Открытый урок по теме "Однородные и неоднородные определения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

 Хертек Асель (Елена) Александровна

Открытый урок по русскому языку для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_8_klass.docx358.72 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 8 класс

Тема: Однородные и неоднородные определения

Цель:

  • углубить представление об однородных членах предложения;
  • дать понятие об однородных и неоднородных определениях;
  • научить находить их в тексте, использовать в речи, изображать графически

Задачи урока:

  • Раскрыть тесные связи русского языка и литературы, используя изучаемые художественные произведения для иллюстрации языковых фактов;
  • Способствовать эстетическому воспитанию обучающихся, делая акцент на межпредметные связи;
  • Обогащение словаря обучающихся, активизация их устной и письменной речи.

Межпредметные связи: русская литература

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Оборудование урока: раздаточный материал, смайлики, изображение дерева, изображение красных и зеленых яблок (для рефлексии).

Ход урока:

I. Организационный момент (1 мин)

- Здравствуйте, кто, может быть, не выспался, Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке.

 - А теперь закройте глаза. Представьте себе улыбку. Попытайтесь нарисовать то, что представили. Подарите рисунок соседу по парте. Подарите мне свои улыбки. Что ж, я вижу – вы готовы к работе. Начнём (1 мин)

(рисование на смайликах улыбки)

  https://doc4web.ru/uploads/files/38/37636/hello_html_133e671e.png

II. Вступительное слово учителя.

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки.

(обратить внимание учащихся на дерево без листьев) (1 мин)

  1. Повторение изученного материала на предыдущем уроке (2 мин)
  • Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите фразу: «Однородные члены предложения»?

- Сегодня мы закрепим знания, полученные по теме «Однородные члены, ряды однородных членов, пунктуация при них» и углубим знания по теме «Однородные члены предложения».

  1. Работа у доски. (Нужно найти ОЧ, расставить знаки препинания, построить схему) (2 мин)
  1. Деревья травы летом сочные и свежие.
  2. Бор шумит устало глухо.

        Проверка:

  1. Деревья, травы летом сочные и свежие. (однородные подлежащие и однородные определения)
  2. Бор шумит устало, глухо. (однородные обстоятельства)
  1. Индивидуальная работа у доски. Выполнить синтаксический разбор предложения с однородными членами предложения: (2 мин)

 Ясная, светлая и задумчивая улыбка лежит на облаках. (однородные определения)

  1. «Мозговой штурм» (2 мин)
  1. Какие члены предложения называются однородными?
  2. При помощи чего соединяются между собой однородные члены предложения?
  3. Чем могут быть выражены однородные члены предложения?
  4. Сколько рядов однородных членов может быть в предложении?


     4. Проверка выполненной работы у доски. (1 мин)

        Вывод: (1 мин)

        В нашей речи встречаются предложения с несколькими членами, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся, как правило, к одной и той же части речи.

       В предложении они играют одну и ту же роль. Такие члены предложения мы называем однородными.

III. Работа по теме урока «Однородные и неоднородные определения» (3 мин)

НА ДОСКЕ:

За рекой росли дубовые, пихтовые леса.

За рекой росли густые пихтовые леса.

– Скажите, у вас не возникли какие – то вопросы?  Чем похожи и чем отличаются эти предложения? (Дети сразу видят, что в первом предложении стоит запятая, а во втором ее нет.)

  • - Найдём однородные члены предложения, чем они выражены?
  • - Что вы заметили в предложениях?
  • - В чём разница между этими прилагательными?

  1. Определение темы урока, запись в тетрадь. Осмысление названия темы.

      2. Цель нашего урока: узнать об однородных и неоднородных определениях, научиться находить их в тексте, использовать в речи и т.д. (2 мин)

- Почему одни слова одного рода, а другие – не одного рода?        

1. Работа со словарём. Определение слова «род». Словарь С.И. Ожегова (опережающее задание) (2 мин)

                        Род —  в систематике: группа, объединяющая близкие виды. Роды и виды растений, животных и т. д.

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.

  1. Работа с учебником
  2. СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА по теме (коллективная работа) (5 мин)

Вывод: Составление характеристики, свойственные однородным и неоднородным определениям.

