Рабочая программа по литературе, 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №46

с углубленным изучением отдельных предметов

РАССМОТРЕНО:

Протокол заседания

методического объединения

№ _1___ от «30»__08____2022 года

Руководитель МО

________________/_И.Н. Демидец __/

УТВЕРЖДЕНО:

Приказ  №

от «_31_» ____08________2022 года

Директор

_____________________/Л.В. Гейнц/

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

________/_Е.Н. Нестерова/

«  30» ____08______2022 года

        дата согласования

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                                                     по   литературе

                                                       

Класс: 8     

Количество часов:  70

             

Уровень базовый

                                          (базовый, углубленный)            

                                                                                     

                                                                

Ф.И.О. учителя: Оранская Татьяна Викторовна

Первая квалификационная категория                                                                

Сургут, 2022-2023 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 8класса составлена в соответствии с нормативными документами:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010 г. (в ред. приказов Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644, 31.12.2015 № 1577);

приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 46 с УИОП;

Положение о рабочих программах.

Рабочая программа разработана с учётом:

Авторской программы для общеобразовательных учреждений учебника «Литература в 2-х частях», автор Г.С.Меркин.

Программа отражает базовый  уровень подготовки учащихся.

Изучение литературы в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

- помочь формированию и развитию личности подростка приобщением к идейно-художественному богатству русской, классической и современной литературы;

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий; выявления в произведениях общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач: 

формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно- творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историк - литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно- художественных стилей;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности культурном контексте с использованием понятий языка литературоведения. Выявление взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др. Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций.

Согласно учебному плану общеобразовательного учреждения на изучение литературы  в 8 классе отводится 70 часов в год из расчета 2 часа в неделю (35 учебных недели).

Результаты освоения программы

Личностные результаты 

Личностные результаты описаны в п. 1.2.3. Целевого раздела основной образовательной программы основного общего образования, в п. 2.2.2.8. содержательного раздела.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты описаны в п. 1.2.4. Целевого раздела основной образовательной программы основного общего образования, в п. 2.2.2.8. содержательного раздела.    

Перечень требований к уровню подготовки

№ п/п

Предметные результаты[1] 

Код требования (КУ)[2] 

Ученик научится

1

воспринимать и анализировать художественный текст;

2.1

2

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

2.2

3

определять род и жанр литературного произведения;

2.3

4

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

2.4

5

давать характеристику героев;

2.4

6

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

2.5

7

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

2.6

8

выявлять авторскую позицию;

2.7

9

выражать свое отношение к прочитанному;

2.8

Ученик получит возможность научиться

1

выразительно читать (в том числе наизусть) произведения (фрагменты) разных родов литературы и жанров, соблюдая нормы литературного произношения, смысловые акценты и паузы;

2.9

2

владеть различными видами пересказа;

2.9

3

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, писать сочинения по литературному произведению;

2.10

4

участвовать в диалоге и дискуссии по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

2.11

5

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

2.12

Содержание программы

№ п/п

Тема раздела

Содержание

Код контролируемого содержания (КС)

1

Теория литературы

Литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.

1.5

2

Из устного народного творчества

Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск». Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

2.1

3

Из древнерусской литературы

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке: благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.

3.1

3.2

4

Из литературы ХVIII века

Г.Р. Державин

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа»  (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

4.1

4.2

4.3

4.4

Н.М. Карамзин

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

4.4

5

Из литературы ХIХ века

Поэты пушкинского круга.

Предшественники и современники

В.А. Жуковский. «Море», «Невыразимое».

К.Н. Батюшков. «Судь6а Одиссея», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...»

А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»).

Н.М. Языков. «Пловец».

5.2

А.С. Пушкин

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пущину» , «19 октября 1825 года», «Песня о Стеньке Разине». «Пиковая дама» (обзор).

5.5

5.6

5.7

5.8

5.9

М.Ю. Лермонтов

«Родина». Родина в произведениях поэта. Кавказ в жизни и творчестве. «Мцыри».

5.10

5.11

5.12

5.13

Н.В. Гоголь

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.

«Ревизор».

5.14

5.15

5.16

И.С. Тургенев

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. «Стихотворения в прозе». Тематика, художественное своеобразие. Произведения писателя о любви: «Ася».

6.2

Н.А. Некрасов

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…», «Тройка».  

6.5

6

Стихи и песни о родине и родной природе поэтов  XIX века

А.А.Фет, П.А.Вяземский, А.Н.Плещеев, И.З.Суриков и др

6.4

А.Н.Островский. Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»

6.1

Л.Н. Толстой

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество»  (главы из повести).

6.9

7

Из литературы ХХ века

М. Горький

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», «Макар Чудра».

