Правописание гласных в падежных окончаний имен прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Правописание гласных в падежных окончаний имен прилагательных

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 08-10-2017_13-10-58.zip2.99 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе.

Тема урока: «Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных».

Цель урока: закрепление умения правильного написания гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.

Задачи:

1. Образовательная: актуализация знаний о прилагательном как части речи, закрепление умения правильного написания гласных в падежных окончаниях имен прилагательных, отработка правила написания о-е в окончаниях имен прилагательных после шипящих и ц, формирование умения графического обозначения условия выбора верного написания слов с изученными видами орфограмм.

 2. Развивающая: развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса.

3. Воспитательная: развитие интереса к урокам русского языка, воспитание культуры поведения, ответственности, самостоятельности, взаимовыручки.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Методы обучения: репродуктивный; частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный (схемы, таблицы), мультимедийная презентация; словесный метод  (беседа); методы контроля и коррекции: наблюдение, контроль педагога, самоконтроль, рефлексия, подведение итогов; методы мотивации и эмоционального стимулирования: поощрение  и эмоциональное стимулирование (доброжелательность, открытость).

 Формы работы: фронтальная,  индивидуальная, самостоятельная, коллективное решение проблемной ситуации, устный опрос.

Оборудование: учебник русского языка 5-ого класса под редакцией Т.А. Ладыженской, таблицы, схема, листы контроля, рефлексивные листы, сигнальные карточки, ПК, мультимедийный проектор.

Домашнее задание: § 103, стр. 229, 232; упр. 584. Творческое задание по выбору: составить четверостишие, включающее слова на изученную орфограмму.

План урока:

  1. Мотивационно-организационный момент. (1 мин.)
  2.  Проверка домашнего задания. (6 мин.)
  3. Мобилизующий этап. (3 мин.)

IV. Формулирование темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности. (3 мин.)

V. Обобщение и систематизация изученного материала. (6 мин.)

        VI.  Применение знаний и умений в новой ситуации. (3 мин.)

VII. Физкультминутка. (2 мин.)

VI. Применение знаний и умений в новой ситуации. (8 мин.)

VIII. Проверочная работа. (5 мин.)

IX. Итог урока. ( 1 мин.)

Х. Рефлексия. (1 мин.)

XI.  Домашнее задание. (1 мин.)

План-конспект урока русского языка в 5 классе.

Тема: «Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных».

Цели урока: закрепление умения правильного написания гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.

Задачи:

1. Образовательная: актуализация знаний о прилагательном как части речи, закрепление умения правильного написания гласных в падежных окончаниях имен прилагательных, отработка правила написания о-е в окончаниях имен прилагательных после шипящих и ц, формирование умения графического обозначения условия выбора верного написания слов с изученными видами орфограмм.

2. Развивающая: развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса.

3. Воспитательная: развитие интереса к урокам русского языка, воспитание культуры поведения, ответственности, самостоятельности, взаимовыручки.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Методы обучения: репродуктивный; частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный (схемы, таблицы), мультимедийная презентация; словесный метод  (беседа); методы контроля и коррекции: наблюдение, контроль педагога, самоконтроль, рефлексия, подведение итогов; методы мотивации и эмоционального стимулирования: поощрение  и эмоциональное стимулирование (доброжелательность, открытость).

Формы работы: фронтальная,  индивидуальная, самостоятельная, коллективное решение проблемной ситуации, устный опрос.

Оборудование: учебник под редакцией Т.А. Ладыженской, таблица, алгоритм, карточки для индивидуальной работы, листы контроля, рефлексивные листы, сигнальные карточки, ПК, мультимедийный проектор.

Домашнее задание: § 102, стр. 229, 232; упр. 584. Творческое задание по выбору: составить четверостишие, включающее слова на изученную орфограмму.

Ход урока:

  1. Мотивационно-организационный момент.

Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремленности понимания в сотрудничестве.  

     (Отметка отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку.).

  1. Проверка домашнего задания.

Зрительный диктант.

Учитель: Вставьте пропущенные буквы в словах и обозначьте орфограммы. (Ученик работает у доски, а остальные  в тетрадях записывают только слова с пропуском букв. После проведенной орфографической работы учащиеся еще раз прочитывают запись на доске в течение одной минуты и стараются запомнить текст. Затем запись на доске закрывается и учащиеся записывают текст по памяти.)