C:\Users\hp\Desktop\кластер.png

Объяснительный материал по теме:

IV. Физминутка (3 мин)

Учитель берёт в руки яблоки и задаёт ребятам вопросы:

- Ребята, как вы думаете, почему я сегодня на урок пришла с яблоками? (звучат предположения).

Как яблоки могут быть связаны с темой сегодняшнего урока? (звучат предположения).

А для меня русский язык такой же сочный как эти яблоки.

Задание: Придумайте свои определения к яблокам.

Учитель записывает названные ребятами определения на доске. Данная физминутка разряжает атмосферу, вызывает улыбки, потому что прилагательные звучат разные: шарообразное, однородное, вкусное, красочное и т.д.)

V. Закрепление изученного материала

1. Найти признаки однородных и неоднородных определений (работа в парах). (3 мин)

На отдельных листах предложения без знаков препинания.

Задание: найти однородные и неоднородные определения и расставить знаки препинания.

Задание для 1 пары:

  • У девушки была длинная черная коса на спине. (И. Бунин.)

Задание для 2 пары:

  • Для поделки понадобились белые, красные, синие листы бумаги.

Задание для 3 пары:

  • На ней было длинное шелковое платье цвета луковой шелухи. (И. Бунин.)

  1. Задание с элементами ОГЭ (самостоятельная работа) (2 мин)

  1. Среди предложений 1-3 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.


(1) А как хороши зимою покрытые льдом и снегом лесные озерки, застывшие малые реки, в которых продолжается невидимая глазу жизнь! (2) Хороши зимою осиновые деревья с тончайшим кружевом своих голых ветвей на фоне темного елового леса. (3) Кое-где краснеют в лесу на рябине зазимовавшие ягоды, висят яркие гроздья калины. (Соколов-Микитов И.)

Ответ: 1

  1. Среди предложений 1-4 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.


(1) За стволами старых лип огромный пылающий шар поднимался над проснувшейся землёю. (2) Казалось, он раздувался, сиял радостным светом, играл, улыбался. (3) Детская душа моя ликовала. (4) На всю жизнь запомнилось мне лицо матери, освещённое лучами восходящего солнца. (Соколов-Микитов И.)

Ответ: 2

  1. Задание 4. (2 мин)

Распространите предложения, используя данные в скобках определения. Подумайте, нужна ли запятая между определениями.

1) Осенью часто налетают порывистые __________________ ветры (холодный). – однор.опред.

2) Сутулый человек был одет в серый _______________ костюм (тонкий).-неодн.опред.

3) Большая _______________________ тень виднелась рядом с домом (черный).-неодн.опр.

4) Мы напились холодной __________________________ воды (вкусный). – неоднор.опред.

VI. Поэтическая минутка. Чтение учителем вслух стихотворения. Задача учеников – посчитать количество определений. (2 мин)

ЯБЛОКИ

Майк Зиновкин

Я люблю яблоки, сладкие яблоки,

Жёлтые яблоки, красные яблоки.

Правда, ведь, здорово грызть эти яблоки? –

Вкусные яблоки, сочные яблоки.

Вот бы попасть мне туда, где на яблонях

Выросли яблоки, спелые яблоки.

Чтобы, вдыхая забытые запахи,

С веток срывать долгожданные яблоки.

И, задыхаясь в немом вожделении,

С хрустом смыкать возбуждённые челюсти.

Долгой зимой я скучаю по яблокам,

И, в магазин заходя продовольственный,

С тайной надеждой и мятым полтинником,

Сразу смотрю: продаются ли яблоки ...

Больше всего среди фруктов, признаюсь вам,

Я люблю яблоки, сладкие яблоки.. .

VII. Итог урока. (2 мин)

 1) Что нового вы узнали об определениях на этом уроке? (Они бывают однородными и неоднородными).

 2) Почему важно уметь определять однородные определения или неоднородные? (Для правильной постановки знаков препинания).

      3) Какие определения отделяются запятыми? (однородные определения )

VIII. Домашнее задание (2 мин)

1. Выучить теоретический материал, стр. 114.

2. Найти 10 пословиц с однородными и неоднородными определениями.