6.10

В. В. Маяковский

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

7.3

8

О серьезном — с улыбкой

(сатира начала ХХ века)

Н.А. Тэффи. «Сон и чужие», М.М. Зощенко. «Счастливый случай», «О6езьяний язык».

7.9

В.П. Астафьев

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: «Фотография, на которой меня нет».

7.9

А.Т. Твардовский

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью-даль».

7.6

В.Г. Распутин

Основные вехи биографии писателя. ХХ век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».

7.9

9

Из зарубежной литературы

У. Шекспир

Краткие сведения о писателе. Темы и мотивы сонетов. Вечные темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах Шекспира. «Ромео и Джульетта».

8.2

М. Сервантес

Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот».

8.3

Тематический план

Тема

Количество часов

Количество

сочинений

тестов

1

Введение

1

2

Из устного народного

3

3

Из древнерусской литературы

3

4

Из литературы 18 века

5

1

5

Из литературы 19 века

33

1

1

6

Из литературы 20 века

19

1

1

7

Из зарубежной литературы

6

1

Итого:

70

4

2

Информационное обеспечение образовательного процесса

№ п/п

Название

Авторы

Наличие электронного приложения

Учебники, учебные пособия[3] 

1

«Литература в 2-х частях», автор Г.С.Меркин

 Г.С.Меркин

-

Методические пособия

2

Поурочное разработки по литературе 8 класс

Ф.Е. Соловьева

-

Электронные и цифровые образовательные ресурсы

№ п/п

Наименование

Авторы

Темы, разделы, в изучении которых применяются ЭОР и ЦОР

1

Видеоуроки «Литература» 8 класс

        Infourok.ru

Из древнерусской литературы

Из литературы 18 века

Из литературы 19 века

Из литературы 20 века

Из зарубежной литературы

Календарно-тематическое планирование уроков

№/№

Тема раздела/тема урока

Дата

Используемые ресурсы*

Контролируемые элементы содержания (КС)[4]

Контролируемые умения

(КУ)

план

факт

1

Художественная литература и её история

Выставка книг; читательские дневники

1.1

2.1

Из устного народного творчества

2

Исторические песни XVI века. «Иван Грозный молится по сыне»

Репродукции картин И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», В.Шилов «Патриарх Московский и всея Руси Филарет».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2294/start/

2.1

2.1

3

Входной контроль.

2.1

2.1

4

Исторические песни XVII века. «Плач Ксении». «Возвращение Филарета»

Портрет патриарха Филарета работы В. Шилова, «Патриарх Московский и всея Руси Филарет», миниатюра из «Титулярника». «Встреча Патриарха Московского и всея Руси Филарета, возвращающегося из плена». Фрагмент миниатюры

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2294/start/

2.2

2.2

5

Основные нравственные проблемы житийной литературы. «Житие Сергия Радонежского»

М.В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею». «Преподобный Сергий игумен Радонежский». Фрагмент покрова со святых мощей (1420-е годы). «Преподобный Сергий Радонежский благословляет великого князя Дмитрия на Куликовскую битву». «Куликовская битва». Миниатюра. Сообщение «историка» о Голутвинском монастыре и монастыре на Дубенке, о Куликовской битве. А. Рублев «Троица»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3072/start/

2.2

2.2

6

Слово как  жанр древнерусской литературы. «Слово о погибели Русской земли…»

Сообщение о церкви Покрова на

Нерли. Сообщение «историка» о нашествии Батыя. «Поход Батыя на Русь». Миниатюра летописи

3.1

3.2

2.3

7

Тематическое многообразие древнерусской литературы. «Житие Александра Невского»

Изобразительное искусство (икона святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба; М.В.Нестеров«Видение отроку Варфоломею»; «Преподобный Сергий игу мен Радонежский»; фрагмент покрова со святых мощей (1420-е годы); «Преподобный Сергий Радонежский благословляет великого князя Дмитрия на Куликовскую битву»; миниатюра «Куликовская битва»)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3072/start/

3.2

2.3

8

Г.Р.Державин – поэт и государственный чиновник

Изобразительное искусство (Ф. Иордан «Г.Р. Державин», гравюра по оригиналу С. Тончи; А.А. Васильевский.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2149/start/

4.3

2.3

9

Авторская позиция Г.Р.Державина в стихотворении «Памятник»

Портрет Г.Р. Державина; В.Л. Боровиковский. Портрет Г.Р. Державина, Портрет князя Куракина); скульптура (памятники Г.Р.Державину).

Перевод из Горация М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул... https://resh.edu.ru/subject/lesson/2149/start/

4.3

2.5

10

Краткие сведения о Н.М.Карамзине. Карамзин и Пушкин.