У реки.

Ранн..м утром

из п..латки

выб..гают

ш..к..ладки.

Это солнце

всех р..бят

превратило

в ш..к..лад.

Записав текст по памяти, учащиеся работают в парах, проверяя работу друг друга. Оценивание проводится по следующим критериям: «5» - нет ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3 ошибки, «2» - 4 и более ошибок.

Учитель: Из скольких предложений состоит стихотворение Белова?

 Какие они по наличию грамматических основ? (простые)

А теперь проведем работу по вариантам:

1 вариант составляет схему первого предложения, а 2 вариант - схему второго предложения. ( Двое ребят чертят схемы на доске.).

Во время проведения зрительного диктанта для отдельных ребят проводится индивидуальная работа по карточкам. (см. Приложение №1).

  1. Мобилизующий этап.

На доске записано предложение с пропущенными буквами.

Чист.. бельем грязн.. души не прикроешь.

                                (Русская народная пословица).

Учащиеся читают пословицу, записанную на доске.

Учитель: Что нужно сделать, чтобы восстановить пословицу?

Учащиеся: Нужно вставить пропущенные окончания имен прилагательных.

Учитель: Восстановите пословицу. Запишите в тетрадь, обозначив окончание и падеж имен прилагательных.

Чистым (Т.п.) бельем грязной (Р.п.) души не прикроешь.

Учитель: Как вы понимаете смысл пословицы?

Учитель: Знаете ли вы другие пословицы с таким же значением?

Учащиеся: Рубашка беленькая, а душа серенькая.

           Не одежда красит человека, а добрые дела.

           Нарядилась, что павлин, а кричит, как ворона.

           Встречают по одежке – провожают по уму.

  1. Формулирование темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Ребята, рассмотрите, как записаны прилагательные в нашем предложении и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Учитель: В предложениях не обозначены гласные в падежных окончаниях имен прилагательных, значит, тема нашего урока…

Учащиеся: «Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных». (Презентация. Слайд №2). (Учитель записывает тему на доске).

Учитель: Попробуем вместе, используя опорные слова, определить цели урока. (Презентация. Слайд №3).

  1. Обобщить знания об… (имени прилагательном как самостоятельной части речи).
  2. Повторить правило о... (правописании гласных в падежных окончаниях имен прилагательных).
  3. Закрепить правило правописания гласных… (о-е после шипящих и ц в окончаниях мен прилагательных).

Поставленные цели записываются в рефлексивные листы. (см. Приложение №2).

  1. Обобщение и систематизация изученного материала.
  1. Повторение сведений о прилагательном.

Учитель: Повторим основные сведения о прилагательном как о самостоятельной части речи, опираясь на план. (Презентация. Слайд №4).

Имя прилагательное

  1. Отвечает на вопросы… (какой? чей?)
  2. Обозначает… (признак предмета)
  3. Вопрос задается… (от существительного)
  4. Прилагательное согласуется с существительным… (в роде, числе, падеже)

2. Включение изученного материала в систему языковой деятельности.

Учитель:

А сейчас мы продолжим работу с мудрыми высказываниями русского народа. Попробуйте восстановить пословицы, записанные на доске.

Мал.. слово огромн.. зло творит.

                Добр.. правда лучше сладк.. лжи.

                          В согласн.. стаде и волк не страшен.

                    Верн.. другу цены нет.        

Худ.. слова и сладк.. медом не запьешь.

Учитель: Каким правило необходимо руководствоваться, чтобы правильно определить падежные окончания имен прилагательных?

Учащиеся: 

Чтобы грамотным быть

                    И «не остаться с носом»,

                     Окончания прилагательных

                     Проверяй вопросом.

Чтобы узнать, какое окончание пишется у прилагательных, необходимо: (Презентация. Слайд №5). 

  1. Определить, к какому существительному относится прилагательное;
  2. Определить род, число, падеж существительного и прилагательного;
  3. Вспомнить, какое окончание пишется у прилагательного в этой форме;
  4. Подставить для проверки вопросительное слово какой?