XIX. Оценки за урок (2 мин)

X. Рефлексия (2 мин)

Чего не хватает нашей яблоне? Повесьте на неё яблоки: красные – если урок понравился, зеленые – если урок не понравился.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=b2f618b511d2d1963b4a07dbef36ef44-srl&n=13

https://doc4web.ru/uploads/files/38/37636/hello_html_133e671e.pnghttps://doc4web.ru/uploads/files/38/37636/hello_html_133e671e.png

https://doc4web.ru/uploads/files/38/37636/hello_html_133e671e.pnghttps://doc4web.ru/uploads/files/38/37636/hello_html_133e671e.png

Самоанализ урока

Данный урок проходил в 8 классе, в котором обучается 8 детей. Ребята в классе имеют низкие знания, не смотря на это на уроке активны; они рационально используют время урока, стараются достаточно быстро выполнять все задания, а также проявляют желание использовать язык как средство общения.

Тема данного урока: «Однородные и неоднородные определения».

Тип урока – урок обобщения и систематизации изученных знаний.

Перед планированием урока я ставила следующие цели:

  • углубить представление об однородных членах предложения;
  • дать понятие об однородных и неоднородных определениях;
  • научить находить их в тексте, использовать в речи, изображать графически

Задачи урока:

  • Раскрыть тесные связи русского языка и литературы, используя изучаемые художественные произведения для иллюстрации языковых фактов;
  • Способствовать эстетическому воспитанию обучающихся;
  • Обогащение словаря обучающихся, активизация их устной и письменной речи.

В структуре урока можно выделить несколько этапов, такие как начальный, основной и заключительный.

На начальном этапе мною проведена присутствовала разминка в форме погружения, которая настраивает учащихся на работу. Ребята легко справились с этим заданием.

На основном этапе я работала над развитием умений по теме.

На уроке использовались следующие методы обучения: словесные (информация об однородных и неоднородных определениях), объяснительно – иллюстративный, метод обобщающего повторения, практические методы (устные и письменные упражнения), беседа.

Использовались следующие формы работы: групповая, парная, фронтальная, индивидуальная.

Мне кажется, что все использованные мною на уроке методы и формы работы способствовали достижению образовательных целей урока.

Сама тема урока, проблема, наглядность, вызывали интерес к изучаемому языку. Парная работа способствовала воспитанию уважительного отношения у учащихся друг к другу и толерантность при общении. Таким образом я достигла поставленных воспитательных целей.

На уроке присутствовала самостоятельная работа учащихся (полутворческий уровень: при постановке вопросов, при составлении предложений).

Домашнее задание я задала во время основного этапа урока, т.к. оно логически вытекало из предыдущего упражнения и была проведена подготовительная работа к его выполнению, для этого были использованы различные формы деятельности. Учащиеся должны придумать конец истории и рассказать его.

         В целом урок прошел на хорошем уровне.

Школьники показали хороший уровень самостоятельного мышления, высокую познавательную активность, уровень усвоения и использования материала.  

Такая активность, на мой взгляд, обусловлена тем, что структура урока, его содержание, методы и приемы обучения соответствовали данному типу урока и возрастной категории ребят. Все что планировалось, было усвоено ребятами, поэтому, я считаю, что урок поставленной цели достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по теме"Геометрический смысл определенного интеграла"

открытый урок по теме "Геометрический смысл определенного интеграла" с элементами игры...

Открытый урок по физике "Лабораторная работа «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»" 8 класс (Конюхова О. Н.)

Открытый урок по физике "Лабораторная работа «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»" 8 класс (Конюхова О. Н.)...

Открытый урок по русскому языку Тема: "Определение" (5 класс ФГОС учебная линия Ладыженской)

Хороший урок - это слаженный, чётко работающий механизм. Не услышишь его пульса, не прислушаешься к нему - и урок не получится.  На данном уроке прослеживается межпредметная связь: русский язык-л...

Открытый урок по русскому языку Тема: "Определение" (5 класс ФГОС учебная линия Ладыженской)

Хороший урок - это слаженный, чётко работающий механизм. Не услышишь его пульса, не прислушаешься к нему - и урок не получится.  На данном уроке прослеживается межпредметная связь: русский язык-л...

Открытый урок по геометрии на тему "Определение подобных треугольников"

Открытый урок по геометрии на тему "Определение подобныхтреугольников"...