Гравюра А. Флорова по оригиналу

В.А. Тропинина. Портреты Н.М. Карамзина работы В.А. Тропинина и П.Ф. Соколова

4.4

2.5

11

Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность

И.А. Лавров «Вид Симонова монастыря»,

О.А. Кипренский «Бедная Лиза»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2150/start/

4.4

2.5

12

Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Инфоурок

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2150/start/

4.4

2.3

13

Поэты пушкинского круга

Альманах «Полярная звезда». О.А. Кипренский. Портрет лейб-гвардии Гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова. Э. Делакруа «Свобода на баррикадах»

5.2

2.4

15

В.А.Жуковский. Анализ баллады «Лесной царь»

Портрет В.А.Жуковского работы А.П. Елагиной с оригинала Ф.Т. Гильдебрандта.

5.3

2.4

16

В.А.Жуковский. Анализ стихотворения «Невыразимое», «Море»

К.П. Брюллов «Скалы и луна ночью»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2153/start/

5.3

2.4

17

К.Ф.Рылеев. Основные темы и мотивы лирики. «Иван Сусанин», «Смерть Ермака»

Устные предания об Иване Сусанине.

В.И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2154/start/

5.3

2.6

18

Тематическое богатство поэзии А.С.Пушкина

«Н.А.Корсаков». Акварель И.Эндера

«И.И. Пущин». Рисунок Ф. Берне.

«В.К. Кюхельбекер» Гравюра И.И Матюшина. Портрет князя А.М.Горчакова работы Н.Т. Богацкого

5.5

2.6

19

Художественная идея в произведении А.С.Пушкина «Бесы»

Инфоурок

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2292/start/

5.5

2.7

20

«Песни о Стеньке Разине» (самостоятельная работа)

В.И. Суриков «Степан Разин»

А.Т. Губин «Молоко волчицы»

5.5

2.7

21

Историческая основа романа «Капитанская дочка»

Сообщение «историка» о восстании под предводительством Е. Пугачева, комментарии исторических реалий, нашедших отражение в повести

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2678/start/

5.9

2.7

22

Порядки в Белогорской крепости.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2678/start/

5.9

2.4

23

Пётр Гринёв в испытаниях любовью и «дружбой» (анализ глав 3-5)

С.Разин и Е.Пугачев, Екатерина II в русской истории и литературе); изобразительное искусство (прижизненные портреты А.С. Пушкина; В.И. Суриков «Степан Разин»; работа с иллюстрациями; В.Л. Боровиковский. Портрет Екатерины II; «Н.А. Корсаков», акварель Н. Эндера; «И.И. Пущин», рисунок Ф.Берне; «В.К. Кюхельбекер», гравюра И.И. Митюшкина; Н.Т. Богацкой «Портрет князя А.М. Горчакова»; иллюстрации к «Капитанской дочке» П. Соколова, С. Герасимова, А. Иткина, В. Сыскова).

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2678/start/

5.9

2.6

24

Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы в романе (анализ 6-14 глав)

Экранизации «Капитанской дочки»); музыка (П.И. Чайковский «Пиковая дама», ария Германа).

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2678/start/

5.9

2.8

25

Защита рефератов по творчеству А.С.Пушкина (по темам, предложенным в учебнике)

5.9

2.8

26

Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова

 М.Ю. Лермонтов«Кавказский вид с Эльбруса» (1837-1838), «Воспоминание о Кавказе» (1838), литографии 1837 года «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби» и др. Сообщение «историка» о присоединении России к Грузии

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2284/start/

5.10-5.13

2.8

27

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Смысл эпиграфа к поэме

Инфоурок

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2284/start/

5.10-5.13

2.10

28

Промежуточная аттестация. Контрольный тест

5.12

2.9

29

Краткие сведения о Н.В.Гоголе. Творческая и сценическая история комедии «Ревизор»

Изобразительное искусство (портреты Н.В. Гоголя работа Ф. Моллера и Горюнова; Н.В. Неврев. Портрет М.С. Щепкина; иллюстрации художников П.М. Боклевского, Ю.В. Васильева, Д.Н. Кардовского, А.И. Константинова, Ю.Д. Коровина, К.А. Савицкого; рисунок Н.В. Гоголя к последней сцене комедии); театр (инсценировка, сценическая история пьесы); кино (экранизация «Ревизора)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2137/start/

5.14

5.15

5.16

2.9

30

«Сборный город всей тёмной стороны» (анализ первого действия)

К.П. Брюллов «Последний день Помпеи»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2137/start/

5.15

2.10

31

Хлестаков и городничий (анализ второго действия)