Учитель: Сейчас вы должны списать пословицы, ориентируясь на таблицу, т.е. сначала надо списать пословицу, в которой есть имена прилагательные в И.п и Р.п., второй будет пословица с прилагательным в П.п. и так далее.

 посло-

вицы

Падеж имени прилагательного

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

1.

+

+

2.

+

3.

+

4.

+

+

5.

+

+

 (Презентация. Слайд №6).

Самостоятельная работа учащихся. Дети списывают пословицы в определенной последовательности, проверяя окончания имен прилагательных, указывая их род и падеж.

Затем проводится коллективная проверка.

Учитель: Почему у всех имен прилагательных вы смогли определить   род?            

Учащиеся:  Все прилагательные стоят в форме единственного числа.

Учащиеся: Прилагательные во множественном числе по родам не     изменяются.

Учитель: Что вы можете сказать о правописании гласных в падежных окончаниях прилагательных в м.р., ср.р. и ж.р. (Презентация. Слайд №7-9). В таблице изначально только имена существительные океан, зима, озеро. Прилагательные же и вопросы к ним учащиеся подбирают самостоятельно по цепочке. 

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

                     м.р. в ед.ч.                                                     ж.р. в ед.ч.          

 И.п. Океан (какой?) глубокий              И.п. Зима (какая?) холодная

 Р.п. Океана (какого?) глубокого          Р.п. Зимы (какой?) холодной

 Д.п. Океану (какому?) глубокому        Д.п. Зиме (какой?) холодной

 В.п. Океан (какой?) глубокий               В.п. Зиму (какую?) холодную

 Т.п. Океаном (каким?) глубоким          Т.п. Зимой (какой?) холодной

 П.п. Об океане (каком?) глубоком        П.п. Зиме (какой?) холодной

                     ср. р. в ед.ч

           И.п. Озеро (какое?) глубокое                                                        

      Р.п. Озера (какого?) глубокого                                                        

           Д.п. Озеру (какому?) глубокому                                                        

           В.п. Озеро (какое?) глубокое                                                

           Т.п. Озером (каким?) глубоким                                                        

           П.п. Об озере (каком?) глубоком

         VI. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Проблемная ситуация.

Учитель: На доске записаны предложения. Вставьте о или е в окончаниях прилагательных после шипящих.

            Хорош..му коллективу все под силу.

            На маленьком челне по больш..му озеру не плавают.

            В        больш..м хозяйстве и малое сгодится.

Учитель: Трудно было выполнить задание? Почему?

Учащиеся: Необходимо знать выбор гласных на письме.

Учитель:  Есть ли разница в интонации произношения данных слов?

         Учитель:  В какой части слова находятся буквы о-е?

Учащиеся:  В окончании.

Учитель:  После каких согласных стоят эти буквы?

Учащиеся: После шипящих.

Учитель: По какому опознавательному признаку можно определить окончание прилагательного?

Учащиеся: С помощью ударения.

VII. Физкультминутка.

Учитель: Проведем гимнастику для глаз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4—5 раз.

VI. Применение знаний и умений в новой ситуации.

  1. Устный диктант с использованием сигнальных карточек о-е. (У каждого учащегося на парте карточки с буквами о-е).

Шоколадный, шепот, крыжовник, калачом, леденцом, передачей, могучему, дюжему, большого, хорошего, черная, чужой, шорох, капюшон, шов, карандашом, силачом, шомпол, скрипачом, неудачей, танцем, сторожем, невежей.

Учитель: Ребята, слова какой части речи встретились в ходе диктовки?

Учащиеся: Существительные, прилагательные.

Учитель: В какой части слова находится изученная орфограмма?

Учащиеся: В окончании.

Учитель: От чего зависит выбор гласной в окончаниях существительных и прилагательных?

Учащиеся: От ударения. 

  1. Работа с текстом.  (У каждого учащегося текст). (см. Приложение №3).

Учитель: Ребята, внимательно прочитаем и озаглавим текст.

В лесу дремуч..м стояла избушка. Вокруг нее улыбались разные цветы: красные, синие, ж..лтые. Тянулись к солнцу голуб.. травы. На серебрян.. кустах красн.. белки щ..лкали орешки.

