технологическая карта урока по русскому языку 5 класс "Разделительные ъ и ь"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Шумилова Дарья Алексеевна

технологическая карта урока по русскому языку 5 класс "Разделительные ъ и ь" + презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx19.81 КБ
Office presentation icon razdelitelnye_i_.ppt1.61 МБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. У нас с вами сегодня открытый урок, я уверена, что всё получится!  Повернитесь, пожалуйста, друг к другу лицом, посмотрите соседу в глаза , подарите улыбку и хорошее настроение своему однокласснику. Пожелайте друг другу успехов в работе. А так же давайте поделимся хорошим настроением с нашими гостями, повернитесь к ним и улыбнитесь.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Интересно вам какая тема нашего с вами урока?

Для этого мы с девочками из театрального кружка подготовили для вас сценку. Посмотрите, пожалуйста, сценку и попробуйте догадаться о теме нашего урока.

СЦЕНКА

-  О чём спорят знаки?

- Вспомните, что вам уже известно о ъ и ь знаках?

- Какую функцию могут выполнять?

- давайте разгадаем РЕБУС и посмотрим какую функцию могут выполнять  ъ и ь знаки

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока и поставить цели, чем мы займемся сегодня на уроке?

- Как вы думаете для чего мы должны знать правописание ъ и ь

Отвечают на вопросы

Смотрят сценку и делают предположения о теме урока

- не обозначают звука

Затрудняются

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

Разделительные ъ и ь

Определить роль этих знаков в слове, когда они употребляются, закрепить навык правописания, слов с этими буквами, уметь строить рассуждение – объяснение их употребления.

  1. Актуализация знаний

А начнём мы с вами с минутки чистописания, догадайтесь какие буквы будем писать?

- записываем число, классная работа

НА СЛАЙДЕ – минутка чистописания

- К какому разделу русского языка  относится тема нашего урока?

- Что такое фонетика?

- предлагаю вам сыграть в игру «Верю – не верю»

Если вы согласны с утверждением поднимайте – зелёную карточку, если не согласны -  красную.

Утверждения:

  1. В русском языке 31 буква. (НЕТ) 33
  2. Графика – раздел науки о языке, в котором изучаются  буквы. (ДА) МОЖНО СПРОСИТЬ ПРО ОРФОЭПИЮ
  3. Звуки речи могут быть гласными и согласными. ДА
  4. Гласные могут мягкими и твёрдыми. (НЕТ) могут быть ударными и безударными
  5. Согласные могут быть глухими и звонкими (ДА)
  6. Буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают ВСЕГДА только один звук (НЕТ) после гласных, после ъ и ь, в начале слова
  7. Буквы ъ и ь звуков не обозначают (ДА)

Прописывают буквы в тетради

ФОНЕТИКА

Дают определение, что такое фонетика

  1. Первичное усвоение новых знаний.

На доске ромашка со словами.

 - прочитайте слова

- на какие две группы можем разделить эти слова?

- по какому признаку?

- по наличию ъ и ь

- давайте узнаем когда будем писать разделительный ъ и разделительный  ь знаки

- для этого нужно разобрать слова по составу, сначала ь, а потом ъ НА КАРТОЧКЕ

- сделаем вывод, когда пишем разделительный ь? заполняем памятку

- сделаем вывод, когда пишем разделительный Ъ ? заполняем памятку

- попробуйте рассказать по памятке, когда пишем разделительный ъ, разделительный ь

Ученик у доски распределяет эти слова

ДЕЛАЮТ ВЫВОД  

Ь – в корне перед е ё ю я и , после корня перед е ё ю я и

Ъ – после приставок на согласный перед е ё ю я, после в том числе и после бывших приставок, которые сейчас слились с корнем ад, ин,об,суб,кон,контр,транс перед е ё ю я

  1. Первичная проверка понимания

- Теперь попробуем применять правило на практике. На карточке даны слова с пропущенной буквой, вставляем букву, записываем слово и  объясняем свой выбор.