Иллюстрации А.И. Константиновского, П.М. Боклевского, Ю.Д. Коровина

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2137/start/

5.14

2.11

32

Хлестаков – «вельможа» и «значительное лицо» (анализ третьего действия)

Иллюстрации А.И. Константиновского, П.М. Боклевского, Ю.Д. Коровина

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2137/start/

5.14

2.11

33

Хлестаков-ревизор (анализ четвёртого действия)

Рисунок Н.В. Гоголя к последней сцене комедии); театр (инсценировка, сценическая история пьесы); кино (экранизация «Ревизора»)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2137/start/

5.14

2.12

34

Художественная идея комедия (анализ пятого действия)

Инфоурок

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2137/start/

5.15

2.10

35

Краткие сведения о И.С.Тургеневе

Литература (И.В. Гете «Фауст»; легенда о Лорелее); изобразительное искусство (портреты И.С. Тургенева работа И.Е. Репина, К.Е. Маковского, П. Виардо, А.П. Никитина; иллюстрации; рисунки учащихся); музыка и театр (музыкальные фрагменты для возможной инсценировки)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2290/start/

6.2

2.12

36

И.С.Тургенев «Ася». Русские и немецкие литературные традиции в повести

Инфоурок

6.2

2.9

37

Композиция повести. Образ Аси

Инфоурок

6.2

2.9

38

Краткие сведения о Н.А.Некрасове. Судьба и жизнь народная в изображении поэта

Литература (Крымская война в изображении Л.Н. Толстого); А.Г. Венецианов «Крестьянка с косой и граблями»); музыка (С.В. Пащенко «Зеленый шум»; П.Г. Чесноков «Зеленый шум»; С.В. Рахманинов «Зеленый шум»)

6.5

2.8

39

Человек и природа в стихотворении Н.А.Некрасова «Зелёный шум»

Картина А.А.Рылова «Зелёный шум»

Инфоурок

6.5

2.7

40

Краткие сведения об А.А.Фете. «Целый мир от красоты…»

Изобразительное искусство(портрет А.А. Фета работы И.Е. Репина; репродукция картины И.И. Шишкина «Дубы в Старом Петергофе»; А.К. Саврасов «Пейзаж с дубами и пастушком»).

6.4

2.7

41

Основные мотивы лирики А.А.Фета. «Учись у них- у дуба, у берёзы…»

Инфоурок

6.4

2.11

42

Краткие сведения об А.Н.Островском. Своеобразие сюжета пьесы-сказки «Снегурочка»

Литература (сказки о Снегурочке в устном народном творчестве); изобразительное искусство (эскизы декораций и костюмов к пьесе «Снегурочка», выполненные В.М. Васнецовым); музыка (музыкальная версия«Снегурочки» А.Н.Островского

и Н.А. Римского-Корсакова).

В.М.Васнецов. Эскизы декораций и костюмов

6.1

2.11

43

Особенности конфликта пьесы-сказки А.Н.Островского «Снегурочка»

Пьеса «Снегурочка» в кино

Инфоурок

6.1

2.12

44

Краткие сведения о Л.Н.Толстом. «Отрочество»

Литература (В.Т. Шаламов «Прокуратор Иудеи»); изобразительное искусство (И.Н. Крамской. Портрет Л.Н. Толстого; И.Е. Репин «Л.Н. Толстой за работой»; иллюстрации Ж. He и Беннета к «Отрочеству»; иллюстрации к рассказу «После бала»; рисунки учащихся)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2289/start/

6.8

6.9

2.10

45

История создания рассказа Л.Н.Толстого «После бала» (анализ первой части рассказа)

И.Н. Крамской. Портрет Л.Н. Толстого, И.Е. Репин «Л.Н. Толстой за работой»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2289/start/

6.8

6.9

2.4

46

«После бала» (анализ второй части рассказа)

В. Шаламов «Прокуратор Иудеи»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2289/start/

6.8

6.9

2.5

47

Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности в рассказе М.Горького «Макар Чудра»

Литература (В.Я. Брюсов «Романтика»); изобразительное искусство (П.Пинкисевич. Иллюстрации к рассказу «Макар Чудра»; рисунки

6.10

2.8

48

Художественное своеобразие ранней прозы Горького

Инфоурок

6.10

2.9

49

Проблема слияния «разумного» и «стихийного» начал в рассказе М.Горького «Мой спутник»

Инфоурок

6.10

2.9

50

Краткие сведения о В.В.Маяковском

Обращение к работам В. В. Маяковского:«Л. Ю. Брик» (1916), «Женщина в синем»(1912- 1913).

Последний рисунок

В. Маяковского (1930) «Царствование Николая последнего» . Лубок- плакат (1917)

«Окна РОСТА» (№ 742, 598, 532).

