Разработка урока "Урок письма"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Родькина Ирина Сергеевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pisma.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: познакомить учащихся с эпистолярным жанром; научить их рассуждать; развить творческие способности; учащихся; изучить личность школьника; воспитать умения общения и обращения к людям, окружающим их.

Учебные задачи:

  1. Развитие коммуникативных способностей учащихся.
  2. Соблюдение стилевого единства письма.
  3. Умение выделять смысловые части письма.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к эпистолярному жанру.
  2. Воспитывать любовь к родному языку.

Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены…

Н. Кузовлёва.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя: 

Ребята , сегодня мы с вами будем говорить о письме. Что такое письмо?  Эпистолярный жанр литературы или одна из разновидностей текстов публицистического стиля? Наверное, каждый из вас ответит по-своему. И это будет правильно.

(Запись темы)

Что такое эпистолярный жанр? (Это жанр письма)

В ваших глазах я вижу недоумение: зачем нам знакомиться с эпистолярным жанром, ведь в век электронной почты и мобильной связи этот жанр становится неактуальным. С этим трудно спорить, но скажите, вы любите получать письма от родных и близких? Вам нравится их читать?

А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком).

Надеюсь, теперь вы без труда ответите, в чем смысл эпиграфа?

(Стук в дверь, входит почтальон Печкин - переодетый ученик).

Почтальон: Ребята! Я к вам за помощью. К нам на почту уже давно пришло письмо. Я не знаю, что с ним делать? Адрес на нем не указан, фамилия человека, которому оно адресовано, тоже. Вот, что написано на конверте:

На деревню дедушке Константину Макарычу.

Вы не знаете, кто написал это письмо? Помогите мне, пожалуйста, найти адресата!

Учитель: Проходи, почтальон Печкин, мы с ребятами постараемся тебе помочь, ведь сегодня на уроке мы познакомимся с разными видами писем, научимся правильно заполнять конверт, узнаем о правилах написания писем, но сначала послушаем кое-что из истории эпистолярного жанра.

Я думаю, вам будет интересно узнать о том, как было написано самое первое письмо. Об этом нам расскажет сказочник .

Выходит переодетый сказочником ученик: Жила на свете девочка по имени Таффи. Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду карпов. Но им не повезло: у отца сломалось копье. Девочка придумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала другое копье. Было очень досадно, что никто из них не умел ни читать, ни писать: в те времена письменности еще не существовало. А в это время по берегу реки шел Незнакомец, который не понимал их языка. Таффи решила направить его к маме за копьем. На куске березовой коры она нацарапала акульим зубом такие рисунки: папу со сломанным копьем, другое копье, которое нужно принести, самого Незнакомца с копьем в руке, чтобы он не забыл его принести. Чтобы он легче нашел дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. На последнем рисунке она изобразила маму с копьем в руке. Таффи подумала, что на этих картинках все понятно. Однако незнакомец прочел эти рисунки совсем по-другому. Он подумал, что отец Таффи - вождь племени и что он в опасности. “Если я не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон”,- подумал он. За врагов с копьями он принял бобров, которых девочка изобразила. “Я пойду и приведу ему на выручку все его племя”, - решил незнакомец. И уж совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме. Мама прочла его так: Незнакомец проткнул ее мужа копьем, сломал ему руку, напугал девочку и что целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и ее отцу сзади (она тоже приняла бобров за врагов). Ох, и досталось же Незнакомцу от разъяренных женщин этого племени. А тот не мог им ничего объяснить: ведь он не знал их языка. Оказывается, написать письмо - это только полдела: нужно еще его прочитать. Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а потом главный вождь племени сказал: “О, Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлепать-за-то-что-ты-такая-шалунья, ты сделала великое открытие! Придет день, когда люди назовут его умением писать!”.