БурЬян, обЪявить, сЪесть, барЬер, разЪединить, свинЬи, воробЬи, обЪяснить, лисЬи, отЪезд,  оладЬи, вЪезд, счастЬе, обЪявление, ничЬя, вЬюн

  1. Физкультминутка

Слова с пропущенной буквой на слайде

Ъ – правая рука

Ь – левая рука

Гласная – присели

ПодЪехать, трАва, муравЬи, стрЕла, сЪёмка, деревЬя, вОлна

  1. Включение в систему знаний

РЕБЯТА, нам пришло сообщение, давайте прочитаем переписку двух друзей.

Что вы заметили? Чего не хватает в словах? Что происходит со словами, в которых нет ъ и ь знаков?

(потеряли смысл, изменилось лексическое значение, слова превратились в набор букв). 

Значит, они нужны в слове, а для чего? Какую роль они играют?

Давайте исправим сообщение мальчика.

  1. Самостоятельная работа с проверкой по образцу в ПАРАХ

Тест

  1. В слове «разЪяснил» пишем:

А) Ъ

Б) Ь

В) ничего

2.  В слове « сЪел» пишем:

А) Ъ

Б) Ь

В) ничего

3. В слове « обЪедки» пишем:

А) Ъ

Б) Ь

В) ничего

4. В слове «булЬон » пишем:

А) Ъ

Б) Ь

В) ничего

5. В слове «семЬя» пишем:

А) Ъ

Б) Ь

В) ничего

6. В слове «копЬе» пишем:

А) Ъ

Б) Ь

В) ничего

7. В слове «колЬе» пишем:

А) Ъ

Б) Ь

В) ничего

Проверка на слайде в парах!

0 ош – 5

1-2 ош – 4

3-4 ош – 3

5 и больше - 2

  1. ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, инструктаж по его выполнению

Кроссворд “Разделительные Ъ и Ь”.

  1. Рефлексия

- Что мы изучали на уроке?

 Что показалось вам трудным?

 Достигли ли мы поставленных задач?

 Если у вас на уроке всё получилось – поднимите зелёную карточку, если были затруднения и стоит ещё потренировать в употреблении разделительных ъ и ь – поднимите красную


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Определить роль этих знаков в слове, когда они употребляются; Закрепить навык правописания, слов с этими буквами; Уметь строить рассуждение – объяснение их употребления.

Слайд 5

Разделительный твердый знак пишется: После приставки, если она оканчивается на согласную, а корень начинается с буквы Е, Ё, Ю или Я Например: подЪём, обЪявление

Слайд 6

Разделительный твердый знак пишется: После приставок: ад, ин, об, суб, кон, контр, транс Перед е, ё, ю, я

Слайд 7

Разделительный мягкий знак пишется:

Слайд 8

Под_ехать Ъ

Слайд 9

Тр_ва а

Слайд 10

Мурав_и ь

Слайд 11

Стр_ла е

Слайд 12

С_ёмка Ъ

Слайд 13

Дерев_я ь

Слайд 14

В_лна о

Слайд 16

Привет! Привет, Коля! Чем ты сегодня занимался? Утром делал крутой подём для горки, потом сел обед, ещё решил покормить воробя, а вечером обяснял сестре задачу по математике, а ты? Что? Я ничего не понял!

Слайд 17

Утром делал крутой подЪём для горки, потом сЪел обед, ещё решил покормить воробЬя, а вечером обЪяснял сестре задачу по математике, а ты?

Слайд 18

А А А Б Б Б Б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи" (обобщающий урок)

Урок обобщения и систематизации знаний - это завершение процесса изучения материала по определённой теме. Учащиеся обобщают полученные знания, систематизируют их и применяют на практике....

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе по теме «Повторение темы «Наречие»» УМК Л.М.Рыбченковой (2-й урок)

Урок русского языка в 7 классе  по теме «Повторение темы «Наречие»» УМК  Л.М.Рыбченковой  (2-й урок)Цель деятельности учителя: обобщить знания по теме «Нар...

Технологическая карта урока по русскому языку «Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление».

Это попытка продемонстрировать учащимся сложность языка, особенности его развития, его изменения.С помощью современных образовательных технологий девятиклассники могут прикоснуться к деятельности учен...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...