Первое «Окно сатиры РОСТА», сделанное В. Маяковским  (1919). Рекламный плакат Резинтреста (1923)

7.3

2.8

51

 Поэт и толпа в стихах В.В.Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям»

В. Маяковский «Дешевая распродажа», С. Есенин «Песнь о собаке»

7.3

2.10

52

Сатира начала XX века. Н.А.Тэффи «Свои и чужие»

Н.П. Ульянов «Группа воображаемых портретов»;

фотографии Н.А. Тэффи и М.М. Зощенко

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2281/start/

7.9

2.10

53

М.М.Зощенко. Большие проблемы «маленьких людей»

Инфоурок

7.9

2.8

54

Краткие сведения о Н.А.Заболоцком. Темы лирики 1940-1950-х годов

Песни на стихи Н. Заболоцкого, муз. А. Петрова «Облетают последние маки...», «Обрываются речи влюбленных...»; «Признание», стихи Н. Заболоцкого, муз. М. Звездинского

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2142/start/

7.9

2.1

55

Поэт труда, красоты, духовности. Н.А.Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе…»

Стихотворения М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, Е.А. Баратынского, А.А. Фета. В.Ф. Бокова. Н.М. Рубцова, Р. Гамзатова. Н.А. Заболоцкий «Ночной сад», «На закате». Легенда о Сизифе

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2142/start/

7.9

2.7

56

Творческая история стихотворения М.В.Исаковского «Катюша»

Музыка М.Блантера;

Культура (музей песни «Катюша» в пос. Всходы Угранского района Смоленской области)

7.10

2.7

57

Продолжение в творчестве М.В.Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века. «Враги сожгли родную хату…»

Музыка М. Блантера, лирическая песня «Отслужил солдат службу долгую //Службу трудную, службу ратную...».

Святая Параскева Пятница, Будапештская операция

7.10

2.7

58

Краткие сведения об А.Т.Твардовском. История создания поэмы «За далью-даль»

Литература (судьба России в эпосе А. Твардовского); история (Александровский централ, раскулачивание); изобразительное искусство (О.Верейский. Иллюстрации к поэме) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3075/start/

7.6

2.11

59

Анализ главы «Огни Сибири» поэмы «За далью-даль»

Сообщение «историка» об Александровском централе

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3075/start/

7.10

2.11

60

Краткие сведения о В.П.Астафьеве. Тема человека и истории в произведении «Последний поклон»

В.П. Астафьев «Осенние грусти и радости», Стряпухи на радость», «Ночь темная-темная», «Пеструха»

7.9

2.6

61

Проблема нравственной памяти в рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Литература (война в стихах и прозе советских писателей); история (война в судьбе членов моей семьи); кино (экранизация произведения о Великой Отечественной войне); фотохроника ТАСС 1941-1945 годов

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2141/start/

7.9

2.6

62

Образ рассказчика в произведении В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Инфоурок

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2141/start/

7.9

2.9

63

XX век на страницах прозы В.Г.Распутина

Портрет В.Г. Распутина работы И.С.Глазунова

7.9

2.9

64

Нравственная проблематика рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»

Повесть В. Распутина на киноэкране

7.9

2.7

65

Новый поворот темы детей на страницах повести В.Г.Распутина «Уроки французского».

Инфоурок

7.9

2.7

66

История сюжета и прототипы героев трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта»

Творчество Ф.Бэкона, Леонардо да Винчи, Микеланджело

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2674/start/

8.2

2.5

67

Идеалы Возрождения в трагедии «Ромео и Джульетта»

Изобразительное искусство (иллюстрации Э. Лейбовиц, Ф. Дикси, Ф.Д. Константинова, С.Г. Бродского); музыка (опера В. Белинни «Капулетти и Монтекки», опера Ш. Гуно «Ромео и Джульетта», симфоническая поэма Г. Берлиоза «Ромео и Юлия», увертюра-фантазия П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта» и др.); кино (экранизация трагедии)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2674/start/

8.2

2.8

68

Итоговая аттестация. Контрольный тест

8.2

2.8

69

Роман М.Сервантеса «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея

В. Набоков «Лекции о «Дон  Кихоте», Ю. Друнина «Кто говорит, что умер Дон Кихот?». Иллюстрации Г. Доре, С. Бродского к роману

8.2

2.12

70

Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Инфоурок

8.2

2.12




Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №46

с углубленным изучением отдельных предметов

РАССМОТРЕНО:

Протокол заседания

методического объединения

№ _1__ от «30_ »___08_____2022____ года

Руководитель МО

Демидец И.Н./___________________/

УТВЕРЖДЕНО:

Приказ  №______

от «_31___» ___08____2022__ года

Директор

_____________________/Л.В. Гейнц/

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

Нестерова Е.Н./___________________/

«30» _______08______2022___ года

        дата согласования

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по    ____ родному языку________________________

                                                (указать предмет, курс, модуль)

Класс ____8 ________________________________________      

Количество часов _____17,5___               Уровень ______базовый___

                                                                                                                   (базовый, углубленный)            

                                                                                     

                                                                

Ф.И.О. учителя: Оранская Татьяна Викторовна

Квалификационная категория: первая

                                                                

Сургут, 2022-2023 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по родному русскому языку для 8 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010 г. (в ред. приказов Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644, 31.12.2015 № 1577);

приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 46 с УИОП;

Положение о рабочих программах.