Учитель: Понравилась вам сказка? А знаете ли вы автора этой сказки? Это английский писатель Джозеф Редьярд Киплинг. Да, видите, как трудно было в древности распространить какое-либо известие. Нужно было либо долгие месяцы долбить зубилом неподатливый камень, либо обжигать глиняные таблички. В сказке Киплинга забавно рассказано и о другой трудности. Если написавший придавал письменным знакам одно значение, то читающий порой их не понимал или имел ввиду совсем другое. А как вы думаете, каким же образом письма доставлялись адресатам? Об этом нам расскажет экскурсовод музея почтовой связи.

Подготовленный ученик в роли экскурсовода рассказывает о появлении почтового ящика.

Почтовый ящик был придуман моряками в XVI веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала в течение нескольких столетий. В настоящее время этот камень хранится в одном из музеев Кейптауна. Почтовый ящик более скромных размеров появился в Австрии в XVII веке, и висел он не на стене, а на ремне, перекинутом через плечо почтальона. И только в 1785 году в Вене был установлен обычный почтовый ящик, украшенный изображением письма и почтового рожка. В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге. Его образец можно увидеть в Центральном музее связи имени А.С.Попова. Он сделан из дюймовых досок и обшит снаружи листовым железом. Датой его рождения считают 1 декабря 1848 года. Затем в обиход вошли железные почтовые ящики, которые прикреплялись к стенам домов. В 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал ящик с донной дверцей: она открывалась механически, когда к ней прикладывали специальный мешок. Эта система сохранилась до сегодняшнего дня.

Учитель: Ну, вот теперь вы знаете, как был изобретен почтовый ящик, но у нас еще одна гостья, давайте послушаем, о чем она нам расскажет. Наша гостья - госпожа Бревер - жена владельца бумажного магазина в городе Брайтоне, она расскажет вам о том, как был придуман почтовый конверт.

Госпожа Бревер: “В 1820 году владелец магазина в английском городе Брайтоне г-н Бревер решил для привлечения покупателей устроить в витрине магазина оригинальную выставку. Всю ночь он трудился над сооружением грандиозной пирамиды из бесчисленных бумажных листов самых разных размеров. Основанием пирамиды служили листы бумаги, предназначенные для печатания газет, а вершиной- листок бумаги величиной с визитную карточку. Бумажная пирамида в витрине магазина привлекла внимание всего города. Днем и ночью у витрины собиралась толпа. Особого внимания удостоился листок, венчавший пирамиду. Если до этого брайтонцы использовали для писем бумагу любого формата, то после выставки стало особым шиком писать письма на бумаге формата визитной карточки. Вскоре выяснилось, что это неудобно: чтобы отправить письмо по почте, требовалось написать адрес получателя, а так как о конвертах никто не имел ни малейшего представления, то адрес писался на том же листе бумаги, что и само письмо. Для этого письмо складывалось с таким расчетом, чтобы оставалось свободное место для адреса. На маленьком листке этого свободного места не оставалось. Вскоре Бревер изготовил нечто вроде мешочков для вкладывания в них писем и стал вручать их своим покупателям. Мешочки имели громадный успех и получили название “конверт”. Со дня изобретения конверта прошло почти двести лет. За это время менялись его формат, оформление, качество бумаги, но суть остается прежней - нести по почте вести людям”.

(Раздается звук почтового рожка, входят два ученика, переодетые в ямщиков.) Они рассказывают историю о символе российской почты.

“ВXVI-XVII веках в России, чтобы не было задержек при смене лошадей, ямщики, подъезжая к яму, громко свистели. Свистом ямщики погоняли лошадей и давали сигнал всем встречным освободить дорогу. Петр-I решил сломить эту традицию и сделать все, как в Европе. При нем для подачи сигнала стал вводиться почтовый рожок. Но среди ямщиков это новшество не находило поддержки. В XIX веке рожок все же стал символом российской почты, его изображения появились на почтовом флаге, вывесках, печатях, но почтовый рожок и лихая почтовая тройка так и не смогли соединиться на бескрайних российских просторах. Однако выход был найден. С 70-х годов XVIII века для подачи звукового сигнала стали использовать поддужный колокольчик. С развитием железных дорог стали исчезать почтовые дилижансы в Европе и почтовые тройки в России. Рожок все же остался почтовым символом, а вот колокольчику в этом смысле не повезло.