Возле крыльца избушк.. стояла очень стар.. сосна. Ее в..рхушка доросла до неба. По ночам в ней играли в прятки маленк.. звездочки, а по утрам на ней др..мали устал.. облака. Вечером из ч..рн.. дуба выглядывал ушастый дядя Филин и рассказывал лесн.. люду сказки.

Задания:

  1. Выпишите слова с пропуском букв. Объясните правописание слов с пропущенными буквами.
  2.  Составьте схему 2-ого предложения.
  3. Синтаксический разбор подчеркнутого предложения.                 ( Предлагается для учащихся, выполнивших задание раньше).

3.Графический диктант с использованием перфокарт.

Учитель: Ребята, у каждого из вас на парте перфокарта. Постройте кривую линию, правильно вставляя пропущенные буквы в словах, на изученную орфограмму. (Проводится самопроверка с помощью кода, если допущены ошибки, словосочетания записываются).

Свеж..го хлеба, горюч..е вещество, больш..й свет, чуж..й рассказ, больш..го  пирога, хорош..го поступка, куц..го хвостика.

Учитель комментирует, что прилагательных с основой на ц очень мало          в русском языке.

                              Код

О

Е

.

.

.

          (Презентация. Слайд№10), (см. Приложение №4).

VIII. 1. Проверочная работа. (Задания выдаются на индивидуальных бланках. Учитель читает вслух задания и объясняет правила оформления, озвучивает критерии оценивания). (см. Приложение№ 5).

I –вариант

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, выделите окончания прилагательных.

Тихо кр..дется заяц по мягк.. снегу.  В Нов..  Зеланд..  об..тают два вида летуч.. мышей. Огромный пес был похож на могуч..  льва. Он прихрамывал на задн..  лапу. Побелел  син..  снег. Со..нце пахнет травами свеж..  купавами пробужденною весной и смолистою сосной. Отара овец на склон.. горы пох..дила на весен..  курчав..  обл..чко.                                            

              II-вариант

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, выделите окончания прилагательных.

        Крупн..   мохнат..  снежинки закружились в воздухе. Наступила такая тишина, которая бывает только зимой в стар..  , глух..  лесу перед наступлением ночи. Со всех сторон над ней нависали мохнат.. бел.. ветки деревьев. Птица одна за другой большими кругами поднимались над горн.. хре..том навстречу утренн.. ветру.

2.Рефлексия по результатам этапа.

Учитель:  Ребята, все ли удалось выполнить?

Учитель: Что вызвало затруднение?

  1. Итог урока. (Презентация. Слайд №11).

Учитель: Над какой темой мы работали сегодня на уроке?

          Учитель: Какое задание было самым интересным?

          Учитель:  Какое задание вызвало наибольшее  

          затруднение?

Учитель:  Какие трудности встретились в процессе урока?

Учитель:  Как вы думаете, ребята, достигли ли мы целей урока, получили ли тот результат, который запланировали? (Мнения учащихся. Учитель оценивает деятельность учеников на уроке, аргументирует и выставляет отметки, делает замечания по уроку.)

  1. Рефлексия. 

Задача учителя: осуществить рефлексию учащимися собственной деятельности и провести необходимую коррекцию.

Учитель:  А теперь, ребята, настало время вернуться к листам рефлексии, заполнение которых мы уже начали в начале урока. (Каждый ученик индивидуально работает с листом рефлексии, где он формулировал цель, если цель достигли, то ставим +, если нет - ставим -, если остались вопросы- ставим ?).( см. Приложение №2).

        Способ реализации:

Формулировка цели урока

+

_

Изучение материала

1.

2.

3.

1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому.

2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.

 

3.Для полного понимания мне нужно повторить тему.

4.Я ничего не понял.

XI.  Домашнее задание. (Презентация. Слайд №12).§ 102, стр. 218, 221; упр. 584. Творческое задание по выбору: составить четверостишие, включающее слова на изученную орфограмму.  ( Учитель комментирует домашнее задание).

 

Приложение № 1

Карточка №1

Морфология

Имя прилагательное

  1. Как определить окончание прилагательного?
  2. Допиши окончания имен прилагательных.