Рабочая программа разработана с учётом:

Примерной программы по учебным предметам. Русский родной язык. 8 класс. – Москва: Просвещение, 2019;

Программа отражает базовый уровень подготовки учащихся.

Изучение русского родного языка в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;

-  обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;

- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности  к речевому самосовершенствованию.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание  интереса и любви к русскому языку;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений познавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Согласно учебному плану общеобразовательного учреждения на изучение родного русского языка в 8 классе отводится 17,5 часов в год из расчета 1 часа в неделю в первом полугодии (17,5 учебных недель).

Результаты освоения программы

Личностные результаты 

Личностные результаты описаны в п. 1.2.3. Целевого раздела основной образовательной программы основного общего образования, в п. 2.2.2.8. содержательного раздела.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты описаны в п. 1.2.4. Целевого раздела основной образовательной программы основного общего образования, в п. 2.2.2.8. содержательного раздела.    

Приоритетные метапредметные образовательные результаты

Овладение метапредметными понятиями

 -владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

Универсальные учебные действия

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

Предметные результаты

№ п/п

Предметные результаты

Код требования (КУ) 

Ученик научится

1.

опознавать, анализировать, классифицировать слова исконно русской лексики: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова.

1.1.

2

понимать и истолковывать значения слов, особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи.

2.1

3

правильное строить словосочетания по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами), употреблять предлоги о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала).

1.1

4

Распознавать новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имен; их оценка, этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии, синонимию речевых формул.

1.1

Ученик получит возможность научиться

5

Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

1.3

6

осознавать изменения в языке как объективного процесса; понимать внешние и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;

2.4

7

овладевать основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретет опыт использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; будет стремиться к речевому самосовершенствованию, овладению основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;

2.5, 1.1

8

использовать различные словари, в том числе мультимедийные

2.4

9

обогащать активный и потенциальный словарный запас, расширять объём используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

2.5

Содержание программы

№ п/п

Тема раздела

Содержание

Код контролируемого содержания (КС)

1

Язык и культура

История русского литературного языка. Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка.

Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.

Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.

2.5

2

Культура речи

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого [н] перед ч и щ.

Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.  Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.

Согласование: согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода (врач пришел – врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола, две молодых женщины и две молодые женщины).

Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.

Речевой этикет

Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов. Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имен; их оценка. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул.

1.3

                                         

Тематический план

Основные разделы

Количество часов

количество

сочинений

тестов

1

Язык и культура

5

1

2

Культура речи

4

1

3

Речь. Текст

8,5

1

Итого:

17,5

1

2

1 четверть

8,5

2 четверть

9

1

2

Информационное обеспечение образовательного процесса

№ п/п

Название

Авторы

Наличие электронного приложения

Учебники, учебные пособия

1

«Русский родной язык»

О.М. Александрова и др.

Электронные и цифровые образовательные ресурсы

№ п/п

Наименование

Авторы

Темы, разделы, в изучении которых применяются ЭОР и ЦОР

http://www.litera.ru;

Язык и культура

http://festival.1september.ru/sabjects/9/

Культура речи

http://prosv.ru

Речь. Текст

http://5lirtra.ru

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Календарно-тематическое планирование уроков

Тема урока

Дата проведения

ПЛАН

Дата проведения ФАКТ

Используемые ресурсы

Контролируемые элементы содержания (КС)

Контролируемые умения

(КУ)

                                                                                      Язык и культура (5 часов)

1

Исконно русская лексика и ее особенности

Боженкова, Р.К. Русский язык и культура речи: учебник / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова, В.М. Шаклеин. — М.: Флинта, 2016. 

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6945/start/282286/

2.1

2

Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка

Барова, Е.С. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 8-го кл Бунеева Р.Н.: Пособие для учащихся / Е.С. Барова. — М.: Баласс

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6946/start/

2.4

3

Входной контроль

4

Иноязычные слова в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике

Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы, М.: 2013

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6946/start/258121/

2.4

5

Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности

Волынец, Т.Н. Современный русский язык. Практикум / Т.Н. Волынец. — Минск: Изд-во Гревцова, 2014. 