Учитель: Спасибо нашим гостям, благодаря им мы очень много узнали об истории развития почты в России. А теперь перейдем к практической части нашего урока. Подумайте, какие бывают письма?

Письмо деловое

Личное: письмо-рассказ, письмо-поздравление, письмо-просьба, благодарственное письмо.

А теперь давайте вспомним некоторые слова, связанные с эпистолярным жанром. Работаем с кроссвордом, отгаданные слова записываем в тетрадь:

  • Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние (Письмо).
  • Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (Конверт.)
  • Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (Адрес.)
  • Цифровое условное обозначение населенного пункта (Индекс).
  • Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы (Почтальон).

Учитель: Эти слова вы хорошо знаете, познакомимся еще с несколькими словами, связанными с эпистолярным жанром.

  • Эпистола - литературный жанр, послание в форме письма.
  • Адресат – тот, кому адресовано письмо.
  • Адресант – тот, кто пишет письмо.

Мы забыли еще два слова, без которых не обходится ни одно письмо. Что это за слова?

  • Здравствуйте – живите и будьте здоровы.
  • До свидания – до скорого свидания.

Учитель: Подумаем, для чего мы пишем письма (какие коммуникативные задачи ставим перед собой и стремимся решить при общении с другими людьми?)

Записать в тетрадь: 

  • Сообщить, оповестить;
  • Поздравить;
  • Извиниться;
  • Поделиться чувствами, впечатлениями;
  • Поблагодарить и т. д.

Алгоритм написания письма: 

  1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте…).
  2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
  3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
  4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
  5. Подпись. Дата.

А теперь достаньте конверты, мы попробуем их правильно заполнить

(образец на слайде.)

Правила заполнения конверта.

  • От кого Иванова И. И.
  • Откуда ул. Зеленая, д.132
  • д.Красная Подгора, Краснослободского района, Республики Мордовия
  • Индекс 431276
  • Кому Сидорову А.П.
  • Куда ул. Коммунистическая , д.23, кв.56.
  • Индекс 430002

3.Практическая часть  урока (на партах лежат заранее заготовленные тексты).

1.Читаем текст №1:

Привет, Диман! Как житуха? У меня все по – старому. Каждый день хожу в школу, недавно схватил пару по русскому языку да еще классная отругала за то, что с лит – ры сбежал, от предков попало. Скорей бы каникулы!

Ну, все, пока, Диман, увидимся.

До встречи. Твой Леха.

  1. Чего не хватает в этом письме?
  2. Без чего можно было бы обойтись?
  3. Каким стилем написано это письмо?
  4. Интересно ли было читать это послание?

Задание№2. Прочитайте выразительно стихотворение С. Маршака

“Письмо в редакцию”

Нижеподписавшийся волка повстречал,
Вышеупомянутый громко зарычал.
А вокруг все цветики – просто благодать,
По причине этого жалко пропадать.
Нижеподписавшийся крикнул: “ Караул!”
И на полной скорости к речке драпанул.
Вышеупомянутый, голодом томим,
В том же направлении кинулся за ним.
К счастью, тут охотничек мимо проходил,
Каковой впоследствии волка застрелил.
Нижеподписавшийся просит за спасение
Выразить охотничку это поздравление.

  1. Чем интересно это послание? (оно смешное)
  2. На чем основан комический эффект? (на смешении стилей)
  3. Какие стили здесь смешаны? (официально – деловой, художественный, разговорный).
  4. Приведите примеры этих стилей из данного стихотворения.

Задание №3.