Свеж.. осенн.. утром легко дышится. В утренн.. бодр.. пении чувствовалось радость жизни. Есть прелестн.. подбор летн.. цветов: бел.. и родов.. душист.. кашка, желт.. сурепка со своим медов.. запахом, высок.. лилов.. колокольчики, с чуть розов.. пухом и приятн.. ароматом подорожник.

Карточка №2

Морфология

Имя прилагательное

  1. Как определить, какое окончание следует писать в имени прилагательном?
  2. Допиши окончания имен прилагательных. Обозначь род и падеж.

Под голуб.. небом, у высок.. сосны, поздн.. вечером, у крут.. берега, красн.. мак, дорог.. другу, к тенист.. парку, багров.. закатом, о далек.. прощлом.

Составь простое предложение, сделай синтаксический разбор.

Карточка №3

Морфология

Имя прилагательное

  1. Как определить написание безударных падежных окончаний имен прилагательных?
  2. Допиши окончания имен прилагательных, определи падеж.

Тих.. весен..  ночь, огромн..  пшеничн..  поле, чист.. душист.. воздуху, радостн.. Нов.. года, свеж.. морозн.. ночью, перв.. душист.. ландышу, зелен.. роскошн.. лугом, на холодн.. осенн.. ветру, могуч.. развесист.. дубом.

 

Приложение №2

Рефлексивный лист

Формулировка цели урока

+

_

Изучение материала

1.

2.

3.

1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому.

2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.

 

3.Для полного понимания мне нужно повторить тему.

4.Я ничего не понял.

Приложение №3

                        Работа с текстом.

В лесу дремуч..м стояла избушка. Вокруг нее улыбались разные цветы: красные, синие, ж..лтые. Тянулись к солнцу голуб.. травы. На серебрян.. кустах красн.. белки щ..лкали орешки.

Возле крыльца избушк.. стояла очень стар.. сосна. Ее в..рхушка доросла до неба. По ночам в ней играли в прятки маленк.. звездочки а по утрам на ней др..мали устал.. облака. Вечером из ч..рн.. дуба выглядывал ушастый дядя Филин и рассказывал лесн.. люду сказки.

1. Выпишите слова с пропуском букв. Обозначьте графически орфограммы.

2. Составьте схему 2-ого предложения.

3.Синтаксический разбор подчеркнутого предложения.

                     

                        Приложение №4

                     Графический диктант

Свеж..го хлеба, горюч..е вещество, больш..й свет, чуж..й рассказ, больш..го пирога, хорош..го поступка, могуч..му дубу.

                                                  Код

О

Е

.

.

.

Приложение №5

Проверочная работа.

                                 I –вариант

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки    препинания, выделите окончания прилагательных.

Тихо кр..дется заяц по мягк.. снегу.  В Нов..  Зеланд..  об..тают два вида тетуч.. мышей. Огромный пес был похож на могуч..  льва. Он прихрамывал на задн..  лапу. Побелел  син..  снег. Со..нце пахнет травами свеж..  купавами пробужденною весной и смолистою сосной. Отара овец на склон.. горы пох..дила на весен..  курчав..  обл..ч..ко.                                            

                                                                                

II-вариант

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, выделите окончания прилагательных.

Крупн..   мохнат..  снежинки закружились в воздухе. Наступила такая тишина, которая бывает только зимой в стар..  , глух..  лесу перед наступлением ночи. Со всех сторон над ней нависали мохнат.. бел.. ветки деревьев. Птица одна за другой большими кругами поднимались над горн.. хре..том навстречу утренн.. ветру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных 5 класс

Представлена разработка урока с применением технологии развития критического мышления.Рассмотрен материал об особенностях склонения существительных на -ий, -ия, -ие....

Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных

Разработка презентации к уроу русского языка в 5 классе....

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных

Конспект урока по русскому языку с применением АМО в 5 классе по ФГОС...

"Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе....

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе

Конспект урока изучения нового материала.Содержит элементы повторения изученного ранее материала, подводит учащихся к самостоятельному выводу по изученной теме....

Конспект урока в 5 классе. Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных.

Лично разработанный конспект урока по учебнику Т. А. Ладыженской, М. Т. Барановой, Л. А. Тростенцовой...