8.1

6

Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи

http://prosv.ru

9.1

     7

Нормы употребления терминов

Инфоурок

8.6

8

Трудные случаи согласования в русском языке

http://prosv.ru

5.1

9

Особенности современного речевого этикета

Дусенко С.В.: Профессиональная этика и этикет. – М.: Академия, 2011

8.1

10

Информация: способы и средства ее получения и переработки

Беднарская, Л. Д. Грамотный человек : учебное пособие / Л. Д. Беднарская, Л. А. Константинова, Е. П. Щенникова. – М. : Флинта : Наука, 2009. 

8.5

11

Слушание как вид речевой деятельности. Эффективные приемы слушания

Алефиренко, Н. Ф. "Живое" слово. Проблемы функциональной лексикологии : монография / Н. Ф. Алефиренко. – М. : Флинта : Наука, 2009. 

8.6

12

Аргументация. Правила эффективной аргументации

8.1

13

Доказательство и его структура. Виды доказательств

http://prosv.ru

8.1

14

Разговорная речь. Самопрезентация

Инфоурок

8.4

15

Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия

Языкознание. Русский язык. Энциклопедия для детей. М.,2005

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7622/start/311655/

8.6

16

Итоговый контроль

Языкознание. Русский язык. Энциклопедия для детей. М.,2005

8.6

17

Язык художественной литературы

Инфоурок

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7622/start/311655/

8.4

17,5

Сочинение в жанре письма

Инфоурок

8.6



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №46

с углубленным изучением отдельных предметов

РАССМОТРЕНО:

Протокол заседания

методического объединения

№ _1___ от «30»_____08___2022 года

Руководитель МО

________________/_И.Н. Демидец__/

УТВЕРЖДЕНО:

Приказ  № ш 46-13-722/1

от «_32_» ____08___2022 года

Директор

_____________________/Л.В. Гейнц/

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

________/_Е.Н. Нестерова/

«30 » ___08___2022 года

        дата согласования

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 по   родной  литературе

 Класс 8

 Количество часов: 17,5

 Уровень базовый

 ФИО учителя:  Оранская Татьяна Викторовна

 Категория:       первая

                                                                

                                                       

                                                          Сургут, 2022-2023 год

                                                   Пояснительная записка                                                                                            

Рабочая программа предмета «Родная русская литература» для ООО обязательной предметной области «Родной язык и  родная литература» разработана на основе

- нормативных документов:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010 г. (в ред. приказов Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644, 31.12.2015 № 1577);

приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 46 с УИОП;

Положение о рабочих программах.

Рабочая программа разработана с учётом:

Авторской программы для общеобразовательных учреждений учебного пособия   «Родная русская литература»: 8-й класс: автор О.М. Александрова.- Москва: Просвещенеие, 2021.

                     Цели изучения учебного предмета «Родная литература»

           Рабочая программа учебного предмета «Родная литература» разработана наряду с обязательным курсом литературы. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературы, обязательного для изучения, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

Рабочая программа по курсу «Родная литература (на русском языке)» направлена на решение важнейшей задачи современного образования — становление  гармоничной личности, воспитание гражданина,  патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

            Целями изучения курса «Родная русская литература» являются:

•         воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

•         приобщение к литературному наследию своего народа; создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии;

•         формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

•         развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по литературе, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:

  • приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;
  • осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
  • выявление взаимосвязи родной русской литературы с  отечественной историей, формирование представлений  о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
  • получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
  • выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний

 Назначение курса – содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, освоению нравственных, гуманистических ценностей народа, расширению кругозора, развитию речи школьников.

Данный курс обязательных предметных областей «Родной язык и родная литература» направлен на освоение особенностей словесности (языка и литературы) малой родины – Сибири (тексты сибирских писателей и поэтов, публицистика Сибири).

Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.  Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.

В программе представлены следующие разделы:

В соответствии с указанными общими принципами формирования содержания курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока):

  • «Россия – родина моя»;
  • «Русские традиции»;
  • «Русский характер – русская душа».

Форма организации образовательного процесса – классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, семинар.  

  • Виды и формы контроля:
  • письменный ответ на вопрос;
  • сочинение на литературоведческую тему;
  • проект.  

                            Результаты освоения программы

Личностные результаты

Личностные результаты описаны в п. 1.2.3. Целевого раздела основной образовательной программы основного общего образования, в п. 2.2.2.19. содержательного раздела.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты описаны в п. 1.2.4. Целевого раздела основной образовательной программы основного общего образования, в п. 2.2.2.19. содержательного раздела.     