Перед вами письма великих писателей, прочитайте их, обратите внимание на структуру этих писем, на речевые обороты

Отрывок из письма И.С.Тургенева Полине Виардо.

Спасское. 1868.

“…Кругом было восхитительно красиво; и если Вы когда – нибудь приедете в Спасское, я поведу Вас к этой скамье. Посреди хорошенькой лужайки; за ними сквозь свисающие ветви берез виден пруд, или, вернее, Спасское озеро…Вы увидите, это очень красиво. Там есть соловьи, которые, к несчастью, больше не поют, малиновки, дрозды, иволги, горлицы, зяблики, щеглята и множество воробьев и ворон. Это несмолкаемый гомон, к которому издали примешивается пение перепелов во ржи…”

1.  Каким стилем написано письмо?

2.  Какие обороты речи вам понравились, зачитайте их?

Прочитайте письмо Н.В.Гоголя матери 1830 г.

“Часто наводит на меня тоску мысль, что, может быть, долго еще не удастся мне увидеться с вами. Как бы хотелось мне хотя бы на мгновенье оторваться от душных стен столицы и подышать хотя на мгновенье воздухом деревни! Но неумолимая судьба истребляет даже надежду на то. Как подумаю о будущем лете, теперь даже томительная грусть залегает в душу…”.

Докажите, что это письмо написано художественным стилем (найдите эпитеты, олицетворения и другие художественные средства).

  1. Какие это письма? (личные).
  2. Каким стилем нужно писать личные письма? (желательно художественным).
  3. А деловые? (официально – деловым ).

Ребята, запомните основные правила написания писем: 

  1. Указывайте дату и место написания письма.
  2. Избегайте грубых, просторечных слов и выражений.
  3. Не употребляйте обороты: “Лети с приветом, вернись с ответом”, “Жду ответа, как соловей лета” и т д.

4. Заключение.

Учитель:   Завершая урок, надеюсь, что вы, представители поколения, привыкшего пользоваться электронной почтой и SMS- сообщениями, поняли, в чем эти «формы и способы получения информации» проигрывают листку бумаги. Письмо передает нам тепло души написавшего его человека, делает нас заботливее, человечнее.

 В конце письма часто ставятся буквы P.S. Что это такое? Это так называемый «постскриптум» -приписка к подписанному и завершенному письму. Постскриптумом нашего сегодняшнего урока будет домашнее задание.

    Напишите начало письма, которое будет служить для вас своеобразным ориентиром.        Это экспозиция-план: «Здравствуй, (имя)! Ты просишь написать о моей жизни, о том,   возникают ли у меня проблемы во взаимоотношениях с родителями, товарищами, о том, что радует и что беспокоит, и, наконец, о том, каковы мои планы на будущее. Что ж, попытаюсь это сделать …»

      Постарайтесь продолжить письмо так, чтобы как можно полнее ответить на      вопросы друга.

Рефлексия.

Итог урока.

    VI. Домашнее задание.

     Дописать письмо другу. 

 

Всероссийский конкурс « Лучший урок письма»

Лучшая методическая разработка проведения Урока письма.

Подготовила учитель

русского языка и литературы

МБОУ «Селищинская  средняя

общеобразовательная школа»

Краснослободского муниципального района

Республики Мордовия

Родькина Ирина Сергеевна

Адрес: 431282, Республика Мордовия.

Краснослободский район, с. Селищи,

ул. Буденного, д.1 А

с. Селищи

2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"

Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....

Разработка урока письма с презентацией

Урок предназначен для шестиклассников.  Разработка заняла 1 место в городе и 3 в области....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель:    помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...

Разработки уроков письма

Предлагаются два конспекта урока письма: " Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода", "Заметка в газету"...

Разработки уроков письма

Предлагаются два конспекта урока письма: " Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода", "Заметка в газету"...

Методическая разработка урока письма

разработка урока письма для 6-7 классов...

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения

Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...