Урок "Заглавная буква в именах собственных"
план-конспект урока по русскому языку

Велибекова Валентина Владимировна

Закрепление знаний по теме "Заглавная буква в именах собственных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._zaglavnaya_bukva_v_imenah_sobstvennyh.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок « Заглавная буква в именах собственных»

Громко прозвенел звонок

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Вспоминаем, применяем

И ни минуты не теряем!

- Приветствие учащихся. Слайд 1.

- Какое сегодня число?

- Какой месяц ?

Откройте  тетради,  запишите  сегодняшнее число имесяц. Слайд 2.

Каллиграфическая минутка. 

Какие буквы написаны на первой строчке.

- Чем похожи? Чем различаются? (загл;  согл., глас) 

      Л   М   А

-Чем отличаются гласные звуки от согласных?

- Ск-ко гласных звуков  и  гласных букв в русском языке?

( записываем буквы)

- Какие буквы написаны на второй строчке.)

- Чем похожи? Чем различаются?(загл, согл.; глух и звонк)

                        Т   П   Г  

- Как делятся согл. звуки?( твердые, мягкие, звонк, глухие, шипящие)

- Чем отличаются звонкие звуки от глухих?

- назовите шипящие звуки (ж,ш,ч,щ)

( записываем буквы)

Послушайте внимательно стихотворение и скажите, какую букву будем писать в словах?  

Буква обычная выросла вдруг,  Слайд 3.

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове не зря и не просто

Буква такого высокого роста…

- Сформулируйте тему урока. 

-Молодцы! Правильно сегодня  мы  будем  говорить  о  словах,  которые  пишутся  с  заглавной  буквы.

А когда  же  слова  пишутся  с  заглавной буквы?

Ребята  у  меня  на  доске  появились слова и знак.

Зовут, как , вас, ? Слайд 4

- Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?

Что такое предложение?

- Как на письме обозначить начало предложения?

– Запишем предложение: Как вас зовут? (Обратить внимание на  соединение букв, наклон, ширину и высоту букв)

-Какая же первая работа у Заглавных букв?

(на доске под словами «Заглавная буква начинает» появляется первая запись «начало предложения») Слайд 5

У каждого из нас есть своё имя. Напишите своё имя. Я дотронусь до плеча, а вы прочитайте написанное.

Но как вы все написали своё имя? Почему?

-Сейчас мы отгадаем загадки и запишем слова с комментированием в тетради. Поставим ударение, подчеркнём безударную гласную.

а) И у мамы, и у папы есть, Слайд 6

     И у дочки есть,  и у внучки есть,

    Чтобы его узнать, надо вслух его назвать.

                                                          (Имя) (запишем слово с комментированием, поставим ударение, подчеркнем безуд. гласн)

- У мамы, у папы, у дочки  – что одинаково звучит? Слайд 7

                                                 (Фамилия)  (запишем слово)

- Что своим детям всегда дает отец и никогда не дает мать? Слайд 8

                                                     (Отчество)    (запишем слово)

- Можем ли мы проверить написание безударных гласны? (значит как называются эти слова? ( словарные)

Какие  слова  пишутся  с  заглавной  буквы ? ( имена, фамилии, отчества)

- Какую же еще работу выполняет заглавная буква)  (Слайд 9)

Выполняют  упражнения  разминки видеофизминутки. Слайд 10.

О ком  идёт речь?

1) Девочка, беленькая, как снежок и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня … (Снегурочка). Слайд 11

– Как будем писать слово? Почему?

(Имя героя записывается учащимся на доске., остальные в тетради)

2) А теперь попробуйте вспомнить, как и почему  зовут этого мальчика? Учитель показывает картинку с изображением Незнайки. Слайд 12

 Запишем и его имя на доске

-Какая же ещё очень важная работа есть у заглавной буквы?

(на доске под словами «Заглавная буква начинает» появляется третья  запись «имена сказочных героев). Слайд 13

Ребята  посмотрите у  вас  на  партах лежат  карточки, на которых  записаны слова в два столбика. Давайте прочтем  слова  первого столбика и второго столбика. Слайд 14

Самостоятельная работа.  Соединить названия и клички животных.

Проверьте выполнение своего  задания. Слайд 15

Какая же ещё работа есть у заглавной буквы? (на доске под словами «Заглавная буква начинает» появляется  запись:«слова – клички животных».)            Слайд 16

Прочитайте текст на доске.

Село Каменный Яр располагается на правом берегу реки Волги,

которая впадает в Каспийское море.     Слайд 17

 - Какие слова написаны с большой буквы? Почему? Что они называют?

- Какая ещё работа у заглавных букв? (появляется надпись « географические названия») Слайд 18

- Запишите  слова  с  заглавной  буквы  через  запятую.( Каменный Яр, Волга, Каспийское море)

Когда же будем писать заглавную букву в словах?

- А сейчас откроем учебник на стр. 126, найдем упр. 8.

-Прочитайте поговорки. Когда так говорят? Запишите первую поговорку.

- У кого это задание вызвало трудности?  

- Что нужно уметь и знать, чтобы выполнить это задание?

Итог урока                            Слайд 19

Проводит беседу по вопросам:

-Как вы думаете, мы выполнили поставленные задачи на уроке?

– Какие слова надо писать с заглавной буквы?

Оцените свои знания :

Кому было легко работать на уроке, поднимите радугу?

- У кого работа на уроке вызывала некоторые трудности, поднимите радугу с тучкой?

- У кого остались вопросы и недопонимания по теме урока, работать было тяжело, поднимите грозу. 

Благодарю вас за урок! Надеюсь, полученные  знания и навыки помогут вам быть грамотными и интересными в общении с окружающими.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспрессивные возможности и роль имен собственных в тексте художественного произведения (И.А. Гончаров «Обломов»)

Интегрированный урок русского языка и литературы. Имена собственные играют важную роль в структуре текста и образной системе романа Гончарова "Обломов". Они не только определяют существенные особенно...

Переход имен собственных в имена нарицательные

Проект моего выпускника, ученика 5 класса Максима Ильина. Может быть интересен учителю русского языка...

"Заглавная буква в именах собственных"

Презентация по русскому языку 1 класс...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ "Заглавная буква в именах собственных"

Данная публикация представляет собой интерактивное сопровождение урока русского языка по теме: "Заглавная буква в именах собственных".  Материал может быть использован для проведения ло...

Большая буква в именах собственных.

Открытый урок русского языка по теме: "Большая буква в именах собственных"...