Предметные результаты  предмета «Родная (русская) литература»:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

8  класс  

Восьмиклассник научится: 

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

- давать характеристику героев;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному.

Восьмиклассник получит возможность научиться:

- выразительно читать (в том числе наизусть) произведения (фрагменты) разных родов литературы и жанров, соблюдая нормы литературного произношения, смысловые акценты и паузы;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, писать сочинения по литературному произведению;

- участвовать в диалоге и дискуссии по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях.

Четвертый год обучения. 8 класс

  • развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях земли русской для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке Волге;
  • развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;
  • развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии;
  • развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного текста самостоятельно и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации.

Содержание программы

  РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (8 ч)

Преданья старины глубокой

Легендарный герой земли русской Иван Сусанин

С. Н.  Марков. «Сусанин».

О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…»

П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа).

Города земли русской

По Золотому кольцу

Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»

М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…»

И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».

В. А. Степанов. «Золотое кольцо».

Родные просторы

Волга – русская река

«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).

Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»).

В. С. Высоцкий. «Песня о Волге».

В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (4 ч)

Праздники русского мира (4 ч)

Троица

И. А. Бунин. «Троица».

С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»

Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…»  

И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».

Тепло родного дома

Родство душ

Ф. А. Абрамов. «Валенки».  

Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести).

А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни».

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (6 ч)

 Не до ордена – была бы Родина 

Дети на войне

Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).

Загадки русской души

Сеятель твой и хранитель

И. С. Тургенев. «Сфинкс».

Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».

О ваших ровесниках

Пора взросления

Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы). 

Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)

Лишь слову жизнь дана

Язык поэзии

Дон Аминадо. «Наука стихосложения»

Учебно-тематический план

Название темы

Кол-во часов

1

Россия – Родина моя

8 ч.

2

Русские традиции

4 ч.

3

Русский характер – русский душа

6 ч.

Итого

 17.5 ч

                             

 Календарно-тематическое планирование

№/№

Тема раздела/тема урока Входной контроль. Тест.

Дата

Используемые ресурсы

Контролируемые элементы содержания (КС)[1]

Контролируемые умения

(КУ)

план

факт

1

Входной контроль. Тест.

Легендарный герой земли русской Иван Сусанин: С. Н.  Марков. «Сусанин»

Учебное пособие «Родная русская литература»

2.1

2.2

2.7

2.8

1.2

2

Легендарный герой земли русской Иван Сусанин: О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…»

Учебное пособие «Родная русская литература»

2.1

2.2

2.7

2.8

1.6

1.7

3

По Золотому кольцу:

Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…», М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…»

Учебное пособие «Родная русская литература»

2.1

2.2

1.7

4

По Золотому кольцу:

И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль»

Учебное пособие «Родная русская литература»

2.1

2.3

1.2

5

Волга – русская река:

«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).

Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе  старого Наума»)

Учебное пособие «Родная русская литература»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3740/start/12545/

1.1

2.1

1.7

6

Волга – русская река:

В.В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент)

Учебное пособие «Родная русская литература»

1.1

2.1

1.6

7

Сибирский край: В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»)

Учебное пособие «Родная русская литература»

2.1

2.5

1.6

8

Сибирский край: Еремей Айпин  «Ханты, или Звезда Утренней зари» (отрывки из романа)

Учебное пособие «Родная русская литература»

2.1

2.2

2.8

1.2

9

Троица:

И. А. Бунин. «Троица»

Учебное пособие «Родная русская литература»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2305/start/

2.1

2.8

1.7

1.8

10

Троица:

С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»

Учебное пособие «Родная русская литература»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3740/start/12545/

1.1

2.1

2.5

1.8

11

Родство душ:

Ф. А. Абрамов. «Валенки»

Учебное пособие «Родная русская литература»

1.1

2.1

2.7

1.2

12

Родство душ: А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни»

Учебное пособие «Родная русская литература»

1.1

2.1

2.7

1.2

1.6

13

Дети на войне:

Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы)

Учебное пособие «Родная русская литература»

1.1

2.1

2.7

1.2

14

Сеятель твой и хранитель:

И. С. Тургенев. «Сфинкс»

Учебное пособие «Родная русская литература»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2307/start/

2.7

2.1

1.6

15

Итоговый контроль. Тест

16

Пора взросления:

Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы)

Учебное пособие «Родная русская литература»

2.1

2.7

1.2

17

Пора взросления:

Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)

Учебное пособие «Родная русская литература»

2.1

2.7

1.6

1.7

18

Язык поэзии:

Дон Аминадо. «Наука стихосложения». Рекомендация летнего чтения

Учебное пособие «Родная русская литература»

2.1

3.2

1.8



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....