ]

7.[  ],( что (если),то )

- Определи по схемам вид подчинения: последовательное, параллельное, однородное.

2 Запись предложений, определение вида связи:

1. Все знают, что река Дон – судоходная река, которая замерзает только в очень холодные зимы .

2. Когда он, наконец, вышел на улицу, последний туман, который держался до обеда, рассеялся, и вдали показалась родная станица.

 3. Я понял, что убрать весь участок одному невозможно, что надо будет попросить помощи у товарищей.

4. . Когда все вокруг стихло и устоялся потревоженный выстрелами воздух, на холме снова уселись белые птицы.

3.Конструирование предложений с несколькими придаточными.

1 Упражнение 238 – по любой схеме, данной в упражнении, придумать и записать предложение на тему «Природа родного края»

4 Работа по карточке:

1. Тест с последующим взаимоконтролем.

• Указать номера предложений, которые являются сложноподчинёнными с несколькими придаточными.    

1)  Белка все сидела на самой макушке сосны и орешки всё боялась спускаться.

2) Есть такие глухие озёра, где такая стоит тишина, что до них доберётся нескоро предзакатного ветра волна.

3) Казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она всё поднималась.

4) В юности мы спрашиваем часто: на какой тропе искать нам счастье?

5) Не было, казалось, никакой надежды, что дождь сегодня перестанет и мы продолжим свой путь.

2. Задания:

■ прочитайте предложения и выясните, почему члены и части предложения, соединённые союзом и, не разделяются запятой.

■ Сформулируйте эти правила в более обобщённой форме.

         1) Взошло солнце и осветило всю окрестность.

         2) К полудню ветер усилился и небо заволокло тучами.

         3) Слышно было, как ветер выл и как дождь стучал по крыше.

         4) Пока я осматривал окрестность, палатка была поставлена и ужин приготовлен.

■ Выпишите сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными, постройте  его схему.

V. Подведение итогов

Подумайте и сформируйте вопросы по теме, изученной на уроке.

VI Домашнее задание: § 28; упражнение 240 + синтаксический разбор одного предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особеннос...

Урок русского языка по теме" Сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными"

Урок русского языка 9 класс. Тема:  Сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными.Тип урока: урок усвоения новых знанийТехнология: системно-деятельностный подходЦел...

Конспект урока по русскому языку по теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными".

Урок разработан для учащихся 9 класса с использованием современных образовательных технологий: проблемно-диалогических, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих. Учебник  Русский язык:...